ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13521
Скачиваний: 50
171
гидность проявляется особенно очевидно, когда индивид не может или не
хочет изменить свое поведение, даже если потребности новой ситуации
требуют другого поведения. Когда индивид чувствует некую угрозу, свя-
занную с получением какой-то тревожной информации о себе (например,
обвинение в некомпетентности, получение недостоверной информации о
самом себе и т.п.) или с утратой былой уверенности в себе, то включаются
механизмы самозащиты, призванные обеспечить стабильность концепции
собственного «я». В этом случае индивид имеет склонность становиться
ригидным, упираться, терять гибкость (приспособляемость). Он становит-
ся консерватором, занимает оборонительную позицию, избегает риска и
т.п. Таким образом, превышение порога чувствительности приводит к ри-
гидности и срабатыванию механизмов самозащиты, что, в свою очередь,
мешает познанию самого себя (самооценка) и развитию навыков само-
управления. Что должен сделать индивид, чтобы избежать превышения
барьера чувствительности? Во-первых, индивид должен:
а) убедиться в достоверности представленной ему информации;
б) избегать непредсказуемости;
в) уметь контролировать информацию.
Во-вторых, индивид должен уметь самораскрываться другим людям.
Самораскрытие – это процесс, благодаря которому человек добро-
вольно и сознательно раскрывает другим достоверную, важную, личную
информацию. Самораскрытие позволяет людям учиться понимать себя,
развивать и поддерживать межличностные отношения, преодолевать чув-
ство отчуждения от других людей, обеспечивает эффективное функциони-
рование индивида и предотвращает психологические дисфункции. В це-
лом исследования свидетельствует о том, что, независимо от пола, расы и
национальности люди более склонны делиться информацией о своих ат-
титюдах
(склонностях реагировать на некий объект, лицо или события),
мнениях, вкусах и интересах и менее склонны делиться информацией, свя-
занной с их финансами, телом и личностью. Люди чаще раскрываются пе-
ред теми, кого они знают и любят, несмотря на существование определен-
ной тенденции к раскрытию перед совершенно незнакомыми людьми, осо-
бенно в тех случаях, когда они больше никогда не смогут встретиться с
ними вновь. Самораскрытие
одного человека влечет за собой само рас-
крытие другого (так называемый «диадический эффект»). Научные дан-
ные свидетельствуют о том, что самораскрытие является функцией ситуа-
ционных, а не личностных переменных.
По своей сути люди являются социальными существами и поэтому
индивидуальность человека должна рассматриваться в ее связи с другими,
а не изолировано. Без контактов с другими людьми, в процессе которых
проявляются те или иные особенности личности, познать себя практически
невозможно. Отсутствие самораскрытия не только препятствует полно-
ценной самооценке, но может негативно повлиять и на другие аспекты
развития управленческих навыков. Кроме того, открытые люди пользуют-
ся большей симпатией, чем скрытные.
172
Самооценка позволяет развивать способность определять важные раз-
личия между людьми. Умение видеть основные особенности других людей
является важным фактором лидерства.
Базовые аспекты
самооценки
Ключевыми аспектами самооценки для развития
навыков лидерства являются: ценности, стиль по-
знания, отношение к переменам (толерантность к
неопределенности и локус контроля), интерперсо-
нальная (межличностная) ориентация. Эти аспекты
самооценки
представляют
собой
ядро
«Я-
концепции» (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Базовые аспекты «Я-концепции»
Ценности
Ценности – индивидуальные базовые стандарты, которыми опреде-
ляются субъективные представления человека о хорошем и плохом, жела-
тельном и нежелательном, истинном и ложном, моральном и аморальном.
Базовые аспекты са-
мооценки:
Ценности
Стиль познания
Отношение к пере-
менам
Интерперсональная
(межличностная) ори-
ентация
Интерперсо-
нальная (меж-
личностная)
ориентация
Отношение к
переменам
Стиль
познания
Ценности
«Я-концепция»
173
Каждый человек имеет свою индивидуальную систему ценностей и ценно-
стную ориентацию. Система ценностей представляет собой распределе-
ние приоритетов индивидуальных ценностей и определяется относитель-
ной важностью, которую конкретный человек придает таким ценностям,
как свобода, удовольствие, самоуважение, честность, смирение и равенст-
во. Ценностная ориентация – это избирательное отношение человека к
материальным и духовным ценностям, система его установки, убеждений,
предпочтений, выраженная в поведении. Индивидуальная система ценно-
стей и ценностная ориентация являются одной из наиболее устойчивых и
стабильных характеристик индивида, тем фундаментом, на котором фор-
мируются установки и личностные предпочтения. Руководители, стремя-
щиеся стать лидерами, должны уметь осознавать свою собственную систе-
му ценностей и понимать ценностную ориентацию других людей.
