Файл: 1. Изыскания и проектирование железных дорог как научная дисциплина. Железная дорога как техническая система (пк 1, пк 4, пк 5).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные принципы трассирования на участках вольных ходов: 1.Обход начинать как можно дальше от препятствия.2.Препятствие должно находиться внутри угла поворота. 3. Каждый угол поворота должен быть обоснован. 4. Сумма углов поворота должна быть минимальна.
14. Основные принципы трассирования железных дорог на участках вольных и напряженных ходов. Экономика сложного развития трассы в горных условиях (ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.1.5, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
Вольным ходом называются участки трассы, на которых средние естественные уклоны местности меньше руководящего уклона.
Напряженным ходом ‑ участки трассы, на которых средние естественные уклоны местности равны или круче руководящего уклона. Долинный ход - участок трассы, уложенный по долине реки.
На вольных ходах нет значительных высотных препятствий, поэтому основным принципам является укладка трассы по кратчайшему направлению (по прямой) между фиксированными и спорными точками.
Для того чтобы обход встречающихся препятствие не приводил к существенному удлинение линия, углы поворота на вольных ходах должны быть небольшой величины, как правило, не более 15-20 градусов. Это можно достичь, если начинать обход как можно дальше от препятствия.
Экономические факторы определяют опорные пункты трассы, через которые должна пройти проектируемая дорога.
Принципы трассирования на напряженных ходах. В случае если невозможно уложить трассу по кратчайшему направлению между фиксированными точками. Для спуска трассы из седла Б на водоразделе в точку А в долине требуется минимальная расчетная длина линии, км,
Нб, На - отметки фиксированных точек; hв, hн - соответственно глубина выемки на водоразделе и высота насыпи на пересечении долины, м. iэ - среднее, отнесенное ко всему протяжению напряженного хода значение уклона, эквивалентного дополнительному сопротивлению от кривых.
Основной принцип трассирования на участках напряженного хода состоит в укладке трассы при наиболее полном использовании уклона трассирования, что обеспечит наименьшую длину линии.
15. Особенности трассирования на участках развития склоновых процессов (ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
При проектирование ж/д в сложных условиях используются следующие принципы:
1)вынос трассы с участков неблагоприятных в инженерно-геологическом отношение.
2)исключение неблагоприятного воздействия того или иного геологического явления на сооружение дороги.
3)приспособление сооружения дороги к сложным инженерно- геологическим условиям.
4)использование отдельных природных явлений, обычно считающимся неблагоприятными.
Обвалы-это отрыв масс горных склонов и их падение вниз под влиянием силы тяжести с опрокидывания и перекатывании без воздействия воды.
Оползни-это смещение горных пород со склонов под действие весы грунта.
Сели-это процесс изливания с огромной скоростью грязекаменных потоков, насыщенных твердым материалом, возникающих при выпадении обильных дождей или интенсивном тайне снега в предгорных и горных районах.
Защита от селей предполагает возведение следующих сооружений:
1. селезадерживающих сквозных водосбросных плотин из бетона, железобетона, каменного материала, а также глухих плотин;
2. селепропускных каналов и селеспусков;
3. селенаправляющих и ограждающих дамб и шпор;
4. стабилизирующих каскадов запруд, подпорных стен, дренажных устройств, террасирований склонов;
5. селепредотвращающих плотин и водосбросов.
Лавина – это падение больших масс снега, соскальзывающих с горных склонов.
1. лавинопредотвращаюших: снегоудерживающих систем (в виде стен, заборов, мостов, террасирования склонов), снеговыдувающих панелей (в виде дюз и кольктафелей). Эти сооружения защиты от снежных лавин обеспечивают устойчивость снежного покрова, предотвращают накопление снега, а также регулируют, перераспределяют и закрепляют снежную массу в местах её накопления;
2. лавинозащитных: направляющих, пропускающих, тормозящих и останавливающих надолбов, лавинорезов, искусственных русел и дамб. Такие сооружения защиты от снежных лавин предназначены для изменения направлений, остановки и пропуска над или под объектом потоков снега.
16. Особенности трассирования в районах карстообразования (ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
Карст – это развитие пустот под поверхностью земли в виде полостей.
1) В районах 3-4 категории местности по интенсивности карстообразования дороги низших категорий строится без учета карстовые явлений.
2) При проектировании дороги высоких категории районы 1-2 категории местности по интенсивности карстообразования следует обходить.
3) При невозможности обхода закарстованного участка трассу прокладывать по водоразделу и высоким речным террасам
4) Дороги проектируют в невысоких насыпях, обходя участки сосредоточения карстовых воронок
5) Предусматривают мероприятия по борьбе с карстовыми процессами
17. Особенности трассирования заболоченных районах ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
Болото-это участок местности, большую часть года избыточно увлажненная ,нередко в наиболее низких местах покрытий не глубоким слоем воды
Верховые (то есть образовавшийся там, где имеется места застоя воды, выпавшие из атмосферы)
Низовые (то есть заболоченные озера и медленно текущей реки)
Основные принципы трассирования в заболоченных районах:
1) Обход болота, если это не связано со значительным удлинением и получением слишком извилистых трасс
2) Пересекать по кратчайшему направлению в наиболее узких места с высоким залеганием минерального дна
3) Пересекать перпендикулярно течению реки
4) Решение в пользу обхода болота или в пользу варианты его пересечения принимают на основе детального технико-экономического сравнивания вариантов
18. Особенности трассирования в снегозаносимых районах (ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
Условия снегозаносимости пути в холмистой и гористой местностях в большой степени зависят от положения трассы по высоте косогора и особенно - от скорости и направления метеле-поземковых ветров по отношению к склону, на котором размещено земляное полотно. Наиболее благоприятными по условиям предотвращения снежных заносов являются зоны разгона метелей, или зоны снеговыдувания. К ним относятся наветренные склоны в верхней их части и полосы шириной несколько сотен метров за подветренными границами русл, балок, оврагов и других понижений местности. Поэтому трассу железной дороги желательно располагать на открытых наветренных склонах на расстоянии не менее 50-60 м от подошвы косогора.
