Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13503

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

86 

изменение  миссии,  стратегии  организации  и  совершенно  другой  способ 
функционирования  организации.  Другими  словами,  лидеры  организаций 
должны  постоянно  трансформировать  свое  мышление  к  новым  вызовам 
глобального  мира.  В  то  же  время  видение  трансформации  пока  еще  не 
сформировалось. 

Циничное  отношение.  В  современном  мире  многие  люди  глубоко 

разочарованы  событиями,  происходящими  в  глобальном  мире,  стране 
проживания, в семье и на работе. Кроме того, в последнее время известно 
много  лидеров,  чье  видение  не  оправдало  надежд.  Это  касается  как  поли-
тических  лидеров,  так  и  лидеров  деловой  среды.  Поэтому  многие  люди  с 
цинизмом относятся к любого рода переменам, в том числе и организаци-
онным  изменениям.  В  связи  с  этим  лидеры  должны  владеть  инструмента-
ми и методами борьбы с сомнениями и противниками. 

Видение и духовное развитие лидера. Прежний взгляд на лидера как 

на  надежную  опору  для  всех  остальных  не  соответствует  реалиям  совре-
менного  мира.  Характер  и  личностные  ценности  лидера  подвержены  зна-
чительным изменениям. Прежде всего лидер должен научиться предвидеть 
будущее  организации.  В  этом  контексте  самыми  важными  понятиями  яв-
ляются  ценности,  приоритеты  и  обретение  смысла.  Лидеры,  которые  по-
стигают  науку  обучения  видению,  служащему  источником  вдохновения 
для других, находятся в процессе духовного развития. Обучение лидерству 
должно происходить именно на личностном уровне, на уровне духовности. 
Только в этом случае лидер может повести за собой других. 

 

БЛИЦ - ОПРОС 

 

1.  Какие  требования  должны  учитывать  лидеры  при  формировании 

видения? 

2.  Какими характеристиками должно обладать видение? 
3.  Какие подходы к процессу формирования видения вы знаете? 
4.  В чем заключается сущность индивидуального подхода к формиро-

ванию видения? 

5.  Какими  преимуществами  обладает  групповой  подход  к  формиро-

ванию видения? 

6.  Какую  роль  играет  руководитель  при  групповом  методе  формиро-

вания видения? 

7.  Какие  факторы  оказывают  влияние  на  процесс  формирования  ви-

дения, ориентированного на группу? Опишите. 

8.  Какими правилами должен руководствоваться лидер при формиро-

вании видения? 

9.  Какие  стадии  включает  процесс  формирования  видения  согласно 

рекомендациям Барта Нануса? 

10.  В  чем  заключается  сущность  подхода  пяти  «почему»  к  процессу 

формирования видения? 

11.  Раскройте сущность метода «мастера-визионера». 
12.  Как лидеры могут реализовать видение? 
13.  С какими проблемами может столкнуться лидер при формировании 

видения? 


background image

 

 

87 

РЕЗЮМЕ 

 

1.  Современные руководители  должны концентрировать свое внима-

ние не только на разработке стратегии, но и на формировании перспектив-
ного видения своих организаций. Видение – это осознание смысла сущест-
вования и образа будущего организации. 

2.  Лидерство,  основанное  на  видении  –  это  креативная,  уникальная, 

систематизированная концепция, отражающая смысл деятельности органи-
зации. 

3.  Видение  организации  тесно  пересекается  с  ее  миссией,  целями, 

стратегией  и  базовыми  ценностями.  Однако  четко  структурированные 
стратегии,  основанные  на  научном  анализе  внешней  и  внутренней  среды 
организации,  не  обеспечивают  сильной  эмоциональной  приверженности 
организации.  Видение  по  своей  природе  более  эмоционально,  чем  страте-
гия,  и  предполагает  присутствие  благородных  целей,  которые  стремится 
достичь организация во имя будущего. 

4.  Необходимость формирования видения связана с ростом неопреде-

ленности  внешней  среды,  кризисом  смысла  существования  организаций. 
Видение позволяет более эффективно формировать приверженность людей 
организации,  способствует  концентрации  усилий  членов  организации  на 
главных  задачах,  позволяет  вывести  организацию  из-под  давления  совер-
шенной конкуренции. 

