Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13522

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

116 

Соотношение  групп  потребностей  в  четырех  теориях  мотивации  при-

ведено на рис. 3.2. 

 
 
Теория                    Теория                 Теория                     Теория  

          Маслоу 

       Алдерфера         Макклелланда         Герцберга 

 

 

 

 

           

 

Рис. 3.2. Соотношение групп потребностей  

в четырех теориях мотивации 

 

Поскольку  указанные  выше  подходы  изучаются  в  курсе  «Менедж-

мент», мы не будем подробно их рассматривать, а ограничимся только ко-
ротким описанием. 

Согласно  Маслоу,  потребности  делятся  на  первичные  (физиологиче-

ские,  безопасности  и  защищенности)  и  вторичные  (причастности,  призна-
нии  и  самовыражении)  и  представляют  иерархическую  структуру,  в  кото-
рой они располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека 
определяет  самая  нижняя  неудовлетворенная  потребность  иерархической 
структуры.  После того, как потребность  удовлетворена, ее мотивирующее 
воздействие прекращается.  

Согласно  Алдерферу,  существует  три  группы  потребностей:  сущест-

вования  (физиологические  потребности  и  безопасность),  отношений  (при-

Потребности в 
самовыраже-
нии 
 
Потребности в 
признании 
 
Потребности в 
причастности 
 
Потребность в 
безопасности 
 
Физиологиче-
ские потреб-
ности 

Потреб-
ности в 
росте 
 
 
Потреб-
ности в 
отноше-
ниях 

 

 
Потреб-
ности су-
щество-
вания 
 

Потреб-
ности в 
достиже-
нии (ус-
пехе) 
 
 
Потреб-
ности 
власти 
 
 
Потреб-
ности в 
причаст-
ности 
 

Мотивирующие 

факторы: 

 

  Успех 
  Продвижение по 

службе 

  Признание и одоб-

рение 

  Ответственность 
  Творческий и дело-

вой рост 

 

Гигиенические 

факторы: 

 

  Политика админи-

страции 

  Условия работы 
  Заработная плата 
  Межличностные от-

ношения 

  Степень контроля за 

работой 


background image

 

 

117 

надлежности и причастности) и роста (признания и самоутверждения). Эти 
группы  потребностей  также  расположены  иерархически,  однако  в  случае 
неудовлетворенности  потребности  верхнего  уровня  усиливается  степень 
действия  потребности  более  низкого  уровня,  что  переключает  внимание 
человека на этот уровень. 

Согласно  Макклелланду,  потребности  достижения  (стремление  к  ус-

пешному  достижению  целей),  власти  (стремление  контролировать  дейст-
вия людей, оказывать  влияние на их поведение, брать на себя ответствен-
ность),  причастности  (стремление  к  дружеским  отношениям  с  окружаю-
щими) являются приобретенными под влиянием жизненных обстоятельств, 
опыта  и  обучения,  не  расположены  иерархически,  оказывают  взаимное 
влияние друг на друга. В настоящее время эти потребности особенно важ-
ны,  поскольку  потребности  более  низкого  уровня,  как  правило,  уже  удов-
летворены. 

Согласно  Герцбергу,  потребности  делятся  на  гигиенические  факторы 

и  мотиваторы.  Наличие  гигиенических  факторов  само  по  себе  не  может 
мотивировать человека, а всего лишь не даст развиваться неудовлетворен-
ности  работой.  Мотиваторы  же  активно  воздействуют  на  поведение  чело-
века.  Для  того,  чтобы  мотивировать  подчиненных,  руководитель  должен 
сам вникнуть в сущность работы. 

Описание потребностей по Маслоу и  Алдерферу и примеры того, как 

они проявляются в организациях, представлены в табл. 3.7 и 3.8. 

 

Таблица 3.7 

Иерархия потребностей по Маслоу 

Рост  

потребно-

стей 

Уровень 

потребности 

Описание 

Примеры проявления 

или удовлетворения 

потребностей 

в организации 

 
Потребно-
сти высше-
го уровня 
 
 
 
 
 

Потребности в 
самовыражении 

Необходимость 
реализовать по-
тенциал челове-
ка в полной ме-
ре 

Наиболее полное ис-
пользование навыков, 
умения и способно-
стей, стремление до-
биться максимального 
результата в работе 
 


background image

 

 

118 

Продолж. табл. 3.7 

Потребности в 
признании 

Необходимость 
чувствовать ува-
жение к себе и к 
своим способ-
ностям, быть 
уважаемым дру-
гими, получать 
признание и 
справедливую 
оценку 

Проявляются в ходе 
перемещения вверх по 
служебной лестнице и 
вознаграждения за ре-
зультаты работы 

Потребности в 
причастности 

Необходимость 
в социальном 
взаимодействии, 
друзьях, чувст-
вах и любви 
 

Проявляются в уста-
новлении хороших от-
ношений с коллегами и 
начальниками, в соз-
нании принадлежности 
к рабочей группе и 
участию в таких собы-
тиях социального ха-
рактера, как пикники 
сотрудников или кор-
поративные вечеринки 
по праздникам 

