Файл: Дипломная работа тема работы Статус гражданского служащего и сотрудника то рф общее и особенное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64 категорий государственных служащих таможенных органов. Это влияет на эффективность управления различных уровней в таможенных органах. На основе проведенного исследования, Гороховатский Л.Ю. и Каретникова С.В. пришли к выводу, что сотрудники чаще всего отрицают существования каких- либо затруднений в межличностных отношениях, также они воздерживаются от критики кого-либо и строго соблюдают существующие нормы. В отличие от сотрудников, гражданские служащие более эмоционально возбудимы и менее сдержаны. Причиной этого могут быть гораздо более жесткие требования и ограничения для сотрудников, которые по серьезности превосходят требования к гражданским служащим
92
Как довольно распространенную проблему, психологи таможенных органов выделяют профессиональное выгорание. Данная проблема свойственна обеим категориям государственных служащих в таможенных органах.
Профессиональное выгорание – особый механизм психологической защиты, выработанный личностью, представленный в виде частичного или полного исключения эмоционального ответа на определенные психотравмирующие воздействия. В некотором смысле, профессиональное выгорание – это стереотип эмоционального поведения человека, позволяющее ему расходовать личные энергетические ресурсы экономно. Хотя такое явление свойственно всем служащим таможенных органов, особое внимание уделяется должностным лицам таможенных постов, которые контактируют с декларантами непосредственно
93
Стаж работы в таможенных органах также влияет на профессиональное и эмоциональное выгорание. Данный факт подтверждает Старостина Л.В. в своей работе. На основе проведенных исследований ею было установлено, что, чем дольше человек работает в таможне, тем сильнее у него проявляются
92
Гороховатский Л.Ю., Каретникова С.В. Личностные черты государственных таможенных служащих различных категорий: постановка проблемы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2014. - №2(50). – С.275-282 93
Как не выгореть на работе [Электронный ресурс]: [офиц.сайт] Федеральная таможенная служба,2004-
2015.//
http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13091%3A2016-11-23-05-56-
28&catid=4%3Anews-tam-cat&Itemid=14
(дата обращения 25.04.2018)


65 симптомы эмоционального выгорания
94
. На основе предельного возраста, закрепленного законодательством, для сотрудников 50-60 лет и для гражданских служащих 65 лет, с возможностью продления до 70 лет, мы можем предположить, что по данному фактору эмоциональное выгорание выше у государственных гражданских служащих.
Говоря о проблеме профессионального выгорания, нельзя не отметить тот факт, что в литературе данный аспект не рассматривается отдельно для каждой категории государственных служащих таможенных органов. Несмотря на то, что данная проблема присутствует и у сотрудников, и у гражданских служащих, причины выгорания у них могут быть разные. Для сотрудников причинами могут быть наличие фактора риска в правоохранительной деятельности, ненормированный рабочий день. Для государственных гражданских служащих на профессиональное выгорание может влиять монотонность работы с документами, возможно, взаимодействие с декларантами. Как следствие, выгорание государственных служащих таможенных органов, обусловленное отличающимися причинами и факторами, требует разных подходов к решению возникающей проблемы.
Еще одной проблемной ситуацией можно назвать сам факт рассмотрения разных категорий государственных служащих и связанных с ними проблемами в литературе. Большинство работ, анализирующих те или иные аспекты службы в таможенных органах, не придают значения разнице в статусе гражданских служащих и сотрудников. Даже если в том или ином исследовании упоминается термин «сотрудник» и «государственные служащие», то они имеют равное значение, подразумеваются обе категории государственных служащих таможенных органов. В то время как сотрудник, осуществляющий правоохранительную деятельность, является категорией государственных служащих в таможенных органах.
Выводы: итак, на основе анализа литературы и других источников мы можем видеть, что существуют определенные проблемы, которые достаточно
94
Старостина Л.В. Факторы эмоционального выгорания таможенных экспертов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. - № 1(11). – С. 101-114

66 подробно освещают авторы в своих работах. Однако также есть неизученные и малоизученные аспекты, вызванные не до конца проясненными различиями статуса и социального обеспечения. Они влияют на межличностные отношения внутри коллектива, профессиональное выгорание, мотивацию государственных служащих и эффективность деятельности таможенных органов.
1   2   3   4   5   6

