Файл: Дипломная работа тема работы Статус гражданского служащего и сотрудника то рф общее и особенное.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19 такие должности как вице-директора, инспектора, досмотрщики, комиссары таможен, амбарные контролеры
26
Появление при Петре I нормативных документов регламентирующего и учредительного характера позволило повысить уровень государственного механизма. В данный период впервые сложилась нормативная система государственной службы, ее прохождение и организация.
Путем совершенствования государственного механизма и более полной проработки основных функций в 1754 году были окончательно организационно разделены таможенная и налоговая система, были ликвидированы внутренние таможни.
Теперь таможни понимались как органы, компетентные в сфере организации внешнеэкономической деятельности.
Во время правления Екатерины II происходила либерализация таможенной политики, однако ситуация контрабандного ввоза только обострилась. Это стало одной из причин реформирования таможенной системы охраны границ. В
1782 году вышел указ «Об учреждении особой Таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». По данному указу была создана пограничная таможенная стража, в основу которой заложен институт таможенных объездчиков. В состав таможенной стражи входили таможенные объездчики и пограничные надзиратели в таможнях. Прием объездчиков в стражу осуществлялся на вольнонаемных началах, также необходимо было предоставить рекомендацию с предыдущего места службы. Пограничных надзирателей назначало губернское Правление после одобрения казенной палатой и Советником таможенных дел. Стоит заметить, что назначение объездчиков и надзирателей на место осуществлялось сроком на один год, после их переводили на другое место. Как и таможни, таможенная стража находилась в подчинении казенных палат. Несмотря на то, что таможенная охрана существовала и ранее, именно при Екатерине правоохранительная функция таможенных органов была систематизирована и организованна, а также законодательно закреплена. В 1789 году был издан указ на запрет ввоза
26
Соломеин. А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики: Учебное пособие. – Спб.: ИЦ
Интермедия, 2011. – 252 с.
20 шерстяных, бумажных, шелковых и других товаров через сухопутные границы в Киеве, Могилеве, Полоцке и Екатеринославе. Как отмечается, особенностью данного указа было то, что за обнаружение или поимку контрабанды объездчику, надзирателю или таможенному служителю любого звания назначалась награда в виде конфискованного товара
27
С принятием Таможенного устава в 1819 году охрана государственной границы осуществлялась таможенной, а после пограничной службой. Для обустройства пограничной таможенной службы в 1827 году было принято положение, в соответствии с которым надзиратели таможен и их помощники являлись военнослужащими, а не гражданскими. Таможенная стража объединялась в бригады и роты, которые в свою очередь делились на отряды.
В 1857 был принят Таможенный устав, по которому можно представить в целом систему таможенных учреждений в XIX веке. Данным уставом были предусмотрены определенные требования к таможенным служащим. Одним из таких требований является назначение начальников, управляющих и членов таможни, которые уже служили в таможенной части. В обязанности таможенного начальства входило выделять среди служащих способных и усердных людей, продвигать их по службе, предоставляя более высокие должности. Впервые помимо функционала служащих упоминается и качественные требования. Также в уставе выделяется автономность и самостоятельность таможенных учреждений
28
Структура таможенных органов поменялась в 1904 году с принятием нового Таможенного устава. Согласно данному уставу в таможенную систему входили Департамент таможенных сборов, участковые и окружные таможенные управления, заставы, таможни, а также посты и пункты. Стоит отметить, что все таможенные заставы и таможни находились под надзором управляющего и состояли из канцелярских и таможенных чиновников, и из
27
Соломеин. А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики: Учебное пособие. – Спб.: ИЦ
Интермедия, 2011. – 252 с.
28
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.
