ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13509
Скачиваний: 50
96
му ознакомление с различными точками зрения на феномены власти и
влияния позволит более глубоко усвоить сущность и важность этих поня-
тий.
Концепции власти и влияния
Изучению проблем власти и влияния посвящены исследования М. Ве-
бера, М.П. Фоллетт, Дж. Пфеффера, Г. Саймона и др.
Обсуждая идею власти, М. Вебер (Weber, Max) считал нецелесообраз-
ным различать понятия «власть» и «авторитет». Авторитет он определял
как вероятность того, что человек будет в состоянии провести в жизни
свою волю. Определение власти он также рассматривал как вероятность
того, что распоряжение руководителя будет выполнено другими. М. Вебер
считал, что организациям необходим порядок, чтобы регулировать поведе-
ние отдельных людей. Члены организации в целом соблюдают правила,
так как это предписывает закон или обычай. Персонал соглашается следо-
вать разным нормам поведения, поскольку это обеспечивает согласие и
способствует росту производительности. Право воздействовать на других
может исходить из многих источников, главным из которых является леги-
тимная (законная) власть. Легитимная власть может осуществляться в
трех видах: как рациональная, традиционная или харизматическая. Рацио-
нальная власть базируется как на законных основаниях, так и на способно-
стях людей отдавать распоряжения и требовать подчинения. Традиционная
власть основана на традициях, устоявшихся принципах и целях. Харизма-
тическая власть основана на признаваемых людьми святости, мужестве
или благородном поведении личности. В отличие от других харизматиче-
ская власть имеет личностный характер.
Представления Мэри Паркер Фоллетт (Follett, Mary Parker) о власти
и влиянии сконцентрированы на прикладных аспектах менеджмента. Она
рассматривала власть как иллюзию. По ее мнению, власть определяется
служебным положением и работой, а когда люди говорят о пределах вла-
сти, то подразумевают границы определения задач. Власть выводится из
функции или рабочего задания, поэтому имеет мало общего с иерархией
организационной структуры. Руководители не делегируют власть, а сте-
пень и направления делегирования вытекают из структуры организации в
процессе ее проектирования. Высшую власть следует сводить к минимуму.
Члены организации должны иметь достаточно власти для того, чтобы вы-
полнять свои задачи. «Закон ситуации» должен действовать свободно, так
как он, по своей сути, должен произвольно адресовать власть людям. Ме-
неджеры должны понимать ситуацию, прежде чем отдавать распоряжения.
Власть необходимо заменять тщательно разработанными инструкциями и
обучением персонала. Таким образом, подчинение легитимным распоря-
жениям носит активный характер. Люди подчиняются не потому, что опа-
саются последствий непослушания, а потому, что соблюдение правил не
97
противоречит их интересам. Это придает власти определенный аспект доб-
ровольности. Концепция «власть вместе с ...», а не «власть над ...» пред-
ставляет собой более конструктивный способ влияния. М. Фоллетт пред-
полагала, что власть может проявляться скорее как совместная, а не при-
нудительная деятельность. Концепцию «власть вместе с ...» можно постро-
ить с помощью взаимосвязанного поведения – процесса взаимного влияния
менеджера и подчиненных. Конечным результатом таких отношений явля-
ется не просто согласие, а участие как добровольное сотрудничество.
Линдал Урвик (Urwick, Lyndal) считал, что высшая власть должна
быть сосредоточена в организационной структуре. При этом должен су-
ществовать «скалярный процесс», в котором власть перемещается сверху
вниз, координируя таким образом деловую активность. Служебные обя-
занности как виды деятельности должны выполнять люди, занимающие
определенное положение в организации. Власть – это право требовать дей-
ствий от других. Такая власть вытекает из формального заявления о пра-
вах, из технической компетенции или личностных характеристик руково-
дителя (популярность или профессиональный опыт). Авторитет – это спо-
собность побуждать других к деятельности, ответственность – необходи-
мость отчитываться о выполнении служебных обязанностей.
Джеффри Пфеффер (Pfeffer, Jeffrey) утверждал, что власть есть ни-
что иное, как узаконенный авторитет. Когда авторитет становится леги-
тимным, он трансформируется во власть. Согласно Дж.Пфефферу, источ-
никами власти менеджеров являются: контроль над ресурсами; связи с
другими влиятельными индивидами; формальные должностные полномо-
чия; принадлежность к стратегическому подразделению организации; лич-
ные качества.