2.3 Возможные пути решения проблем
Основываясь на анализе выявленных проблем, можно предложить возможные пути их решения.
В качестве основного решения проблемы разницы в социальном обеспечении гражданских служащих и сотрудников таможенных органов эксперты предлагают максимально приравнять уровень оплаты труда данных категорий государственных служащих. Данная проблема больше всего затрагивает именно гражданских служащих. Для решения, возможно, необходимо увеличить размер должностных окладов служащих, также повысить надбавки по выслуге лет, и, возможно, учесть надбавки за ученое звание и ученую степень.
Естественно, полностью уровнять денежное обеспечение сотрудников и гражданских служащих является не целесообразным как с точки зрения расходов государственного бюджета, так и с точки зрения отличия выполняемых функций. Однако деятельность, выполняемая гражданскими служащими, является одинаково значимой в таможенных органах, и для нее необходимо соответствующее денежное содержание. Так как материальное стимулирование является ключевым аспектом мотивации служащих, то в перспективе улучшение социального положения государственных гражданских служащих может повысить эффективность работы, как самих служащих, так и таможенных органов в целом.
Несомненно, улучшение материального положения благоприятно скажется на уровне мотивации служащих таможенных органов. Однако использование исключительно подобных методов может привести к снижению

67 эффективности трудовой деятельности таможенных органов. Поэтому некоторые авторы предлагают использование также определенных методов, которые бы обеспечивали профессиональный и личностный рост, развитие интеллектуальных и, по возможности, творческих умений, повышение образовательного уровня
95
. В качестве нематериальных методов мотивации на практике используют:

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

Объявление благодарности;

Страхование жизни и медицинское страхование;

Жилищная субсидия и т.д.
К проблеме отсутствия учета специфики деятельности гражданских служащих в таможенных органах в законодательстве также можно предложить решение. В данном случае можно выделить два пути решения. Первый заключается в совершенствовании уже существующих законодательных актов.
Например, в Законе о службе в таможенных органах закрепить права и обязанности, а также запреты государственных гражданских служащих с учетом специфики их службы именно в таможенных органах, основываясь на тех задачах и функциях, непосредственно выполняемых ими.
Также еще одним вариантом решения данной проблемы является создание отдельного нового законодательного акта, который бы регулировал гражданскую службу именно в таможенных органах, учитывал все особенности, ограничения и запреты свойственные именно данному органу исполнительной власти. В данном случае более предпочтительным будет первый способ решения.
Относительно проблемы выполнения в ходе таможенного контроля и оформления некоторыми гражданскими служащими функций по выявлению признаков административных правонарушений и преступлений, Тимофеева
95
Антипова А.Д., Кнышов А.В. Особенности мотивации трудовой деятельности сотрудников таможенных органов [Электронный ресурс]: NovaUm.Ru. // http://novaum.ru/public/p320
(дата обращения 25.04.2018)


68
И.В. и Тимофеева А.А. предлагают следующие возможные пути решения
96
. Во- первых, предлагается перевод гражданских служащих, выполняющих данную функцию, на должности государственной службы иных видов, на должности сотрудников. Но, как и отмечают авторы, данное решение приведет к резкому увеличению численности сотрудников в штате таможенных органов, что является нецелесообразным с точки зрения расходов федерального бюджета на содержание и проведения административной реформы. Более подходящим вариантом решения данной проблемы будет делегирование части правоохранительных полномочий гражданским служащим таможенных органов. Для этого в Законе о службе в таможенных органах необходимо дополнить статью, в которой бы закреплялись права и обязанности служащих правоохранительных подразделений за государственными гражданскими служащими, осуществляющими таможенный контроль. А также, предлагают авторы, необходимо установить перечень должностей таких гражданских служащих.
Для решения проблемы, связанной со срочным контрактом, Трунина
Е.В. в своей работе полагает
97
, что необходимо добавить в Закон о службе в таможенных органах следующие положения:

Условия заключения срочного служебного контракта на одни, три, пять и десять лет;

Основания для заключения или незаключения служебного контракта на новый срок;

При наличии заявления о заключении служебного контракта на новый срок, невозможность увольнения сотрудника в период его нахождения в отпуске по беременности или уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
96
Тимофеева И.В., Тимофеева А.А. Предложения по совершенствованию правового регулирования порядка прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации // НАУЧНАЯ СЕССИЯ
ГУАП, сборник докладов. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. -2016. - С. 314-320 97
Трунина Е.В. Вопросы законности и справедливости расторжения контракта о службе в таможенных органах
РФ // Административное и муни-ципальное право. – 2016. – № 9. – С. 738 -745.

