Файл: Дипломная работа тема работы Статус гражданского служащего и сотрудника то рф общее и особенное.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28 функции таможенных органов и их равное значение послужили причиной выделения гражданской и правоохранительной службы.
1 2 3 4 5 6
1.2 Законодательное регулирование государственной службы в
таможенных органах
Как и любая сфера человеческой деятельности, государственная служба в таможенных органах регулируется на законодательном уровне. Нормативно- правовые акты регулируют порядок прохождения государственной службы и иные связанные с этим аспекты. В систему правового регулирования службы в таможенных органах входят:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон «О системе государственной службы
Российской Федерации»№ 58 от 27.05.2003 45
;
3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» № 79 от 27.07.2004 46
;
4. Федеральный закон
«
О службе в таможенных органах Российской
Федерации»№ 114 от 21.07.1997 47
;
5. Указы Президента РФ;
6. Постановления Правительства РФ;
7. Нормативно-правовые акт ФТС.
В соответствии с ФЗ №58 «О системе государственной службы в
Российской Федерации» государственная служба – «это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий Российской
Федерации; федеральных органов государственной власти; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ; лиц, замещающих должности,
45
Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
(дата обращения 01.04.2018)
46
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
(дата обращения 01.04.2018)
47
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ // http://base.garant.ru/11900786/
(дата обращения 01.04.2018)
29 устанавливаемые Конституцией РФ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и субъектов РФ»
48
Особое значение в формировании государственной службы в таможенных органах сыграл Федеральный закон № 78, принятый 30 июня 2002 года. В 2002 году часть сотрудников таможенных органов были переведены на условия федеральной государственной службы. С принятием Федерального закона № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской
Федерации на иные условия службы (работы)»
49
были введены должности государственных гражданских служащих. Данный закон внес существенные изменения в службу в таможенных органах. После его принятия в ГТК стали поступать обращения от руководителей таможен и должностных лиц о том, что возникли проблемы с переводом сотрудников на условия федеральной государственной службы
50
. В основном эти проблемы касались отсутствия регулирующей нормативной базы, порядка присвоения классных чинов, исчисления стажа работы и т.д. И так как, на тот момент Закон о службе в таможенных органах никак практически не регламентировал деятельность государственных гражданских служащих, появилась необходимость создания нормативно-правовых актов, которые бы определяли условия поступления, прохождения и увольнения со службы в таможенных органах после перехода на новые условия службы.
В ФЗ №114 служба в таможенных органах выделяется как особый вид государственной службы, на которой граждане РФ осуществляют
48
Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
(дата обращения 01.04.2018)
49
Федеральный закон «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30.06.2002 № 78-ФЗ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37361/
(дата обращения 05.04.2018)
50
Письмо ГТК РФ от 10 декабря 2002 г. № 01-06/49127 О переводе сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ // http://base.garant.ru/777562/
(дата обращения 05.04.2018)
30 профессиональную деятельность по реализации прав, обязанностей и функций таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов страны.
Функции, выполняемые таможенными органами, достаточно обширны и специфичны, и это является особенностью таможенной службы, что характеризует ее как особый вид государственной службы. Одной из основных функций является фискальная, она связана с контролем правильности исчисления и своевременной выплаты таможенных платежей, учетом задолженностей по уплате платежей, контроль за таможенной стоимостью и т.д.
Еще одной главной функцией является правоохранительная, подразумевающая под собой рассмотрение и производство дел об административных правонарушениях, оперативно-розыскная деятельность, борьба с контрабандой, пресечение незаконного ввоза оружия, наркотических и психотропных веществ и т.д. Правоохранительная деятельность направлена на обеспечение экономической безопасности страны, а также безопасности граждан.
Помимо данных функций, существует нормотворческая функция по разработке правовых актов в сфере таможенного дела и в рамках компетенции
ФТС.
Статистическая функция представляет собой предоставление таможенной службой статистики внешней торговли. Взаимодействие с юридическими и физическими лицами, другими государственными органами, обеспечение внедрения и использования в деятельности таможенных органов технических средств и информационных систем, деятельность по подбору, подготовке и переподготовке кадров
51
Проанализировав выделенные функции, можно сказать, что нельзя отнести таможенную службу только к какому-то определенному органу:
51
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.
31 правоохранительному или исполнительному органу государственной власти
52
Вместе с тем, на законодательном уровне федеральным законом №114 таможенные органы отнесены к правоохранительным органам.
В таможенных органах государственная служба представлена службой в правоохранительных отделах и государственной гражданской службой. Однако стоит отметить, что в последней редакции федерального закона «О системе государственной службы» в системе государственной службы правоохранительная отнесена к государственной службе иных видов. В редакции 2015 года она выделялась как отдельный вид
53
Государственная гражданская служба не только отнесена к определенному виду службы, но и регулируется непосредственно законом о гражданской службе. Так в ФЗ № 79 дано определение государственной гражданской службе. Государственная гражданская служба – «это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан
РФ, занимающих должности государственной гражданской службы, по обеспечению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов
РФ»
54
В соответствии с ФЗ №114, в таможенных органах существует две должностных категории:
Сотрудники таможенных органов, которым присвоены специальные звания
Федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов
52
Антропова М.А. Таможенная служба как специальный вид федеральной государственной службы и система принципов ее функционирования// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право.-
2008.- № 1. – С. 157-168 53
Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
(дата обращения 05.04.2018)
54
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
(дата обращения 05.04.2018)
32
И если деятельность государственных гражданских служащих регулируется непосредственно законом о государственной гражданской службе, то сотрудники законодательно не отнесены какому-либо виду службы.
В тоже время, очевидно, что служба на должности сотрудника является правоохранительной службой и называется особым видом, так как ей действительно характерен особый порядок прохождения и особый правовой статус сотрудников.
