Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13527

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

131 

  Вознаграждение  за  нововведения.  Щедрое  вознаграждение  ини-

циативы  сотрудников  способствует  укреплению  власти  менедже-
ров. 

  Внешний  контакт.  Чем  больше  у  менеджера  возможностей  для 

внешнего контакта, тем шире его властные полномочия. 

  Контакт с руководством. Чем больше у менеджера возможностей 

для контакта с руководством, тем крепче его власть. 

Данные  факторы  определяют  природу  работы  и  характер  связей  ме-

неджера и обусловливают три элемента его власти: 

  Ресурсы.  Денежные  средства  и  другие  ресурсы,  которые  могут 

быть  использованы  для  наделения  статусом  или  вознаграждения 
своих сторонников. 

  Информация.  Представление  о  происходящих  событиях,  планах  и 

возможностях производства. 

  Поддержка.  Способность  получить  поддержку  высшего  руково-

дства  или  внешнюю  помощь  в  осуществлении  планов  менеджера, 
особенно в тех случаях, когда они связаны с определенным риском. 

Чем больше элементов власти находятся  в распоряжении менеджера, 

тем  скорее  его  подчиненные  проявляют  готовность  к  сотрудничеству,  так 
как  не  сомневаются  в  способности  руководителя  претворить  планы  в 
жизнь.  Такой  менеджер  имеет  в  организации  немалый  вес,  обладает  воз-
можностью оказывать воздействие на ее политику. 

Проще  всего  обретается  власть  во  время  рабочего  процесса,  требую-

щего выполнения разнообразных действий (не рутинные задания), резуль-
татом  которого  является  признание  (заметность  и  внимание)  или  умест-
ность (центральное положение по отношению к проблемам и вопросам ор-
ганизации).  Расширению  властных  полномочий  менеджера  способствуют 
его сетевые взаимодействия, позволяющие получать информацию быстрее, 
чем посредством официальных систем коммуникации. Еще один источник 
власти – подчиненные, способные взять на себя часть управленческих обя-
занностей  и  поддержать  вместе  с  другими  работниками  планы  менедже-
ров. Данный источник власти реализуется через привлечение сотрудников 
к  участию в управлении. 

Менеджеры  должны  научиться  грамотно  пользоваться  властью.  Как 

недостаток    власти,  так  и  злоупотребление  ею  приводят  к  неэффективно-
сти. Менеджеры должны стремиться к тому, чтобы уровень властных пол-
номочий был адекватным ситуации (рис. 3.7). Для этого они должны  вла-
деть и развивать следующие управленческие навыки: 

  приобретение власти (преодоление чувства беспомощности); 
  эффективная трансформация власти в межличностное влияние. 

 


background image

 

 

132 

 

Эффективная                                     Оптимальный 

                                уровень власти 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
            
                                            Отсутствие                                        Злоупотребление  
                                               власти                                                  властью 
          Неэффективная 
                                        Неадекватная            Достаточная            Чрезмерная 

 
 
 

Рис. 3.7.  Уровни власти 

 

Наказание как стратегия 

 влияния 

 

Исследования  выявили  три  наиболее  распространенные  стратегии 

влияния: наказание, сотрудничество, убеждение (табл. 3.11). 

 

Таблица 3.11 

Стратегии влияния 

Стратегии 

Косвенный подход 

Прямой подход 

Наказание

заставить 

подчиненных  выполнить 
ваше распоряжение 

1. Запугивание  
   (давление) 

2. Принуждение 
    (угрозы) 

Сотрудничество

сде-

лать  так,  чтобы  подчи-
ненные  хотели  выполнить 
ваше распоряжение 

3.  Снискание  располо-
жения  (наложение  обя-
занностей) 

4. Переговоры 
     (обмен) 

Убеждение:  помочь  дру-
гим  понять,  почему  им 
следует  выполнить  ваше 
распоряжение 

5.  Апеллирование  к  ин-
дивидуальным 

ценно-

стям  (обращение  к  об-
щим принципам) 

6.  Предоставление 
фактов  (акцент  на 
достоинствах и по-
требностях) 

 

Л

И

Ч

Н

А

Я

  

  

Д

Е

Я

Т

Е

Л

ЬН

О

С

Т

Ь

 

ЛИЧНАЯ   ВЛАСТЬ 


background image

 

 

133 

Стратегия  наказания.  Влияние  при  помощи  наказания  происходит, 

когда  А  пытается  подчинить  В,  сообщая  последнему,  что  если  он  не  под-
чинится, то его ждут неприятности. Наказание сопряжено с принуждением 
(угрозами)  или  запугиванием  (давлением).  В  основе  этого  влияния  лежит 
право, которое дает занимаемая должность и формальный авторитет. Пря-
мое принуждение
 состоит в угрозе применения санкций в том случае, ес-
ли  распоряжение  лица,  обладающего  формальной  властью,  не  будет  вы-
полнено должным образом. Осознание неотвратимости наказания, как пра-
вило,  имеет  большое  дисциплинарное  воздействие.  Запугивание  (давле-
ние)  является  косвенным  методом  наказания,  поскольку  в  этом  случае  уг-
роза только предполагается. В этом случае определяющую роль играют не 
санкции  менеджера, а его действия, которые он может предпринять в слу-
чае  отказа  подчиненного  выполнять  требования.  Запугивающие  действия 
могут  принимать  такие  формы,  как  критика,  усиление  акцента  на  автори-
тете  властного  лица  и  неопытности  исполнителя,  поручение  заведомо  не-
выполнимых заданий, игнорирование, давление со стороны коллег и др. 

