Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13521

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

171 

гидность проявляется особенно  очевидно, когда индивид не может или не 
хочет  изменить  свое  поведение,  даже  если  потребности  новой  ситуации 
требуют  другого  поведения.  Когда  индивид  чувствует  некую  угрозу,  свя-
занную  с  получением  какой-то  тревожной  информации  о  себе  (например, 
обвинение  в  некомпетентности,  получение  недостоверной  информации  о 
самом себе и т.п.) или с утратой былой уверенности в себе, то включаются 
механизмы  самозащиты,  призванные  обеспечить  стабильность  концепции 
собственного  «я».  В  этом  случае  индивид  имеет  склонность  становиться 
ригидным,  упираться,  терять  гибкость  (приспособляемость).  Он  становит-
ся  консерватором,  занимает  оборонительную  позицию,  избегает  риска  и 
т.п.  Таким  образом,  превышение  порога  чувствительности  приводит  к  ри-
гидности  и  срабатыванию  механизмов  самозащиты,  что,  в  свою  очередь, 
мешает  познанию  самого  себя  (самооценка)  и  развитию  навыков  само-
управления.  Что  должен  сделать  индивид,  чтобы  избежать  превышения 
барьера чувствительности? Во-первых, индивид должен:  

а) убедиться в достоверности представленной ему информации;  
б) избегать непредсказуемости;  
в) уметь контролировать информацию.  
Во-вторых, индивид должен уметь самораскрываться другим людям. 
Самораскрытие  –  это  процесс,  благодаря  которому  человек  добро-

вольно  и  сознательно  раскрывает  другим  достоверную,  важную,  личную 
информацию.  Самораскрытие  позволяет  людям  учиться  понимать  себя, 
развивать  и  поддерживать  межличностные  отношения,  преодолевать  чув-
ство отчуждения от других людей, обеспечивает эффективное функциони-
рование  индивида  и  предотвращает  психологические  дисфункции.  В    це-
лом исследования свидетельствует  о том, что, независимо от пола, расы  и 
национальности  люди    более  склонны  делиться  информацией  о  своих  ат-
титюдах

 

(склонностях  реагировать    на  некий  объект,  лицо  или  события), 

мнениях, вкусах и интересах и менее склонны делиться информацией, свя-
занной  с их финансами, телом и личностью. Люди чаще раскрываются пе-
ред теми, кого они знают и любят, несмотря на существование определен-
ной тенденции к раскрытию перед совершенно незнакомыми людьми, осо-
бенно  в  тех  случаях,  когда  они  больше  никогда  не  смогут  встретиться  с 
ними  вновь.  Самораскрытие 

 

одного  человека  влечет  за  собой  само  рас-

крытие  другого  (так  называемый  «диадический  эффект»).  Научные    дан-
ные свидетельствуют о том, что самораскрытие является функцией ситуа-
ционных, а не личностных переменных. 

По  своей  сути  люди  являются  социальными  существами  и  поэтому 

индивидуальность человека должна рассматриваться в ее связи с другими, 
а  не  изолировано.  Без  контактов  с  другими  людьми,  в  процессе  которых 
проявляются те или иные особенности личности, познать себя практически 
невозможно.  Отсутствие  самораскрытия  не  только  препятствует  полно-
ценной  самооценке,  но  может  негативно  повлиять  и  на  другие  аспекты 
развития управленческих навыков. Кроме того, открытые люди пользуют-
ся большей симпатией, чем скрытные. 


background image

 

 

172 

Самооценка позволяет развивать способность определять важные раз-

личия между людьми. Умение видеть основные особенности других людей 
является важным фактором лидерства. 

 

Базовые аспекты  

самооценки 

 

    Ключевыми  аспектами  самооценки  для  развития 
навыков  лидерства  являются:  ценности,    стиль  по-
знания,    отношение  к  переменам    (толерантность  к 
неопределенности  и  локус  контроля),  интерперсо-
нальная  (межличностная)  ориентация.  Эти  аспекты 
самооценки 

представляют 

собой 

ядро 

«Я-

концепции» (рис. 4.3). 
 

