Файл: Основной задачей вступительного экзамена является выявление уровня осмысления поступающими в аспирантуру психологических закономерностей и понятий системы образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность. Виды мышления.
По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое.
По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпирические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий.
Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и решение задач. Творческое мышление. Способы активизации мыслительной деятельности педагога. Воображение. Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Воображение как процесс преобразования представлений.
Воображение и образное мышление.
Виды воображения: активное
(воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное).
Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в деятельности педагога. Внимание. Понятие о внимании. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения.
Практическое значение послепроизвольного внимания. Свойства внимания. Объем внимания, его зависимость от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Устойчивость внимания, ее зависимость от значимости объекта и организации деятельности. Переключение и распределение внимания. Роль переключения и распределения внимания в профессиональной деятельности педагога. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя). Внимательность как профессионально важное свойство личности педагога. Развитие внимания и управление им. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия. Роль внимания в профессиональной деятельности педагога.


8
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоционально-волевая сфера. Эмоции. Понятие об эмоциях. Основные психологические теории эмоций. Психофизиологические исследования эмоций.
Основные функции эмоций. Виды эмоций: эмоциональный тон, эмоциональный отклик, настроение. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Понятие стресса в биологии и психологии. Отличительные признаки аффекта. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. Чувства. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Роль чувств в формировании самосознания человека. Нравственные чувства – необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения.
Интеллектуальные чувства – важнейший показатель интеллектуального развития субъекта. Саморегулирование в сфере чувств. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога. Воля. Понятие о воле. Воля как сознательная регуляция деятельности.
Особенности волевой деятельности. Функции воли. Волевой акт и его структура.
Принятие решения и его психологическая характеристика. Мотивация и волевое действие. Волевое усилие. Основные направления развития воли. Воля и формирование сознания. Воля и нравственная регуляция поведения. Волевые качества личности. Воля и проблемы самовоспитания.
Тема 10. Индивидуально-психологические особенности личности:
темперамент, характер, способности
Индивидуальные особенности. Темперамент. Понятие о темпераменте.
Психологические теории темперамента.
Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент, многозначность связей между ними. Свойства темперамента.
Проявление свойств темперамента в познавательных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности. Характер. Понятие о характере.
Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями.
Черты характера и его целостность. Структура характера и симптокомплексы его свойств. Типы характера. Механизмы формирования характера. Основные этапы формирования характера. Полоролевые различия характера. Трансформация характера в течение жизни. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и темперамент. Характер и деятельность.
Характер человека и его взаимоотношения с людьми. Акцентуации характера.


9
Описание типов акцентуаций (А.Е. Личко., К. Леонгард). Способности. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Структура способностей. Проблемы измерения и определения способностей.
Возможности компенсации способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности, таланте и гениальности. Представления о задатках. Задатки как природно и социально сформированные предпосылки для развития способностей.
Неоднозначность связей между задатками и способностями. Врожденное и приобретенное в способностях. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и задатки в профориентации и переориентации. Педагогические способности.
Раздел 2. Психология профессионального образования,
профессионального развития и акмеология
Тема 11. Теоретико-методологические основания психологии
профессионального образования
Психология профобразования как новая отрасль отечественной психологии.
История развития психологии профессионального образования в России и за рубежом. Предмет и методы психологии профессионального образования.
Психологически обусловленные проблемы профессионального образования.
Место психологии профобразования в системе психологических наук.
Проблемное поле психологии профессионального развития.
Метапсихологические категории психологии профобразования. Ведущие категории психологии: деятельность, сознание, личность. Доминантная деятельность как тематическое ядро развивающего профессионального образования. Профессионально ориентированная личность: ее структура и трансформация. Развитие и изменение профессионального сознания человека.
Профессиональное самоопределение.
Тема 12. Методы исследования психологии профобразования
Методы исследования психологии профобразования. Понятие о методах исследования. Теоретические и эмпирические методы. Методы исследования: неэкспериментальные (лонгитюдный метод, наблюдение, контент-анализ, психобиография, метод критических событий и др.); психометрические (тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов и др.); экспериментальные
(лабораторный, моделирующий, констатирующий эксперименты); генетические (формирующий эксперимент, мониторинговые исследования). Методы обработки результатов исследования. Практикум по психологии профессионального образования.


