Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13516

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

181 

На  рис.  4.4  представлены  два  измерения  познания:  сбор  информации 

(конкретный  опыт  и  абстрактная  концептуализация)  и  реакция  на  инфор-
мацию или оценка информации (активное экспериментирование и рефлек-
сивное наблюдение).  

Первое измерение связано со сбором информации. Люди по-разному 

получают (собирают) информацию. Одни предпочитают получить  инфор-
мацию через конкретный опытЭти люди тяготеют к конкретике. Опти-
мальным  условием  для  их  обучения  является  непосредственное  участие  в 
каком-либо опыте, взаимодействие с другими людьми. Другие люди лучше 
усваивают абстрактную, символическую или теоретическую информацию. 
Они  лучше  усваивают  информацию,  которая  поддается  разумному  иссле-
дованию или интеллектуальному эксперименту. Такие люди склонны к аб-
страктной  концептуализации
.
  Они  предпочитают  получить  информа-
цию из книг. 

Второе измерение данной модели связано с  интерпретацией, оцен-

кой  и  реакцией  на  информацию.  Одни  люди  склонны  наблюдать  и  тща-
тельно  анализировать  информацию,  то  есть  они  занимаются  рефлексив-
ным  наблюдением
.  Они  избегают  быстрых  решений,  стремятся  взвеши-
вать решения и только после этого принимать их. Другие люди, как прави-
ло,  реагируют  на  информацию  мгновенно.  Они  занимают  принципиально 
активную  позицию,  апробируют  информацию  опытным  путем,  используя 
ее на практике в конкретных ситуациях и для разрешения конкретных про-
блем.  Эти  люди  склонны  к  активному  экспериментированию.  Исследо-
вания этих измерений показали, что вне зависимости от характера пробле-
мы индивиды сохраняют присущий им стиль познания. 

Д.Колб  выделил  четыре  стиля  познания:  дивергентный,  ассимили-

рующий, конвергентный и аккомодационный. Описание указанных стилей 
представлено в табл.  4.8. 

 

Таблица 4.8 

Характеристика стилей познания по Д.Колбу 

Тип стиля 

познания 

индивида 

Характеристика поведения 

индивида 

Предпочитаемое 

занятие 

Дивергентный 
стиль 

 Доминирующее  значение  конкрет-

ного  опыта  (КО)  и  рефлексивного 
наблюдения (РН) 

 Визуализация  конкретных  ситуаций 

с многочисленными точками зрения 

 Уверенность  в  ситуациях,  требую-

щих  генерации  новых  идей  и  выра-
ботки альтернативных решений 

Искусство 

 

История  

 

Политические 
науки 

 

Лингвистика 

 

Психология 
 


background image

 

 

182 

Продолж. табл. 4.8 

 

 Творческая  активность,  связанная  с 

всесторонним  рассмотрением  про-
блем 

 Стремление к поиску разнообразной 

информации  и  поведению  «мозго-
вых штурмов» 

 Стремление  к  использованию  мето-

дов индукции 

 Широкий круг интересов 

 Развитое 

воображение, 

эмоцио-

нальность, общительность 

 Стремление к командной работе

 

 

Социология 

 

Журналистика 

Ассимилирую-
щий стиль 

 Доминирующее  значение    рефлек-

сивного  наблюдения  (РН)    и  абст-
рактной концептуализации (АК) 

 Стремление  к  обработке  большого 

количества  информации  и  изложе-
нию  ее  в  точной,  компактной  и  ло-
гичной форме 

 Стремление  к  работе  с  абстрактны-

ми идеями и концепциями 

 Отсутствие  стремления  к  взаимо-

действию  с  другими  людьми  при 
получении информации 

 Широкое  использование  методов 

индукции 

Наука и  
информатика 

 

Исследователь-
ская  
работа (педаго-
гические иссле-
дования, законо-
творчество, тео-
логия) 
 

