Файл: Дипломная работа тема работы Статус гражданского служащего и сотрудника то рф общее и особенное.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55 целесообразность.
Содержание большого количества сотрудников подразумевает под собой большую финансовую нагрузку на федеральный бюджет. У сотрудников в силу специфики работы есть определенные государственные преференции.
Естественно, так как отсутствует целесообразность, часть сотрудников перевели на государственную службу».
Аналогичное мнение имеют и гражданские служащие: «Это правительственное решение, что часть сотрудников перевели на федеральную государственную гражданскую службу. Возможно, это обусловлено экономической точкой зрения. Я так подразумеваю, что это произошло из-за сокращения расходов на содержание».
Так как в литературе практически ничего не сказано о причинах разделения государственных служащих таможенных органов на сотрудников и государственных гражданских служащих, возможно, именно выполнение функций разной направленности и экономическая целесообразность содержания всех в качестве сотрудников привела к образованию нового вида государственной службы.
Правовой статус сотрудников и гражданских служащих имеет ряд особенностей.
Поэтому следующее, что мы спросили у экспертов: «Каковы, на Ваш взгляд, особенности правового статуса гражданских служащих и сотрудников, социального статуса? Есть ли существенные отличия?» Основными отличиями данных категорий государственных служащих эксперты называют разное социальное обеспечение, а также специфика деятельности сотрудников и гражданских служащих.
Так, сотрудник Томской таможни выделяет следующие отличия:
«Существует разница по, скажем так, определенным обязательствам, которые накладывают статус госслужащего и статус сотрудника. Это две разные вещи.
Сотрудники – это лица, изначально приравненные к военнослужащим. Если ты, приравнен к военнослужащим, т.е. ты носишь погоны или носишь офицерское звание, там совершенно другой спрос, нежели как у гражданских служащих.
56
Отличия есть также в размере заработной платы, причем они имеются и у тех, и у других».
Гражданские служащие также называют основными отличиями разницу в социальном обеспечении: «Социальные льготы после принятия федерального закона в 2002 году были для сотрудников, послабления по оплате коммунальных платежей. Также сотрудникам оплачивается проезд к месту проведения отпуска, на самого сотрудника и члена его семьи один раз в год. Ну и самое важное, что волнует всех государственных служащих – это пенсия, которая предоставляется по выслуге лет, а у государственных служащих при достижении пенсионного возраста. При этом пенсия государственного служащего именно в федеральном органе равна практически социальной пенсии, т.е. небольшого размера. А пенсия сотрудников она приближена к военной, т.е. она выше обычной пенсии и гораздо раньше назначается. Особое различие, когда лет 7, наверное, назад в разы увеличили оклады и все денежные содержания сотрудников по сравнению с государственными служащими».
Также, в дополнение к сказанному, в качестве существенного отличия гражданские служащие выделяют служебные контракты. С государственными служащими, по большей части, заключаются бессрочные контракты. Причиной увольнения может быть собственное желание или увольнение по объективным причинам. С сотрудниками заключаются срочные контракты на 1 год, 3 года, 5 лет и т.д. В данном аспекте бессрочный контракт является преимуществом гражданских служащих. «Как объясняли наши кадровые службы, что госслужащие хорошо защищены Федеральным законом № 79 «О государственной гражданской службе», их практически невозможно уволить. С сотрудниками в этом плане «проще», с ними могут не продлить контракт, могут не пройти военно-врачебную комиссию, сними это гораздо строже, чем с госслужащими. Т.е. в плане стабильности государственная служба имеет преимущество».
По поводу наличия существенных отличий статуса гражданских служащих и сотрудников также высказывается начальник кадровой службы:
57
«Существенные отличия, конечно же, есть. К примеру, по пенсионному обеспечению. Сотрудники имеют право на пенсионное обеспечение по выслуге лет. Сейчас она составляет 20 лет. Т.е. после 20 лет службы сотрудник имеет право получать пенсию по выслуге лет. У гражданских служащих такого нет. У них общие требования, для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет. К тому же сейчас в пенсионное законодательство внесены изменения: при поступлении на государственную службу возраст выхода на пенсию увеличивается. Также у сотрудников есть много льгот, такие как оплачиваемый проезд в отпуск.
