ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13530
Скачиваний: 50
151
Чтобы делегирование было действенным, необходимо соблюдать со-
ответствие между полномочиями и ответственностью. Руководитель дол-
жен делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения
задач, за которые он принял на себя ответственность. Руководитель дол-
жен соблюдать принцип соответствия.
3.6. Наделение властью и участие в управлении
Розабет Кантер (1943) – известный американский ученый, социолог,
считает, что наделение подчиненных властью отвечает интересам совре-
менных организаций. Она подчеркивает, что внедрение инноваций обеспе-
чивает единственную возможность продвижения вперед. Реакция органи-
заций на это требование времени должна заключаться в создании климата,
благоприятствующего успешному применению инноваций. Ключевыми
факторами при этом являются организационный климат и коммуникации,
а основной проблемой – недостаточный обмен информацией. Работники,
считает она, ощущают ограниченность полномочий и свою изолирован-
ность от принимающих важные решения менеджеров высшего звена. По-
этому в ответ на такой порядок они или стремятся к продвижению по слу-
жебной лестнице ради достижения власти, или переходят в состояние без-
различия и начинают работать хуже. Менеджеры среднего звена так же
оказываются в сложном положении: хотя, по мнению работников, они и
обладают властью, в действительности же они должны выполнять реше-
ния, принятые высшим руководством. Результатом является бюрократиза-
ция организации и исчезновение стимулов к эффективному труду. При
этом Р. Кантер подчеркивает важность вопросов участия в управлении, со-
трудничества и командной работы.
Наделение сотрудников организации властью способствует устране-
нию причин появления безразличия, бессилия и усилению чувства собст-
венной значимости. Выделяют пять подходов к наделению сотрудников
властью:
1) помощь сотрудникам в достижении высокого уровня знаний и на-
выков (обучение, тренинг и приобретение опыта);
2) расширение функций контроля сотрудников (предоставление
большей свободы действий, сопровождающееся повышением ответствен-
ности за результаты труда);
3) ознакомление сотрудников с образцами успешных ролевых моде-
лей (изучение опыта высокоэффективных коллег);
4) практика социального поощрения и убеждения (похвала, поощре-
ния, обратная связь);
152
5) эмоциональная поддержка (способствует снижению уровня кон-
фликтов, стрессов за счет более четкого определения роли сотрудника в
выполнении задач).
Использование руководителями данных подходов способствует по-
вышению уверенности, компетенции, возможности реализации своих спо-
собностей, их участию в процессе принятия решений (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Процесс наделения властью
Участие в управлении – ментальное и эмо-
циональное вовлечение
индивидов в групповые ситуации, побуждающие их
вносить личный вклад в достижение командных це-
лей и разделять ответственность. Основные момен-
ты этого определения – вовлечение, вклад и ответ-
ственность.
Ментальное и эмоциональное вовлечение
предполагает психологическое вовлечение мыслящей личности, а не про-
сто лица, выполняющего какое-либо задание.
Устранение факторов, вы-
зывающих у сотрудников
ощущение бессилия:
Изменения
Руководство
Система вознагражде-
ния
Процесс труда
Повышение самоэффек-
тивности сотрудников в
процессе труда:
Уровень квалификации
Контроль и подотчет-
ность
Ролевые модели
Поощрение
Поддержка
Результаты
труда
Осознание наделения
властью:
Компетенции
Высокая ценность
Понимание рабочих
заданий
Реализация способ-
ностей
Участие
в
управле-
нии – ментальное и
эмоциональное
вовле-
чение индивидов в груп-
повые ситуации, побуж-
дающие их вносить лич-
ный вклад в достижение
командных целей и раз-
делять ответственность
153
Мотивация к увеличению вклада. Участие в управлении способст-
вует повышению мотивации к достижению цели за счет развития творче-
ской активности сотрудников.
Принятие ответственности. Участие в управлении побуждает членов
организации к принятию ответственности за ее действия. Исполнители
чужой воли превращаются в участников принятия решений, от которых за-
висит судьба организации.
Почему участие в управлении становится популярным? Участие со-
трудников в управлении позволяет добиться высоких результатов и спо-
собствует усилению чувства удовлетворения трудом.
Модель процесса участия в управлении представлена на рис. 3.11.
