Файл: Концепция детского коллектива (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин), стадии развития группы как коллектива.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепция детского коллектива (Л.И.Новикова, А.Т. Куракин), стадии развития группы как коллектива
Стадия | Характеристика |
| На первой стадии коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся ту или иную «организационную единицу» (класс, кружок, пионерскую дружину, школу и т.д.) превратить в коллектив, в такую социально-психологическую общность, где отношения и воздействия детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где существует достаточно высокая степень совпадения оценок детей по отношению значимым для коллектива объектам, когда развивающийся коллектив в целом становится референтным для большинства его членов (А. В. Петровский). В результате работы группы получают возможность более полно удовлетворять свои интересы, занять адекватные их притязаниям и возможностям места в коллективе. Усиливающиеся контакты групп между собой, их связь с коллективом приводят к тому, что группы начинают осознавать себя как часть целого – коллектива. Таким образом, процесс дифференциации групп и стабилизации их положения в коллективе приводит к укреплению официальной структуры коллектива в целом. Таким образом, на первой стадии детский коллектив выступает преимущественно как цель и объект воспитательных воздействий взрослых. Свои функции как инструмента воспитания он реализует главным образом лишь по отношению к отдельным детям |
| Стабилизация неформальной структуры коллектива за счет самоопределения групп и продолжающегося под воздействием педагогов развития формальной структуры, развитие системы внешних связей делового характера. В это время коллектив выступает как целостное явление уже за счет не только своей формальной, но и неформальной структуры, так как в нем начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. На второй стадии развития детский коллектив выступает уже как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности у всех входящих в него ребят. Неформальная структура его становится более устойчивой, поле моральноинтеллектуального напряжения – относительно стабильным. На второй стадии детский коллектив используется педагогами как фактор приобщения всех детей к общественной культуре, расширения их социального опыта, обусловливающего формирование социалистической направленности как интегративной черты личности. |
| Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию. Коллектив направляет этот процесс, и ребенок в своих попытках самосовершенствования встречает его поддержку. Практически только теперь коллектив достигает высокого уровня своего развития как субъект воспитания, только теперь становится возможным целенаправленно использовать его для индивидуального развития каждого ребенка. В это время его возможности реализуются, с одной стороны, путем продолжающегося совершенствования коллектива как инструмента массового воспитания, с другой – путем воздействия на процессы развития отдельных детей. На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. |
Аналитическая таблица 1. По материалам А.Н. Лутошкина
| «Песчаная россыпь» | «Мягкая глина» | «Мерцающий маяк» | « Алый парус» | «Горящий факел» |
| Соединить, «сцепить» людей, чтобы у детей были общие интересы, общие дела. | Цель: классный коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. | В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. | Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение коллектива. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. | Создать тесную дружбу, единую волю, взаимопонимание, деловое сотрудничество, сплотить группу и сделать ее эффективной. |
| Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. | Группа может принять ту форму, которую захочет педагог, поэтому важно организация детей. | Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. | Принцип «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью. Развиваются социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм и внутригрупповая враждебность. | Группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело. |
| Отсутствует авторитарный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений. | Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требование педагога. | Скрепляющим звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и требования старших. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. | Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. | Группа толерантна и стремится к сотрудничеству. Каждый может договорится, прийти к соглашению. |
| Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. | Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. | Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Появляются лидеры. Каждый способен на общее дело. | Каждый ребенок дружит друг с другом. | Личность открыта педагогу, чувствует тепло и жизнерадостность. |
| Цель - создание условий, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу кинематографического искусства посредством создания авторской детской мультипликации с учетом их возможностей, способностей и состояния здоровья. | Все активнее вводятся «бумеранговые» приёмы: создание актива, опора на него, привлечение одноклассников к обсуждению вопросов жизни и работы класса. Здесь организатор, исходя из знания личных и деловых качеств одноклассников, предоставляет активу, помощникам возможность самим принимать решение, оказывает им помощь. | Эффективное сочетание стилей «Возвращающийся бумеранг» и «Разящие стрелы». Как правило, на этой ступени органы самоуправления имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути. В целях создания положительного эмоционального климата коллектива в отдельных случаях можно использовать как вспомогательные способы воздействия типа «Снующий челнок» и «Плывущий плот»: быть уступчивым, при необходимости идти на компромисс. | Стиль руководства «Возвращающийся бумеранг» является ведущим на этом этапе работы с коллективом. В основе взаимоотношений организатора и группы – взаимное доверие. Дело в том, что сплочённость и сработанность группы освобождают организатора от необходимости всякого рода напоминаний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела и т. д. | В основе - самоуправление, опора на группу в целом. Распорядительные действия организатора носят вспомогательный характер. К делам коллектива, к руководству привлекаются в разной форме все члены коллектива. |
| В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий). Подчёркиваем, стиль предпочтительный, а не единственный: всё зависит от конкретных условий. | Педагог играет роль советника и генератора идей. | Педагог сопровождает, консультирует. | Организатор выполняет чаще функции «мозгового центра», разрабатывающего идеи, подающего инициативу, поддерживающего начинания других ребят. | Организатор направляет усилия на установление связей с другими группами, на формирование активной позиции своего коллектива в школе, среди других объединений. |