Конвергент-
ный стиль 

 Доминирующее  значение  абстракт-
ной  концептуализации  (АК)  и  актив-
ного экспериментирования (АЭ) 
 Умелое  использование  на  практике 
разного рода идей и теорий 
 Стремление  к  решению  техниче-
ских  задач  и  сформированных  про-
блем 

 Отсутствие  стремления  к  решению 
социальных  проблем  и  межличност-
ных отношений 

Технологическая 
сфера деятельно-
сти 

 

Инженерное дело 

 

Вычислительная 
техника 

 

Медицинское 
оборудование 

 

Прикладная эко-
номика 

 

Экология 

 


background image

 

 

183 

Продолж. табл. 4.8 

Аккомодаци-
онный стиль 

 Доминирующее  значение  активного 
экспериментирования  (АЭ)  и  кон-
кретного опыта (КО) 

 Стремление  к  планированию  своей 
деятельности 
 Стремление  к  экспериментирова-
нию с новым и содержащим вызов 
 Интуиция 

 Взаимодействие с другими людьми 
 Стремление  к  лидерству,  руково-
дству 

Предпринима-
тельство 

 

Маркетинг 

 

Менеджмент 

 

Финансы 

 

Административ-
ная работа (пра-
вительство, госу-
дарственная 
служба, образо-
вательные учре-
ждения)

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4.5. Модель учебного цикла Колба 

Активное экспери-

ментирование (АЭ) 

 Практическое обучение 

  Демонстрация  спо-
собности 

осуществ-

ления  определенных 
действий  
  Принятие риска 
  Влияние  на  людей 
и  события  путем  со-
вершения действий 

Рефлексивное  

наблюдение (РН) 

Обучение путем  

рассмотрения 

  Принятию 

решения  

предшествует  тщательное 
наблюдение 

  Рассмотрение  ситуации  с 

разных сторон 

  Рассмотрение смыла 

вещей 

Абстрактная 

концептуализация (АК) 

Обучение путем осмысления 

  Логический анализ идей 
  Системное планирование 
  Нахождение  теорий  и  рас-

крытие взаимосвязей 

 Системное планирование 
  

Конкретный опыт (КО) 

Обучение путем экспериментирования 
 Обучение путем постановки конкретно-

го эксперимента 

 Какое отношение это имеет к людям 
 Восприимчивость к чувствам и людям 


background image

 

 

184 

Другим важным аспектом модели познания Колба является модель 

учебного цикла, которая представлена на рис. 4.5. 

Модель объясняет, каким образом мы можем использовать каждое из 

четырех названных измерений для повышения эффективности обучения. 
Четыре типа обучения, изображенные на рис. 4.5, представляют собой 
учебный цикл, эффективность которого ныне уже не вызывает ни малей-
ших сомнений. Исследования подтвердили, что при следовании представ-
ленному здесь учебному процессу повышается эффективность обучения, 
лучше запоминается материал и развиваются более действенные управлен-
ческие навыки (Kolb & Kolb, 1999). Ниже представлена последователь-
ность  стадий учебного цикла. 

Конкретный  опыт  (стадия  1,  КО)  вряд  ли  сможет  научить  человека 

чему-то  существенному,  если  он  не  будет  сопровождаться  соответствую-
щим  рефлексивным  наблюдением  (стадия  2,  РН).  Организация  информа-
ции и интерпретация ее значения также является важным этапом обучения 
путем  экспериментирования.  За  этим  этапом  следует  формирование  тео-
рий, касающихся полученной информации, соотнесение их с другими ана-
логичными опытами и принятие выводов об уместности и прагматической 
ценности  данного  опыта  (стадия  3,  АК).  Обобщение  данного  конкретного 
опыта  позволяет  использовать  его  и  в  иных  ситуациях.  Окончательная 
проверка выводов, обобщений и сформулированных прежде теорий произ-
водится опытным путем (стадия 4, АЭ). 