5.  Признаками  необходимости  формирования  видения  организации 

являются  неясность  и  противоречивость  сценариев  будущего  у  сотрудни-
ков  организации,  турбулентное  развитие  рынков  и  изменение  системы 
критериев оценки потребителями товаров и услуг, увеличение норм управ-
ляемости, внедрение командной работы. 

6.  Основными  навыками,  которыми  должны  обладать  руководители-

лидеры,  являются  умение  формировать  видение,  донести  видение  до  всех 
сотрудников  организации, способность  выразить свое  видение  через   свое 
поведение, способность распространять и внедрять видение в любом орга-
низационном контексте. 

7.  Процесс формирования видения является длительным, плохо пред-

сказуемым и сложным. При формировании видения руководители должны 
учитывать следующие требования: лидеры должны обладать собственным 
видением;  видение  должно  отражать  готовность  и  реальную  возможность 
лидера  вносить  свой  вклад  в  достижение  будущего,  а  также  личные  уст-
ремления,  ценности,  смысл  существования,  энергетику,  преданность  об-
щем  делу  сотрудников  организации;  видение  должно  сообщать  причины 
(цели)  предстоящих  изменений;  видение  должно  учитывать  ожидания  за-
интересованных  сторон;  лидеры  должны  привлекать  к  формированию  ви-
дения  членов  организации;  видение  должно  быть    кратким  и  понятным, 


background image

 

 

88 

иметь реальный смысл, обладать мотивационным эффектом, отводить цен-
тральное место потребителю и служить руководством к действию. 

8.  Хорошо  сформулированное  видение  обладает  рядом  характери-

стик:  оно  придает  смысл  предстоящим  изменениям,  вызывает  отчетливый 
виртуальный образ будущего организации, внушает гордость, запоминает, 
побуждает людей и др. 

9.  Исследователи  выделили  ряд  подходов  к  процессу  формирования 

видения: индивидуальный, групповой, Барта Нануса, пяти «почему», «мас-
тера-визионера», Томаса Стюарта. 

10.  Основными  методиками  реализации  видения  являются  умение  ру-

ководителя  произносить  вдохновенные  речи,  осуществлять  личные  кон-
такты  со  своими  последователями,  использовать  метод  MBWA  (управле-
ние посредством брождения).  

11.  Руководители  при  формировании  и  реализации  видения  могут 

столкнуться  с  рядом  проблем,  основными  из  которых  являются:  различие 
культур  и  разнообразие  трудовых  ресурсов,  угроза  утраты  видения,  свя-
занная  с  глобальными  изменениями  внешней  среды,  необходимость 
трансформации  видения  и  мышления  лидера  в  связи  с  новыми  вызовами 
глобального  мира,  возможность  циничного  отношения  сотрудников  к  ор-
ганизационным  изменениям  и  необходимость  постоянного  личностного 
развития лидера. 


background image

 

 

89 

ПРАКТИКУМ 

 

1. Упражнения для самооценки. 
 
ТЕСТ   «Оценка самовосприятия»
 

Инструкции. В перечисленных ниже пунктах описаны  личные характери-
стики,  которые  соответствуют  либо  не  соответствуют  вашим  качествам. 
Попробуйте  определить,  насколько  каждое  из  этих  утверждений  соответ-
ствует лично вам. Постарайтесь быть максимально объективным. Степени 
соответствия делятся на следующие категории: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.  Я  не  следую  чьим-либо  советам  и  рекомендациям,  всегда  придер-

живаюсь заведенного порядка и обычно противлюсь любым переменам. 

2. Я люблю порядок во всем и систематизирую вещи и людей. 
3. Я неорганизован и живу в состоянии хаоса. 
4. Я хорошо выполняю ежедневную работу, но мне не нравится, когда 

меня  оценивают.  Я  предпочитаю  работать  над  текущими  проектами  и  из-
бегаю заданий, которые требуют тщательного планирования и длительной 
подготовки. 

5. Я люблю мечтать и  иногда меня называют  «генератором идей», но 

при этом нередко обвиняют в том, что я не имею чувства меры. 

