Файл: Дипломная работа тема работы Статус гражданского служащего и сотрудника то рф общее и особенное.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36
Закон о прокуратуре
59
. Обязанности по организации прокурорского надзора возложены на Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере
60
Таким образом, прохождение государственной службы в таможенных органах в основном регламентируется Федеральными законами «О государственной гражданской службе», «О службе в таможенных органах», «О системе государственной службе Российской Федерации». В силу многофункциональности деятельности таможенная служба является особым видом государственной службы, законодательное регулирование которой осуществляется многими нормативно-правовыми актами. Но стоит также отметить, что Закон о гражданской службе регулирует гражданскую службу в целом и не учитывает особенности и специфику деятельности таможенных органов. А Закон о службе в таможенных органах хоть и ориентирован именно на данную специфику, но регламентирует только деятельность сотрудников, как правоохранительной службы. Другими словами, единого нормативно- правового акта, который бы регулировал все виды государственной службы в таможенных органах с учетом особенностей их деятельности, на сегодняшний день не существует.
1.3 Правовой статус государственного гражданского служащего и
сотрудника в таможенных органах
В силу определенного перечня функций, которые выполняют таможенные органы, таможенная служба является особым видом государственной службы.
Как уже было отмечено ранее, в таможенных органах присутствуют два вида государственных служащих: государственный гражданский служащий и сотрудник таможенных органов. Во многом правовой статус данных категорий
59
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1[Электронный ресурс]:
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/
(дата обращения 16.04.2018)
60
Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.01.2009 № 1 «Об управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12065310/
(дата обращения 16.04.2018)
37 во многом схож, но также по причине специфики выполняемой ими деятельности правовой статус гражданского служащего отличается от сотрудника.
Основами правового статуса государственных служащих в системе таможенных органов являются положения Всеобщей Декларации прав человека, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства. Правовой статус государственных гражданских служащих закреплен такими законодательными актами, как Федеральный закон
«О государственной гражданской службе» и Приказ ФТС «Об утверждении служебного распорядка ФТС России»
61
. Статус сотрудников регулируется законом о службе в таможенных органах.
В таможенных органах большую часть составляют гражданские служащие.
Данный факт прослеживается в таможенных органах в целом и в отдельных подразделениях. Это можно увидеть даже на примере Томской таможни
62
(табл.
1).
Таблица 1. Структура Томской таможни
Категория
Количество единиц
В% к общему числу
Сотрудники
47 22%
Гражданские служащие
140 65%
Работники
29,5 13%
Общая численность штата
216,5 61
Приказ ФТС России от 18.09.2006 № 891 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Служебного распорядка ФТС
России» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63832/41c55095de6fdccdcebd73bf2833eb194df85337/
(дата обращения 19.04.2018)
62
Сведения о структуре Томской таможни по состоянию на 01.01.2016
38
В ст. 13 Закона о государственной гражданской службе дано определение гражданского служащего. Гражданский служащий – гражданин
РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющий профессиональную деятельность согласно акту о назначении на должность и служебному контракту, а также получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета
63
В ст. 6 Закона о службе в таможенных органах определено, что сотрудником таможенных органов может являться гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста и способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья и уровню образования выполнять функции, возложенные на таможенные органы
64
Общие черты правового статуса двух категорий служащих таможенных органов обеспечиваются принципами государственной службы, которые были указаны ранее. Общим положением, характерным обеим категориям должностных лиц, являются права, определяющие правовой статус. К ним относят:
1)
Права должностных лиц таможенных органов, которые присущи как государственным гражданским служащим, так и сотрудникам правоохранительных подразделений таможенных органов. Данные права перечислены в ст. 19 «Права таможенных органов», а также в ст. 20 «Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов таможенных органов» и ст. 21 «Права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем» Федерального закона «О
63
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
(дата обращения 19.04.2018)
64
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ //
http://base.garant.ru/11900786/
(дата обращения 19.04.2018)
39 таможенном регулировании»
65
. Должностные лица таможенных органов имеют право:
В целях обеспечения соблюдения лицами таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства РФ о таможенном деле принимать меры, предусмотренные данными актами;
Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на осуществление определенных действий и деятельность в таможенной сфере;
Привлекать лиц к административной ответственности;
Получать от организаций, физических лиц и государственных органов необходимую информацию;
Производят документирование, аудио- и видеозапись, фото- и киносъемку событий, которые связаны с ввозом или вывозом товаров, хранения товаров и т.д.