Стратегии  влияния  через  наказание  основаны  на  том  допущении,  что 

страх  исполнителя  иногда    является  достаточным  мотивом,  чтобы  побу-
дить  человека  выполнять  поручения,  с  которыми  он  внутренне  не  согла-
сен. Как правило, угрозы срабатывают  на короткое время, пока подчинен-
ный находится в «зоне страха», то есть боится руководителя. 

Ситуации,  в  которых  целесообразно  использовать  стратегию  наказа-

ния, ее достоинства и недостатки приведены в табл. 3.12. 

 

Таблица 3.12 

Характеристика стратегии наказания 

Ситуации 

Достоинства 

Недостатки 

  Соотношение влиятельности 

в  пользу  лица,  оказывающе-
го воздействие 

  Степень зависимости и взаи-

мозависимости  в  пользу  ли-
ца,  оказывающего  воздейст-
вие 

  Необходимость 

подчинить 

лицо,  на  которое  оказывает 
воздействие,  с  целью  полу-
чения нужного результата 

  Отсутствие  приверженности 

работе  лица,  на  которое  
оказывается воздействие 

Быстрое  

прямое  

действие 

Снижение 

привер-

женности  работе,  твор-
чества, инициативы. 

Рост  сопротивления 

со  стороны  подчинен-
ных,  перерастающего  в 
открытую или скрытую 
оппозицию. 

Ухудшение  взаимо-

отношений 

(скован-

ность, 

страх, 

месть, 

обида,  нежелание  об-
щаться  с  руководите-
лем). 

 


background image

 

 

134 

Продолж. табл. 3.12 

  Наличие  сильных  эмоций, 

связанный 

с 

ситуацией 

(страх, покорность и т.п.) 

  В  основе  взаимоотношений 

лежит  уважение  к  формаль-
ной  власти,  основанное  на 
традициях 

  Кризисные ситуации 
  Наличие 

конкурирующих 

целей  сторон,  не  зависящих 
друг от друга  

  Возможность  замены  испол-

нителей 

 

Дополнительные  за-

траты  ресурсов,  связан-
ные с созданием эффек-
тивной  системы  кон-
троля. 

Потеря  авторитета  и 

доверия. 

Необходимость  уси-

ления  серьезности  уг-
роз. 

Нарушение прав под-

чиненных. 

Нарушение этических 

норм 

 

Сотрудничество как  

стратегия влияния  

 

Стратегия  сотрудничества  (взаимной  выгоды,  обмена)  –  это  самая 

распространенная  и  эффективная  стратегия  влияния  в  организации.  Эту 
стратегию  можно  применять  как  «по  горизонтали»,  так  и  «по  вертикали». 
Сотрудничество базируется  на принципе  удовлетворения интересов обеих 
сторон.  Прямой  формой  его  выражения  является  соглашение  об  обмене, 
выгодном для обеих сторон. Согласно Аллану Коэну и Дэвиду Брэдфорду 
(Allan Cohen,  David  Bradford, 1990),  каждый человек  имеет большее влия-
ние, чем предполагает,  поэтому предметом обмена могут быть самые раз-
ные  ресурсы  («валюты»),  каждый  из  которых  может  стать  основой  для 
приобретения  влияния.  Примеры  каждого  из  типов  «валют»  приведены  в 
табл. 3.13. 

 

Таблица 3.13 

Типы «валют», используемых для приобретения власти 

 

Блага, связанные с мотивацией, воодушевлением 

 

Широкая перспектива 

Участие  в  решении  задач,  которые  имеют  боль-
шое  значение  для  подразделения,  всей  фирмы, 
клиентов или общества в целом 

Совершенство 

Возможность решать действительно важные зада-
чи на высоком уровне 

Правильность с точки 
зрения морали 

Делать  то,  что  не  просто  эффективно,  но  и  соот-
ветствует высоким моральным стандартам  


background image

 

 

135 

Продолж. табл. 3.13 

 

Блага, связанные с решением задач 

 

Новые ресурсы 

Добывание  денег,  поиск  дополнительных  поме-
щений, увеличение бюджета, персонала и т.д. 

Вызов/обучение  
новому 

Выполнение  задач,  которые  приводят  к  приобре-
тению новых навыков и росту способностей 

Поддержка в  
решении задач 

Получение  помощи  при  выполнении  текущих 
проектов  или  решении  каких-то  нежелательных 
задач 
Получение  непосредственной  или  негласной  под-
держки  или  помощи  при  реализации  проектов  и 
решений 

Быстрое информиро-
вание 

Быстрый ответ на запросы и просьбы 
Доступ к организационным и техническим знани-
ям 

 

Блага, связанные с позицией 

 

Признание 

Признание усилий, достижений или способностей 

Заметность 

Возможность быть замеченным руководителями и 
другими влиятельными в организации людьми 

Репутация 

Возможность  показать  себя  компетентным  и  от-
ветственным сотрудником  

Быть «своим» 

Ощущение, что сотрудник находится в центре со-
бытий, является «своим» в организации 

Контакты 

Возможность контактов с другими сотрудниками 

 

Блага, связанные с межличностными отношениями 

 

Понимание 

Если  сотрудник  бьет  тревогу  по  поводу  каких-
либо проблем, к нему прислушиваются 

Принятие/ включение  Близость и дружба 
Личная поддержка 

Личная и эмоциональная поддержка 

 

Блага, связанные с личностью 

 

Благодарность 

Возможность получить одобрение 

Влияние/ вовлечен-
ность 

Возможность влиять на решение важных задач 

Утверждение своего 
«я» 

Возможность реализовать свои ценности, индиви-
дуальность, испытывать самоуважение 

Комфорт  

Возможность избежать трудностей 

Источник.  Allan  R.  Cohen  and  David  L.  Bradford,  Influence  Without  Authority  (New 
York: John Wiley & Sons, 1990). Copyright © 1990 Allan R. Cohen and David L.Bradford