Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13518

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

106 

чеством  информации,  но  это  вовсе  не  означает  наличие  у  них  экспертной 
власти, особенно в специальных областях. Они могут помочь подготовить 
информацию для решения, но не принять решение. 

К.  Хэйлс  считает,  что  концепция  Дж.Френча  и  Б.Рэйвена  противоре-

чива,  и  предлагает  модель,  которая  включает  в  себя  все  уже  рассмотрен-
ные нами элементы, но подчеркивает различие личных и институциональ-
ных  источников  власти.  «Степень  доступа  менеджеров  к  каждому  из  этих 
источников власти у менеджеров определяется их положением в организа-
ции»  (Hales,  1993).  К.  Хэйлс  выделяет  четыре  источника  власти  (см. 
также табл. 3.1): 

1) ресурсы  физической  власти,  или  возможность  повлиять  на  дейст-

вия других индивидов; 

2) ресурсы  экономической  власти,  или  ограниченные  и  желаемые  

объекты либо средства их приобретения (например, деньги); 

3) ресурсы  власти  знаний,  или  ограниченные  и  желаемые  знания  и 

навыки в контексте работы, которые могут быть: 

а) административными (связанными со способом работы института); 
б) техническими (связанными со способом выполнения задачи); 

4) ресурсы нормативной власти, или ограниченные и желаемые идеи, 

убеждения, ценности, влияние. 

 

Таблица 3.1 

Модель источников власти К. Хэйлса 

Ресурс власти 

Личный 

Должностной 

Физический 

Сила  индивида  или  об-
ладание средствами 

Доступ  к  средствам  при-
нуждения 

Экономический 

Богатство  индивида  или 
доход 

Доступ  к  ресурсам  орга-
низации  или  право  распо-
ряжаться ими 

Знания 

Административные  Личный опыт 

Доступ  к  циркулирующей 
в  организации  информа-
ции или контроль над нею 

Технические 

Навыки  или  опыт  инди-
вида 

Доступ к технологической 
информации и технологии 
или контроль над ними 

Нормативные 

Убеждения, 

ценности, 

идеи,  личные  качества 
индивида 

Доступ  к  (контроль  над) 
ценностям  корпоративной 
культуре,  идеям/  «ауре 
офиса» 


background image

 

 

107 

Применение  власти  эффективно  только  в  тех  случаях,  когда  человек 

признает ее источник легитимным (законным) и приемлемым. 

Установление законности источников власти в глазах тех, на кого ока-

зывается  влияние,  –  прямая  обязанность  руководителей,  что  может  озна-
чать  признание  взаимозависимости  управленца  и  его  подчиненных.  Если 
основой  легитимности  являются  разделяемые  всеми  сотрудниками  цели  и 
ценности, а подчиненные охотно принимают источники власти менеджера, 
значит, стороны будут стремиться к консенсусу, избегая каких-либо попы-
ток  давления.  Данное  обстоятельство  благоприятствует  развитию  более 
широких  институциональных  структур,  стимулирующих  и  поддерживаю-
щих  такое  поведение  в  соответствии  с  политической  природой  организа-
ции. 

Согласно  Дж.Пфефферу  (Pfeffer,  D.,  1992),  Р.Кантер  (Kanter,  R., 

1979), Дж. Коттеру  (Kotter, D., 1985) и другим  ученым, источниками  вла-
сти и влияния, способными мобилизовать людей, являются: 

1) официальная позиция; 
2) ресурсы; 
3) информация; 
4) компетентность; 
5) успешность; 
6) личная привлекательность; 
7) легитимность. 
Первые три источника власти и влияния (позиция, ресурсы, информа-

ция)  связаны  с  занимаемой  должностью.  Источниками  личной  власти  яв-
ляются  компетентность,  успешность,  личная  привлекательность  и  леги-
тимность. 

Официальная позиция (или должность) в организационной структу-

ре определяет: 

  набор обязанностей человека; 
  круг  людей,  с  которыми  человек  взаимодействует  для  выполнения 

своих обязанностей; 

  полномочия действовать и направлять действия других людей. 
Официальная позиция имеет большое значение в организациях с ярко 

выраженной  иерархией.  В  таких  организациях,  работающих  по  принципу 
«Ранг  определяет  ваши  привилегии»,  сила  влияния  определяется  скорее 
всего  не  личными  результатами,  а  занимаемой  должностью.  Однако  мы 
рассматриваем официальную позицию  как источник  власти  и влияния вне 
ее иерархического контекста, а с точки зрения возможностей, связанных с 
занимаемой позицией или работой. 