 

 

Рис. 4.3. Базовые аспекты «Я-концепции» 

 

 

Ценности 

 

Ценности  –  индивидуальные  базовые  стандарты,  которыми  опреде-

ляются субъективные представления человека о  хорошем и плохом, жела-
тельном  и нежелательном, истинном  и  ложном, моральном и аморальном. 

Базовые  аспекты  са-
мооценки: 
  Ценности  
  Стиль познания 
  Отношение  к  пере-

менам 

  Интерперсональная 

(межличностная) ори-
ентация

 

Интерперсо-

нальная (меж-

личностная) 

ориентация 

 

Отношение к 

переменам 

 

Стиль 

 познания 

 
 

Ценности 

 
 

«Я-концепция» 


background image

 

 

173 

Каждый человек имеет свою индивидуальную систему ценностей и ценно-
стную  ориентацию.  Система  ценностей  представляет  собой  распределе-
ние  приоритетов  индивидуальных  ценностей  и  определяется  относитель-
ной  важностью,  которую  конкретный  человек  придает  таким  ценностям, 
как свобода, удовольствие, самоуважение, честность, смирение и равенст-
во.  Ценностная  ориентация  –  это  избирательное  отношение  человека  к 
материальным и духовным ценностям, система его установки,  убеждений, 
предпочтений,  выраженная  в  поведении.  Индивидуальная  система  ценно-
стей  и  ценностная  ориентация  являются  одной  из  наиболее  устойчивых  и 
стабильных  характеристик  индивида,  тем  фундаментом,  на  котором  фор-
мируются  установки  и  личностные  предпочтения.  Руководители,  стремя-
щиеся стать лидерами, должны уметь осознавать свою собственную систе-
му ценностей и понимать ценностную ориентацию других людей. 

Согласно  исследованиям  Мильтона  Рокича  (M. Rokeach, 1973), лич- 

ностные  ценности делятся на  два типа: терминаль-
ные  
и    инструментальные.  Терминальные  ценно-
сти
  –  это  ценности,  которые  относятся  к  жизненным 

целям, т.е. целям, которых человек хотел бы достичь в течение  своей  жизни 

 (отсутствие  материальных  затруднений,  успех,  мир, 
равенство и др.). Терминальные ценности могут быть 
личными  (например,  мир  в  душе)  и  социальными 

(мир во всем мире). Инструментальные ценности – 
это  ценности,  которые  предписывают  определенные 
стандарты  поведения  или    определенные    способы 
достижения  жизненных  целей  (ответственность,  ло-
гика,  амбициозность  и  др.).  В  табл.  4.3  приведены 
примеры терминальных и инструментальных  ценно-
стей. 

 

Таблица 4.3 

 

Терминальные и инструментальные ценности по Рокичу 

 

Терминальные ценности 

Инструментальные ценности 

Комфортная жизнь (процветание) 
 

 
 
 
 

Интересная  жизнь  (активная  пози-
ция) 
 
Чувство  успеха  (постоянной  значи-
мости) 

Честолюбие, 

амбициозность 

(упорный  труд,  прилежание,  целе-
устремленность) 

 

Широта  взглядов  (непредвзятость, 
восприимчивость) 

 
 
 

Способности  (компетентность,  эф-
фективность) 

Типы  ценностей  по 
Рокичу

  Терминальные 
  Инструментальные 

Терминальные 

цен-

ности  –  это  ценности, 
которые  относятся  к 
жизненным целям. 

Инструментальные 
ценности
  –    это  цен-
ности,  которые  пред-
писывают  определен-
ные  стандарты  пове-
дения  или    опреде-
ленные  способы дос-
тижения 

жизненных 

 


background image

 

 

174 

Продолж. табл. 4.3 

Мир  во  всем  мире  (прекращение 
войн и конфликтов) 

 

Мир  прекрасного  (красоты  природы 
и мира искусств) 

 

Равенство  (братство,  равные  воз-
можности для всех) 

 

Безопасность  семьи  (забота  о  до-
машних) 

 

Свобода  (независимость,  свобода 
выбора) 

 
 

Счастье (удовлетворенность) 

 
 
 

Внутренняя  гармония  (отсутствие 
внутренних конфликтов) 