2)
Права, обеспечивающие служебную деятельность. К таким правам относятся:
Ознакомление с документами, в которых указаны права и обязанности должностного лица;
Получение необходимых для исполнения должностных обязанностей информации и материалов;
Обеспечение необходимых для исполнения обязанностей организационно-технических условий;
Доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации в связи с исполнение обязанностей замещаемой должности.
3) Права, связанные с продвижением по службе:
Участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности;
Получить дополнительное профессиональное образование.
65
Федеральный закон от 27.11.2010 № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/
(дата обращения 19.04.2018)
40 4) Права, регулирующие влияние служащего на прохождение службы:
Ознакомится с материалами личного дела, отзывами о его деятельности и прочими документами, до момента их внесения в личное дело;
Возможность приобщить свои объяснения к личному делу.
5) Права, регулирующие социальное положение:
Оплату труда и прочие выплаты;
Защиту сведений о служащем;
Предоставления отдыха, выходных и праздничных нерабочих дней;
Медицинское страхование;
Защиту жизни и здоровья служащего и членов его семьи;
Пенсионное обеспечение;
Членство в профсоюзе.
Несмотря на то, что право на отдых, выходные и праздничные дни не прописаны в статье о правах сотрудника, они содержатся в отдельной пятой главе ФЗ № 114 «Условия службы в таможенных органах»
66
и в Приказе
Федеральной таможенной службы "Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации"
67
Поэтому мы отнесли право на отдых к общим правам. Медицинское обслуживание и страхование также относится к правам сотрудника. До 2013 года оно также регулировалось Законом о службе в таможенных органах пятой главой. На данный момент порядок предоставления медицинского страхования и обслуживания прописан в ст. 10 Федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации»
68
и Распоряжении ФТС России «О медицинском обслуживании
66
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ //
http://base.garant.ru/11900786/
(дата обращения 20.04.2018)
67
Приказ Федеральной таможенной службы от 18 сентября 2006 г. № 892 «Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ //
http://base.garant.ru/12150432/
(дата обращения 20.04.2018)
68
Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 № 283-
41 сотрудников таможенных органов Российской Федерации»
69
. Защита жизни и здоровья сотрудника также не прописаны прямым текстом в его правах, однако, такая защита предоставляется. Она регулируется ст. 42 Закона о службе в таможенных органах, а также п.12-13 ст. 19.1 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
70
, распространяющегося на обе категории госслужащих таможенных органов.
Также помимо прав к общим положениям правового статуса гражданских служащих и сотрудников относят общие обязанности.
6)
Обязанности, связанные с поддержанием служебной дисциплины и принципами государственной службы:
Обеспечение соблюдения Конституции РФ и прочих правовых актов;
Соблюдение правил внутреннего распорядка, установленных в таможенном органе, а также порядок обращения со служебной информацией и выполнение должностной инструкции;
Выполнять распоряжения и приказы начальников таможенных органов в рамках своих полномочий, кроме заведомо незаконных.
Обеспечение защиты и соблюдения прав и законных интересов граждан;
7)
Обязанности, связанные с государственной тайной. В обязанности, как сотрудника, так и гражданского служащего входит хранение государственной и прочей охраняемой законом тайны, не разглашение сведений, которые стали ему известны в процессе выполнения своих должностных обязанностей.
8)
Обязанности, регулирующие поддержание необходимого для исполнения должностных обязанностей уровня квалификации.
ФЗ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140178/
(дата обращения 20.04.2018)
69
Распоряжение ФТС России от 26.09.14 № 276-р «О медицинском обслуживании сотрудников таможенных органов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: [офиц.сайт]/ Федеральная таможенная служба,2004-
2015. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20352:----260914--
276--q-------q&catid=461:2015-01-15-07-28-34&Itemid=2578
(дата обращения 20.04.2018)
70
Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ
//
http://base.garant.ru/10104593/
(дата обращения 20.04.2018)
42 9)
Условия поступления на службу, определенные п. 1 ст. 6 Закона о службе в таможенных органах и ст. 21 Закона о государственной гражданской службе. Данные законы устанавливают общие требования и к сотрудникам, и к государственным служащим одинаковы. Это достижение совершеннолетнего возраста, а также соответствие определенным квалификационным требованиям.
10) Запреты, связанные с прохождением государственной службы.
Проанализировав запреты, установленные для гражданских служащих и сотрудников, мы можем сделать вывод, что большинство из них схожи.