Федеральный закон «О системе государственной службы» выделяет следующие принципы построения и функционирования государственной службы, которые характерны, в том числе, и для таможенных органов:
1. Федерализм.
Данный принцип обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение разграничения предметов ведения и полномочий, указанных в Конституции РФ;
2. Законность;
3. Права и свободы человека и гражданина, их действие, обязательность их соблюдения, признания и защиты являются приоритетом;
4. Всем гражданам обеспечен равный доступ к государственной службе;
5. Единство организационных и правовых основ государственной службы.
Существует единый подход к организации государственной службы, который закреплен на законодательном уровне;
6. Взаимосвязь муниципальной и государственной службы;
7. Профессионализм и компетентность служащих;
8.Государственная служба должна быть открыта и доступна общественному контролю, предоставлять объективную информацию о деятельности служащих;
9.Обеспечение защиты от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность государственных служащих.
Данные принципы обеспечиваются всеми федеральными законами о видах государственных служб. Помимо основных, могут быть добавлены и другие принципы, которые учитывали бы особенности того или иного вида
33 службы.
Основные принципы построения и функционирования государственной службы присущи как государственной гражданской службе, так и службе в правоохранительных подразделениях таможенных органов. В законе о службе в таможенных органах не выделены особые принципы, которые были бы характеры только для сотрудников таможенных органов. Но стоит заметить, что принципы, указанные в ФЗ № 79 для гражданской службы, можно применять и к правоохранительной. Так, например, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина является основополагающим не только для гражданской службы и таможенных органов, но и для граждан, организаций и т. д. в целом. В соответствии с Конституцией РФ права и свобода человека и гражданина является наивысшей ценностью, и их соблюдение и защита – обязанность государства, а также государственных служащих и т.д. Такой принцип как единство государственной службы РФ обеспечивает связь гражданской службы и государственной службы иных видов. Это прописано в 6 ст. ФЗ № 79, где помимо данного принципа взаимосвязь обеспечивается соотношением условий и оплаты труда и социальных гарантий, ограничениями и обязательствами при прохождении различных видов государственной службы, учетом стажа службы и условиями пенсионного обеспечения граждан РФ
55
Закон о системе государственной службы выделяет несколько видов должностей государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами:
Воинские должности;
Должности федеральной государственной гражданской службы;
Должности государственной гражданской службы субъектов РФ;
Должности иных видов федеральных государственных служб.
Должности в таможенных органах определяют права и обязанности служащего, а также круг обязанностей. Перечень квалификационных
55
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
(дата обращения 10.04.2018)
34 требований на замещение какой-либо из должностей государственных служб устанавливается федеральными законами и другими правовыми актами.
Разделение должностей на группы и категории регламентируется также федеральными законами. Так, например, должности гражданской службы в ст.
9 ФЗ № 79 делятся на такие категории как:
1. Руководители
2. Помощники
3. Специалисты
4. Обеспечивающие специалисты
Помимо категорий, должности гражданской службы также делятся на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. Основное отличие должности руководителя – это наличие широких административно- распорядительных полномочий совершать определенные действия, которые имеют юридические последствия. Такими могут быть издание правовых актов, применение мер дисциплинарного воздействия и поощрения, принятие и увольнение работников
56
Также руководители могут самостоятельно принимать граждан на должности помощников из числа доверенных лиц.
Полномочия помощника прекращаются по окончании срока замещения государственной должности или должности руководителя, с которым помощник работал. Для профессионального обеспечения выполнения таможенными органами определенных функции и задач выделена такая должностная категория, как специалист.
Так же, как и в гражданской службе, существуют должности сотрудников таможенных органов. В ст. 5 Закона о службе в таможенных органах выделены следующие должностные группы:
Младший состав
Средний начальствующий состав
Старший начальствующий состав
Высший начальствующий состав
56
Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации/ под общ. ред. А.В.
Зубача– М.: «Деловой двор», 2014. – 528 с.
35
Перечень должностей высшего начальствующего состава устанавливается
Президентом РФ, остальные приказом ФТС РФ.
Соблюдение законодательства РФ о государственной службе в таможенных органах находится под государственным контролем и надзором.
Контроль осуществляет Правительство РФ, руководители ФТС и начальники таможенных органов. Это прописано в ст. 57 Закона о службе в таможенных органах. Несмотря на то, что ФТС РФ является федеральным органом исполнительной власти, который находится в ведении Министерства финансов
РФ
57
, надзорным органом является Правительство РФ, оно стоит первым перечне контролирующих органов и является, по сути, главным. Относительно контроля за прохождением государственной службы со стороны начальников таможенный органов, то также стоит упомянуть Дисциплинарный устав таможенной службы РФ
58
. В соответствии с данным уставом начальник осуществляет постоянный контроль за исполнением подчиненными должностных обязанностей, а также несет ответственность за состояние служебной дисциплины. Можно сказать, что контроль за соблюдением законодательства о службе в таможенных органах вытекает из должностных обязанностей начальника таможенного органа. Также не маловажную роль в контроле за прохождением службы в таможенных органах играет кадровая служба. Из положений того же устава среди всех функций кадровой службы подчеркивают организацию и инспектирование таможенных органов, а также непосредственный контроль за прохождением службы.
В ст. 58 Закона о службе в таможенных органах указано, что надзор за исполнением законодательства о службе в таможенных органах осуществляет
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Надзор основывается на приказах Генерального прокурора, базой для которых является
57
Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152009/19b5b39126f6b256887abbe1be715fcae1d869fc/
(дата обращения 15.04.2018)
58
Указ Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы
Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20957/
(дата обращения 16.04.2018)