ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13522
Скачиваний: 50
116
Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации при-
ведено на рис. 3.2.
Теория Теория Теория Теория
Маслоу
Алдерфера Макклелланда Герцберга
Рис. 3.2. Соотношение групп потребностей
в четырех теориях мотивации
Поскольку указанные выше подходы изучаются в курсе «Менедж-
мент», мы не будем подробно их рассматривать, а ограничимся только ко-
ротким описанием.
Согласно Маслоу, потребности делятся на первичные (физиологиче-
ские, безопасности и защищенности) и вторичные (причастности, призна-
нии и самовыражении) и представляют иерархическую структуру, в кото-
рой они располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека
определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической
структуры. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее
воздействие прекращается.
Согласно Алдерферу, существует три группы потребностей: сущест-
вования (физиологические потребности и безопасность), отношений (при-
Потребности в
самовыраже-
нии
Потребности в
признании
Потребности в
причастности
Потребность в
безопасности
Физиологиче-
ские потреб-
ности
Потреб-
ности в
росте
Потреб-
ности в
отноше-
ниях
Потреб-
ности су-
щество-
вания
Потреб-
ности в
достиже-
нии (ус-
пехе)
Потреб-
ности
власти
Потреб-
ности в
причаст-
ности
Мотивирующие
факторы:
Успех
Продвижение по
службе
Признание и одоб-
рение
Ответственность
Творческий и дело-
вой рост
Гигиенические
факторы:
Политика админи-
страции
Условия работы
Заработная плата
Межличностные от-
ношения
Степень контроля за
работой
117
надлежности и причастности) и роста (признания и самоутверждения). Эти
группы потребностей также расположены иерархически, однако в случае
неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень
действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание
человека на этот уровень.
Согласно Макклелланду, потребности достижения (стремление к ус-
пешному достижению целей), власти (стремление контролировать дейст-
вия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответствен-
ность), причастности (стремление к дружеским отношениям с окружаю-
щими) являются приобретенными под влиянием жизненных обстоятельств,
опыта и обучения, не расположены иерархически, оказывают взаимное
влияние друг на друга. В настоящее время эти потребности особенно важ-
ны, поскольку потребности более низкого уровня, как правило, уже удов-
летворены.
Согласно Герцбергу, потребности делятся на гигиенические факторы
и мотиваторы. Наличие гигиенических факторов само по себе не может
мотивировать человека, а всего лишь не даст развиваться неудовлетворен-
ности работой. Мотиваторы же активно воздействуют на поведение чело-
века. Для того, чтобы мотивировать подчиненных, руководитель должен
сам вникнуть в сущность работы.
Описание потребностей по Маслоу и Алдерферу и примеры того, как
они проявляются в организациях, представлены в табл. 3.7 и 3.8.
Таблица 3.7
Иерархия потребностей по Маслоу
Рост
потребно-
стей
Уровень
потребности
Описание
Примеры проявления
или удовлетворения
потребностей
в организации
1
2
3
4
Потребно-
сти высше-
го уровня
Потребности в
самовыражении
Необходимость
реализовать по-
тенциал челове-
ка в полной ме-
ре
Наиболее полное ис-
пользование навыков,
умения и способно-
стей, стремление до-
биться максимального
результата в работе
118
Продолж. табл. 3.7
1
2
3
4
Потребности в
признании
Необходимость
чувствовать ува-
жение к себе и к
своим способ-
ностям, быть
уважаемым дру-
гими, получать
признание и
справедливую
оценку
Проявляются в ходе
перемещения вверх по
служебной лестнице и
вознаграждения за ре-
зультаты работы
Потребности в
причастности
Необходимость
в социальном
взаимодействии,
друзьях, чувст-
вах и любви
Проявляются в уста-
новлении хороших от-
ношений с коллегами и
начальниками, в соз-
нании принадлежности
к рабочей группе и
участию в таких собы-
тиях социального ха-
рактера, как пикники
сотрудников или кор-
поративные вечеринки
по праздникам
Потребности в
безопасности
Необходимость
надежности,
стабильности и
безопасной сре-
ды существова-
ния
