Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13520

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

176 

Теория зрелости системы  ценностей  

или морального развития 

 

Исследования  показали,  что  поведение  индивида  зависит  от  степени 

зрелости его ценностей, то есть на разных этапах развития данного инди-
вида ему могут быть присущи различные системы инструментальных цен-
ностей.  Значительный  интерес  в  этой  связи  представляет  теория  зрелости 
системы  ценностей,  или  морального  развития  Кольберга  (Kohlberg).  Мо-
дель Кольберга представлена в табл. 4.5. 

 

Таблица 4.5 

Модель зрелости системы ценностей Кольберга 

Уровень морального  

суждения 

Стадия развития 

А  Предконвенциональный 
уровень 
Моральные  ценности  опре-
деляются  внешними  факто-
рами и  возможными послед-
ствиями,  а  не  личностными 
характеристиками  или  взаи-
моотношениями  с  другими 
лицами. 
 
В  Конвенциональный  уро-
вень  
Моральные  ценности  нахо-
дятся  в  сфере  долга,  под-
держания  социальных  кон-
трактов и обязательств. 
 
С  Постконвенциональный 
уровень  
Моральные  ценности  нахо-
дятся в сфере обязательств и 
свободно  выбранной  инди-
видом  системы  стандартов, 
прав  и  содержания  понятия 
«долг». 

1.  Наказание и повиновение 

Правильность  определяется  желанием  со-
блюсти  установленные  правила  и  избег-
нуть наказания. 

2.  Инструментальные  цели  индивида  и 
обмен ценностями 

Правильность  определяется  соотнесением 
интересов личности с тем, что хорошо или 
приемлемо для других. 

3.  Взаимные  межличностные  ожидания, 
отношения и согласованность 

Правильность 

определяется 

чувствами 

других  людей  и  желанием  оправдать  их 
ожидания,  а  также  выполнить  взятые  на 
себя  обязательства.  Уместно  выполнение 
Золотого  правила  общения:  «Во  всем,  как 
хотите, чтобы поступали с вами, поступай-
те и вы с ними». 

4. Соблюдение социальных норм и веле-
ний совести 

Правильность  определяется  долгом  инди-
вида  перед  обществом  и  его  стремлением 
способствовать  поддержанию  обществен-
ного порядка.  


background image

 

 

177 

Продолж. табл. 4.5 

 

5.  Весомы  права  и  социальные  обяза-
тельства  (социальный  контракт)  или 
общественная польза 

Правильность  неразрывно  связана  с  ува-
жением  прав,  ценностей  и  договоров  дру-
гих людей; соблюдение норм морали явля-
ется  результатом свободного выбора. 

6. Универсальные этические принципы 

Правильность  определяется  усвоенными 
человеком  универсальными  этическими 
принципами.  Если  законы  входят  в  проти-
воречие с этими принципами, то они игно-
рируются 

 

В  модели  описывается  три  основных    уровня  зрелости  ценностей  

(предконвенциональный,  конвенциональный  и  постконвенциональный), 
каждый  из  которых  состоит  из  двух  стадий.  Уровни  являются  последова-
тельными. 

Предконвенциональный (или эгоцентрический) уровень включат 2 

этапа развития ценностей:  

1) наказание и повиновение (моральные ценности); 
2) инструментальный.  
Эти ценности имеют в своей основе личные потребности или желания 

и оценку последствий действий. 

Конвенциональный (или конформистский) уровень  включает  в  се-

бя  третий  (взаимные  межличностные  ожидания,  отношения  и  согласован-
ность) и четвертый (соблюдение социальных норм и велений совести) эта-
пы развития системы ценностей. Этот  уровень можно назвать  уровнем за-
конности  и  порядка.  Правильное  отличается  от  неправильного  соответст-
вием  или  несоответствием  поведения  заданным  правилам.  Большинство 
взрослых людей находятся именно на этом уровне.  

