Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13509

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

96 

му  ознакомление  с  различными  точками  зрения  на  феномены  власти  и 
влияния  позволит  более  глубоко  усвоить  сущность  и  важность  этих  поня-
тий. 

 

Концепции власти и влияния 

 

Изучению проблем власти и влияния посвящены исследования М. Ве-

бера, М.П. Фоллетт, Дж. Пфеффера, Г. Саймона и др. 

Обсуждая идею власти, М. Вебер (Weber, Max) считал нецелесообраз-

ным  различать  понятия  «власть»  и  «авторитет».  Авторитет  он  определял 
как  вероятность  того,  что  человек  будет  в  состоянии  провести  в  жизни 
свою  волю.  Определение  власти  он  также  рассматривал  как  вероятность 
того, что распоряжение руководителя будет выполнено другими. М. Вебер 
считал, что организациям необходим порядок, чтобы регулировать поведе-
ние  отдельных  людей.  Члены  организации  в  целом  соблюдают  правила, 
так как это предписывает закон или обычай. Персонал соглашается следо-
вать  разным  нормам  поведения,  поскольку  это  обеспечивает  согласие  и 
способствует  росту  производительности.  Право  воздействовать  на  других 
может исходить из многих источников, главным из которых является леги-
тимная  (законная)    власть.  Легитимная  власть  может  осуществляться  в 
трех  видах: как рациональная, традиционная или  харизматическая. Рацио-
нальная власть базируется как на законных основаниях, так и на способно-
стях людей отдавать распоряжения и требовать подчинения. Традиционная 
власть  основана  на  традициях,  устоявшихся  принципах  и  целях.  Харизма-
тическая  власть  основана  на  признаваемых  людьми  святости,  мужестве 
или  благородном  поведении  личности.  В  отличие  от  других  харизматиче-
ская власть имеет личностный характер. 

Представления Мэри Паркер Фоллетт (Follett, Mary Parker) о власти 

и  влиянии  сконцентрированы  на  прикладных  аспектах  менеджмента.  Она 
рассматривала  власть  как  иллюзию.  По  ее  мнению,  власть  определяется 
служебным  положением  и  работой,  а  когда  люди  говорят  о  пределах  вла-
сти,  то  подразумевают  границы  определения  задач.  Власть  выводится  из 
функции  или  рабочего  задания,  поэтому  имеет  мало  общего    с  иерархией 
организационной  структуры.  Руководители  не  делегируют  власть,  а  сте-
пень  и  направления  делегирования  вытекают  из  структуры  организации  в 
процессе ее проектирования. Высшую власть следует сводить к минимуму. 
Члены организации должны иметь достаточно власти  для того, чтобы вы-
полнять свои задачи.  «Закон ситуации»  должен действовать свободно, так 
как он,  по своей сути, должен произвольно адресовать власть людям. Ме-
неджеры должны понимать ситуацию, прежде чем отдавать распоряжения. 
Власть  необходимо  заменять  тщательно  разработанными  инструкциями  и 
обучением  персонала.  Таким  образом,  подчинение  легитимным  распоря-
жениям носит активный характер. Люди подчиняются не потому, что опа-
саются  последствий  непослушания,  а  потому,  что  соблюдение  правил  не 


background image

 

 

97 

противоречит их интересам. Это придает власти определенный аспект доб-
ровольности.  Концепция  «власть  вместе  с  ...»,  а  не  «власть  над  ...»  пред-
ставляет  собой  более  конструктивный  способ  влияния.  М. Фоллетт  пред-
полагала,  что  власть  может  проявляться  скорее  как  совместная,  а  не  при-
нудительная деятельность. Концепцию «власть вместе с ...» можно постро-
ить с помощью взаимосвязанного поведения – процесса взаимного влияния 
менеджера и подчиненных. Конечным результатом таких отношений явля-
ется не просто согласие, а участие как добровольное сотрудничество. 