Реализуются через ста-
бильность работы, пре-
доставление медицин-
ского обслуживания и
создания безопасных
условий труда
Потребно-
сти низше-
го уровня
(наиболее
важные или
насущные)
Физиологиче-
ские потребно-
сти
Такие базовые
потребности для
человека, как
пища, вода и
крыша над го-
ловой, которые
должны быть
обеспечены для
его выживания
Реализуются через вы-
плату минимального
уровня заработной
платы, позволяющей
человеку покупать
продукты питания,
одежду и иметь подхо-
дящее жилье
119
Таблица 3.8
Теория ERG Алдерфера
Рост
потребно-
стей
Уровень по-
требности
Описание
Примеры прояв-
ления или удовле-
творения потреб-
ностей
в организации
Потребности в
росте
Потребности в лич-
ном
развитии,
а
также в творческой
и продуктивной ра-
боте
Непрерывное улуч-
шение
навыков,
умения и способно-
стей,
выполнение
значимой для обще-
ства работы
Потребности в
отношениях
Необходимость
иметь
хорошие
межличностные от-
ношения, разделять
с другими мысли и
чувства
и
иметь
возможность
для
открытых
двусто-
ронних связей
Установление
хо-
роших отношений с
сотрудниками,
на-
чальниками и под-
чиненными,
полу-
чение от других от-
дачи
Потребно-
сти высшего
уровня
Потребно-
сти низшего
уровня
Физиологиче-
ские потреб-
ности
Такие базовые по-
требности для че-
ловека, как пища,
вода и крыша над
головой, а также
стабильность
и
безопасная среда, в
которой он сущест-
вует
Реализуются через
выплату
достаточ-
ной заработной пла-
ты,
обеспечиваю-
щей все необходи-
мое для жизни, соз-
дание
безопасных
условий труда
Таким образом, понимание мотивационной основы поведения челове-
ка и знание того, какие потребности побуждают человека к деятельности,
необходимо для правильного выбора источников власти и влияния.
Выбор источников власти
Для успешного воздействия на мотивационную основу другого чело-
века (В) применяющий власть (А) должен иметь в своем распоряжении оп-
ределенные ресурсы, то есть средства подкрепления, с помощью которых
он сможет обеспечить удовлетворение соответствующих потребностей ли-
ца В, продлить это удовлетворение или предотвратить его. Такими ресур-
120
сами являются источники власти и влияния, которые мы рассмотрели вы-
ше. Руководитель должен определить силу своих источников власти. Это
позволит избрать наиболее эффективную стратегию их использования с
точки зрения оценки затрат и результатов.
Последствия поведения
Умение перестроить привлекательность последствий активности
подчиненных является решающим для осуществления влияния руководи-
теля. Этот процесс называется корректировкой поведения и предполагает
систематическое поощрение (подкрепление) каждого последовательного
шага, приближающего человека к желаемому поведению. Согласно теории
подкрепления, поведение человека зависит от внешних факторов, которые
получили название средств подкрепления.
Средства подкрепления определяются как любые немедленные по-
следствия, повышающие вероятность повторения (либо отказа) определен-
ных шаблонов поведения. Различают четыре способа корректировки пове-
дения: позитивное подкрепление, негативное подкрепление, наказание и
торможение. Методы корректировки поведения путем подкрепления пред-
ставлены в табл. 3.9.
Таблица 3.9
Методы корректировки поведения
Способы
корректировки
Характеристика
Позитивное
подкрепление
(поощрение)
Обеспечение благоприятных для индивида последст-
вий, способствующих повторению образцов поведения
(поощрение, признание, вознаграждение и т.п.). По ме-
ре приближения индивида к желаемому поведению ин-
тенсивность положительного подкрепления увеличива-
ется
Негативное под-
крепление
Устранение нежелательных последствий поведения.
Образец поведения, позволивший избавиться от нега-
тивных последствий, повторяется и, как правило, по-
ощряется
Наказание
Управление неблагоприятными последствиями, цель
которого состоит в предотвращении (пресечении) не-
желательного поведения. Если данный тип поведения
не поощряется руководителем, то индивид прекратит
вести себя нежелательным образом
Торможение
Сдерживание положительных последствий. При отсут-
ствии подкрепления желаемого поведения достигну-
тый эффект постепенно угасает.