10
Тема 13. Психологические основы периодизации становления личности
Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Соотношение понятий «становление» и «развитие». Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б.
Эльконина. Периодизации детства и взрослости. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности. Факторы и движущие силы становления личности: природная среда, биологический и социальный факторы, собственная активность личности. Случайные обстоятельства и судьбоносные события. Значение потребностей в становлении личности. Профессионально ориентированные периодизации Е.А. Климова, А.К. Марковой, Ю.П.
Поваренкова. Психологические основания дифференциации возрастов.
Тема 14. Возрастные особенности становления личности
Дошкольное детство. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности. Кризисы развития. Школьный возраст: младший школьный возраст, подростничество, ранняя юность. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности на этих стадиях становления. Основные психологические новообразования. Профессиональное самоопределение в школьном возрасте. Кризисы развития. Психологические особенности учащихся с отклонениями в психическом развитии.
Психологические особенности учащихся профессиональной школы.
Педагогическая коррекция отклоняющегося поведения учащихся. Положительное влияние профессионального обучения на становление личности учащихся.
Юность. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность и основные потребности. Основные психологические новообразования. Профессиональная адаптация молодых специалистов. Кризис профессиональных экспектаций.
Молодость. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования. Приобретение профессионального опыта и развитие профессионально важных качеств.
Кризис социально- профессионального роста. Зрелость. Социальная ситуация и ведущие потребности. Зрелость как акмеологический период развития личности.
Индивидуальный стиль деятельности. Профессиональные деформации. Кризисы зрелости. Старость. Социальная ситуация геронтогенеза. Основные потребности и ведущая деятельность.
Деструктивные изменения.
Кризис утраты профессиональной деятельности. Психологические факторы профессионального долголетия.

11
Тема 15. Профессиональное становление личности
Теоретические подходы к пониманию процесса профессионального развития. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Стадии профессионального становления. Профессиональное становление личности рабочего. Профессионально обусловленные кризисы.
Профессиональные деформации личности.
Тема 16. Психология развивающего профессионального образования
Профессиональное образование как фактор становления специалиста.
Ведущие парадигмы образования. Психология профессионализации образования.
Ведущие образовательные единицы профессионального образования: базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества обучаемых и специалистов. Становление и сущность личностно-развивающего профессионального образования.
Принципы личностно-развивающего образования. Содержание развивающего образования.
Психологические компоненты профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов.
Проектирование личностно-развивающих технологий профессионального образования.
Развивающая организация учебно- пространственной среды. Мониторинг профессионального развития личности.
Тема 17. Психологические аспекты профессионального обучения и
воспитания
Сущность процесса обучения, явления научения и свойства обучаемости, психологические условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения. Особенности учебно-профессиональной деятельности. Формирование профессиональных навыков и умений. Генерализация и перенос навыков и умений. Особенности формирования умственных действий и интеллектуальных операций учащихся. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обученности, обучаемости и специальности.
Индивидуальные маршруты профессионального обучения.
Психология социально-профессионального воспитания.
Особенности социально- экономической ситуации и проблемы воспитания. Цели и задачи воспитания в современных условиях.
Психологическое сопровождение социально- профессионального становления личности. Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности. Психотехнологии воспитания социально и метапрофессиональных качеств: корпоративности, социальной ответственности, надежности, работоспособности, коммуникативности.
Формирование положительного отношения к труду и профессиональному сообществу.
Личностный смысл профессионального труда.


12
Тема 18. Психологические особенности последипломного образования
Психологическая детерминация последипломного образования. Личностно ориентированное последипломное образование. Аттестация как фактор стимулирования последипломного образования. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. Коррекция развития профессиональных деструкции специалистов. Технологии профессионального самосохранения личности.
Тема 19. Акмеология как наука системы человекознания.
О предпосылках возникновения акмеологии. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками. Социокультурный контекст акмеологического познания. Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства. Общие и конкретные методологические принципы исследования в акмеологии: комплексный, системные и субъектный; субъекта деятельности, потенциального и актуального, принцип обратной связи.
Акмеологические категории и понятия: профессионализм личности и деятельности, личностно-профессиональное развитие, профессионал, акмеологические условия и факторы. Научные предпосылки разработки концепции.
Содержание акмеологической концепции: подсистема профессионализма деятельности, подсистема профессионализма личности, подсистема формирования продуктивной Я-концепции. Различные авторские периодизации возрастного развития: Дж Биррен, Д. Бромлей, Э. Эриксон, Г.
Крайг. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека.
Тема 20. Акмеологические технологии личностно-профессионального
развития человека.
Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и групп.
Механизм игромоделирования. Управление развитием профессиональных качеств в игромоделировании. Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования. Стратегии, основные примы консультативной работы. Схема сеанса психолого-акмеологического консультирования.
Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности. Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности. Структура целей и задач акмеологической службы.
Направления деятельности, функции и технологическое оснащение акмеологической службы. Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе. Виды прикладной акмеологии.