Понятно, что это обусловлено условиями службы. У большинства сотрудников служба связана с риском, и государство подобными льготами компенсирует это».
К наиболее явным отличиям относят именно положения, связанные с социальными гарантиями. Эксперты указывают, что по социальному статусу у сотрудников больше привилегий, нежели у гражданских служащих. Однако при этом подтверждают, что связаны они со спецификой деятельности двух категорий государственных служащих.
Исходя из различий правового положения сотрудников и гражданских служащих, можно выявить ряд проблем.
Третий вопрос заключался в следующем: «Исходя из различий, какие проблемы Вы можете обозначить? По правовому статусу, социальным аспектам, коммуникативным составляющим между работниками». На практике эксперты выделяют следующие проблемы. Начальник кадровой службы утверждает: «Проблемы конечно есть. Есть сотрудники и гражданские служащие, у них разный уровень социального обеспечения, и это конечно влияет. Даже если взять командировочные расходы, при выполнении одинаковых задач сотрудником и гражданским служащих. Уровень оплаты командировочных несколько разный, и в основном в пользу сотрудников.
Например, у сотрудников командировочные расходы 300 руб., а у служащего
100 руб., хотя выезжают и выполняют одну и ту же задачу».
58
Гражданские служащие также выделяют в качестве основной проблемы социальное обеспечение: «Люди, которые непосредственно участвуют в процессе всего таможенного контроля, досмотра, контроля за товарами, за их перемещениями, за транзитом, за физическими лицами в аэропорту, за изъятием холодного оружия и каких-то иных вещей, получают гораздо меньше, чем те, кто за ними осуществляет последконтроль или на других направлениях.
То, что касается таможенной службы, на мой взгляд, то, что связанно именно с декларированием и оформлением является гораздо более важным, это однозначно должно оплачиваться высоко».
Как возможную теоретическую проблему выделяют коммуникативную.
Как предполагает сотрудник Томской таможни: «Проблемы могут возникнуть в силу каких-то человеческих качеств, у каждого, независимо от статуса. Здесь уже просто личностные качества каждого человека. Т.е. если человек нормально ориентируется в социуме, если имеет коммуникативные навыки, он может быть как там, так и здесь. Если у человека проблемы с коммуникативными навыками, другими словами, он не может нормально общаться с людьми, то будут проблемы. Это не зависит от статуса госслужащего и сотрудника».
Также экспертам был задан дополнительный вопрос: «Есть ли сложности при переходе из сотрудников в государственные гражданские служащие?» Ответы всех экспертов сошлись на том, что проблем при переходе не возникает. В практике Томской таможни переходы из одной категории в другую уже осуществлялись. Начальник отдела кадров также уточняет: «Пакет документов, конечно, разный, но это никак не влияет».
В основном проблемы связаны именно с социальным обеспечением.
Проблем, с которыми столкнулись таможенные органы после введения
Федерального закона «О денежном довольствовании…», при переходе из сотрудников в гражданские служащие и наоборот, на сегодняшний день нет. В
2002 году они были обусловлены отсутствием регулирующего законодательства.
59
И последним вопросом, заданным экспертам, был: «Можете ли Вы предложить возможные решения обозначенных проблем?» Наиболее общим возможным решением выделенной проблемы в социальном обеспечении уравнивание положения сотрудников и гражданских служащих.
Начальник кадров полагает: «Для решения, возможно, нужно привести всех к равным показателям социального обеспечения, чтобы не было никому обидно».
Таким образом, мы видим, что основные отличия, выделяемые экспертами, заключаются в специфике выполняемых функций, а также в социальном обеспечении. На практике по причине различия статусов гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, самой волнующей проблемой является разница в социальном обеспечении двух категорий. По большей части, эту разницу ощущают именно гражданские служащие, так как социальные гарантии приходятся не в их пользу. Однако, с точки зрения закона, это также отмечают эксперты, государственные гражданские служащие в большей степени защищены на законодательном уровне в плане прохождения службы.
