Файл: Планконспект проведения занятий с группой личного состава караулов 40 псч 3 псо фпс гпс главного управления мчс россии по Самарской области по предмету аварийноспасательные работы на 10. 05 13. 05.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 40 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Самарской области
капитан внутренней службы
___________________ В.С. Муравьев
«___»___________________ 2023 год.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой личного состава караулов 40 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Самарской области
по предмету: аварийно-спасательные работы
на «10.05 – 13.05» 2023 года
Тема: «Проведение АСР при наводнениях. Спасательные работы на воде».
Вид занятий: классно - групповое Отводимое время 2 час
Цель занятий: изучить с личным составом караула организацию и проведение АСР при наводнениях и выполнение спасательных работ на воде.
Литература, используемая при проведении занятий:
Приказ №444 МЧС России «Об утверждении БУПО определяющий порядок организации тушения пожаров и проведение АСР.
Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 №881Н «Об утверждений Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»
Л.Г. Одинцов, А.В. Курсаков, Е.А. Хапалов, В.Ф. Чурсин, С.П. Чумак.: Справочник спасателя книга 8
Развернутый план занятия:
(Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение учебного вопроса)
-
Учебный вопрос № 1– Проведение АСР при наводнениях. Спасательные работы на воде. 30 (мин).
Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.
Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:
* проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;
* применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших
, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;
Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:
* поиск пострадавших;
* обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;
* оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
* эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:
* укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
* сооружение водоотводных каналов;
* ликвидацию заторов и зажоров;
* оборудование причалов для спасательных средств;
* защиту и восстановление дорожных сооружений;
* восстановление энергоснабжения;
* локализацию источников вторичных поражающих факторов.
Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.
В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.
Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.
С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию.
Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.
При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 5).
Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.
-
Таблица 5
Время безопасного пребывания человека в воде
| |
Температура воды, °С | Время безопасного пребывания, мин |
24 | 420-540 |
5-15 | 10-270 |
2-3 | 10-15 |
До 2 | 5-8 |
Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.
Главными задачами разведки при наводнениях являются:
* определение границ затопления;
* контроль динамики развития наводнения;
* установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;
* выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;
* выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;
* выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.
Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ
, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.
При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.
Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывны. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.
Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.
Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать:
* ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
* принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам;
* принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;
* активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;
* с учетом указанного опыта переработать планы действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
* создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
* рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов.
Заключение
Наводнение - значительно более распространенное стихийное бедствие по сравнению с другими экстремальными природными событиями.
Жертвы среди населения - наиболее трагический и, безусловно, легче всего выделяемый прямой результат наводнения.
В сельских районах особенно велики убытки вследствие гибели сельско-хозяйственных животных и затопления земельных угодий, сопровождающегося эрозией почв и уничтожением посевов.
Вода повреждает сельскохозяйственный инвентарь, семена, удобрения, корма, хранящиеся в складских помещениях, выводит из строя ирригационные системы и другие источники водоснабжения, разрушает дороги.
Наводнения наносят ущерб городскому имуществу, включающему постройки всех типов, инженерные сооружения и коммуникации, транспорт, речное хозяйство.
Косвенные убытки обычно связывают с последствиями для здоровья людей и общего благосостояния, хотя при этом следует учитывать и такие ценности, как живописность ландшафта, рекреационные возможности и сохранение уголков девственной природы.
Нормальная деятельность медико-санитарных служб весьма осложняется вследствие повреждения транспортных средств и инженерных сетей, особенно водопровода.
В результате наводнения возникает опасность заражения и загрязнения местности, вспышек эпизоотии, что может приводить к увеличению заболеваемости населения.
Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план
Руководитель занятия: ___________________ ______________
___________________ ______________
___________________ ______________
___________________ ______________
«___»_______________ 2023 год.