ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13520
Скачиваний: 50
176
Теория зрелости системы ценностей
или морального развития
Исследования показали, что поведение индивида зависит от степени
зрелости его ценностей, то есть на разных этапах развития данного инди-
вида ему могут быть присущи различные системы инструментальных цен-
ностей. Значительный интерес в этой связи представляет теория зрелости
системы ценностей, или морального развития Кольберга (Kohlberg). Мо-
дель Кольберга представлена в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Модель зрелости системы ценностей Кольберга
Уровень морального
суждения
Стадия развития
1
2
А Предконвенциональный
уровень
Моральные ценности опре-
деляются внешними факто-
рами и возможными послед-
ствиями, а не личностными
характеристиками или взаи-
моотношениями с другими
лицами.
В Конвенциональный уро-
вень
Моральные ценности нахо-
дятся в сфере долга, под-
держания социальных кон-
трактов и обязательств.
С Постконвенциональный
уровень
Моральные ценности нахо-
дятся в сфере обязательств и
свободно выбранной инди-
видом системы стандартов,
прав и содержания понятия
«долг».
1. Наказание и повиновение
Правильность определяется желанием со-
блюсти установленные правила и избег-
нуть наказания.
2. Инструментальные цели индивида и
обмен ценностями
Правильность определяется соотнесением
интересов личности с тем, что хорошо или
приемлемо для других.
3. Взаимные межличностные ожидания,
отношения и согласованность
Правильность
определяется
чувствами
других людей и желанием оправдать их
ожидания, а также выполнить взятые на
себя обязательства. Уместно выполнение
Золотого правила общения: «Во всем, как
хотите, чтобы поступали с вами, поступай-
те и вы с ними».
4. Соблюдение социальных норм и веле-
ний совести
Правильность определяется долгом инди-
вида перед обществом и его стремлением
способствовать поддержанию обществен-
ного порядка.
177
Продолж. табл. 4.5
1
2
5. Весомы права и социальные обяза-
тельства (социальный контракт) или
общественная польза
Правильность неразрывно связана с ува-
жением прав, ценностей и договоров дру-
гих людей; соблюдение норм морали явля-
ется результатом свободного выбора.
6. Универсальные этические принципы
Правильность определяется усвоенными
человеком универсальными этическими
принципами. Если законы входят в проти-
воречие с этими принципами, то они игно-
рируются
В модели описывается три основных уровня зрелости ценностей
(предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный),
каждый из которых состоит из двух стадий. Уровни являются последова-
тельными.
Предконвенциональный (или эгоцентрический) уровень включат 2
этапа развития ценностей:
1) наказание и повиновение (моральные ценности);
2) инструментальный.
Эти ценности имеют в своей основе личные потребности или желания
и оценку последствий действий.
Конвенциональный (или конформистский) уровень включает в се-
бя третий (взаимные межличностные ожидания, отношения и согласован-
ность) и четвертый (соблюдение социальных норм и велений совести) эта-
пы развития системы ценностей. Этот уровень можно назвать уровнем за-
конности и порядка. Правильное отличается от неправильного соответст-
вием или несоответствием поведения заданным правилам. Большинство
взрослых людей находятся именно на этом уровне.
Постконвенциональный (или принципиальный) уровень включает в
себя две последние стадии зрелости и представляет собой наиболее зрелый
уровень морали и наиболее зрелую систему инструментальных ценностей.
Отличие правильного от неправильного основывается на усвоенных инди-
видом принципах. На внешней стадии зрелости такая система принципов
становится всеобъемлющей (охватывает все сферы существования), после-
довательной (свободна от внутренних противоречий) и универсальной (не
зависит от ситуации). Описание поведения индивидов с разными уровнями
зрелости системы ценностей приведено в табл. 4.6.
178
Таблица 4.6
Поведение индивидов в зависимости от уровня зрелости
системы ценностей
Тип индивида
Поведение
Эгоцентричные
индивиды
Считают нормы и законы чем-то внешним, однако
они подчиняются им, что позволяет им избежать на-
казания и получить некое вознаграждение
Конформисты
Считают нормы и законы чем-то внешним, однако
они усваивают и соблюдают их, что позволяет им
обеспечить себе определенное социальное положение
Принципиальные
индивиды
В основе поведения лежат собственные принципы.
Рассмотрев законы и нормы, они выстраивают такую
систему принципов, которая представляется им пра-
вильной с точки зрения морали. При необходимости
выбора между законом и принципом они всегда
предпочитают принцип и стараются не отходить от
него
Осознание уровня зрелости своей системы ценностей позволяет не
только лучше понять себя, но и оказывает влияние на этическую сторону
принятия решений. Поэтому задачей менеджеров, стремящихся стать ли-
дерами, является выработка собственной системы универсальных, всеобъ-
емлющих и последовательных принципов, которой можно было бы руко-
водствоваться при принятии решений. Однако, согласно исследованиям
Кольберга, большинство взрослых людей не только не следует подобной
системе, но и не имеют её. Одной из причин этого является отсутствие
надлежащей модели, демонстрирующей силу таких принципов.