Потребности в 
безопасности 

Необходимость 
надежности, 
стабильности и 
безопасной сре-
ды существова-
ния  
 

Реализуются через ста-
бильность работы, пре-
доставление медицин-
ского обслуживания и 
создания безопасных 
условий труда 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Потребно-
сти низше-
го уровня 
(наиболее 
важные или 
насущные) 

Физиологиче-
ские потребно-
сти 

Такие базовые 
потребности для 
человека, как 
пища, вода и 
крыша над го-
ловой, которые 
должны быть 
обеспечены для 
его выживания 

Реализуются через вы-
плату минимального 
уровня заработной 
платы, позволяющей 
человеку покупать 
продукты питания, 
одежду и иметь подхо-
дящее жилье 

 


background image

 

 

119 

Таблица 3.8 

Теория ERG Алдерфера 

Рост  

потребно-

стей 

Уровень по-

требности 

Описание 

Примеры прояв-

ления или удовле-

творения потреб-

ностей 

в организации 

Потребности в 
росте 

Потребности  в  лич-
ном 

развитии, 

а 

также  в  творческой 
и  продуктивной  ра-
боте 

Непрерывное  улуч-
шение 

навыков, 

умения  и  способно-
стей, 

выполнение 

значимой  для  обще-
ства работы 

Потребности в 
отношениях 

Необходимость 
иметь 

хорошие 

межличностные  от-
ношения,  разделять 
с  другими  мысли  и 
чувства 

и 

иметь 

возможность 

для 

открытых 

двусто-

ронних связей  

Установление 

хо-

роших  отношений  с 
сотрудниками, 

на-

чальниками  и  под-
чиненными, 

полу-

чение  от  других  от-
дачи 
 
 

 
 
Потребно-
сти высшего 
уровня 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Потребно-
сти низшего 
уровня 

Физиологиче-
ские потреб-
ности 

Такие  базовые  по-
требности  для  че-
ловека,  как  пища, 
вода  и  крыша  над 
головой,  а  также 
стабильность 

 

и 

безопасная  среда,  в 
которой  он  сущест-
вует 

Реализуются  через 
выплату 

достаточ-

ной  заработной  пла-
ты, 

обеспечиваю-

щей  все  необходи-
мое  для  жизни,  соз-
дание 

безопасных 

условий труда 
 

 

Таким образом, понимание мотивационной основы поведения челове-

ка  и  знание  того,  какие  потребности  побуждают  человека  к  деятельности, 
необходимо для правильного выбора источников власти и влияния.  

 

Выбор источников власти 

 

Для  успешного  воздействия  на  мотивационную  основу  другого  чело-

века (В) применяющий власть (А) должен иметь в своем распоряжении оп-
ределенные  ресурсы,  то  есть  средства  подкрепления,  с  помощью  которых 
он сможет обеспечить удовлетворение соответствующих потребностей ли-
ца  В,  продлить  это  удовлетворение  или  предотвратить  его.  Такими  ресур-


background image

 

 

120 

сами  являются  источники  власти  и  влияния,  которые  мы  рассмотрели  вы-
ше.  Руководитель  должен  определить  силу  своих  источников  власти.  Это 
позволит  избрать  наиболее  эффективную  стратегию  их  использования  с 
точки зрения оценки затрат и результатов. 

 

Последствия поведения 

 

Умение  перестроить  привлекательность  последствий  активности 

подчиненных является решающим для осуществления влияния руководи-
теля.  Этот  процесс  называется  корректировкой  поведения  и  предполагает 
систематическое  поощрение  (подкрепление)  каждого  последовательного 
шага, приближающего человека к желаемому поведению. Согласно теории 
подкрепления, поведение человека зависит от внешних факторов, которые 
получили название средств подкрепления. 

Средства  подкрепления  определяются  как  любые  немедленные  по-

следствия, повышающие вероятность повторения (либо отказа) определен-
ных шаблонов поведения. Различают четыре способа корректировки пове-
дения:  позитивное  подкрепление,  негативное  подкрепление,  наказание  и 
торможение. Методы корректировки поведения путем подкрепления пред-
ставлены в табл. 3.9. 

 

Таблица 3.9 

Методы корректировки поведения 

Способы 

корректировки 

Характеристика 

Позитивное 
подкрепление 
(поощрение) 

Обеспечение  благоприятных    для  индивида  последст-
вий, способствующих повторению образцов поведения 
(поощрение, признание, вознаграждение и т.п.). По ме-
ре приближения индивида к желаемому поведению ин-
тенсивность положительного подкрепления увеличива-
ется 

Негативное под-
крепление 

Устранение  нежелательных  последствий  поведения. 
Образец  поведения,  позволивший  избавиться  от  нега-
тивных  последствий,  повторяется  и,  как  правило,  по-
ощряется 

Наказание 

Управление  неблагоприятными  последствиями,  цель 
которого  состоит  в  предотвращении  (пресечении)  не-
желательного  поведения.  Если  данный  тип  поведения 
не  поощряется  руководителем,  то  индивид  прекратит 
вести себя нежелательным образом 

Торможение 

Сдерживание положительных последствий. При отсут-
ствии  подкрепления  желаемого  поведения  достигну-
тый эффект постепенно угасает.