21 вольнонаемных служителей и досмотрщиков. Если сопоставить доходы, которые поступали от таможни в 1913, и расходы на ее содержание, то можно сказать, что в этот период таможенная служба стала прибыльной для
Российского государства
29
Таким образом, в дореволюционное время структура таможенных органов формировалась постепенно и вполне соответствовала международному опыту по части таможенного дела. Таможенные органы выполняли несколько функций: осуществляли защиту экономических интересов России с достаточно высокой эффективностью, регулировали внешнеэкономическую деятельность, обеспечивали поступления таможенных доходов в государственный бюджет. В основном на данном этапе все правовые акты, регулирующие деятельность таможенных органов, ориентировались на фискальную функцию таможни, на поступление доходов от взимания таможенных пошлин. Однако были введены и нормативные документы, регулирующие правоохранительную деятельность.
Другими словами, на первом этапе формирования государственной службы в таможенных органах были заложены основные функции фискальная и правоохранительная, также были установлены служащие, выполнявшие данные функции.
Вторым этапом становления таможенной службы называют промежуток
1917-2003 годы. В данном периоде происходят активные изменения в системе таможенных органов России, а также в государственной службе. В зависимости от внутренних и внешних экономических потребностей и интересов государства менялся правовой статус таможенной службы, а также ее полномочия, функции и организационная структура
30
После Октябрьской революции дореволюционная концепция таможенного дела в целом и система таможенных органов ставилась под сомнение новой государственной властью. Государственная монополия, установленная на внешнюю торговлю, по сути, блокировала применение таможенно-тарифного
29
Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учеб.для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Т. Чернявский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. – 841 с.
30
Архипова, Т.Г. История государственной службы в России XVIII-XX веков: учеб. Пособие/ Т.Г. Архипова,
М.Ф. Румянцева, А.С. Сенин. - М: Изд-во РГГУ,2000.
22 регулирования, поэтому таможенный контроль стал вспомогательным инструментом в регулировании внешней торговли.
До 1918 года таможенное дело находилось под руководством
Департамента таможенных сборов, после он был переименован в Главное управление таможенного контроля. Оно подчинялось Народному комиссариату внешней торговли
31
. Интенсивное структурное развитие таможенной системы было обусловлено переходом к нэпу в начале 20-х годов. Позже на рубеже 20-
30х годов, внешняя торговля находится под государственной монополией, происходит утрата наиболее существенных функций таможенных органов, и таможни перестают быть фискальными учреждениями
32
Первыми кодифицированным союзным актом по таможенному делу становится Таможенный устав, учрежденный 12 декабря 1924 года, который стал важным событием в правовом регулировании. Он устанавливал приоритетную задачу для таможенных органов: осуществление контроля за экспортно-импортными операциями. Управление таможенным делом на всей территории СССР осуществлял Наркомат внешней торговли, его подразделениями на местах были Главное таможенное управление, Таможенно- тарифный комитет, а также иные учреждения.
Порядок приема сотрудников на службу в Главное таможенное управление осуществлялся на основании трудового законодательства и правил о государственной службе. Также Таможенным уставом были определены виды деятельности, которыми не могли заниматься таможенные служащие. К таким видам относились:
Участвовать в каких-либо мероприятиях, носящих коммерческий характер, как лично, так и через посредников;
Принимать на себя поручения и доверенности по таможенным делам от посторонних лиц;
31
Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учеб.для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Т. Чернявский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. – 841 с.
32
Габричидзе, Б.Н. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917-1991) / Б.Н.
Габричидзе, Д.М. Полежаев // Государство и право. - 1992. -№10.-С. 27-35.
23
Покупать на таможенных аукционах товары;
Принимать участие в организациях, выполняющих работ по выгрузке, погрузке, подготовке и приему грузов, почтовых посылок и пассажирского багажа
33
Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и закрепленная юридически в Таможенном кодексе 1964 года, не претерпела значительных изменений до середины 80-х годов.
С принятием Таможенного кодекса в 1964 году управление таможенным делом находилось в ведении Министерства внешней торговли и реализовывалось через Главное таможенное управление. Основными функциями были совершение таможенных операций, контроль за соблюдением монополии государства во внешней торговле и борьба с коррупцией.
