ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13525
Скачиваний: 50
161
ТЕМА 4
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЛИДЕРСТВА
ПЛАН
4.1. Эмоциональный интеллект руководителя.
4.2. Самооценка как основа развития эмоционального интел-
лекта.
4.3. Навыки творческого решения проблем.
4.4. Поддерживающие коммуникации, наставничество и кон-
сультирование.
4.5. Стратегия переговоров.
Изучив тему, студенты должны знать:
- стили мышления;
- виды интеллекта;
- сущность эмоций и их влияние на поведение;
- сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект», аспек-
ты эмоционального интеллекта;
- сущность самооценки как основы эмоционального интеллекта;
- базовые аспекты самооценки (ценности, стиль познания, локус кон-
троля, толерантность к неопределенности, интерперсональная ориен-
тация);
- навыки творческого решения проблем.
Навыки лидерства являются инструментом, при помощи которого ме-
неджеры реализуют видение организации. Именно по этой причине при
изучении данной темы основное внимание концентрируется на развитии
навыков лидерства. Какие навыки лидерства являются ключевыми? Как
мы уже отмечали в предыдущем разделе, навыки менеджмента являются
сутью лидерства. Эффективный менеджмент и лидерство неразделимы.
Поэтому навыки лидерства и менеджмента, согласно схеме конкурирую-
щих ценностей, которая была нами рассмотрена ранее, являются одинако-
во важными как для менеджера, так и для лидера. Навыки, требующиеся
для менеджера, необходимы и для лидера. В условиях XXI века ни одна
организация не сможет выжить в том случае, если ее руководство не будет
одновременно и менеджерами, и лидерами. В рамках данного учебного
курса не представляется возможным рассмотреть все навыки согласно мо-
дели конкурирующих ценностей. Поэтому мы остановимся на рассмотре-
нии некоторых из них, а именно: на самооценке, формировании видения
будущего организации, использовании власти и влияния, наделении пра-
вами, аналитическом и творческом решении проблем, поддерживающих
162
коммуникациях. Однако прежде чем мы приступим к изучению перечис-
ленных выше навыков, рассмотрим значение эмоционального потенциала,
поскольку люди с большой эмоциональной чувствительностью чаще ста-
новятся лидерами.
4.1. Эмоциональный интеллект руководителя
Сущность понятия
Иногда каждый из нас задает себе вопрос: почему те, кто окончил
школу с золотой медалью, университет – с красным дипломом, защитил
кандидатскую и докторскую диссертации, в итоге гораздо менее удачливы
в бизнесе да и вообще в жизни, чем их одноклассники-троечники? Почему
высокий уровень знаний (или уровень интеллектуального развития IQ) не
является залогом успешной самореализации человека? В 1995 году Дани-
эль Гольман издал книгу «Эмоциональная культура: Почему она может
иметь большее значение, чем IQ», в которой, обобщив опыт исследований
в данной области, пришел к выводу, что за успех в жизни каждого отдель-
но взятого человека отвечает уровень эмоционального интеллекта (ЕQ).
Для того, чтобы понять сущность эмоционального интеллекта и его
значение для руководителя-лидера, рассмотрим стили мышления, виды
интеллекта и сущность понятия «эмоции».
Стили мышления. Исследования головного мозга обнаружили, что
левое полушарие отвечает за речь, язык, письмо, логику, математику, нау-
ку и правую руку, а правое – за пространственное построение, творческое
мышление, фантазию, искусство, понимание музыки и действия левой ру-
ки. Другими словами, разные полушария ответственны за разные модели
мышления. Люди с очень развитым левым полушарием склонны к более
познавательному (когнитивному) стилю мышления, с правым – к более
эмоциональному. Люди, которые лучше думают левым полушарием, от-
личаются склонностью к аналитичному мышлению, логике и общению,
используют абстрактные символы, слова и числа. Они обрабатывают ин-
формацию медленнее, чем люди с развитым правым полушарием. Люди, у
которых активно работает правое полушарие, демонстрируют более эмо-
циональный стиль мышления. Они характеризуются целостностью, экс-
прессивностью, часто употребляют метафоры, образы, рассказы, быстро
делают утверждения (т.е. быстрее обрабатывают информацию). Благодаря
тому, что они уделяют много внимания неуловимым сигналам (т.е. умеют
«слушать третьим ухом»), они преуспевают в невербальной коммуника-
ции. Характеристики познавательного и эмоционального стилей мышле-
ния приведены на рис. 4.1.
