Файл: Основной задачей вступительного экзамена является выявление уровня осмысления поступающими в аспирантуру психологических закономерностей и понятий системы образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
3. ОСНОВНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Психология как наука и как практическая деятельность.
2. Предмет психологии и его становление.
3. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин.
4. Основные этапы развития психологии.
5. Основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии. Психологические теории и направления научной психологии в
Западной Европе и США.
6. Методологические принципы психологии: развитие психики, единства сознания и деятельности, детерминизма.
7. Классификация методов исследования в современной психологии.
Специфические и неспецифические методы.
8. Собственно психологические методы: методы эмпирического сбора данных
(наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Методы психологической диагностики.
9. Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические.
10. Новейшие тенденции в разработке методов психологических исследований.
11. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания.
12. Общее понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид»,
«личность», «индивидуальность».
13. Основные психологические теории личности.
14. Зарубежные подходы к изучению личности: социогенетический, биогенетический, психогенетический.
15. Личность: ее структура и проявления.
16. Соотношение биологического и социального в структуре личности.
17. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социальность человеческих потребностей. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов.
18. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности.
Интересы и склонности.
19. Личность в системе межличностных отношений. Понятие о группах.
Классификация групп по уровню межличностных отношений.
20. Феномены межличностных отношений.
Методы исследования межличностных отношений в группах.
21. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов.
22. Понятие о деятельности и ее целях. Психологические теории деятельности.

14 23. Основные виды деятельности. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Роль игры в развитии человека.
24. Структура учебной деятельности. Психологические особенности учебной деятельности.
25. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Структура общения. Стороны общения. Виды и формы общения.
26. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.
27. Психология профобразования как новая отрасль отечественной психологии.
28. Предмет и методы психологии профессионального образования.
29. Метапсихологические категории психологии профобразования. Ведущие категории психологии: деятельность, сознание, личность.
30. Методы исследования психологии профобразования. Понятие о методах исследования. Теоретические и эмпирические методы.
31. Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению.
32. Соотношение понятий «становление» и «развитие».
33. Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах
З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина. Периодизации детства и взрослости.
34. Профессионально ориентированные периодизации Е.А. Климова, А.К.
Марковой,
Ю.П.
Поваренкова.
Психологические основания дифференциации возрастов.
35. Возрастные особенности становления личности (дошкольное детство, школьный возраст, юность, молодость, зрелость, старость).
36. Стадии профессионального становления.
37. Профессионально обусловленные кризисы. Профессиональные деформации личности.
38. Профессиональное образование как фактор становления специалиста.
Ведущие парадигмы образования.
39. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Психологическое сопровождение социально-профессионального становления личности.
40. Содержание и основные характеристики феномена «Акме». Ведущие акмеологические концепции.
41. Предмет и объект акмеологии. Проблемное поле акмеологии. Цели и главные задачи акмеологии.
42. Общие и специальные методологические принципы акмеологии. Основные акмеологические категории.


15 43. Характеристика методов акмеологического исследования.
44. Человек как субъект развития и саморазвития.
45. Акмеологические законы и закономерности.
46. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека.
47. Профессиональная компетентность в структуре профессионализма. Виды профессиональной компетентности.
48. Сущностные характеристики акмеологических критериев и показателей. Их виды в различных сферах личностно-профессионального развития.
49. Структура, функции и организация акмеологических служб.
50. Смысл и ценность труда. Психологическое содержание трудовой и профессиональной деятельности.
4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Основная литература
1.
Васильева И. В. Общий психологический практикум. Наблюдение
[Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / И. В. Васильева. - 2-е изд., стер. Москва: Флинта, 2013. 188 с.
2.
Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. Москва:
Академия, 2013. 411 с.
3.
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований [Текст]: учебник для вузов / [В. И. Загвязинский и др.]; под ред. В. И. Загвязинского. Москва: Академия, 2013. 237 с.
4.
Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии.
Изд-во: МГУ Гриф УМО 2013. 490с.
5.
Мусийчук М. В. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебник для вузов / М. В. Мусийчук. Москва: Флинта, 2013. 106 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/20265/
6.
Наследов А.Д. SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных [Текст] / А.Д. Наследов. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
7.
Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика [Текст]: монография / Н. В. Ронжина; науч. ред. Г. М. Романцев. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2014. 226 с.
8.
Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы.
Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В. Д.
Самойлов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. 207 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16428

