ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13526
Скачиваний: 50
166
димое, но недостаточное условие лидерства. Человек, у которого наблюда-
ется низкий уровень ЕQ, может получить превосходное образование, иметь
острый аналитический ум, отличаться необычайной проницательностью и
генерировать идеи, но оставаться посредственным руководителем. Успех,
по результатам исследований, зависит на 20 % от высокого IQ и на 80% –
от развитого ЕQ.
Эмоциональный интеллект (ЕQ) включает 5 аспектов:
1)самоанализ (самооценка);
2)самоконтроль;
3)самомотивация;
4)эмпатия;
5)социальные навыки.
Характеристики аспектов эмоционального интеллек-
та приведены в табл.4.2.
Таблица 4.2
Характеристики аспектов ЕQ
Аспекты ЕQ
Характеристика
Самоанализ, или оценка
собственных эмоций
Способность определять и понимать в каж-
дый момент времени свои собственные эмо-
ции
Самоконтроль, или управ-
ление собственными эмо-
циями
Способность осуществлять контроль или
поддерживать как негативные, так и пози-
тивные эмоции, вызываемые теми или ины-
ми событиями или явлениями
Самомотивация
Способность как пробуждать, так и гасить
те или иные эмоции в зависимости от стоя-
щих перед индивидом целей или желаний
Эмпатия, или сочувствен-
ное отношение к эмоциям
других людей
Степень точности, с которой один человек
может настроиться на социальные сигналы,
посылаемые другим человеком, уловить
нюансы, взглянуть на проблемы глазами
другого
Социальные навыки, или
коммуникативная компе-
тентность, владение навы-
ками эффективных взаимо-
отношений
Способность правильно читать чужие эмо-
ции, управлять ими и вежливо и спокойно
взаимодействовать с другими
Эмоциональный потенциал формируют три навыка:
способность активно слушать;
способность понимать невербальную коммуникацию;
способность адаптироваться к широкому спектру эмоций.
Аспекты ЕQ:
Самоанализ
Самоконтроль
Самомотивация
Эмпатия
Социальные навыки
167
Умение «активно слушать» – это слушание с полным вниманием и
стремление полностью осознать значение того, что говорит человек. В
книге Иствуда Атватера «Я Вас слушаю…» (1988) даны рекомендации ру-
ководителям по развитию навыков активного слушания. Великая муд-
рость, заключенная в пословице «У нас два уха и один рот, чтобы слушать
вдвое больше, чем говорить», подтверждает необходимость развития на-
выков активного слушания.
Способность понимать невербальную коммуникацию является
важным элементом эмоционального развития. Язык невербальной комму-
никации (мимика, визуальный контакт, интонация и тембр голоса, позы и
жесты, межличностное пространство) играет огромную роль в процессе
общения. Развитая способность невербальной коммуникации позволит по-
нять эмоциональное состояние другого человека и принять правильное
решение. Турецкая пословица гласит: «Вместо того чтобы открывать свой
рот, откройте свои глаза».
Способность адаптироваться к широкому спектру эмоций позво-
ляет лучше понимать и управлять чувствами. Каждое эмоциональное со-
стояние имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Для то-
го, чтобы увеличить положительный эффект и сократить отрицательный,
лидеры должны обладать навыками в вопросе распознавания чувств и нау-
читься бегло и конструктивно их выражать.
Опыт показывает, что люди с высоким эмоциональным потенциалом:
строят более устойчивые межличностные отношения;
лучше мотивируют себя и других;
отличаются активностью, новаторством и творчеством;
имеют больше шансов стать лидерами;
лучше работают в условиях стресса;
лучше справляются с изменениями;
находятся в большей гармонии с самим собой.
Первым шагом к эмоциональному развитию является познание самого
себя. Люди, не знающие себя, часто попадают в плен дисфункционального
поведения. Познание себя становится первым шагом к эффективному ли-
дерству.