163
Познавательное Эмоциональное
(левое полушарие) (правое полушарие)
Рис. 4.1. Стили мышления
Существуют не только разные стили мышления, но и разные виды
интеллекта. В соответствии с классификацией гарвардского психолога
Ховарда Гарднера, интеллект представлен в семи вариантах: пространст-
венный, телесно-кинестетический, музыкальный, лингвистический, логи-
ко-математический, межличностный и внутриличностный. Характеристика
каждого из указанных видов интеллекта представлена в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Виды интеллекта
Виды интеллекта
Описание
1
2
Пространственный
Способность быстро распознавать модели и
формы
Способность мыслить в образах и картинках
Способность легко ориентироваться в новом
пространстве
Физический (или те-
лесно-
кинестетический)
Хорошая моторная координация и умение
понимать тонкости движения
Умение имитировать, подражать жестам и
движениям людей
Склонны к аналитике
Бывают интуитивны,
экспрессивны
Предпочитают логическое
и осязаемое
Предпочитают то, что им
приятно
Используют абстрактные
символы, слова, числа
Используют метафоры,
образы, рассказы
Медленнее обрабатывают
информацию
Быстрее обрабатывают
информацию
Делают конкретные
утверждения
Быстро принимают
решения
164
Продолж. табл. 4.1
1
2
Музыкальный
Чуткость слуха
Умение определить стиль композитора и бы-
стро узнать музыкальное произведение
Музыка – важная часть жизни
Лингвистический
Большая чувствительность к значению слов
Умение играть словами
Способность к изучению иностранных язы-
ков
Умение распознавать разные интонации
Логико-
математический
Умение разгадывать логические головолом-
ки
Умение решать цифровые задачи
Высокий интеллектуальный коэффициент
Межличностный
Способность проникаться чувствами других
Способность понимать чувства других
Способность ладить с другими людьми
Способность добиваться поставленных целей
с помощью других людей
Внутриличностный
Способность понимать собственные чувства
Насыщенная эмоциональная жизнь
Способность понимать собственные мотива-
ции и поведение
Обладание развитой интуицией
Логико-математический коэффициент оценивается с помощью коэф-
фициента умственного развития (IQ). Однако высокий IQ составляет толь-
ко 20% успеха, особенно в лидерстве. Во-первых, люди с высоким IQ не
обязательно принимают правильные решения. IQ и качества лидера очень
слабо связаны. Во-вторых, люди с высоким IQ часто попадают в интел-
лектуальную ловушку, «интеллектуализируя» свои собственные ошибоч-
ные решения. В-третьих, люди с высоким IQ часто настолько умело кри-
тикуют других, что больше обращают внимание на это, чем на поиск кон-
структивных решений. В мире менеджмента смесь межличностного и
внутриличностного интеллекта по классификации Гарднера является более
важной, чем логико-математический вид интеллекта.
Эмоция (франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, вол-
ную) – общий термин, охватывающий спектр чувств и ощущений. Выявле-
но шесть универсальных эмоций: радость, удивление, страх, грусть, злость,
отвращение. Эти шесть универсальных эмоций изображены на рис. 4.2. в
165
виде континуума. Чем ближе друг к другу находятся две эмоции, тем легче
их спутать.
Радость Удивление Страх Грусть Злость Отвращение
Рис. 4.2. Континуум шести универсальных эмоций
Проявляются ли эти эмоции у сотрудников организации? Постоянно.
Каким образом эмоции влияют на поведение руководителя?
Люди, которые хорошо разбираются в своих собственных эмоциях и
умеют «читать» эмоции окружающих, демонстрируют более высо-
кую производительность.
При принятии решений люди используют не только рациональные
доводы, но и эмоции. Решения необходимо принимать не только
«головой», но и сердцем.
Эмоциональное состояние человека влияет на мотивацию. Люди,
высоко мотивированные своей работой, испытывают эмоциональ-
ную привязанность к ней. Они физически, интеллектуально и эмо-
ционально погружаются в соответствующую деятельность в стрем-
лении достичь поставленной цели.
Межличностные конфликты так или иначе объясняются эмоция-
ми. Способность руководителя решать межличностные конфликты
во многом зависит от его умения выявлять их эмоциональные со-
ставляющие и убеждать конфликтующие стороны подняться выше
своих эмоций.
Негативные эмоции могут порождать девиантное поведение у со-
трудников, т.е. отклоняющееся от общепринятых норм (уход с рабо-
ты, снижение темпа работы, распускание сплетен, беспочвенные об-
винения, агрессию и т.п.).
Эмоции являются неотъемлемой частью деятельности лидера. Про-
буждая в людях положительные эмоции, лидеры тем самым мотиви-
руют их деятельность.
Именно эмоции лежат в основе эмоционального интеллекта (ЕQ).
Эмоциональный интеллект представляет со-
бой совокупность некогнитивных (эмоциональных)
умений, способностей и компетенций, которые
влияют на способность человека успешно реагиро-
вать на требования и воздействия внешней среды.
Исследования показали, что ЕQ в гораздо боль-
шей степени, чем IQ (профессиональные знания ли-
бо другой отдельно взятый фактор), демонстрирует способность того или
иного человека стать лидером. IQ и профессиональные знания – необхо-
Эмоциональный ин-
теллект (ЕQ) – это
совокупность некогни-
тивных
(эмоциональ-
ных) умений, способ-
ностей и компетенций,
которые
влияют
на
способность человека