Линдал  Урвик  (Urwick,  Lyndal)  считал,  что  высшая  власть  должна 

быть    сосредоточена  в  организационной  структуре.  При  этом  должен  су-
ществовать  «скалярный  процесс»,  в  котором  власть  перемещается  сверху 
вниз,  координируя  таким  образом  деловую  активность.  Служебные  обя-
занности  как  виды  деятельности  должны  выполнять  люди,  занимающие 
определенное положение в организации. Власть – это право требовать дей-
ствий  от  других.  Такая  власть  вытекает  из  формального  заявления  о  пра-
вах,  из  технической  компетенции  или  личностных  характеристик  руково-
дителя (популярность или профессиональный опыт). Авторитет – это спо-
собность  побуждать  других  к  деятельности,  ответственность  –  необходи-
мость отчитываться о выполнении служебных обязанностей. 

Джеффри  Пфеффер  (Pfeffer,  Jeffrey)  утверждал,  что  власть    есть  ни-

что  иное,  как  узаконенный  авторитет.  Когда  авторитет  становится  леги-
тимным,  он  трансформируется  во  власть.  Согласно  Дж.Пфефферу,  источ-
никами  власти  менеджеров  являются:  контроль  над  ресурсами;  связи  с 
другими  влиятельными  индивидами;  формальные  должностные  полномо-
чия; принадлежность к стратегическому подразделению организации; лич-
ные качества. 

Честер  Барнард  (Barnard,  Chester)  разработал  теорию  восприятия, 

согласно  которой  руководителя  наделяют  властью  люди,  которые  хотят, 
чтобы  ими  управляли.  Подлинным  носителем  власти  является  не  менед-
жер,  наделенный  формальной  властью,  а  сам  персонал,  который  решает, 
выполнять или не выполнять распоряжения сверху. Власть движется снизу 
вверх.  Степень  восприятия  власти  подчиненными  зависит  от  следующих 
факторов:  

1) насколько подчиненные понимают смысл сообщения; 
2) насколько распоряжение соответствует назначению организации; 
3)  насколько  сообщение  согласуется  с  личными  потребностями  и  ин-

тересами персонала; 

4) каковы ментальные и физические способности подчиненного.  

Хотя  и  существуют  «зоны  безразличия»,  когда  команды  воспринима-

ются  неосознанно,  обычно  директивы  признаются  в  силу  авторитета  слу-
жебного положения или авторитета лидерства. Ч. Барнард не считал необ-
ходимым различать власть и авторитет. 

Герберт  А.  Саймон  (Simon,  Herbert)  определил  власть  как  «возмож-

ность  принимать  решения,  которые  направляют  действия  другого  челове-


background image

 

 

98 

ка».  Власть  порождает  иерархические  отношения  между  руководителем  и 
подчиненным.  Руководитель  отдает  распоряжение  и  ожидает,  что  подчи-
ненный  отреагирует  на  него  должным  образом.  Подчиненный  выполняет 
команду и поступает в соответствии с поведенческой альтернативой, кото-
рую «выбрал для него босс». Саймон различал власть и другие формы воз-
действия,  например,  убеждение,  признавал  идею  зоны  безразличия  Бар-
нарда.  Однако  подчиненный  сам  создает  зону  восприятия,  существование 
которой    предопределено  легитимностью  и  которую  сотрудник  приписы-
вает  данной  команде.  Власть,  как  считал  Саймон,  играет  важную  роль  по 
трем причинам:  

1) власть возлагает на подчиненного ответственность;  
2) власть гарантирует компетенцию в принятии решений;  
3) власть обеспечивает координацию деловой активности. 
Авторы  теорий  человеческих  отношений  признавали  существование 

власти,  некоторые  считали  ее  необходимой,  а  некоторые  предлагали  ее 
устранить. 