Вторым шагом к развитию эмоционального интеллекта является обу-
чение умению управлять своими эмоциями. На этом этапе важным являет-
ся признание целого спектра чувств, которые есть у руководителя, и уме-
ние обращаться с ними. Если руководители будут контролировать этот
процесс, то они смогут использовать эмоции для достижения поставленной
цели. Саморегулирование чувств (или регулирование настроения) является
важным умением для лидеров. Лидеры, неправильно управляющие своими
эмоциями, создают каскадный эффект, достигающий самых низших уров-
ней организации. Корейская пословица гласит: «Если в порыве злобы вы
ударите по камню, то повредите свою же ногу». Поэтому лидерам нужно
168
распознавать чувства злости, разочарования или печали и перерабатывать
их конструктивным образом, а не реагировать инстинктивно.
Третьим шагом к развитию эмоционального интеллекта является обу-
чение умению распознавать чувства других и управлять ими. Искусству
сопереживания, то есть понимания чувств другого, можно научиться.
Коэффициент умственного развития (IQ) человека практически не ме-
няется после молодости. При этом с возрастом человека наблюдается рост
выкристализованного интеллекта (видов деятельности, которые отражают
накопление знаний) и уменьшение изменчивого интеллекта (краткосроч-
ной памяти, абстрактного мышления, скорости мышления). В то же время
коэффициент эмоционального развития (ЕQ) продолжает развиваться в
течение всей жизни. Поэтому менеджеры, стремящиеся стать лидерами,
могут и должны повышать свой эмоциональный потенциал, то есть разви-
вать те навыки, которые составляют их ЕQ.
БЛИЦ - ОПРОС
1. Какие стили мышления Вы знаете и как они характеризуются?
2. Какие виды интеллекта вы знаете и как они характеризуются?
3. Что представляют собой эмоции?
4. Каким образом эмоции влияют на поведение руководителя?
5. Что собой представляет эмоциональный интеллект?
6. Какие аспекты включает эмоциональный интеллект и как они
характеризуются?
7. Почему высокий уровень интеллектуального развития не явля-
ется залогом успешной реализации человека в жизни?
8. Какие навыки формирует эмоциональный потенциал?
9. Какие пути развития эмоционального интеллекта Вы знаете?
4.2. Самооценка как основа эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект, или умение управлять собой и взаимоот-
ношениями с другими людьми, в литературе по менеджменту рассматри-
вается как важнейший фактор достижения успеха лидерами и менеджера-
ми. На основе многочисленных научных фактов установлено, что уровень
эмоционального интеллекта определяется степенью владения такими на-
выками, как самооценка (самоанализ), самоконтроль, самомотивация, эм-
патия и социальные навыки (или коммуникативная компетентность). По-
этому мы рассмотрим сущность и содержание понятия «самооценка», а
также важнейшие сферы самооценки: ценностные приоритеты и уровень
зрелости системы ценностей, стиль познания, отношение к изменениям
(локус контроля и толерантность к неопределенности), интерперсональную
(межличностную) ориентацию.
169
Сущность и содержание
понятия «самооценка»
Самооценка представляет собой осознание собственной личности и
индивидуальности. Самооценка относится к тому,
какое мнение составляет о себе человек, включая
степень самоуважения и самопринятия. Самооценка
отражает чувства личной ценности и компетентности, которые люди
связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследова-
лись А.Маслоу (A. Maslow, 1962). Согласно его исследованиям, все люди
обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному
ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в
такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих. Карл Род-
жерс (Carl Rogers, 1961) выявил, что основной потребностью человека яв-
ляется потребность в отстаивании своих интересов и в самоуважении, ко-
торая, согласно результатам его исследований, оказалась насущнее физио-
логических потребностей. Брувер (Brouwer, 1964, р. 156) утверждает:
«Функция самоисследования заключается в обретении основы для инсайта,
без которого какое-либо развитие становится невозможным». Инсайт – это
внезапное озарение, постижение («О, теперь я понимаю!»), которое осоз-
нанно или неосознанно становится основанием для изменения модели по-
ведения. Инсайты…становятся строительным материалом для нашего рос-
та. Таким образом, самоисследование является подготовкой к инсайду,
рыхлением почвы, в которой находятся семена самопонимания, которые со
временем могут взойти и расцвести новой поведенческой моделью.
