ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13533
Скачиваний: 50
146
3.5. Делегирование полномочий
как инструмент власти
Делегирование полномочий тесно связано с мотивацией, влиянием и
лидерством. Делегирование как термин, используемый в управлении, оз-
начает передачу задач и полномочий лицу, который берет на себя ответст-
венность за их выполнение.
Полномочия – ограниченное право использовать
ресурсы организации и направлять усилия сотрудников
на выполнение задач.
И, наконец, ответственность – обязательство выпол-
нять задачи и отвечать за их удовлетворительное реше-
ние.
Делегирование является ключевой деятельностью
любого руководителя. Сущность управления заключа-
ется в умении добиться выполнения работы другими
людьми. Поэтому делегирование представляет собой
процесс, который превращает человека в руководителя.
Если задачи не делегируются подчиненным, то руково-
дитель будет вынужден выполнять их сам. К чему это
может привести? Процесс делегирования представлен
на рис. 3.8.
Рис. 3.8. Процесс делегирования
Руководитель одновременно с рабочей задачей делегирует необходи-
мую компетенцию и ответственность в специальной форме (функциональ-
ная ответственность). Руководитель сохраняет за собой управленческую
ответственность, которая не может быть делегирована.
Делегирование задачи может осуществляться на длительный срок
(при этом руководитель поручает сотруднику самостоятельное выполне-
ние задачи) и разово. При разовом делегировании (разовые поручения) са-
ма задача остается в функциональной сфере руководителя.
В чем заключаются преимущества делегирования? Делегирование по-
зволяет:
1) высвободить время руководителя;
Делегирование
–
передача
задач
и
полномочий
подчи-
ненному,
который
принимает на себя
ответственность
за
их выполнение
Полномочия - огра-
ниченное право ис-
пользовать ресурсы
организации и на-
правлять усилия со-
трудников на выпол-
нение задач
Ответственность
-
обязательство выпол-
нять задачи и отве-
чать за их удовлетво-
рительное решение
+
+
Управленческая ответственность (не делегируется)
Руководитель
Подчиненный
Задачи
Компе-
тенция
Функциональная
ответственность
147
2) использовать профессиональные знания и опыт сотрудников;
3) стимулировать развитие способностей, инициативы, самостоятель-
ности и компетенции подчиненных;
4) позитивно воздействовать на мотивацию труда и удовлетворен-
ность работой.
Как показал опыт, в большинстве случаев сотрудники реагируют на
делегирование позитивно. Руководители, использующие делегирование,
как правило, укрепляют свою власть и влияние.
Почему некоторые руководители редко используют делегирование в
своей практике? Причины неудовлетворительного делегирования скрыва-
ются в особенностях личности руководителя, который или не осознает
ценности делегирования, или не умеет делегировать. Успешное делегиро-
вание предполагает готовность (желание) и способность (возможность)
делегировать.
Для достижения успеха в процессе делегирования одинаково важное
значение имеют как руководители, так и подчиненные. Ньюмен перечис-
лил причины сопротивления делегированию как со стороны руководите-
лей, так и подчиненных (табл. 3.23).
Таблица 3.23
Причины сопротивления делегированию по Ньюмену
Сопротивление делегированию
Со стороны руководителей
Со стороны подчиненных
1. Заблуждение «Я это сделаю
лучше».
2. Отсутствие способности руко-
водить.
3. Отсутствие доверия к подчи-
ненным.
4. Боязнь риска.
5. Отсутствие системы выбороч-
ного контроля для предупрежде-
ния руководства о возможной
опасности отклонения от наме-
ченной цели.
1. Удобнее спросить начальника,
что делать, чем самому решать
проблему.
2. Боязнь критики за совершенные
ошибки.
3. Отсутствие информации и ре-
сурсов, необходимых для ус-
пешного выполнения задания.
4. Большая загрузка работой.
5. Отсутствие уверенности в себе.
6. Отсутствие
положительных
стимулов дополнительной от-
ветственности.
Основные правила делегирования представлены в табл. 3.24.
148
Таблица 3.24
Основные правила (техника) делегирования
Техника делегирования
Для руководителей
Для подчиненных
1. Подбор подходящих сотрудников
в зависимости от профессио-
нальных качеств и индивидуаль-
ных способностей.
2. Распределение сферы ответст-
венности.
3. Координация выполнения пору-
ченных задач.
4. Стимулирование и консультиро-
вание подчиненных.
5. Оценка работы сотрудников (по-
хвала, конструктивная критика).
6. Пресечение попытки переделеги-
рования (обратного или после-
дующего).
1. Самостоятельное
выполнение
делегированного задания.
2. Принятие ответственности за
выполнение задания.
3. Своевременное
и
подробное
информирование руководства о
ходе выполнения задания.
4. Информирование
руководства
об отклонениях в выполнении
задания.
