Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13517

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

186 

Индивиды с внешним локусом контроля (екстерналы) в большей сте-

пени,  чем  интерналы,  способны  структурировать  роли  подчиненных,  точ-
нее  выполнять  распоряжения  руководства,  лучше  осуществлять  обратную 
связь, чтобы избежать ошибок, без особых колебаний принимать решения, 
которые могут иметь серьезные последствия для других индивидов.  

Изучение  лидерства  показало,  что  интерналы  чаще  становятся  лиде-

рами,  при  этом  возглавляемые  ими  группы  работают  более  эффективно. 
Вместе  с  тем  локус  контроля  может  измениться  со  временем,  особенно  в 
тех случаях, когда от него зависит исполнение служебных обязанностей. 

 

Интерперсональная 

ориентация 

 

Четвертой  важной  зоной  самооценки  является  интерперсональная 

ориентация. Интерперсональная ориентация – это выраженная тенденция  

к  взаимодействию  с  другими  людьми.  Этот  аспект 
самооценки  отличается  от  ценностей,  стиля  позна-
ния  и  отношения  к  переменам  тем,  что  он  связан  с 
поведенческими  тенденциями  и  взаимоотношения-

ми с другими людьми, а не с собственными наклонностями и психологиче-
скими особенностями человека. Руководство и лидерство предполагает по-
стоянный  контакт  с  людьми,  поэтому  менеджеры,  не  обладающие  склон-
ностью  к  межличностной  активности,  могут  испытывать  определенные 
трудности. Залогом  успешного взаимодействия с другими людьми являет-
ся осознание собственных интерперсональных тенденций и наклонностей. 

Согласно  теории  интерперсональной  ориентации  Шутца  (Schutz, 

1992), любой человек, являясь социальным существом, нуждается в обще-
нии с другими людьми. Поэтому все индивиды пытаются наладить непро-
тиворечивые отношения с другими индивидами. Стремление к внутренней 
непротиворечивости  системы  социальных  отношений  порождает  три  ин-
терперсональных потребности: потребность в  участии, потребность в кон-
троле и потребность в сочувствии. 

Потребность  в  участии  –  стремление  к  установлению  отношений  с 

другими людьми, к участию в их деятельности и к привлечению их к соб-
ственной  деятельности  на  основе  сохранения  личной  независимости  и  ав-
тономии.  Иными  словами,  все  индивиды  стремятся  к  принадлежности  к 
какой-либо группе, но при этом пытаются сохранить свою независимость. 
Человек всегда имеет дело с компромиссом между экстраверсией и интро-
версией.  С  одной  стороны,  он  мечтает  об  абсолютной  независимости,  с 
другой стороны, он боится, что близкие люди могут забыть о нем. Отсюда 
следует,  что  люди  отличаются  друг  от  друга  силой  своих  взаимных  по-
требностей:  

1) потребности включить других людей в свою группу;  
2) потребности участия в группе других людей. 

Интерперсональная 
ориентация  –  
это  выра-
женная 

тенденция 

к 

взаимодействию  с  дру-
гими людьми. 


background image

 

 

187 

Потребность в контроле – стремлении установить баланс сил и влия-

ний во взаимоотношениях с другими людьми. Все индивиды, с одной сто-
роны,  хотят  в  определенной  степени  контролировать  других  людей  –  на-
правлять  их  действия  или  наделять  их  определенным  статусом,  сохраняя 
при  этом  собственную  независимость.  С  другой  стороны,  все  индивиды 
хотят, чтобы их контролировали – направляли их действия и наделяли оп-
ределенным  статусом,  не  нарушая  при  этом  их  свобод  и  прав.  Речь  идет 
также о постоянном компромиссе между авторитаризмом и зависимостью.  

Потребность  в  сочувствии  –  потребность  в  близких  отношениях  с 

другими людьми, включая потребность в тепле, интимности  и любви. При 
этом все люди хотят избежать подчиненности или зависимости. Речь опять 
идет  о  компромиссе  между  потребностью  в  аффимеации  (стремление  к 
людям) и потребностью в независимости. Индивиды отличаются не только 
степенью своей потребности в выражении сочувствия другим людям, но и 
степенью потребности в сочувствии со стороны других людей. 

