Файл: Планконспект проведения занятий с группой личного состава караулов 40 псч 3 псо фпс гпс главного управления мчс россии по Самарской области по предмету аварийноспасательные работы на 10. 05 13. 05.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 40 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Самарской области

капитан внутренней службы

___________________ В.С. Муравьев

«___»___________________ 2023 год.


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий с группой личного состава караулов 40 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Самарской области

по предмету: аварийно-спасательные работы

на «10.05 – 13.05» 2023 года



Тема: «Проведение АСР при наводнениях. Спасательные работы на воде».



Вид занятий: классно - групповое Отводимое время 2 час

Цель занятий: изучить с личным составом караула организацию и проведение АСР при наводнениях и выполнение спасательных работ на воде.
Литература, используемая при проведении занятий:

Приказ №444 МЧС России «Об утверждении БУПО определяющий порядок организации тушения пожаров и проведение АСР.

Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 №881Н «Об утверждений Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»

Л.Г. Одинцов, А.В. Курсаков, Е.А. Хапалов, В.Ф. Чурсин, С.П. Чумак.: Справочник спасателя книга 8

Развернутый план занятия:

(Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение учебного вопроса)


  1. Учебный вопрос № 1– Проведение АСР при наводнениях. Спасательные работы на воде. 30 (мин).

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

* проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

* применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших
, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

* поиск пострадавших;

* обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

* оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

* эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:

* укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

* сооружение водоотводных каналов;

* ликвидацию заторов и зажоров;

* оборудование причалов для спасательных средств;

* защиту и восстановление дорожных сооружений;

* восстановление энергоснабжения;

* локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.



При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 5).

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

  1. Таблица 5

Время безопасного пребывания человека в воде







Температура воды, °С

Время безопасного пребывания, мин

24

420-540

5-15

10-270

2-3

10-15

До 2

5-8

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.

Главными задачами разведки при наводнениях являются:

* определение границ затопления;

* контроль динамики развития наводнения;

* установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;

* выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;

* выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;

* выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ
, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывны. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.

Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать:

* ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

* принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам;

* принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;

* активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;

* с учетом указанного опыта переработать планы действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

* создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

* рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов.

Заключение

Наводнение - значительно более распространенное стихийное бедствие по сравнению с другими экстремальными природными событиями.

Жертвы среди населения - наиболее трагический и, безусловно, легче всего выделяемый прямой результат наводнения.

В сельских районах особенно велики убытки вследствие гибели сельско-хозяйственных животных и затопления земельных угодий, сопровождающегося эрозией почв и уничтожением посевов.

Вода повреждает сельскохозяйственный инвентарь, семена, удобрения, корма, хранящиеся в складских помещениях, выводит из строя ирригационные системы и другие источники водоснабжения, разрушает дороги.

Наводнения наносят ущерб городскому имуществу, включающему постройки всех типов, инженерные сооружения и коммуникации, транспорт, речное хозяйство.

Косвенные убытки обычно связывают с последствиями для здоровья людей и общего благосостояния, хотя при этом следует учитывать и такие ценности, как живописность ландшафта, рекреационные возможности и сохранение уголков девственной природы.

Нормальная деятельность медико-санитарных служб весьма осложняется вследствие повреждения транспортных средств и инженерных сетей, особенно водопровода.

В результате наводнения возникает опасность заражения и загрязнения местности, вспышек эпизоотии, что может приводить к увеличению заболеваемости населения.

Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план

Руководитель занятия: ___________________ ______________

___________________ ______________

___________________ ______________

___________________ ______________

«___»_______________ 2023 год.