Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13508

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

191 

1.  Определите свой порог чувствительности. Попытайтесь понять, ка-

кая информация о вас наиболее вам неприятна. 

2.  Используя  семь  измерений  национальной  культуры,  определите 

отличия  вашей  собственной  системы  ценностей  от  систем  ценно-
стей    представителей  других  культур,  возрастных  и  этических 
групп. 

3.  Определите  специфику  определяющего  ваше  поведение  набора 

принципов,  отвечающего  за  требования  всеобщности,  непротиво-
речивости  и  универсальности.  Найдите  основные  терминальные  и 
инструментальные ценности, которые лежат в основе принимаемых 
вами решений.   

4.  Постарайтесь  расширить  границы  своего  стиля  познания,  толе-

рантности  к  неопределенным  ситуациям  и  своего  внутреннего  ло-
кус  контроля,  обеспечивая  поступление  больших  объемов  новой 
информации и принимая участие в активности разного рода. Всяче-
ски пытайтесь раздвигать границы своего опыта. 

5.  Подсчитайте  показатели вашей несовместимости с теми лицами, с 

которыми  вам  приходится  постоянно  контактировать,  и  постарай-
тесь  выявить  зоны  возможной  несовместимости.  При  возникнове-
нии  конфликтов  используйте  принципы  поддерживающей  комму-
никации и управления конфликтами. 

6.  Вы можете  быть достаточно искренними при общении с близкими 

вам людьми. Это позволит вам развеять возможные сомнения в от-
ношении тех или иных аспектов вашей личности. 

7.  Регулярно  занимайтесь  самоанализом.  Заведите  особый  журнал. 

Жизненная  активность  должна  разумно  сочетаться  с  самосовер-
шенствованием. 

 
 

БЛИЦ - ОПРОС 

 

1.  В чем заключается сущность и содержание понятия «самооценка»? 
2.  Чем отличаются индивиды с высокой самооценкой от индивидов с 

низкой самооценкой? 

3.  Почему люди боятся личного развития? 
4.  Как можно преодолеть барьеры самооценки? 
5.  В  чем  заключается  сущность  концепции  предела  чувствительно-

сти? 

6.  В чем заключается сущность самораскрытия? 
7.   Какие базовые аспекты самооценки вы знаете? 
8.  В чем заключается сущность понятия «ценности»? 
9.  Какие  типы  ценностей  выделил  М.Рокич?  Как  они  характеризуют-

ся? 

10.  В  чем  заключается  сущность  модели  зрелости  системы  ценностей 

Кольберга? 


background image

 

 

192 

11.  Какие культурные ценности выявил Тромпенаарс? 
12.  В чем заключается сущность понятия «стиль познания»? 
13.  Опишите модель стилей познания и циклов обучения Д.Колба. 
14.  Какие стили познания выделил Д.Колб? Как они характеризуются? 
15.  Опишите модель учебного цикла Д.Колба. 
16.  В  чем  заключается  сущность  понятия  «толерантность  к  неопреде-

ленности»? 

17.  В  чем  заключается  сущность  внутреннего  (интернального)  локуса 

контроля? 

18.  В  чем  заключается  сущность  внешнего  (экстернального)  локуса 

контроля? 

19.  Как характеризуются люди с высоким внутренним (интернальным) 

локусом контроля? 

20.  В  чем  заключается  сущность  понятия  «интерперсональная  ориен-

тация»? 

21.  Какие интерперсональные потребности Вы знаете? 
22.  Каким  образом  можно  проанализировать  интерперсональную  со-

вместимость? 

23.  Какие пути самоусовершенствования Вы знаете? 

 
 

 

4.3. Навыки творческого решения проблем 

 

Умение решать проблемы относится к числу базовых навыков менед-

жера. Именно  в решении  проблем состоит суть  работы  менеджера.  Су-
ществует два подхода к решению проблем: аналитический и креативный 

 (творческий). 
 

Аналитический подход к решению проблем дос-

таточно  подробно  изучается  в  учебном  курсе  «Ме-
неджмент»,  поэтому  мы  не  будем  его  подробно  рас-

сматривать.  Напомним  только,  что  модель  аналитического  (или  рацио-
нального)  решения  проблем  включает  такие  этапы,  как  определение  про-
блемы,  разработка  альтернативных  вариантов  решений,  оценка  альтерна-
тивных  решений  и  выбор  оптимального  варианта  и,  наконец,  реализация 
решения.  В  табл.  4.12  представлена  модель  аналитического  решения  про-
блем. 
 

Таблица 4.12 

Модель аналитического решения проблем 

Этапы 

Характеристики 

1. Определение про-
блемы 

 Отделите факты от мнений. 
 Выявите основополагающие причины. 
 Привлеките всех владеющих информацией. 

Подходы  к  решению 
проблем:  

  Аналитический 
  Креативный  
   (творческий) 


background image

 

 

193 

Продолж. табл. 4.12 

 

 Рассмотрите проблемы всесторонне. 
 Выявите нарушенные нормы, стандарты. 
 Определите, чья это проблема. 
 Избегите определения проблемы как най-

денного решения 

2. Разработка альтер-
нативных решений 

 Отложите оценку альтернатив. 
 Удостоверьтесь,  что  все  вовлеченные  люди 

генерируют альтернативы. 

 Определите  альтернативы,  которые  соответ-

ствуют поставленным целям. 

 Установите как краткосрочные, так и  долго-

срочные альтернативы. 