Таким  образом,  каждая  из  трех  указанных  выше  интерперсональных 

потребностей  имеет  два  аспекта:  желание  выразить  потребность  и 
стремление  получить  от  других  желаемое
.  В  табл.  4.9  представлены  ос-
новные характеристики интерперсональных потребностей. 

 

Таблица 4.9 

Характеристики интерперсональных потребностей индивида 

Аспекты 

Участие 

Контроль 

Сочувствие 

Выражаемое 
по отноше-
нию к другим 

Я объединяю 
людей и вклю-
чаю в свой круг 

Я беру ответст-
венность на себя 
и влияю на дру-
гих 

Я  устанавливаю  с 
людьми  теплые  лич-
ные отношения 

Искомое от  
других 

Я хочу, чтобы 
другие включили 
меня в свой круг 

Я хочу, чтобы 
мной руководили 
или давали ука-
зания 

Я  хочу,  чтобы  дру-
гие  люди  установи-
ли  со  мной  теплые 
личные отношения 

 

Согласно Райану (Ryan), индивиды с высоким уровнем выражаемых и 

с низким уровнем искомых потребностей называются контролерами (инст-
рукторами). Индивиды с высоким уровнем искомых и низким уровнем вы-
ражаемых потребностей называются пассивными. 

Широко распространенным инструментом оценки интерперсональной 

ориентации  является тест FIRO-B, разработанный Шутцем. 

Оценка  интерперсональной  ориентации  позволяет  проанализировать 

интерперсональную  совместимость  разных  людей.  При  проведении 
анализа  интерперсональной  совместимости  сравниваются  результаты  тес-
тирования разных людей. В табл. 4.10 приведены результаты тестирования 
двух  человек  по  шкале  FIRO-B,  которые  позволяют  объяснить  интерпер-
сональную совместимость. 


background image

 

 

188 

Таблица 4.10 

Результаты тестирования по шкале FIRO-B 

МЕНЕДЖЕР 

Участие  

Контроль 

Сочувствие 

Сумма 

Выражаемое (В) 
Искомое (И) 
Всего 


17 


13 



19 
15 
34 

ПОДЧИНЕННЫЙ 

Участие  

Контроль 

Сочувствие 

Сумма 

Выражаемое (В) 
Искомое (И) 
Всего 




10 


14 

17 
12 
29 

 

Существует три типа несовместимости: взаимная (обоюдная), творче-

ская, по взаимообмену. 

Взаимная  (обоюдная)  несовместимость  представляет  собой  проти-

воречие  между  выражаемым  поведением  одного  лица  и  искомым  поведе-
нием другого. Данный тип несовместимости проявляется в ситуации, когда 
один человек испытывает серьезную потребность в выражении контроля, а 
другой– не желает  находиться под контролем. Взаимная (обоюдная) несо-
вместимость определяется по формуле: 

H = ( SB + SИ ) M – ( ИS + SB ) П,    

 

 где Н – несовместимость; 

S – совместимость; 
В – выражаемое поведение; 
И – искомое поведение; 
М – менеджер; 
П – подчиненный. 

Любой  результат  выше  6  баллов  свидетельствует  о  большой  вероят-

ности  несовместимости.  В  данном  случае  мы  имеем  дело  с  абсолютными 
величинами.  Данные,  приведенные  в  табл.  4.11,  указывают  на  то,  что  в 
сфере  участия  между  менеджером  и  подчиненным  существует  взаимная 
несовместимость.  Используя представленную выше формулу, получаем: 

 

Н = ( 9 + 8 ) - ( 2 + 3 ) = 12 

 

Результат  вычислений  показывает,  что  менеджер  испытывает  силь-

ную потребность в вовлечении других и в том, чтобы быть вовлеченным в 
дела других, однако  у его подчиненного такого рода потребность отсутст-


background image

 

 

189 

вует. Таким образом, в сфере участия у них возникает потенциальная воз-
можность конфликта.  