Дуглас Макгрегор (McGregor, Douglas) утверждал, что следует мень-

ше  внимания  уделять  формальной  власти,  а  больше  –  «интеграции».  Все 
организации нуждаются в некой системе влияния и контроля, однако вме-
сто традиционной власти необходимо использовать другие формы воздей-
ствия  –  убеждение  и  профессиональное  влияние.  Используя  власть,  ме-
неджеры  могут  побуждать  людей  выполнять  работу  на  минимальных 
уровнях производительности, но не могут побуждать к максимальной про-
изводительности. Люди будут работать производительно только тогда, ко-
гда одновременно удовлетворяются их личные потребности. Ключом к мо-
тивации является выборочная адаптация такого процесса влияния, который 
позволяет достичь взаимозависимости индивидуальной и организационной 
целей. 

Согласно теории «связующего звена» Ренсиса Лайкерта, управлен-

ческий  авторитет, или власть, зависит от переделов влияния менеджера на 
работников. Работники, участвующие в формировании целей, подвержены 
большому  влиянию.  Влияние,  которое  менеджер  оказывает  на  подчинен-
ных, зависит от:  

1) авторитета данного менеджера у высших руководителей;  
2) от авторитета у равных по рангу;  
3) от авторитета у своих подчиненных. 
Дэвид  Макклелланд  (McClelland,  David)    считал  одной  из  важней-

ших потребностей человека потребность во власти. Эта потребность явля-
ется  бессознательным  стремлением  использовать  возможности  для  оказа-
ния  влияния  на  других  людей.  Люди  с  сильной  потребностью  во  власти 
часто стремятся разными способами публично заявить о себе и своих при-
тязаниях.  Они  ищут  и  добиваются  руководящих  позиций  в  социальных 
группах,  выбирают  профессии,  позволяющие  им  оказывать  влияние  на 
других людей (преподаватели, священники, администраторы). Согласно Д. 


background image

 

 

99 

Макклелланду,  власть  имеет  институциональную  и  личностную  ориента-
цию.  Менеджеры  с  институциональной  ориентацией  власти  используют 
свою  власть  для  достижения  организационных  целей,  в  то  время  как  ме-
неджеры  с  личной  ориентацией  власти  стремятся  использовать  власть  в 
собственных целях. 

Розабет  Кантер  (Rosabeth  Kanter,  1979)  отмечала,  что  влиятельные 

менеджеры  не  только  способны  лично  достичь  больших  результатов,  но 
могут  наделить  подчиненных  большими  объемами  информации  и  ресур-
сов. Вследствие этого люди  отдают предпочтение  влиятельным  руководи-
телям. В организациях, во главе которых стоят влиятельные руководители, 
сотрудники  отличаются  более  высоким  статусом.  И  наоборот,  бессилие 
формирует тенденцию к мелочному  командному стилю  управления, неэф-
фективности,  бессвязности  управления.  Кантер  выявила  несколько  харак-
теристик наличия у менеджеров реальной власти, к которым относятся та-
кие возможности, как: 

  оказание реальной помощи тем, кто в ней нуждается; 
  предоставление талантливым сотрудникам достойной работы; 
  получение одобрения на затраты сверх бюджета; 
  определение повестки дня ответственных собраний; 
  прямые обращения к лицам, отвечающим за принятие решений; 
  поддержка  постоянных  тесных  контактов  с  лицами,  ответственны-

ми за принятие решений; 

  своевременное  получение  информации  обо  всех  принимаемых  ре-

шениях и изменениях политики организации. 

Таким  образом,  в  ранних  теориях  менеджмента  власть  рассматрива-

лась  в  контексте  управленческих  прав,  присущих  тому  положению,  кото-
рое люди занимают в иерархической структуре организации. Власть суще-
ствовала  с  направленностью  влияния  сверху  вниз.  С  появлением  авторов 
теории  человеческих  отношений  многое  изменилось.  Такие  авторы,  как 
МакГрегор и Лайкерт, считали, что власть – это «высшая координирующая 
сила»,  к  которой  следует  прибегать  в  крайних  случаях.  Они  считали,  что 
предпочтение  необходимо  отдавать  убеждению,  профессиональному  чув-
ству собственного достоинства и положительному подкреплению. 