Честер Барнард (Barnard, Chester) разработал теорию восприятия,
согласно которой руководителя наделяют властью люди, которые хотят,
чтобы ими управляли. Подлинным носителем власти является не менед-
жер, наделенный формальной властью, а сам персонал, который решает,
выполнять или не выполнять распоряжения сверху. Власть движется снизу
вверх. Степень восприятия власти подчиненными зависит от следующих
факторов:
1) насколько подчиненные понимают смысл сообщения;
2) насколько распоряжение соответствует назначению организации;
3) насколько сообщение согласуется с личными потребностями и ин-
тересами персонала;
4) каковы ментальные и физические способности подчиненного.
Хотя и существуют «зоны безразличия», когда команды воспринима-
ются неосознанно, обычно директивы признаются в силу авторитета слу-
жебного положения или авторитета лидерства. Ч. Барнард не считал необ-
ходимым различать власть и авторитет.
Герберт А. Саймон (Simon, Herbert) определил власть как «возмож-
ность принимать решения, которые направляют действия другого челове-
98
ка». Власть порождает иерархические отношения между руководителем и
подчиненным. Руководитель отдает распоряжение и ожидает, что подчи-
ненный отреагирует на него должным образом. Подчиненный выполняет
команду и поступает в соответствии с поведенческой альтернативой, кото-
рую «выбрал для него босс». Саймон различал власть и другие формы воз-
действия, например, убеждение, признавал идею зоны безразличия Бар-
нарда. Однако подчиненный сам создает зону восприятия, существование
которой предопределено легитимностью и которую сотрудник приписы-
вает данной команде. Власть, как считал Саймон, играет важную роль по
трем причинам:
1) власть возлагает на подчиненного ответственность;
2) власть гарантирует компетенцию в принятии решений;
3) власть обеспечивает координацию деловой активности.
Авторы теорий человеческих отношений признавали существование
власти, некоторые считали ее необходимой, а некоторые предлагали ее
устранить.
Дуглас Макгрегор (McGregor, Douglas) утверждал, что следует мень-
ше внимания уделять формальной власти, а больше – «интеграции». Все
организации нуждаются в некой системе влияния и контроля, однако вме-
сто традиционной власти необходимо использовать другие формы воздей-
ствия – убеждение и профессиональное влияние. Используя власть, ме-
неджеры могут побуждать людей выполнять работу на минимальных
уровнях производительности, но не могут побуждать к максимальной про-
изводительности. Люди будут работать производительно только тогда, ко-
гда одновременно удовлетворяются их личные потребности. Ключом к мо-
тивации является выборочная адаптация такого процесса влияния, который
позволяет достичь взаимозависимости индивидуальной и организационной
целей.
Согласно теории «связующего звена» Ренсиса Лайкерта, управлен-
ческий авторитет, или власть, зависит от переделов влияния менеджера на
работников. Работники, участвующие в формировании целей, подвержены
большому влиянию. Влияние, которое менеджер оказывает на подчинен-
ных, зависит от:
1) авторитета данного менеджера у высших руководителей;
2) от авторитета у равных по рангу;
3) от авторитета у своих подчиненных.
Дэвид Макклелланд (McClelland, David) считал одной из важней-
ших потребностей человека потребность во власти. Эта потребность явля-
ется бессознательным стремлением использовать возможности для оказа-
ния влияния на других людей. Люди с сильной потребностью во власти
часто стремятся разными способами публично заявить о себе и своих при-
тязаниях. Они ищут и добиваются руководящих позиций в социальных
группах, выбирают профессии, позволяющие им оказывать влияние на
других людей (преподаватели, священники, администраторы). Согласно Д.
99
Макклелланду, власть имеет институциональную и личностную ориента-
цию. Менеджеры с институциональной ориентацией власти используют
свою власть для достижения организационных целей, в то время как ме-
неджеры с личной ориентацией власти стремятся использовать власть в
собственных целях.