Творческая  несовместимость  представляет  собой  конфликт  выра-

жаемых  потребностей,  возникающих  как  при  обоюдном  желании,  так  и 
при обоюдном нежелании решения проблем. Творческая несовместимость 
определяется по формуле:  

 

ТН = ( В – И ) м + ( В – И ) п 

 

В  данном  случае  мы  имеем  дело  как  с  абсолютными,  так  и  с  отрица-

тельными величинами. Используя формулу, получаем:  

 

ТН = ( 9 – 4 ) м + ( 8 – 2 ) п = 11 

 

Полученные данные свидетельствуют о наличии творческой (инициа-

торской)  несовместимости  в  сфере  контроля.  Как  менеджер,  так  и  подчи-
ненный стремятся к контролю и при этом не хотят быть контролируемыми. 
Любой результат выше 6 баллов свидетельствует о высоком уровне конку-
рентной  творческой  несовместимости,  ниже  (-6)  –  о  наличии  серьезной 
творческой  несовместимости  на  почве  апатии.  Несовместимость  на  этой 
почве возникает в тех случаях, когда ни один из индивидов не желает вы-
ступать в данной сфере в качестве инициатора. В нашем случае ни менед-
жер,  ни  подчиненный  не  желает  обременять  себя  контролем,  предпочитая 
быть контролируемым.  

Несовместимость  по  взаимообмену  представляет    собой  тип  несо-

вместимости, возникающий при акцентировании индивидов на одних и тех 
же или разных интерперсональных потребностях. Например, один индивид 
акцентирует внимание на потребности в контроле, а другой – на потребно-
сти  в  сочувствии.  Несовместимость  по  взаимообмену  определяется  по 
формуле: 

 

НВ = (SВ + ИS ) м – (SВ + ИS ) n 

 

В данном случае мы имеем дело с абсолютными величинами. Исполь-

зуя формулу, получаем: 

 

НВ = ( 1 + 3 ) м – ( 6 + 8 ) n = 10 

Если  результат  превышает  6  баллов,  мы  можем  говорить  о  высокой 

вероятности  несовместимости.  Потребность  подчиненного  в  сочувствии 
может игнорироваться или отвергаться. 

Результаты  общего  показателя  несовместимости  приведены  в 

табл. 4.11. 

 


background image

 

 

190 

Таблица 4.11 

Показатели несовместимости 

 

Несовместимость 

Участие 

Контроль 

Сочувствие 

Взаимная несовместимость 
Творческая несовместимость 
Несовместимость по обмену 
Общая несовместимость 
(сумма абсолютных значений)

 

12 

12 

11 
11 

10 

-4 

10 
75 

 

Таким  образом,  показатели  несовместимости  свидетельствуют  о  том, 

что  менеджер  и  подчиненный  будут  испытывать  серьезные  затруднения 
при взаимодействии друг с другом.  Несовместимость  во  всех трех катего-
риях  интерперсональных потребностей (взаимная несовместимость; жела-
ние  осуществлять  контроль, самому  оставаясь бесконтрольным; различие 
основных  потребностей)  приводит,  как  правило,  к  конфликту.  Индивид 
обычно  выбирает себе друзей  из числа  лиц, имеющих близкие  показатели 
совместимости.  Группы,  состоящие  из  совместимых  индивидов,  работают 
более  эффективно.  Знание  собственной  интерперсональной    ориентации 
может стать серьезным фактором успешного взаимодействия с людьми.  

Руководитель может познать других только в том случае, если познает 

самого себя. Если он не знает своей самооценки, он не будет обладать ба-
зисом,  необходимым  для  познания  других.  Самопознание  ведет  к  взаимо-
пониманию.  Взаимосвязь  основных  сфер  самооценки  с  управленческой 
деятельностью представлена на рис. 4.6. 

 
 
 
   

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Рис. 4.6. Взаимосвязь основных сфер самооценки  

с управленческой деятельностью  

 

Ниже  приведены  поведенческие  рекомендации,  связанные  с  самосо-

вершенствованием: 

Ценностные при-

оритеты и зрелость 
системы ценностей 

Отношение к 

переменам 

Интерперсональная 

ориентация 

Стиль  

познания 

Понимание самого 

себя и управление 

самим собой 

Эмоциональный 

интеллект 

Понимание разли-

чий и особенно-

стей других людей