Барнард, Саймон и другие были убеждены в том, что первоисточники 

власти и влияния следует искать не в положении, занимаемом человеком, а 
в  готовности  подчиненных  к  повиновению.  Это  послужило  исходным 
пунктом к теории  восприятия  власти, согласно которой  власть рассматри-
вается  в  виде  потока  снизу  вверх,  где  четко  различаются  право  и  способ-
ность оказывать влияние. 

Необходимо  понять,  что  власть  представляет  собой  многомерное  яв-

ление.  Феномены  власти  чрезвычайно  сложны.  Они  основываются  на  по-
всеместно встречающейся ситуации социального конфликта, возникающе-
го из-за несовместимости целей разных людей или средств их достижения. 
Дискуссии о сущности власти в организации продолжаются до сих пор.  В 


background image

 

 

100 

настоящее  время  достигнуто  согласие  о  том,  что  менеджеры  должны  по-
нимать  взаимосвязь  следующих  четырех  основополагающих  понятий

характеризующих власть как управленческую задачу: 

1) права,  соответствующие  служебному  положению  в  организацион-

ной  структуре,  должны  быть  четко  определены  и  доведены  до  сведения 
всех членов организации; 

2) права,  которые  вытекают  из  служебного  положения,  порождают 

легитимные ожидания ответственности; 

3)  опытные  сотрудники  ощущают  свою  ответственность  за  эффек-

тивное пользование правами, которыми они наделены для выполнения по-
ставленных задач; 

4) способности,  которыми  обладают  члены  организации,  могут  ока-

заться важным источником влияния. 

Права  должны  соответствовать  способности  выполнять  свою  работу. 

Все  менеджеры  должны  нести  ответственность  за  свои  действия  и  разум-
ное использование власти, которой они наделены. 

 
 

3.2. Сущность понятий «власть» и «влияние» 

 

Часто понятие «власть» имеет определенный негативный оттенок, по-

скольку  оно  связывается  с  представлениями  о  принуждении,  угнетении, 
насилии, наказании и т.п. Однако с этим понятием соотносятся и положи-
тельно оцениваемые явления: законное руководство, авторитет, признание, 
влияние, лидерство. Известны различные взгляды на власть с позиций раз-
ных дисциплин. Так, социолог Макс Вебер (1964) считал, что власть озна-
чает любую  возможность настаивать  на своем  в рамках социальных  отно-
шений, даже при наличии сопротивления. Философ Бертран Рассел (1938) 
определял  власть  как  достижение  намеченных  эффектов.  Политолог 
Р.Э.Дал (1957) представлял власть как взаимодействие лиц А и  ВА обла-
дает властью над В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что 
предоставленный самому себе В  не стал бы делать.  Психолог Курт Левин 
(1951)  считал,  что  власть  А  над  В  можно  определить  как  отношение  мак-
симальной  силы  воздействия  А  на  В  к  максимальному  сопротивлению  со 
стороны В. Если мы задумается о сути этих высказываний, то поймем, что 
когда какое-либо лицо оказывается в состоянии побудить другого сделать 
что-то, то мы имеем дело с проявлением власти и влияния. 

Что же собой представляет понятие «власть»? 
Термин  «власть»  иногда  используют  как  синоним  слова  «авторитет». 

Однако  большинство  исследователей  считают,  что  эти  термины  не  явля-
ются синонимами и имеют определенные различия. Термин «власть» озна-
чает  возможность  руководителя  оказывать  влияние  на  деятельность  и  по-
ведение людей  с  помощью  каких-либо  средств:  воли,  права,  авторите-
та,  насилия.