Но, несмотря на существенные отличия, каких-либо коммуникативных проблем между гражданскими служащими и сотрудниками эксперты не назвали.
2.2 Проблемные аспекты статуса гражданского служащего и
сотрудника и их отражение в исследовательской литературе
В данном разделе предпринимается попытка дополнить информацию и анализ положения служащих таможенного органа материалами исследовательской литературы. Авторы изученных работ, в качестве основных проблем, так же как и наши эксперты, выделяют разницу в социальном обеспечении сотрудников таможенных органов и государственных гражданских служащих. Размер месячных окладов сотрудников таможенных органов в соответствии с занимаемой должностью определяется
60 постановлением Правительства РФ
82
. Должностные оклады гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации. Для сравнения возьмем должностной оклад
Главного государственного таможенного инспектора, размер которого составляет 5718 руб. в месяц
83
, и оклад не самой высокой типовой должности инспектора в таможне равный
15500 руб. в месяц без дополнительных материальных поощрений.
Разницу в денежном обеспечении можно увидеть на примере таможен
ЦТУ. На диаграммах представлены среднегодовые доходы сотрудников и гражданских служащих за 2015 год, где явно видно, что доходы сотрудников больше доходов госслужащих практически в два раза (рис.1,2)
84
Рисунок 1. Среднегодовой доход сотрудников ЦТУ за 2015 год
82
Постановление Правительства РФ от 25 января 2013 г. № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Справочно- правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141411/
(дата обращения 22.04.2018)
83
Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62078/
(дата обращения 22.04.2018)
84
Cведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц
Федеральной таможенной службы и членов их семей [Электронный ресурс]: [офиц.сайт] Федеральная таможенная служба,2004-2015 // http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13769&Itemid=1828
(дата обращения
22.04.2018)
0,74 0,73 0,67 0,63 1,2 1,21 1,3 2,27 0
0,5 1
1,5 2
2,5
Оперуполномоченный по особо важным …
Ст. оперуполномоченный по особо важным …
Заместитель начальника отдела
Начальник отдела
Заместитель начальника таможенного поста
Начальник таможенного поста
Заместитель начальника таможни
Начальник таможни
Среднегодовой доход сотрудников ЦТУ за 2015 год в млн. руб.
61
Рисунок 2. Среднегодовой доход государственных гражданских
служащих ЦТУ за 2015 год
Также проблемную ситуацию создает разница в надбавке за выслугу лет у сотрудников и гражданских служащих. Надбавка выплачивается в виде процентов от должностного оклада. Для сотрудников при выслуге лет 1-2 года вознаграждение составляет 10%, 2-5 лет – 25%, 10-15 лет – 45%, 20-22 года –
55%
85
. Для гражданских служащих надбавка при стаже службы 1-5 лет равна
10%, 5-10 лет – 15%, 10-15 лет – 20%, от 15 лет и свыше – 30%. Видна внушительных размеров разница, в пользу сотрудников таможенных органов.
С точки зрения многих служащих таможенных органов, такая разница отрицательно влияет на моральный климат в коллективе. Также материальное вознаграждение является одним из ключевых моментов мотивации трудовой деятельности служащего таможенного органа. Отсюда можно сделать вывод,
85
Кнышов А. В. Тюлюмджиева Т. В. Анализ элементов целостной системы оплаты труда сотрудников таможенных органов [Электронный ресурс]: NovaUm.Ru. // http://novaum.ru/public/p231
(дата обращения
25.04.2018)
0,2 0,34 0,43 0
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
Государтсвенный таможенный инспектор
Ст. государственный таможенный инспектор
Главный государственный инспектор
Среднегодовой доход государственных гражданских
служащих ЦТУ за 2015 год в млн. руб.