 Свяжите одну альтернативу с другими. 
 Установите  альтернативы,  которые  действи-

тельно решают проблему 

3. Оценки альтерна-
тивных решений и вы-
бор решения 

 Оценивайте  относительно  критериев  опти-

мальности. 

 Оценивайте решения системно. 
 Соотносите решение с конечными целями. 
 Определите  как  основной,  так  и  дополни-

тельные эффекты. 

 Четко  сформулируйте  выбранный  вариант 

решения 

4. Реализация решения 

 Реализуйте  решения  в  нужное  время  и  в  за-

данной последовательности. 

 Обеспечьте возможности обратной связи. 
 Заручитесь  поддержкой  заинтересованных 

сторон. 

 Создайте надежную систему мониторинга. 
 Оцените эффект от решения проблемы 

 
Однако  некоторые  проблемы  невозможно  решить  с  помощью  анали-

тического метода по следующим причинам: новизна проблемы, отсутствие 
необходимой  и  достоверной  информации,  отсутствие  очевидных  причин-
но-следственных связей.  В этом случае  к решению подобных проблем не-
обходимо подходить творчески. 

 

Факторы, препятствующие  

креативному решению проблем 

 

Не    все  люди  умеют  решать  проблемы  творчески.  Решая  проблемы, 

люди  создают  определенные  концептуальные  блоки,  которые  носят  инди-
видуальный  характер.  Концептуальные  блоки  являются  отражением  осо-
бенностей мыслительных процессов и постоянно формируются у всех лю-
дей. Перечень концептуальных блоков приведен в табл. 4.13. 


background image

 

 

194 

Таблица 4.13 

Концептуальные блоки, препятствующие творческому решению проблем 

Блоки 

Характеристика 

1. Постоянство 

 Вертикальное (однонаправлен-

ное) мышление. 

 Единственность языка мышле-

ния 

 
Однозначное,  безвариантное  опре-
деление проблемы. 
Использование  всего  одного  языка 
для определения сути проблемы и ее 
решения

 

2. Приверженность 

 Стереотипизация,  обусловлен-

ная прошлым опытом. 

 Игнорирование общности 

 
Текущие проблемы воспринимаются 
как вариации прошлых проблем. 
Неумение видеть общее в элементах, 
которые поначалу кажутся разными

 

3. Ограниченность 

 Разграничения  фигуры  (пред-

мета) и фона. 

 Искусственные ограничения 

 
Неспособность отделять неуместную 
информацию  или  находить  необхо-
димую. 
Нежелание задавать вопросы

 

4. Самодовольство 

 Отсутствие пытливости 
 Нежелание думать 

 
Нежелание задавать вопросы. 
Склонность  к  деятельности  вместо 
умственной работы

 

 
Эти  блоки  сужают  видение  проблемы,  ограничивают  число  возмож-

ных решений и препятствуют выбору оптимального. Наличие многих этих 
концептуальных блоков не осознается, и человек ощущает их наличие при 
столкновении с проблемой. 

 

Методы разрушения  

концептуальных блоков 

 

Концептуальные блоки невозможно преодолеть мгновенно, поскольку 

все  они  являются  следствием  многолетних  привычек.  Преодоление  этих 
блоков («разблокирование мышления») требует длительной практики при-
менения  различных  форм  мышления.  Творческое  решение  проблем  явля-
ется  навыком,  поддающимся  развитию.  Процесс  творческого  решения 
проблем включает четыре стадии: 

1) подготовительная  стадия,  которая  включает  сбор  информации, 

определение проблемы, генерирование альтернативных решений и провер-
ку информации; 


background image

 

 

195 

2) инкубационная стадия – поиск решения путем неосознанной мен-

тальной активности мозга; 

3) озарение  –  возникновение  инсайта,  прозрения,  после  чего  творче-

ское решение формулируется и озвучивается; 

4) верификация    проверка  найденного  решения  путем  соотнесения 

его с неким стандартом приемлемости. 

Рассмотрим две группы методов разрушения концептуальных блоков
1) методы совершенствования определения проблем; 
2) методы выработки альтернативных решений. 
Методы  совершенствования  определения  проблем  включают  три 

группы методов:  

1) представление  неизвестного  известным,  а  известного  –  неизвест-

ным (синектика); 

2) конкретизация определений; 
3) обратное определение проблемы; 
Синектический  процесс  заключается  в  определении  чего-то  вам  не-

известного в терминах чего-то известного и наоборот. Анализ известного и 
его  приложение  к  неизвестному  может  породить    озарение  и  открыть  но-
вые  перспективы.  Синектический  процесс  основан  на  использовании  ана-
логий и метафор. Синектический процесс представлен на рис. 4.6. 

 

 
 
Шаг 1. 
 
 
 
Шаг 2. 
 
 
 

 

Шаг 3. 
 
 
 
 
Шаг 4. 
 
 

Рис. 4.6. Синектический процесс 

 

Дайте определение проблемы (сделайте неизвестное извест-
ным). Ответьте на вопрос: «Что это мне напоминает?» 

Трансформируйте полученное определение путем его искаже-
ния (сделайте известное неизвестным). Ответьте на вопрос: 
«Что я при этом испытываю?» 

Отложите первоначальное определение проблемы и исследуй-
те аналогию и метафору. Ответьте на вопрос: «На что это по-
хоже?» 

Приложите результаты анализа к проблеме, чтобы посмотреть, 
не возникло ли озарение. Ответьте на вопрос: «На что это не 
похоже?»