Официальная позиция часто дает доступ к таким источникам власти и 

влияния,  как  ресурсы  и  информация.  Например,  позиция  руководителя 
обычно предусматривает такие ресурсы, как возможность продвижения по 
службе  сотрудников,  увеличения  или  уменьшения  их  зарплаты,  распреде-
ление  заданий.  Позиции  рядовых  сотрудников  также  представляют  воз-
можности распоряжаться ресурсами и информацией. Так, например, секре-


background image

 

 

108 

тари  руководителей  организаций  контролируют  их  расписание  и  решают, 
кого из посетителей к ним пропустить. Сотрудники отдела закупок распо-
лагают  важной  информацией  о  наличии  ресурсов  и  их  доступности.  Они 
могут  помочь  или  помешать  другим  сотрудникам  организации,  которые 
используют эти ресурсы или информацию в своей профессиональной дея-
тельности.  

Факторами позиционного влияния являются: 
  ключевой характер организационной позиции; 
  значимость организационной позиции; 
  заметность организационной позиции; 
  гибкость организационной позиции. 
Факторы позиционного влияния представлены в табл. 3.2. 
 

Таблица 3.2 

Факторы позиционного влияния 

Факторы 

Описание 

Ключевой характер 

Степень  зависимости  других  сотрудников  от 
лица, занимающего ту или иную позицию в ор-
ганизации. Доступ к информации в коммуника-
ционной сети 

Значимость 

Степень  важности  позиции  для  основной,  при-
оритетной деятельности организации 

Заметность  
(наглядность, зримость) 

Степень  внимания  влиятельных  людей  органи-
зации  к  результатам  выполнения  задания  со-
трудниками,  занимающими  конкретную  пози-
цию в организации 

Гибкость 

Степень  свободы  действий,  которую  предос-
тавляет  данная  позиция  занимающему  ее  со-
труднику 

 

Чем  в  большей  степени  обладает  этими  характеристиками  организа-

ционная  позиция,  тем  выше  ресурсы  влияния  занимающего  ее  человека. 
Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно. 

Ключевой  характер  организационной позиции определяется тем, в 

какой  степени  зависят  от  вас  другие  сотрудники:  насколько  часто  нужен 
сотрудникам тот, кто занимает данную позицию, какому количеству людей 
приходится обращаться к нему, сколько подобных позиций есть  в органи-
зации и насколько важную роль занимает эта позиция в производственной 
деятельности. Другими словами, данный фактор обретения власти  и влия-
ния определяется близостью к центру информационной сети производст-
венных  и  межличностных  отношений  (или  коммуникаций).  Эффектив-
ность работы современных организаций зависит от наличия развитой сети 
коммуникаций, поскольку сегодня никто не обладает всей полнотой ресур-


background image

 

 

109 

сов и информации, необходимых для решения поставленных задач. Основ-
ное  отличие  между  хорошими  и  плохими  менеджерами  состоит  в  их  уме-
нии  устанавливать  социальные  взаимоотношения  с  другими  людьми,  вхо-
дящими в информационную сеть организации. Изоляция от этой информа-
ционной сети может привести к ограничению доступа к информации и ре-
сурсам, что отрицательно сказывается на решении задач. 

Власть  и  влияние  могут  усиливаться  благодаря  эффективным  гори-

зонтальным  и  вертикальным  сетевым  коммуникациям,  которые  определя-
ются  позицией  и  функциями  сотрудников.  Горизонтальные  сетевые  ком-
муникации  объединяют  лиц,  находящихся  на  одном  уровне  управления, 
вертикальные – лиц, находящихся на разных уровнях. Близость позиции к 
центру,  где  сосредотачиваются  информационные  потоки,  способствует 
усилению  индивидуального  влияния.  Подобная  концепция  организацион-
ной  власти  называется  концепцией  непредвиденных  стратегических  воз-
можностей (Pfeffer, 1992). 

Значимость  позиции  определяется  тем,  насколько  она  важна  для  ос-

новной,  приоритетной  деятельности  компании.  Чарльз  Перроу  (Charles 
Perrow,  1970
),  известный  специалист  в  сфере  организационной  техноло-
гии, считает, что в развитой экономике, ориентированной на продукт и по-
требителей,  основное  внимание  уделяется  продажам  и  маркетингу.  Инди-
вид,  стремящийся  к  расширению  своего  влияния,  должен  постоянно  сле-
дить  за  тем,  чтобы  деятельность  его  отдела  была  значима  с  точки  зрения 
организации в целом. 