Постконвенциональный  (или  принципиальный)  уровень  включает  в 

себя две последние стадии зрелости и представляет собой наиболее зрелый 
уровень морали и наиболее зрелую систему инструментальных ценностей. 
Отличие правильного от неправильного основывается на усвоенных инди-
видом принципах.   На внешней стадии  зрелости  такая система принципов 
становится всеобъемлющей (охватывает все сферы существования), после-
довательной  (свободна от внутренних  противоречий) и  универсальной  (не 
зависит от ситуации). Описание поведения индивидов с разными уровнями 
зрелости системы ценностей приведено в табл. 4.6. 

 


background image

 

 

178 

Таблица 4.6 

Поведение индивидов в зависимости от уровня зрелости  

системы ценностей 

Тип индивида 

Поведение 

Эгоцентричные 
индивиды 

Считают  нормы  и  законы  чем-то  внешним,  однако 
они  подчиняются им, что позволяет им избежать на-
казания и получить некое вознаграждение 

Конформисты 

Считают  нормы  и  законы  чем-то  внешним,  однако 
они  усваивают  и  соблюдают  их,  что  позволяет  им 
обеспечить себе определенное социальное положение 

Принципиальные 
индивиды 

В  основе  поведения  лежат  собственные  принципы. 
Рассмотрев законы и нормы, они  выстраивают такую 
систему  принципов,  которая  представляется  им  пра-
вильной  с  точки  зрения  морали.  При  необходимости 
выбора  между  законом  и  принципом  они  всегда 
предпочитают  принцип  и  стараются  не  отходить  от 
него 

 

Осознание  уровня  зрелости  своей  системы  ценностей  позволяет  не 

только  лучше  понять  себя,  но  и  оказывает  влияние  на  этическую  сторону 
принятия  решений.  Поэтому  задачей  менеджеров,  стремящихся  стать  ли-
дерами, является выработка собственной системы  универсальных, всеобъ-
емлющих  и  последовательных  принципов,  которой  можно  было  бы  руко-
водствоваться  при  принятии  решений.  Однако,  согласно  исследованиям 
Кольберга,  большинство  взрослых  людей  не  только  не  следует  подобной 
системе,  но  и  не  имеют  её.  Одной  из  причин  этого  является  отсутствие 
надлежащей модели, демонстрирующей силу таких принципов. 

 

Национальная культура 

и ценности 

 

Многие  ценности  определяются  национальной  принадлежностью  и 

национальной  культурой.  Знание  ценностных  ориентиров  представителей 
разных культур способствует более эффективному взаимодействию с ними.  

Тромпенаарс  (Trompenaars,  1996,  1998)  выявил  семь  основных  ценно-

стных особенностей, характерных для тех или иных национальных культур: 

  Универсализм / партикуляризм 
  Индивидуализм / коллективизм 
  Эмоциональность / сдержанность 
  Специфичность / диффузность 
  Достижения / происхождение 
  Прошлое и настоящее / будущее 
  Интернальность / экстернальность 


background image

 

 

179 

В  табл.  4.7  представлена  модель  системы  ценностей,  присущих  раз-

ным культурам. 

 

Таблица 4.7 

Модель культурных ценностей Тромпенаарса 

Характерная 

особенность 

Описание 

Страны 

Универсализм  
(всеобщность) 

 

Партикуляризм  
(сепаратизм) 

Ценятся  социальные  законы  и 
нормы 

 

Ценятся  личные  отношения 
между индивидуумами 

США,  Швейцария, 
Норвегия, Швеция 

 

Корея, 

Венесуэла, 

Китай, Индонезия 

Индивидуализм 
 

 

Коллективизм 

Ценится 

индивидуальный 

вклад индивида 

 

Ценится труд команды 

США,  Нигерия,  Да-
ния, Австрия 

 

Мексика, Индонезия, 
Япония, Филиппины 

Эмоциональность 
 

 

Сдержанность,  
нейтральность 

Ценится выражение эмоций 
 

 