Рис. 3.11. Процесс участия в управлении
Каким образом участие в управлении отражается на властных полно-
мочиях руководителя? Участие в управлении – процесс разделения власти
между руководителями и сотрудниками, в основе которого лежит модель
руководства, получившая известность как обмен «руководитель - член
группы». Между руководителем и подчиненными, согласно этой модели,
формируются взаимоотношения, в процессе которых руководитель деле-
гирует свои полномочия сотрудникам в зависимости от их профессиональ-
ного уровня и способностей, информирует, консультирует, вознаграждает
или поощряет. Сотрудники, в свою очередь, вносят свой вклад в выполне-
ние рабочих заданий и проявляют лояльность к руководителю. Важно по-
нять, что участия в управлении расширяют и укрепляют властные полно-
Ситуация
Программы
участия в
управлении
Участие в процессе
труда:
Умственное
Эмоциональное
Результаты:
Организация
Увеличение объемов
продукции
Высокое качество
Созидательность
Инновации
Работники
Признание вклада
Самоэффективность
Уменьшение стресса
Удовлетворение
154
мочия как руководителей, так и подчиненных за счет роста уровня взаимо-
действия и взаимозависимости. Люди, вдохновленные потребностями бо-
лее высокого уровня (власти, компетенции, успехе или самовыражении),
работают гораздо эффективнее. В табл. 3.26 представлены два подхода к
власти и влиянию, один из которых основан на формальной власти руко-
водителя, второй – на участии в управлении.
Таблица 3.26
Два подхода к власти и влиянию
Автократический подход
Участие в управлении
Власть (право):
Фиксированный объем
Исходит от властной структуры
Используется менеджментом
Распространяется сверху вниз
Власть:
Переменный объем
Исходит от индивидов по фор-
мальным и неформальным кана-
лам
Используется для обмена идеями и
совместной деятельности
Распространяется как снизу вверх,
так и сверху вниз
Практика участия в управлении наиболее эффективна в ситуациях,
когда необходимо решить сложные, неструктурированные и требующие
творческого подхода задачи.
Все большее распространение получают такие виды участия в управ-
лении, как участие в прибыли и акционерной собственности. Те организа-
ции, которые эффективно реализуют программы участия в управлении,
получают большое конкурентное преимущество.
155
РЕЗЮМЕ
1. Власть и влияние в контексте лидерства должны рассматриваться
как выражение личной эффективности, как способность руководителя мо-
билизовать все ресурсы для достижения целей организации. Руководители,
обладающие властью, могут активно влиять на поведение людей. Злоупот-
ребление властью, ее недостаток или несбалансированное распределение в
долговременной перспективе могут привести к дисфункциональным по-
следствиям.
2. Изучению проблем власти и влияния посвящены исследования
М.Вебера, М.П. Фоллетт, Дж. Пфеффера, Г. Саймона и др. Исследования
этих и других ученых показали, что власть представляет собой многомер-
ное явление. В настоящее время достигнуто общее согласие о том, что ме-
неджеры должны понимать взаимосвязь четырех основополагающих по-
нятий, характеризующих власть как управленческую задачу:
а) права, соответствующие служебному положению в организацион-
ной структуре, должны быть четко определены и доведены до сведения
всех членов организации;
б) права, вытекающие из служебного положения, порождают леги-
тимные ожидания ответственности;
в) опытные сотрудники ощущают свою ответственность за эффектив-
ное пользование правами, которыми они наделены;
г) способности, которыми обладают члены организации, могут ока-
заться важным источником влияния.
3. Необходимо различать понятия «авторитет», «власть» и «влияние».
Термин «авторитет» означает общепризнанное влияние лица, основанное
на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Термин «власть» означает
потенциальную возможность индивида оказывать воздействие на деятель-
ность и поведение других людей. Термин «влияние» означает не возмож-
ность, а способность индивида оказывать воздействие на поведение других
людей, основанную на личных качествах.
4. Источники власти и влияния руководителя представляют собой ре-
сурсы, используемые руководителем для оказания воздействия на поведе-
ние отдельных людей или групп. Власть может принимать разнообразные
формы. Дж.Френч и Б. Райвен (1959) выделили следующие источники вла-
сти и влияния:
- власть, основанная на принуждении;
- власть, основанная на вознаграждении;
- экспертная власть;
- эталонная власть;
- законная власть и информационная.