Национальная культура
и ценности
Многие ценности определяются национальной принадлежностью и
национальной культурой. Знание ценностных ориентиров представителей
разных культур способствует более эффективному взаимодействию с ними.
Тромпенаарс (Trompenaars, 1996, 1998) выявил семь основных ценно-
стных особенностей, характерных для тех или иных национальных культур:
Универсализм / партикуляризм
Индивидуализм / коллективизм
Эмоциональность / сдержанность
Специфичность / диффузность
Достижения / происхождение
Прошлое и настоящее / будущее
Интернальность / экстернальность
179
В табл. 4.7 представлена модель системы ценностей, присущих раз-
ным культурам.
Таблица 4.7
Модель культурных ценностей Тромпенаарса
Характерная
особенность
Описание
Страны
Универсализм
(всеобщность)
Партикуляризм
(сепаратизм)
Ценятся социальные законы и
нормы
Ценятся личные отношения
между индивидуумами
США, Швейцария,
Норвегия, Швеция
Корея,
Венесуэла,
Китай, Индонезия
Индивидуализм
Коллективизм
Ценится
индивидуальный
вклад индивида
Ценится труд команды
США, Нигерия, Да-
ния, Австрия
Мексика, Индонезия,
Япония, Филиппины
Эмоциональность
Сдержанность,
нейтральность
Ценится выражение эмоций
Ценится бесстрастная реакция
Иран,
Испания,
Франция, Швейцария
Корея,
Эфиопия,
Китай, Япония
Специфичность
(обособленность)
Диффузность
(взаимопроникно-
вение)
Ценится разделение жизнен-
ных ролей
Ценится интеграция, взаимо-
проникновение
жизненных
ролей
Голландия, Швеция,
Дания, Великобри-
тания
Китай,
Нигерия,
Сингапур, Корея
Достижения
Происхождение
Оценка по личным достиже-
ниям
Ценится происхождение, зна-
чимые социальные характери-
стики личности
США,
Норвегия,
Канада, Австрия
Египет, Индонезия,
Корея, Чехия
Прошлое и
настоящее
Будущее
Будущее тесно связано с про-
шлым
Будущее ценится, но ни с чем
не связывается
Франция,
Япония,
Великобритания
США, Голландия
Интернальность
Экстернальность
Ценится самоконтроль
Контроль осуществляется со
стороны внешних сил
США, Канада, Ав-
стрия,
Великобри-
тания
Чехия, Япония,
Египет, Китай
Источник. Trompenaars, F., & Hampton-Turner, C. (1998). Riding the waves of culture. –
New York: McGraw-Hill.
180
Первые пять параметров данной модели относятся к сфере взаимодей-
ствия индивида с другими людьми, последние две – к сфере внутреннего и
внешнего контроля.
Поскольку в современных организациях практически каждому руко-
водителю приходится взаимодействовать с индивидами, выросшими в раз-
ных культурах, умение выявлять и правильно использовать эти различия
является важной предпосылкой успешного управления людьми.
Таким образом, ценности оказывают значительное влияние на пове-
дение человека. Осознание лидерами сущности, содержания и значения
ценностных ориентаций индивидов и их различий позволит им понимать,
объяснять и прогнозировать поведение людей.
Стиль познания
Каждый человек по-разному воспринимает и интерпретирует инфор-
мацию, а также реагирует на нее. Каждый из нас выделяет одни и игнори-
рует другие виды информации. Подобные стратегии выделения или игно-
рирования той или иной информации формируют характерный для инди-
вида стиль познания.
Стиль познания, таким образом, представляет со-
бой стратегии восприятия, интерпретации, оценки
информации и реакции индивида на нее.
Наиболее известной теорией познания является
теория стилей познания и циклов обучения Давида Колба (David Kolb,
1999). Она исходит из того, что индивид при получении информации об-
ращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени,
чем другие. При попытках осознания и использования этой информации
разные индивиды реагируют на нее по-разному. На рис. 4.4 представлена
двухмерная модель стиля познания.
Рис. 4.4. Двухмерная модель стиля познания
Стиль познания – это
стратегии
восприятия,
интерпретации,
оценки
информации и реакции
индивида на нее
Ак
ти
в
н
ое
эк
сп
ери
м
ен
ти
ров
ан
и
е
Рефл
ек
си
в
н
ое
н
аб
л
ю
д
ен
и
е
Абстрактная концептуализация
Оценка информации
Сб
ор
и
н
форм
ац
и
и
Конкретный опыт