Розабет Кантер (Rosabeth Kanter, 1979) отмечала, что влиятельные
менеджеры не только способны лично достичь больших результатов, но
могут наделить подчиненных большими объемами информации и ресур-
сов. Вследствие этого люди отдают предпочтение влиятельным руководи-
телям. В организациях, во главе которых стоят влиятельные руководители,
сотрудники отличаются более высоким статусом. И наоборот, бессилие
формирует тенденцию к мелочному командному стилю управления, неэф-
фективности, бессвязности управления. Кантер выявила несколько харак-
теристик наличия у менеджеров реальной власти, к которым относятся та-
кие возможности, как:
оказание реальной помощи тем, кто в ней нуждается;
предоставление талантливым сотрудникам достойной работы;
получение одобрения на затраты сверх бюджета;
определение повестки дня ответственных собраний;
прямые обращения к лицам, отвечающим за принятие решений;
поддержка постоянных тесных контактов с лицами, ответственны-
ми за принятие решений;
своевременное получение информации обо всех принимаемых ре-
шениях и изменениях политики организации.
Таким образом, в ранних теориях менеджмента власть рассматрива-
лась в контексте управленческих прав, присущих тому положению, кото-
рое люди занимают в иерархической структуре организации. Власть суще-
ствовала с направленностью влияния сверху вниз. С появлением авторов
теории человеческих отношений многое изменилось. Такие авторы, как
МакГрегор и Лайкерт, считали, что власть – это «высшая координирующая
сила», к которой следует прибегать в крайних случаях. Они считали, что
предпочтение необходимо отдавать убеждению, профессиональному чув-
ству собственного достоинства и положительному подкреплению.
Барнард, Саймон и другие были убеждены в том, что первоисточники
власти и влияния следует искать не в положении, занимаемом человеком, а
в готовности подчиненных к повиновению. Это послужило исходным
пунктом к теории восприятия власти, согласно которой власть рассматри-
вается в виде потока снизу вверх, где четко различаются право и способ-
ность оказывать влияние.
Необходимо понять, что власть представляет собой многомерное яв-
ление. Феномены власти чрезвычайно сложны. Они основываются на по-
всеместно встречающейся ситуации социального конфликта, возникающе-
го из-за несовместимости целей разных людей или средств их достижения.
Дискуссии о сущности власти в организации продолжаются до сих пор. В
100
настоящее время достигнуто согласие о том, что менеджеры должны по-
нимать взаимосвязь следующих четырех основополагающих понятий,
характеризующих власть как управленческую задачу:
1) права, соответствующие служебному положению в организацион-
ной структуре, должны быть четко определены и доведены до сведения
всех членов организации;
2) права, которые вытекают из служебного положения, порождают
легитимные ожидания ответственности;
3) опытные сотрудники ощущают свою ответственность за эффек-
тивное пользование правами, которыми они наделены для выполнения по-
ставленных задач;
4) способности, которыми обладают члены организации, могут ока-
заться важным источником влияния.
Права должны соответствовать способности выполнять свою работу.
Все менеджеры должны нести ответственность за свои действия и разум-
ное использование власти, которой они наделены.
3.2. Сущность понятий «власть» и «влияние»
Часто понятие «власть» имеет определенный негативный оттенок, по-
скольку оно связывается с представлениями о принуждении, угнетении,
насилии, наказании и т.п. Однако с этим понятием соотносятся и положи-
тельно оцениваемые явления: законное руководство, авторитет, признание,
влияние, лидерство. Известны различные взгляды на власть с позиций раз-
ных дисциплин. Так, социолог Макс Вебер (1964) считал, что власть озна-
чает любую возможность настаивать на своем в рамках социальных отно-
шений, даже при наличии сопротивления. Философ Бертран Рассел (1938)
определял власть как достижение намеченных эффектов. Политолог
Р.Э.Дал (1957) представлял власть как взаимодействие лиц А и В: А обла-
дает властью над В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что
предоставленный самому себе В не стал бы делать. Психолог Курт Левин
(1951) считал, что власть А над В можно определить как отношение мак-
симальной силы воздействия А на В к максимальному сопротивлению со
стороны В. Если мы задумается о сути этих высказываний, то поймем, что
когда какое-либо лицо оказывается в состоянии побудить другого сделать
что-то, то мы имеем дело с проявлением власти и влияния.
Что же собой представляет понятие «власть»?
Термин «власть» иногда используют как синоним слова «авторитет».
Однако большинство исследователей считают, что эти термины не явля-
ются синонимами и имеют определенные различия. Термин «власть» озна-
чает возможность руководителя оказывать влияние на деятельность и по-
ведение людей с помощью каких-либо средств: воли, права, авторите-
та, насилия.