5. Координирование своей дея-
тельности с коллегами и обмен
информацией.
6. Повышение квалификации по
ходу выполнения задания.
Для руководителя проблема делегирования состоит в том, сколько за-
дач он должен делегировать, чтобы разгрузить себя. Чем выше должность
руководителя, тем больше времени он должен тратить на управленческую
деятельность и тем меньше – на исполнительскую. Что должен делегиро-
вать руководитель и что не следует делегировать (табл. 3.25).
Таблица 3.25
Задания, подлежащие и не подлежащие делегированию
Что нужно делегировать
Что не нужно делегировать
Рутинную работу
Специализированные
задания
Частные задания
Подготовительную ра-
боту
Формулирование целей
Контроль результатов
Руководство сотрудниками, их мотивацию
Задачи особой важности
Задачи высокой степени риска
Необычные, исключительные задания
Актуальные, срочные задания, не остав-
ляющие времени для объяснения и про-
верки
Задачи строго доверительного характера
149
Когда руководителю необходимо делегировать? Делегировать задачи
руководитель должен в ежедневных рабочих ситуациях, а также в случае
существенных изменений рабочей ситуации, требующей нового распреде-
ления функций и полномочий: при изменении структуры персонала (новое
назначение, повышение, увольнение), реорганизация, кризисы, новые сфе-
ры деятельности, изменение компетенции.
Кому следует делегировать задачи? Руководитель должен делегировать
полномочия сотрудникам, находящимся в его непосредственном подчине-
нии. При этом необходимо делегировать полномочия не только опытным
сотрудникам, готовым взять дополнительную работу и имеющим свободное
время, но и сотрудникам, которые нуждаются в приобретении опыта.
При делегировании задач и полномочий следует использовать сле-
дующие правила:
1. Делегируйте заблаговременно, сразу же после составления плана.
2. Делегируйте с учетом способностей и возможностей сотрудников.
3. Делегируйте с учетом потребностей и поощрения сотрудников.
4. Делегируйте задачу целиком, а не отдельные ее части.
5. Объясните сотруднику продолжительность выполнения задания –
отдельный случай или длительное делегирование.
6. Однородные задачи делегируйте одному и тому же сотруднику.
7. Убедитесь в том, может и хочет ли сотрудник взяться за решение
задачи.
8. Не поручайте одну и ту же задачу двум сотрудникам одновремен-
но, не знающим об этом.
9. Передавайте сотруднику вместе с задачей полномочия и компетен-
цию, необходимые для ее выполнения.
10. Проводите инструктирование и предоставьте информацию, необ-
ходимую для выполнения задания.
11. Объясняйте цели задания.
12. Объемные и важные задания поручайте в форме приказа в пись-
менном виде.
13. Давайте наставления о выполнении новых и сложных задач по пя-
тиступенчатому принципу:
а) подготовьте сотрудника;
б) объясните задачу;
в) покажите, как надо делать;
г) доверьте дальнейшее выполнение под наблюдением и коррек-
тируйте его;
д) передайте задачу целиком и осуществляйте только контроль за
ее выполнением.
14. Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессио-
нального обучения.
150
15. Не вмешивайтесь в рабочий процесс без причин, тем самым пере-
черкивая делегирование.
16. Придайте сотруднику уверенность в себе.
17. Гарантируйте помощь и поддержку.
18. Проводите предварительный, текущий и заключительный кон-
троль.
19. Оцените результаты работы.
При решении вопроса о делегировании можно использовать АБВ-
анализ, который основывается на трех закономерностях:
1) важнейшие задачи (категория а) составляют примерно 15% от
количества всех задач, которые решает руководитель. значи-
мость этих задач (вклад в достижение цели) составляет примерно
65%;
2) важные задачи (категория б) составляют примерно 20% от обще-
го числа задач и 20% значимости задач;
3) менее важные задачи (категория в) составляют 65% всех задач и
15% значимости задач.
Этапы решения задач с помощью АБВ-анализа представлены на
рис. 3.9.
Рис. 3.9. Процесс АБВ-анализа
Классификация задач по важности и значимости представлена в
табл. 3.25.
Таблица 3.25
Классификация задач по важности и значимости
Задачи А
Задачи Б
Задачи В
Очень важные
Важные
Менее важные
15% всех задач
65% общей значимости
20% всех задач
20% общей значимости
65% всех задач
15% общей значимости
Не делегировать
Частично делегировать
Делегировать, сокра-
щать, вычеркивать
1.
Составление
перечня задач
(квартал, дека-
да, день)
2.
Оценка задач
по категориям
АБВ
(важность и
значимость)
3.
Оценка задач Б
и В с точки
зрения делеги-
рования
(что, кому, как)
4.
Установка при-
оритетности
выполнения
задач А и Б