Самооценка – многомерное понятие, поскольку она существует в виде
степеней сравнения (высокая или низкая). Она является жизненно важным
компонентом Я-концепции человека. Например, человек может иметь вы-
сокую самооценку в межличностных отношениях и в то же время низко
оценивать свои успехи в обучении. Предпосылками для формирования са-
мооценки, согласно научным исследованиям, является качество и количе-
ство родительского внимания и принятия, получаемого в детстве. К.Хорни
считала, что дети, лишенные родительской любви, склонны развивать
группу ненасыщаемых потребностей, которую она рассматривала как нев-
ротическую. Высокая самооценка является результатом родительского
внимания и принятия.
Самооценка также связана с личной идентичностью. Наличие любви и
принятия связанно с «идентичностью успеха», а недостаток любви и при-
нятия – с «идентичностью неудачи». «Идентичность неудачи», в свою оче-
редь, приводит к развитию чувства неполноценности и низкой самооценки.
Низкая самооценка, согласно Альфреду Адлеру, – это всегда плохо,
но иногда она служит стимулом для конструктивной компенсации. Из
ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. Высокая
самооценка и принятие собственного «я», согласно Карлу Роджеру (Carl
Rogers, 1961), являются необходимыми предпосылками психологического
Самооценка
–
это
осознание собственной
личности и индивиду-
альности
170
здоровья, индивидуального развития и способности должным образом по-
знавать и воспринимать других людей.
Таким образом, самооценка является важнейшей потребностью чело-
века и предпосылкой для развития эмоционального потенциала личности.
Самооценка является основой для:
самопознания;
развития навыков самоуправления (самоменеджмента);
понимания различий и особенностей других людей;
развития навыков коммуникативной компетенции.
Индивиды с высокой самооценкой отличаются хорошей работоспо-
собностью, высокой производительностью и способностью к лидерству.
Руководители не смогут развивать навыки управления, пока не осоз-
нают занимаемого ими уровня ЕQ. Вместе с тем, самооценка может не
только способствовать, но и препятствовать личному развитию. Барьерами
личного развития являются:
Боязнь «копаться» в себе. Вероятность получения негативных зна-
ний о себе может вызвать чувство собственной неполноценности, слабо-
сти, никчемности, порочности, греховности или стыда (Maslow, 1962,
p. 57).
Боязнь увидеть себя другими, неадекватными настоящему состоя-
нию. Подобное сопротивление, согласно Маслоу (Maslow, 1962, p. 58), яв-
ляется «отрицанием нашей лучшей стороны, наших талантов, наших луч-
ших импульсов и высших потенций, наших творческих способностей.
Иными словами, оно является проявлением нашей борьбы с собственным
великолепием».
Оптимальная позиция для любого индивида состоит в том, что он
должен быть честным по отношению к самому себе. Подобная честность
предполагает постоянный поиск новой информации о самом себе, что спо-
собствует стремлению к самосовершенствованию.
Каким образом человек может усовершенствовать свои управленче-
ские навыки, если он боится самопознания? Основными направлениями
преодоления барьеров самопознания в этом случае являются определение
предела чувствительности и самораскрытие.
Концепция предела чувствительности имеет отношение к точке, в
которой индивид принимает оборонительную позицию при получении ин-
формации о себе, которая противоречит принятой концепции собственного
«я» или требует изменения поведения. Сила оборонительной позиции за-
висит от степени противоречия полученной информации, от принятой ин-
дивидом концепции собственного я. Если это противоречие незначитель-
но, то оно вряд ли вызовет защитную реакцию, поскольку в этой ситуации
не требуется пересмотра исходной концепции индивида. Если степень
противоречия достаточно высокая, то в этом случае индивид преодолевает
присущий ему предел чувствительности и принимает оборонительную по-
зицию. Подобную реакцию называют ригидной реакцией на угрозу. Ри-