6. Я трачу много времени и энергии на критику политических партий, 

школ, работы, других людей и т.д. 

7. Я излишне беспокойный человек. Меня часто волнуют и отвлекают 

события, которые еще не произошли либо давно «канули в Лету». 

8. Я нередко саркастично отзываюсь о  людях, иногда о присутствую-

щих, иногда о тех, кто отсутствует. 

9. Меня раздражают и выводят из себя даже незначительные неприят-

ности. 

10.  Я  нерешительный  человек  и  обычно  дожидаюсь,  чтобы  решение 

было  принято  кем-то  другим;  это  нередко  приводит  к  тому,  что  лучший 
вариант бывает упущен. 

11. Я решительный человек. Я действую быстро и предпочитаю полу-

чить результат незамедлительно. 

12. Я избегаю вмешиваться в эмоциональные проблемы окружающих 

и  обычно  ищу  любой  предлог  отделаться  от  человека,  который,  как  мне 
кажется, собирается «нагрузить» меня своими проблемами. 

13. Я считаю себя честным человеком.  Я часто очень откровенен, да-

же если правда неприятна и болезненна  для окружающих. 

7 – утверждение очень характерно для меня; 
6 – утверждение характерно для меня в определенной степени; 
5 – утверждение характеризует меня в незначительной степени; 
4  –  утверждение  для  меня  нехарактерно,  но  и  не  противоречит 

моим качествам; 

3 – утверждение для меня не совсем характерно; 
2 – утверждение нехарактерно для меня в определенной степени; 
1 – утверждение совершенно для меня нехарактерно. 

 


background image

 

 

90 

14.  Я  весьма  чувствителен  и  часто  принимаю  сказанное  другими  на 

свой счет. Меня может вывести из равновесия сущий пустяк. 

15.  Для  меня  очень  трудно  делиться  ответственностью.  Добившись 

определенного статуса, мне бывает крайне сложно уступить его кому-либо 
другому. 

Определив балл по каждой позиции, отложите полученные показатели 

на диаграмме. 

Эту диаграмму проще составить, нарисовав горизонтальную полосу в 

нейтральной точке  (4).  Затем отложите  на шкале  все баллы.  Помните, что 
данная  диаграмма  предназначена  исключительно  для  вашей  личной  само-
оценки, и вы не обязаны показывать ее преподавателю.  
 
 

Очень  
характерно 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерно в 
определен-
ной степени 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерно в 
незначитель-
ной степени 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нехарактер-
но, но и не 
противоре-
чит моим ка-
чествам 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не совсем  
характерно 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нехарактер-
но в опреде-
ленной сте-
пени 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенно 
нехарактерно 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

 

 

П

рот

и

в

л

ю

сь

 п

ере

м

ен

ам

 

В

се

 с

и

ст

ем

ат

и

зи

рую

 

Н

еорг

ан

и

зов

ан

 

Н

е 

л

ю

б

л

ю

к

ог

д

а 

м

ен

я 

оц

ен

и

в

аю

т 

М

еч

та

те

л

ен

 

Л

ю

б

л

ю

 в

се

 к

ри

ти

к

ов

ат

ь 

Б

ес

п

ок

ой

н

ы

й

 

С

арк

ас

ти

ч

н

ы

й

 

Р

аз

д

ра

ж

и

те

л

ь

н

ы

й

 

Н

ере

ш

и

те

л

ь

н

ы

й

 

Б

ы

ст

ро 

п

р

и

н

и

м

аю

 ре

ш

ен

и

я

 

Н

е 

в

м

еш

и

в

аю

сь

 в

 ч

уж

и

е 

п

роб

л

ем

ы

 

Ч

ес

тн

ы

й

 

Н

е 

л

ю

б

л

ю

 д

ел

и

ть

ся 

св

ои

м

и

 ч

ув

ст

в

а-

м

и

 

О

ч

ен

ь

 с

тре

м

л

ю

сь

 к

 в

ы

сок

ом

у 

ст

ат

ус

у

 

Источник. Copyridht , 1981, Richard E. Dutton.