Внешнеэкономические реформы пришлись на период 1986-1991 года.
Новый этап развития таможенной системы связан с попыткой преобразовать таможенную службу в новую управленческую структуру, которая функционировала бы в условиях демократического режима и свободного рынка, и уйти от монополии государства во внешней торговле. Конец второго этапа ознаменовался принятием в 1991 году Закона СССР о таможенном тарифе и нового Таможенного кодекса. Однако кардинально изменить таможенную систему, как показала практика, не получилось. Поэтому создание новых таможенных систем, как на национальном уровне, так и в странах СНГ пришлось уже на новый этап
34
Существенные изменения в системе таможенных органов появились в 1991 году с принятием Таможенного кодекса и Закона о таможенном тарифе.
Планировалось создать два координационных центра – Координационный совет по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических и
33
Таможенный устав Союза ССР от 12 декабря 1924 годаРСФСР [Электронный ресурс]: Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик,2011-2018 // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2271.htm
, (дата обращения 28.03.2018)
34
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.
24 психотропных веществ, а также Таможенно-тарифный совет. Была юридически оформлена в Таможенном кодексе уже сложившаяся трехуровневая система таможенных органов:
Таможенный комитет;
Региональные таможенные управления;
Таможни
35
Важную роль в создании таможенной службы современной России сыграли указ Президента РСФСР от 25 сентября 1991 года и Постановление
Правительства №65 «Вопросы Государственного таможенного комитета
РСФСР»
36
. В соответствии с данными актами центральным таможенным органом являлся Государственный таможенный комитет, в постановлении были прописаны его основные функции и задачи, а также структура центрального аппарата
ГТК.
Работникам таможенных органов предоставлялось государственное обязательное страхование, сохранился порядок и условия оплаты труда, оклады по персональным званиям, выплаты по выслуге лет и надбавок к должностным окладам.
К компетенции таможенных органов стали относится осуществление расследования в форме дознания по делам о контрабанде, производства неотложных следственных действий. Большое значение имеет Указ
Президента от 25 октября 1994 года, в котором прописано, что
Государственный таможенный комитет является федеральным органом власти и осуществляет руководство таможенным делом на территории Российской
Федерации
37
. Кроме уже имеющихся функций, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации в 1999 году, ГТК «организует борьбу с
35
Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учеб.для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Т. Чернявский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. – 841 с.
36
Постановление правительства РСФСР от 26 декабря 1991г.№ 65. Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР [Электронный ресурс]: Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации,2005-2018.// http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=8&nd=102013809
, (дата обращения 30.03.2018)
37
Указ Президента РФ от 25.10.1994 № 2014 (ред. от 16.09.1999) «Об утверждении Положения о
Государственном таможенном комитете Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4832/
(дата обращения
30.03.2018)
25 нарушением таможенных правил, административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской
Федерации, а также с иными административными правонарушениями, рассмотрение дел по которым осуществляют таможенные органы Российской
Федерации»
38
Второй этап становления государственной службы в таможенных органах характеризуется неустойчивым положением функционала. На начальных порах этого периода таможенная служба практически утратила свою фискальную функцию по причине государственной монополии, и основной стала выделяться правоохранительная. Позже в 80-90-х годах были предприняты попытки к совершенствованию таможенной системы для ее функционирования в условия свободной торговли. Однако на тот момент попытки не увенчались успехом. Стоит заметить, что на втором этапе были определены требования к таможенным служащим, а также установлен центральный таможенный орган
ГТК и трехуровневая иерархия таможенных органов.
Третий этап развития таможенной службы начался в 2003 году и длится по настоящее время. Наиболее важным обстоятельством начала данного период было принятие Таможенного кодекса Российской Федерации 28 мая 2003 года
39
. Были определены система, функции, обязанности, ответственность и правомочия таможенных органов. В соответствии с законодательством таможенные органы представляли собой единую централизованную систему.
Сохранилась трехуровневая иерархия таможенных органов.