Возникающая  при  этом  новая  учебная  ситуация  становится  новым 

конкретным  опытом  (стадия  1)  и  цикл  начинается  снова.  Индивид  может 
войти  в  такой  цикл  с  любой  его  стадии.  Следует  заметить,  что  обучение 
становится наиболее эффективным именно в  тех случаях, когда цикл  про-
ходится полностью. 

 

Отношение к переменам 

 

Как  мы  уже  отмечали,  мир  XXI  века  отличается  турбулентностью, 

бурными,  чрезвычайно  масштабными  переменами,  хаосом  и  необходимо-
стью принятия мгновенных решений. Поэтому осознание собственного от-
ношения к происходящим изменениям  является очень важным для менед-
жеров.  Отношение  к  изменениям  включает  два  особенно  важных  для  ме-
неджеров  измерения:  уровень  толерантности  к  неопределенности  и  локус 
контроля. 

Толерантность  к  неопределенности  –  это    индивидуальная  способ-

ность  работать  в  неопределенных,  изменчивых  и  непредсказуемых  ситуа-
циях,  характеризующихся  недостаточностью,  неопределенностью  или  за-
путанностью  информации.  Люди  отличаются  друг  от  друга  уровнем  толе-
рантности    (терпимости)  к  непредсказуемости.  Одни  люди  нетерпимы  к 
неопределенности,  поэтому  они  стремятся  к  структурированию  информа-
ции,  что  позволяет  свести  неопределенность  к  минимуму.  Другие  люди 
терпимо  относятся  к  неопределенности  и  могут  одновременно  обрабаты-


background image

 

 

185 

вать  много  информации.  Чем  терпимее  человек  относится  к  новизне, 
сложности,  тем  успешнее  будет  его  деятельность  как  руководителя,  рабо-
тающего  в  условиях  информационной  перегруженности  и  неопределенно-
сти внешней среды. Любой индивид может развить в себе большую психи-
ческую (когнитивную) устойчивость, толерантность к неопределенности и 
гибкость при обработке информации. 

Вторым измерением отношения к изменениям является локус контро-

ля. Локус  контроля  – это параметр, определяющий степень контроля ин-
дивида  над  собственной  судьбой.  Синонимом  понятия  «локус  контроля» 
является  понятие  «уровень  субъективного  контроля».  Чем  выше  локус 
контроля, тем более человек склонен полагаться на себя и на свои силы  в 
достижении жизненных целей. Человек с низким уровнем локуса контроля 
склонен  в  большей  степени  подчиняться  воле  обстоятельств.  В  зависимо-
сти от этого локус контроля может быть внутренним  и внешним. 

Внутренний (или инфернальный) контроль – это убеждение в том, 

что событие зависит от характеристик или действий самого человека. 

Внешний  (или  экстернальный)  контроль  –  это  ощущение,  что  по-

ведение человека контролируется силами, находящимися за пределами его 
контроля, например, судьбой или везением. Исследования показывают, что 
интерналы  склонны  воспринимать  себя  как  способных  контролировать 
происходящие    события,  в  то  время  как  экстерналы  склонны  объяснять 
произошедшее  удачей,  случаем  или  другими  внешними,  контролирующи-
ми их силами. В целом интерналы более уверены в себе, чем экстерналы. 

Основными характеристиками людей с внутренним локусом контроля 

(интерналов) являются: 

  повышенное внимание к аспектам окружающей среды, которые по-

зволяют  им  получить  полезную  информацию  относительно  буду-
щего; 

  осуществление  действий,  направленных  на  улучшение  внешних 

условий; 

  стремление к достижениям; 
  желание  совершенствоваться  и  готовность  к  совершенствованию 

своих навыков; 

  стремление к новым знаниям; 
  способность запоминать больше информации; 
  отсутствие отчужденности; 
  удовлетворенность работой; 
  позиционная  мобильность  (перемещения  и  изменения  содержания 

труда); 

  способность управлять стрессами; 
  способность  убеждать  и  привлекать  других  к  участию  в  управле-

нии; 

  склонность к осуществлению инноваций.