 

Зрелая  любовь  (сексуальная  и  ду-
шевная близость) 

 

Национальная  безопасность  (защи-
щенность  от  возможных  атак  про-
тивника) 

 

Удовольствия  (приятная  размерен-
ная жизнь) 

 

Спасение  души  (блаженная  участь  в 
вечности) 

 

Самоуважение  (чувство  собственно-
го достоинства) 

 

Общественное признание (уважение, 
восхищение) 

 

Настоящая  дружба  (тесные  при-
ятельские отношения) 

 

Мудрость (зрелое понимание жизни) 

 

Жизнерадостность 

(воодушевле-

ние, лояльность) 

 

Чистоплотность  (аккуратность,  оп-
рятность) 

 

Мужество,  смелость  (готовность 
отстаивать свою позицию) 

 

Снисходительность  (умение  про-
щать других) 

 

Желание  помочь  (готовность  рабо-
тать на благо других) 

 

Честность  (искренность,  правди-
вость) 

 

Богатое  воображение  (дерзание, 
творчество) 

 

Независимость  (самоуверенность, 
автономность) 

 

 Ум  (интеллект,  склонность  к  раз-
мышлениям) 
 

 

Логичность 

(последовательность, 

рациональность) 

 

Любовь  (чувствительность,  неж-
ность) 

 

Послушание 

(исполнительность, 

вежливость) 

 

Воспитанность  (учтивость,  владе-
ние хорошими манерами) 

 

Ответственность (надежность) 

 

 
Самоконтроль 

(самодисциплина, 

самоограничение) 

 

 

М.  Рокич  обнаружил,  что  повышение  приоритета  какой-либо  личной 

ценности приводит к росту приоритета личных ценностей вообще и к сни-
жению  приоритета  социальных  ценностей.  И  наоборот,  возрастание  при-
оритета социальных ценностей приводит к общему повышению  приорите-
та других социальных ценностей и к снижению приоритета личных. 


background image

 

 

175 

Результаты  ряда  исследований  подтверждают,  что  разным  группам 

людей присущи  разные ценности. Люди, занимающие одни и  те же долж-
ности или относящиеся к одним и тем же категориям (например, менедже-
ры, члены профсоюза, родители, студенты), как правило, используют при-
мерно одинаковые ценности. Стивен  П.Роббинз, автор книги  «Основы ор-
ганизационного  поведения»,  выявил  ценности,  присущие  разным  поколе-
ниям рабочей силы в США, которые приведены в табл. 4.4. 

 

Таблица 4.4 

Доминирующие ценности современной рабочей силы 

Категория 

Начало 

трудовой 

деятельности 

Примерный 

возраст в 

настоящее 

время 

Доминирующие рабочие 

ценности 

Ветераны 

1950-е – начало  
1960-х годов 

Старше  
65 лет 

Склонны к упорному труду, 
консервативны,  с  готовно-
стью  приспосабливаются  к 
обстоятельствам, лояльны к 
своей организации

 

Бумеры 

1965–1985 годы 

От 40 лет  
до 65 лет 

Ориентированы  на  успех  и 
личные  достижения,  амби-
циозны,  не  признают  авто-
ритетов, лояльны к карьере

 

Иксеры 

1985–2000 годы 

От 30 лет 
до 40 лет 

Баланс  между  работой  и 
личной  жизнью,  ориенти-
рованы  на  работу  в  коман-
де,  неохотно  подчиняются 
правилам,  лояльны  к  отно-
шениям с другими людьми

 

Некстеры 

С 2000 года до 
нашего времени 

30 лет 

Уверены  в  собственных  си-
лах,  стремятся  к  финансо-
вому  успеху,  склонны  по-
лагаться  на  самих  себя,  но 
ориентированы  на  работу  в 
команде,  лояльны  к  самим 
себе, а также к отношениям 
с другими людьми

 

 

Ученые  пришли  к  выводу,  что  степень  развития  инструментальных 

ценностей  определяется  уровнем  морального  развития  индивида.  Это  ут-
верждение подтверждает теория зрелости системы ценностей, или мораль-
ного развития.