Ценится бесстрастная реакция 

Иран, 

Испания, 

Франция, Швейцария 

 

Корея, 

Эфиопия, 

Китай, Япония 

Специфичность 
(обособленность) 
 

 

Диффузность 
(взаимопроникно-
вение) 

Ценится  разделение  жизнен-
ных ролей 
 

 

Ценится  интеграция,  взаимо-
проникновение 

жизненных 

ролей 

Голландия,  Швеция, 
Дания,  Великобри-
тания 

 

Китай, 

Нигерия, 

Сингапур, Корея 

Достижения 
 

 

Происхождение 

Оценка  по  личным  достиже-
ниям 

 

Ценится  происхождение,  зна-
чимые  социальные  характери-
стики личности 

США, 

Норвегия, 

Канада, Австрия 

 

Египет,  Индонезия, 
Корея, Чехия 

Прошлое и  
настоящее 
 

 

Будущее 

Будущее  тесно  связано  с  про-
шлым 

 

Будущее  ценится,  но  ни  с  чем 
не связывается 

Франция, 

Япония, 

Великобритания 

 

США, Голландия 

Интернальность 
 
 

 

Экстернальность  

Ценится самоконтроль 
 
 

 

Контроль  осуществляется  со 
стороны внешних сил 

США,  Канада,  Ав-
стрия, 

Великобри-

тания 

 

Чехия, Япония, 
Египет, Китай 

Источник. Trompenaars, F., & Hampton-Turner, C. (1998). Riding the waves of culture. – 
New York: McGraw-Hill. 


background image

 

 

180 

Первые пять параметров данной модели относятся к сфере взаимодей-

ствия индивида с другими людьми, последние две – к сфере внутреннего и 
внешнего контроля. 

Поскольку в современных организациях практически каждому  руко-

водителю приходится взаимодействовать с индивидами, выросшими в раз-
ных культурах, умение выявлять и правильно использовать эти различия 
является важной предпосылкой успешного управления людьми. 

Таким  образом,  ценности  оказывают  значительное  влияние  на  пове-

дение  человека.  Осознание  лидерами  сущности,  содержания  и  значения 
ценностных  ориентаций  индивидов  и  их  различий  позволит  им  понимать, 
объяснять и прогнозировать поведение людей. 

 

Стиль познания 

 

Каждый  человек  по-разному  воспринимает  и  интерпретирует  инфор-

мацию, а также реагирует на нее. Каждый из нас выделяет одни и игнори-
рует  другие  виды  информации.  Подобные  стратегии  выделения  или  игно-
рирования  той  или  иной  информации  формируют  характерный  для  инди-
вида стиль познания.  

Стиль познания,  таким образом, представляет со-
бой  стратегии  восприятия,  интерпретации,  оценки 
информации и реакции индивида на нее. 
     Наиболее  известной  теорией  познания  является 

теория  стилей  познания  и  циклов  обучения  Давида  Колба  (David  Kolb, 
1999
).  Она  исходит  из  того,  что  индивид  при  получении  информации  об-
ращает  внимание  и  усваивает  одни  виды  информации  в  большей  степени, 
чем  другие.  При  попытках  осознания  и  использования  этой  информации 
разные  индивиды  реагируют  на  нее  по-разному.  На  рис.  4.4  представлена 
двухмерная модель стиля познания. 

 

 

Рис. 4.4. Двухмерная модель стиля познания 

Стиль  познания  –  это 
стратегии 

восприятия, 

интерпретации, 

оценки 

информации  и  реакции 
индивида на нее 

Ак

ти

в

н

ое 

эк

сп

ери

м

ен

ти

ров

ан

и

е 

Рефл

ек
си
в

н

ое 
н

аб
л

ю

д

ен
и

е 

Абстрактная концептуализация 

         Оценка                 информации 

Сб

ор 

и

н

форм

ац

и

и

 

Конкретный опыт