Согласно исследованиям Мильтона Рокича (M. Rokeach, 1973), лич-
ностные ценности делятся на два типа: терминаль-
ные и инструментальные. Терминальные ценно-
сти – это ценности, которые относятся к жизненным
целям, т.е. целям, которых человек хотел бы достичь в течение своей жизни
(отсутствие материальных затруднений, успех, мир,
равенство и др.). Терминальные ценности могут быть
личными (например, мир в душе) и социальными
(мир во всем мире). Инструментальные ценности –
это ценности, которые предписывают определенные
стандарты поведения или определенные способы
достижения жизненных целей (ответственность, ло-
гика, амбициозность и др.). В табл. 4.3 приведены
примеры терминальных и инструментальных ценно-
стей.
Таблица 4.3
Терминальные и инструментальные ценности по Рокичу
Терминальные ценности
Инструментальные ценности
1
2
Комфортная жизнь (процветание)
Интересная жизнь (активная пози-
ция)
Чувство успеха (постоянной значи-
мости)
Честолюбие,
амбициозность
(упорный труд, прилежание, целе-
устремленность)
Широта взглядов (непредвзятость,
восприимчивость)
Способности (компетентность, эф-
фективность)
Типы ценностей по
Рокичу:
Терминальные
Инструментальные
Терминальные
цен-
ности – это ценности,
которые относятся к
жизненным целям.
Инструментальные
ценности – это цен-
ности, которые пред-
писывают определен-
ные стандарты пове-
дения или опреде-
ленные способы дос-
тижения
жизненных
174
Продолж. табл. 4.3
1
2
Мир во всем мире (прекращение
войн и конфликтов)
Мир прекрасного (красоты природы
и мира искусств)
Равенство (братство, равные воз-
можности для всех)
Безопасность семьи (забота о до-
машних)
Свобода (независимость, свобода
выбора)
Счастье (удовлетворенность)
Внутренняя гармония (отсутствие
внутренних конфликтов)
Зрелая любовь (сексуальная и ду-
шевная близость)
Национальная безопасность (защи-
щенность от возможных атак про-
тивника)
Удовольствия (приятная размерен-
ная жизнь)
Спасение души (блаженная участь в
вечности)
Самоуважение (чувство собственно-
го достоинства)
Общественное признание (уважение,
восхищение)
Настоящая дружба (тесные при-
ятельские отношения)
Мудрость (зрелое понимание жизни)
Жизнерадостность
(воодушевле-
ние, лояльность)
Чистоплотность (аккуратность, оп-
рятность)
Мужество, смелость (готовность
отстаивать свою позицию)
Снисходительность (умение про-
щать других)
Желание помочь (готовность рабо-
тать на благо других)
Честность (искренность, правди-
вость)
Богатое воображение (дерзание,
творчество)
Независимость (самоуверенность,
автономность)
Ум (интеллект, склонность к раз-
мышлениям)
Логичность
(последовательность,
рациональность)
Любовь (чувствительность, неж-
ность)
Послушание
(исполнительность,
вежливость)
Воспитанность (учтивость, владе-
ние хорошими манерами)
Ответственность (надежность)
Самоконтроль
(самодисциплина,
самоограничение)
М. Рокич обнаружил, что повышение приоритета какой-либо личной
ценности приводит к росту приоритета личных ценностей вообще и к сни-
жению приоритета социальных ценностей. И наоборот, возрастание при-
оритета социальных ценностей приводит к общему повышению приорите-
та других социальных ценностей и к снижению приоритета личных.
175
Результаты ряда исследований подтверждают, что разным группам
людей присущи разные ценности. Люди, занимающие одни и те же долж-
ности или относящиеся к одним и тем же категориям (например, менедже-
ры, члены профсоюза, родители, студенты), как правило, используют при-
мерно одинаковые ценности. Стивен П.Роббинз, автор книги «Основы ор-
ганизационного поведения», выявил ценности, присущие разным поколе-
ниям рабочей силы в США, которые приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Доминирующие ценности современной рабочей силы
Категория
Начало
трудовой
деятельности
Примерный
возраст в
настоящее
время
Доминирующие рабочие
ценности
Ветераны
1950-е – начало
1960-х годов
Старше
65 лет
Склонны к упорному труду,
консервативны, с готовно-
стью приспосабливаются к
обстоятельствам, лояльны к
своей организации
Бумеры
1965–1985 годы
От 40 лет
до 65 лет
Ориентированы на успех и
личные достижения, амби-
циозны, не признают авто-
ритетов, лояльны к карьере
Иксеры
1985–2000 годы
От 30 лет
до 40 лет
Баланс между работой и
личной жизнью, ориенти-
рованы на работу в коман-
де, неохотно подчиняются
правилам, лояльны к отно-
шениям с другими людьми
Некстеры
С 2000 года до
нашего времени
30 лет
Уверены в собственных си-
лах, стремятся к финансо-
вому успеху, склонны по-
лагаться на самих себя, но
ориентированы на работу в
команде, лояльны к самим
себе, а также к отношениям
с другими людьми
Ученые пришли к выводу, что степень развития инструментальных
ценностей определяется уровнем морального развития индивида. Это ут-
верждение подтверждает теория зрелости системы ценностей, или мораль-
ного развития.