В этот период таможенная система продолжает реформироваться.
Государственный Таможенный комитет был преобразован в Федеральную таможенную службу Указом Президента Российской Федерации в 2004 году
40 38
О внесении изменения в Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014. Указ Президента
Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1235 [Электронный ресурс]:Администрация Президента России 2018 год http://www.kremlin.ru/acts/bank/14423
(дата обращения 30.03.2018)
39
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. № 61-ФЗ [Электронный ресурс]: Система
ГАРАНТ // http://base.garant.ru/5758424/
(дата обращения 28.03.2018)
40
Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/
(дата обращения 30.03.2018)
26
До 2006 года ФТС находилась в ведении Министерства экономического развития и торговли. После Указа Президента Российской Федерации в 2006 году ФТС приобрела статус органа исполнительной власти, перешла в ведение
Правительства Российской Федерации, а также стала осуществлять выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в таможенном деле
41
Одним из важных аспектов в развитии службы в таможенных органах является создание таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года. Таможенный кодекс таможенного союза, который вступил в силу 1 июля 2010 года, делает акцент на правоохранительную деятельность таможенных органов
42
. В статье 7 прописаны основные задачи таможенных органов при выполнении правоохранительной функции: дознание по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей, контрабанды; осуществление оперативно-розыскной деятельности; ведение административного процесса по делам об административных правонарушениях. Также правоохранительная структура была подвержена реформированию при вступлении России во
Всемирную торговую организацию. Роль и место таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны существенно повысились.
Таможенная система России подверглась некоторым изменениям в связи с требованиями вступления в ВТО. Выполнив данные условия, Российская таможенная система стала соответствовать определенным международным стандартам. По мнению некоторых исследователей, постепенно система государственного контроля в таможенных органах будет смещаться на посттаможенный контроль
43
На данный момент, таможенные органы развиваются в соответствии со
Стратегией развития Федеральной таможенной службы
44
. Активно внедряются
41
Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ // http://base.garant.ru/12146831/
(дата обращения 28.03.2018)
42
Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/
(дата обращения 30.03.2018)
43
Симонов Н.Е. Вступление России в ВТО: Таможенный аспект экономической безопасности // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 44
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]:
[офиц.сайт] / Федеральная таможенная служба,2004-2015. - Режим доступа:
27 в работу таможни электронные технологии для улучшения качества предоставляемых услуг, повышения уровня защиты экономических интересов
РФ, сотрудничества с другими странами и т.д. Основными направлениями развития таможенных органов в стратегии выделены минимизация фискальных рисков, связанных с упрощением таможенных процедур совершенствование правоохранительной деятельности в разрезе борьбы с контрабандой, административными правонарушениями и т.д., а также развитие кадрового потенциала.
Особенностью третьего этапа можно назвать четкое формулирование функций и задач таможенных органов. Единая система таможенных органов была закреплена законодательно, а также выделены основные направления совершенствования таможенной службы.
Вывод: таким образом, проведя анализ исторического развития таможенной службы, можно сделать вывод, что функции таможенных органов совершенствовались и видоизменялись постепенно, от одного этапа к другому. Формирование структуры происходило на протяжении всего времени становления государства, и при этом имело основную цель – защиту национальных экономических интересов государства. Немаловажной являлась и функция сбора платежей для доходной части бюджета страны. Задачи, решаемые таможенными органами, по всему своему разнообразию весьма специфичны и, в какой-то мере, уникальны. Так, по мере развития, за таможенными органами закрепились функции по организации таможенного дела, обеспечению экономической безопасности страны, осуществлению валютного контроля, оперативно-розыскную деятельность. На данный момент, под системой таможенных органов можно понимать целостную, единую, иерархическую структуру таможенных органов и учреждений, которые динамично развиваются, имеют определенные функции и задачи. Возможно, именно устоявшиеся за всю историю правоохранительные и фискальные http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content&view=article
(дата обращения
01.04.2018).