16 9.
Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов
[Электронный ресурс]: учебник для вузов [Гриф Российской академии образования] / О. Ю. Ермолаев. - 6-е изд., стер. Москва: Флинта, 2014. 335 с.
Электронный ресурс ЭБС Лань. Режим доступа: http://lanbook.ru
10.
Богдановская И. М. Информационные технологии в педагогике и психологии: учебник для вузов [Гриф УМО]. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 304 с.
11.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебник для вузов [Гриф УМО] / И. Г. Захарова. - 8-е изд., перераб. и доп. Москва:
Академия, 2013. 202 с.
12.
Маклаков А. Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для вузов
[Гриф УМО] / А. Г. Маклаков. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 582 с.
13.
История зарубежной психологии конца XIX - начала XX века: хрестоматия: учебное пособие для вузов [Гриф Российской академии образования] / [под ред. Е. С. Миньковой]. - 2-е изд., стер. Москва: Флинта, 2013.
130 с. Электронный ресурс ЭБС Лань. Режим доступа: http://lanbook.ru
14.
Психология: учебник [Гриф Федерального института развития образования] / [И. В. Дубровина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - 11-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2013. 495с.
15.
Психология развития [Текст]: учебник для вузов по направлению подготовки "Психология" [Гриф УМО] / [Т. Д. Марцинковская и др.]; под ред. Т.
Д. Марцинковской. - 5-е изд., испр. Москва: Академия, 2014. 527 с.
16.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Психология" [Гриф УМО] / С. Д. Смирнов. - 6-е изд., испр. Москва: Академия,
2014. 393 с.
4.2. Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. Москва:
Аспект-пресс, 2010. 363 с.
2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов / Л.П. Баданина.
Москва: Флинта: МПСИ, 2008. 240 с.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров.
Москва: PerSe, 2001. 511 с.
5. Гамезо М.В. Общая психология / М.В. Гамезо. Москва: Ось-89, 2007.
352 с.


17 6. Глуханюк Н.С. Общая психология / Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина,
С.Л. Семенова. Москва: Издательский центр «Академия», 2009. 288 с.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. Москва:
ИНТОР, 1996. 544 с.
8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.
Деркач. Москва: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.
Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2008. – 368 с.
10. Зеер
Э.Ф.
Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Москва: Издательский центр
«Академия», 2011. 176 с.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э.
Сыманюк. Москва: Академический проект; Деловая книга, 2005. 240 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология взрослости / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. Москва:
Издательство МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 207 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. Ростов-на-Дону:
Феникс, 1997. 478 с.
14. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Санкт-Петербург: Питер,
2003. 464 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина. Москва: Сфера, 2008. 464 с.
16. Морозов А.В. Социальная психология / А.В. Морозов. Москва: Академ.
Проект, 2008. 335 с.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С.
Мухина. Москва: Издательский центр «Академия», 2007. 640 с.
18. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Теория и практика / Г.С. Никифоров. Санкт-Петербург: Речь, 2010.
816 с.
19. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Издательский центр «Академия»,
2004. – 384 с.
20. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.
Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 512 с.
21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /
Н.С. Пряжников. Москва; Воронеж: Владос, 1996. 170 с.
22. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.
Пряжников. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. 420 с.
23. Психология самореализации профессионала / под ред. Е.В. Федосеенко.
Санкт-Петербург: Речь, 2012. 157 с.

18 24. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания / В.Я. Романов,
Ю.Б. Дормашев. Москва: МПСИ, 2007. 376 с.
25. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В.
Самоукина. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 260 с.
26. Самыгин С.И. Возрастная психология / С.И. Самыгин, Т.Г. Никуленко,
С.А.Сущенко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 221 с.
27. Суворова Г.А. Психология деятельности / Г.А. Суворова. Москва: PerSe,
2003. 176 с.
28. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: практико-ориентированная монография / Э.Э. Сыманюк. Москва:
Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.
29. Толочек В.А. Современная психология труда / В.А. Толочек. Санкт-
Петербург: Питер, 2006. 479 с.


19
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
для поступающих в аспирантуру по направлению подготовки
37.06.01 Психологические науки
Профиль: Педагогическая психология
Подписано в печать __________. Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л. __. Тираж __ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.