Заметность – это степень внимания влиятельных людей организации 

к результатам выполнения заданий сотрудниками, занимающими конкрет-
ную  позицию.  Формулой  успеха  должны  быть  хорошие  результаты  рабо-
ты,  умноженные  на  их  наглядность  (заметность).  Занимаемая  позиция 
должна  способствовать  частым  контактам  с  руководством  и  неформаль-
ными  лидерами.  Этого  можно  добиться  благодаря  активному  участию  в 
программах организации, встречах, конференциях, а также умению заявить 
о себе. 

Гибкость  –  это  степень  свободы  действий,  которую  предоставляет 

данная позиция занимающему ее сотруднику. Если позиция обладает гиб-
костью  и,  следовательно,  дает  возможность  проявлять  инициативу,  то  это 
усиливает  ее  ключевой  характер,  значимость  и  заметность.  Лица,  не 
склонные  к  инновациям  и  проявлению  инициативы,  будут  испытывать 
серьезные  затруднения  на  пути  приобретения  влияния.  Степень  гибкости 
зависит  от  системы  поощрений.  Если  в  организации  система  поощрений 
направлена  на  поддержку  надежности  сотрудников,  предсказуемости  их 
поведения, точности  следования заданной системе предписаний (процеду-
рам  и  правилам),  значит,  в  данной  организации  будут  наказываться  лица, 
стремящиеся  к  свободе  действий.  Система  поощрений,  ориентированная 
на  «творческий  подход»,  отдает  предпочтение  инициативе.  Лица,  стремя-
щиеся обрести власть и влияние, должны проявлять гибкость. 


background image

 

 

110 

Такие  источники  власти  и  влияния,  как  компетентность,  успешность, 

личная привлекательность и легитимность, связаны не с позицией и долж-
ностью,  а  с  личными  качествами.  Источники  личной  власти  и  влияния 
представлены в табл. 3.3. 

 

Таблица 3.3 

Источники личной власти и влияния 

Источники 

Описание 

Компетентность 

Владение знаниями, навыками и опытом работы 

Успешность (усердие) 

Выполнение обязательств выше ожидаемого 
уровня 

Личная привлека-
тельность 

Привлекательные личные качества, эмоциональ-
ная привлекательность, располагающее к себе по-
ведение 

Легитимность 

Соответствие поведения основным организаци-
онным ценностям 

 

Компетентность  является  одним  из  определяющих  источников  вла-

сти и влияния. Компетентность, или знания, связанные с работой, является 
результатом  и  формального  образования,  и  самостоятельной  работы,  и 
трудового опыта. Компетентное лицо обладает большей властью и влияни-
ем. Если подчиненные обладают более высоким  уровнем компетентности, 
чем  их  начальник,  то  у  последнего  возникают  проблемы,  связанные  с  ос-
лаблением влияния. Чтобы избегать подобных проблем, опытные работни-
ки  должны  представлять  свое  видение  проблем  так,  чтобы  формальное 
право принятия решений оставалось за их руководителями, оставляя за со-
бой роль экспертов. Однако в современных условиях стремительной смены 
технологий имеет место тенденция к обесцениванию знаний. Если человек 
поддерживает  компетентность  в  одной  конкретной  области,  то  он  может 
быстро превратиться в «актера одной роли». В современных организациях 
узкая специализация быстро обесценивается. Поэтому люди, стремящиеся 
усилить свое влияние, не должны ограничиваться знаниями слишком узко-
го круга вопросов. 

Успешность  рассматривается  как  выполнение  обязательств  выше 

ожидаемого  уровня.  Хорошие  результаты  работы  укрепляют  репутацию 
среди  коллег,  что  дает  возможность  завязать  новые  контакты  и  получить 
доступ  к  дополнительным  источникам  влияния.  Составляющей  успешно-
сти является усердие. Человек, который делает все от него зависящее, что-
бы  успешно  выполнить  порученную  ему  работу,  завоевывает  тем  самым 
доверие  руководства.  Если  подчиненные  не  будут  справляться  с  поручен-
ной  им  работой,  это  негативно  скажется  как  на  авторитете  руководителя, 
так  и  на  авторитете  самих  подчиненных.  Экстраординарное  усердие  рас-
сматривается  как  признак  ответственности  и  преданности  делу,  поэтому 
оно, как правило, поддерживается и поощряется. Однако здесь необходимо