Ряд 3
Ряд 2
Ряд 1
62 что разница в денежном обеспечении двух категорий служащих также влияет на мотивацию и эффективность труда в таможенном органе
86
В ряде работ подчеркивается, что из-за разницы в социальном и денежном обеспечении в таможенных органах остро встает проблема мотивации. Решающую роль в получении удовлетворения и выполнении должностных обязанностей играет понимание справедливости. В ситуации, когда служащий осознает, что получаемая отдача к выполненной работе меньше, чем у других работников, возникает чувство несправедливости. В таможенных органах эта проблема особо касается гражданских служащих, остро ощущающих как социальную, так и материальную несправедливость. К примеру, на 2016 год количество уволившихся гражданских служащих по причине социальной несправедливости в центральном аппарате ФТС практически в пять раз превышало количество сотрудников
87
Также стоит отметить проблему, связанную с законодательным регулированием государственной гражданской службы в таможенных органах.
Многие авторы отмечают несовершенство Закона о государственной гражданской службе и Закона о службе в таможенных органах
88
. Данный правовой акт регулирует гражданскую службу в Российской Федерации в целом, и не учитывает тех особенностей деятельности, которые присущи таможенным органам. Положение гражданских служащих в таможенных органах не регулируется и Законом о службе в таможенных органах, так как в нем определяется только положение сотрудников. Таким образом, специфика выполняемых государственными гражданскими служащими функций не учтена на законодательном уровне.
Некоторые авторы выделяют неясность с правоохранительной деятельностью в таможенных органах. В ходе таможенного оформления и
86
Сумина Н.В., Малышкина А.Ю. Способы эффективного стимулирования должностных лиц таможенных органов РФ // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. - №4 (19). - Т.1. -
С.74-77 87
Османова Е. В. Проблемы методов мотивации в таможенных органах // Молодой ученый. — 2016. — №26
(130). — С. 369-371.
88
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.
63 контроля гражданские служащие исполняют также функции по выявлению административных правонарушений и преступлений, проведению первичных мероприятий, а также документально их оформляют. Хотя данные функции относятся к правоохранительной деятельности сотрудников таможенных органов. Однако некоторые гражданские служащие выполняют данные операции, хотя не могут иметь на это право
89
. Это тоже представляет не до конца прописанную ситуацию в законодательстве.
Как уже было отмечено в данной работе, с сотрудниками таможенных органов заключается срочный служебный контракт. По истечению срока действия контракта заключается новый или сотрудник подлежит увольнению.
Данный факт, как указывали эксперты Томской таможни, влияет на стабильность труда и материального обеспечения. Ситуацию со срочным контрактом в своей работе рассматривает Базаркина О.В.
90
и рассматривает судебное дело по данной проблеме. По данному делу исковое требование в суд подала сотрудница таможенного органа, которая была уволена, находясь в отпуске по уходу за ребенком. Основанием для ее увольнения было истечение срока действия служебного контракта. Однако суд отклонил иск, по причине отсутствия в законодательстве исключений о невозможности расторгнуть служебные отношения по окончанию срока действия контракта. Как указывает
Трунина Е.В., данная проблема возникает в основном у женщин, т.к. Закон о службе в таможенных органа не предусматривает гарантий при расторжении контракта для лиц с семейными обязательствами и беременных женщин
91
Еще одной малоизученной проблемой называют разницу психологических особенностей государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов. На сегодняшний день практически не встречаются исследования в области анализа личностных черт разных
89
Тимофеева И.В., Тимофеева А.А. Предложения по совершенствованию правового регулирования порядка прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации // НАУЧНАЯ СЕССИЯ
ГУАП, сборник докладов. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. -2016. - С. 314-320 90
Базаркина О.В. Проблемы правового регулирования устройства в таможенные органы // Научно-практический электронный журнал Аллея Наук. - 2017. - № 16. – С.288-294 91
Трунина Е.В. Вопросы законности и справедливости расторжения контракта о службе в таможенных органах
РФ // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 9. – С. 738 -745.