Должностным лицам таможенных органов запрещено:
Осуществлять предпринимательскую деятельность, как от своего лица, так и через третьи лица;
Заниматься иной оплачиваемой деятельностью, которая финансируется только за счет средств международных организаций, иностранных государств, а также иностранных граждан;
Замещать должности в органах местного самоуправления, федерального органа;
Быть членом попечительского совета некоммерческой иностранной организации, членом управления коммерческой организации;
Являться представителем третьих лиц в таможенных органах;
Получать денежные вознаграждения, подарки, услуги и прочие вознаграждения от физических и юридических лиц;
Использовать государственное имущество, финансовые средства, материально-технические средства и служебную информацию в неслужебных целях;
Получать награды, специальные и почетные звания иностранных государств без разрешения;
Использовать в интересах общественных объединений, политических партий служебное положение;
43
Состоять в близком родстве с должностным лицом, если имеет место подконтрольность одного другому и непосредственная подчиненность в одном таможенном органе.
11) Основания прекращения службы в таможенных органах. Данные оснований для гражданских служащих и сотрудников являются общими:
Государственный служащий может быть уволен по собственному желанию;
В случае окончания срока действия служебного контракта. Для гражданских служащих данное основание применяется в случае заключения срочного контракта;
Перевод в другой государственный орган;
Выход из гражданства РФ;
По инициативе представителя нанимателя;
В случае отказа государственного служащего от перевода на другую должность по состоянию здоровья;
Призыв на военную службу;
Из заключения врачебной комиссии на основании ограниченной годности или негодности к службе в таможенных органах;
Осуждение за преступление на основании решения суда;
Нарушение запретов, служебной дисциплины;
В случае невозможности перевода на иную должность в таможенном органе.
Таким образом, мы видим, что правовой статус сотрудника и гражданского служащего имеет достаточное количество общих черт. По большей части они обусловлены принципами и общими требованиями государственной службы в таможенных органах. Рассмотрев общие положения, мы можем перейти к отличительным особенностям правового статуса двух категорий государственных служащих.
1)
Законодательное регулирование.
Как отмечалось ранее, законодательно правовое положение гражданского служащего регулируется
44
Законом о государственной гражданской службе, а сотрудника – Законом о службе в таможенных органах. Однако на гражданских служащих распространяется действие трудового законодательства в части не урегулированной ФЗ № 79 71
. В то время как деятельность сотрудников регулируется только Законом о службе в таможенных органах.
2)
Присвоение гражданским служащим классных чинов, сотрудникам
– специальных званий.
Классный чин гражданского служащего в таможенных органах – это чин, присваиваемый по результатам государственного квалификационного экзамена или на основании аттестации, который соответствует служебному положению, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, а также принадлежности в ФТС России и заслугам.
Выделяют пять наименований классных чинов: секретарь, референт, советник, государственный советник РФ, действительный государственный советник. При этом в каждом классе имеется по три ступени – 1,2 и 3-ий класс.
Старшинство классных чинов определяется законом в соответствии с установленными группами. Так секретарь относится к младшей группе, референт к старшей группе, советник к ведущей группе, государственный советник к главной, а действительный государственный советник включен в высшую группу. О присвоении классного чина в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего вносится запись.
В отличие от гражданских служащих, сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания, к которым добавляется фраза, характеризующая вид службы:
1. Прапорщик таможенной службы;
2. Старший прапорщик таможенной службы;
3. Младший лейтенант таможенной службы;
4. Лейтенант таможенной службы;
71
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
(дата обращения 20.04.2018)
45 5. Старший лейтенант таможенной службы;
6. Капитан таможенной службы;
7. Майор таможенной службы;
8. Подполковник таможенной службы;
9. Полковник таможенной службы;
10. Генерал-майор таможенной службы;
11. Генерал-лейтенант таможенной службы;
12. Генерал-полковник таможенной службы;
13. Действительный государственный советник таможенной службы
РФ
72 3)
Сотрудник имеет право на увеличение размера денежного довольствия с учетом результатов службы, уровня квалификации и выслуги лет, продвижение по службе. Это право связано с продвижением по службе, и, несмотря на то, что данная группа отнесена к общим правам, оно является отличительной особенностью для сотрудников.
4)
Часть прав, регламентирующих влияние должностного лица на прохождение службы. Для государственного служащего отличными правами будут:
Проведение служебной проверки по заявлению служащего;
Защита законных интересов и прав на гражданской службе, в том числе обжаловать их нарушение в суде;
Рассмотрение индивидуальных споров по службе.
Индивидуальный служебный спор – это неурегулированные разногласия между гражданским служащим и представителем нанимателя по вопросам служебного контракта и применения законов о гражданской службе.
Данные права не предусмотрены для сотрудников таможенных органов.
Однако Законом о службе в таможенных органах закреплено право, свойственное только сотрудникам:
72
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ // http://base.garant.ru/11900786/
(дата обращения 22.04.2018)