69
Для решения проблемы профессионального выгорания в таможенных органах наиболее эффективными являются мероприятия, проводимые еще на стадии трудоустройства. Руководству необходимо проводить качественное собеседование, более четко обозначить требования, необходимые для выполнения профессиональных задач, и информирование о реальной ситуации с материальным вознаграждением. С целью уменьшения влияния негативных факторов, а также коррекции и профилактики профессионального выгорания психологами проводятся работы на основе кабинета психологической разгрузки. Помимо оптимизации эмоционального состояния, снятия нервного и мышечного напряжения, психологи рассказывают, как самостоятельно снять эмоциональное напряжение. Для решения проблемы профессионального выгорания проводятся различные тренинги, семинары и лекции, на которых также рассказываются причины напряженного эмоционального состояния и способы его снятия. Для создания благоприятного климата внутри коллективов проводятся культурные, интеллектуальные и спортивные мероприятия, которые также способствуют снижению профессионального выгорания.
Также необходимо рассматривать профессиональное и эмоциональное выгорание отдельных категорий государственных служащих. Установление причин появления данной проблемы непосредственно у сотрудников и у гражданских служащих, поможет составить более конкретные планы воспитательных работ и мероприятий. Именно детально проработанные способы устранения выгорания позволят быстрее и эффективнее решать данную проблему.
Выводы: итак, проведя анализ статуса гражданского служащего и сотрудника непосредственно на практике, мы видим, что их отличительные особенности отмечаются экспертами таможенных органов и являются причинами возникновения некоторых проблем. Проблемы, связанные с социальным и денежным обеспечением, являются наиболее волнующими для служащих. Вместе с тем в литературе также выделяют проблемы относительно неточности законодательства, низкого уровня мотивации, сложных ситуаций,


70 связанных со срочными контрактами, отличия в психологических особенностях двух категорий государственных служащих, профессионального и эмоционального выгорания. В процессе проведенного анализа, мы видим, какие именно пути их решения предлагают как исследователи, так и специалисты-практики.

71
Заключение
В ходе написания дипломной работы, были решены поставленные во введении задачи.
Была проанализирована история становления государственной службы в таможенных органах, выявлены ее основные этапы и реализуемые функции. Анализ показал, как, постепенно, эволюционировала таможенная служба в составе исполнительной власти, как формировались основные функции таможенных органов. Основной целью таможни была защита национальных экономических интересов государства. Также особое внимание уделялось функции сбора платежей для доходной части бюджета страны. По мере развития, за таможенными органами закреплялись и другие функции: организация таможенного дела, обеспечение экономической безопасности страны, осуществление валютного контроля, оперативно- розыскная деятельность. Разнообразием функций объясняется наличие различных категорий государственных служащих и требований, которые к ним предъявляются.
На основе изученной законодательной базы, были выделены общие черты и особенности положения правового статуса гражданских служащих и сотрудников. Государственная служба в таможенных органах регулируется
Федеральными законами «О государственной гражданской службе», «О службе в таможенных органах», «О системе государственной службе Российской
Федерации». В силу специфичности осуществляемых функций таможенная служба является особым видом государственной службы, законодательное регулирование которой осуществляется многими нормативно-правовыми актами.
Общие положения правового статуса гражданских служащих и сотрудников в основном обусловлены принципами государственной службы.
Также определяются правами и обязанностями должностных лиц таможенных органов в соответствии с Законом о таможенном регулировании. Схожими являются и некоторые запреты, связанные с прохождением службы, хотя имеют более конкретную формулировку в отношении гражданских служащих.

72
Однако правовой статус двух категорий государственных служащих в силу специфики их деятельности имеет гораздо больше отличий. Особенности обусловлены по большей части правоохранительной деятельностью сотрудников. Многие сотрудники являются представителями власти, которые имеют право осуществлять контроль, а также применять меры государственного принуждения. Отличным является порядок поступления, прохождения и прекращения государственной службы. Сотрудникам присваиваются специальные звания, а гражданским служащим классные чины, порядок присвоения которых крайне отличается.
В целом определено, что, несмотря на то, что и гражданские служащие, и сотрудники являются государственными служащими, они имеют больше отличительных черт, обусловленных спецификой их деятельности, нежели общих.
С помощью экспертного интервью был изучены различия статуса сотрудников и гражданских служащих на примере Томской таможни.
Эксперты, как и многие авторы научных работ, выделяют специфику выполняемых функций как причину существующих отличий.
Самой волнующей проблемой, особо затрагивающей именно гражданских служащих, является разница в социальном обеспечении упомянутых категорий. Но в тоже время, как замечают эксперты, государственные гражданские служащие в большей степени защищены на законодательном уровне в плане прохождения службы. Но, несмотря на существенные отличия, каких-либо коммуникативных проблем между гражданскими служащими и сотрудниками эксперты не назвали.
Также была решена задача по выявлению основных проблем, возникающих из-за различий в статусе двух категорий государственных служащих, по материалам исследовательской литературы, и были сформулированы их возможные решения. Основными проблемами выделяют разницу в социальном и материальном обеспечении гражданских служащих и сотрудников, в пользу последних, вытекающий из этого низкий уровень