Располагать трассу непосредственно у подошвы открытых наветренных склонов не следует ввиду, как правило, больших отложений снега в зоне затишья или завихрений. При неизбежности укладки трассы в этом месте следует соответственно увеличить высоту насыпи или устроить надлежащую защиту.
По возможности следует избегать расположения трассы на открытых подветренных склонах.
В случае неизбежности укладки трассы на таком косогоре необходимо предусматривать защиту пути от снежных заносов по индивидуальным проектам. Если условия трассирования позволяют уложить линию на разной высоте подветренного склона, то при слабых ветрах предпочтение следует отдавать трассе в нижней и средней частях склона, а при сильных ветрах (со скоростью более 10 м/с) - в верхней части склона.
Проектирование профиля железной дороги на косогоре следует, по возможности, вести насыпями. Полувыемки по сравнению с выемками полного профиля более желательны на косогорах ввиду сравнительной простоты их расчистки от снега.
Не следует, по возможности, проектировать трассу глубоких выемок по направлению господствующих метелевых ветров.
19. Особенности трассирования в районах распространения наледей (ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
Наледями называют наросты льда, образовавшиеся в результате замерзания воды, излившейся на ледяной покров реки, на пойму (наледи поверхностных вод - речные) или на поверхность грунта (наледи подземных вод – грунтовые или ключевые).
Речная наледь образуется из-за уменьшения живого сечения реки вследствие ее промерзания, грунтовая - из-за уменьшения живого сечения подземного потока при промерзании деятельного слоя, а ключевая наледь - при замерзании воды источника, растекающейся по поверхности земли.
Наледи широко распространены и достигают огромных размеров.
Опасность наледей для железных дорог состоит в том, что лед может заполнить отверстия мостов и труб, а в выемках, нулевых местах и невысоких насыпях наледи могут перекрыть путь.
При трассировании стремятся обойти наиболее крупные наледи, однако это не всегда возможно. Для борьбы с наледями были испытаны многочисленные средства:
- пассивные, ослабляющие наледное воздействие (заборы, снеговые валы, отепление водотоков, скалывание льда и др.),
- активные, ликвидирующие образование наледей (различные дренажные устройства).
В период строительства глубокое водопонижение путем откачки воды из скважин, располагаемых на площадке инженерных сооружений или вблизи них (например, на откосе выемки), может ликвидировать наледную опасность.
20. Особенности трассирования в районах распространения вечномерзлых грунтов (ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
Вечномерзлыми называют грунты, имеющие отрицательную температуру и содержащие в своем составе лед, если они находятся в мерзлом состоянии в течение многих лет (не менее трех).
Мощность их составляет от нескольких метров до нескольких сотен и даже 1000-1500 м.
Часто вечномерзлые грунты подразделяют на низко- и высокотемпературные. К низкотемпературным условно отнесены вечномерзлые грунты, имеющие на глубине 10-15 м от поверхности земли температуру - 1,5 °С и ниже, к высокотемпературным - грунты, имеющие отрицательную температуру - выше -1,5 °С.
В районах распространения вечномерзлых грунтов широко развиты такие мерзлотно-геоморфологические образования как:
подземные льды (залегают в виде пластов сравнительно одинаковой мощности или линз, имеющих увеличенную в средней части мощность.)
термокарсты (провальные формы рельефа, возникшие при оттаивании подземных льдов и сильнольдистых грунтов, - чаще всего встречаются по долинам рек)
бугры пучения (поднятия почвы вирезультате замерзания напорной воды, проникающей в поверхностную толщу грунтов.)
солифлюкция (медленное течение (оплывание) переувлажненных грунтов (супесей, суглинков и др.) по склону под воздействием силы тяжести в процессе сезонного оттаивания.)
мари (болота, сложенные торфом и другими органоминеральными отложениями, мощность которых изменяется от десятков сантиметров до нескольких метров.)
При трассировании железных дорог в районах вечной мерзлоты, предпочтение следует отдавать долинным ходам.
Предпочтение имеют варианты трассы, проходящие по участкам со скальными, крупнообломочными и песчаными грунтами либо расположенные вблизи месторождений таких грунтов, поскольку использование их для возведения насыпей в наибольшей мере обеспечивает устойчивость земляного полотна на вечномерзлых грунтах.
Избегают укладки трассы на участках с подземными льдами, буграми пучения, глубокими марями, неустойчивыми косогорами с солифлюкционными явлениями.
При трассировании стремятся обойти такие места. При проектировании продольного профиля важное значение имеет обеспечение устойчивости земляного полотна.
21. Общие понятия о малых искусственных сооружениях. Типы и конструкции малых мостов и труб. Размещение водопропускных сооружений по трассе и определение границ водосборов (ПК-7.1.2, ПК-7.1.4, ПК-7.2.1, ПК-7.3.4).
Наибольшее распространение в современной практике железнодорожного строительства получили следующие малые водопропускные сооружения: