ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13508
Скачиваний: 50
191
1. Определите свой порог чувствительности. Попытайтесь понять, ка-
кая информация о вас наиболее вам неприятна.
2. Используя семь измерений национальной культуры, определите
отличия вашей собственной системы ценностей от систем ценно-
стей представителей других культур, возрастных и этических
групп.
3. Определите специфику определяющего ваше поведение набора
принципов, отвечающего за требования всеобщности, непротиво-
речивости и универсальности. Найдите основные терминальные и
инструментальные ценности, которые лежат в основе принимаемых
вами решений.
4. Постарайтесь расширить границы своего стиля познания, толе-
рантности к неопределенным ситуациям и своего внутреннего ло-
кус контроля, обеспечивая поступление больших объемов новой
информации и принимая участие в активности разного рода. Всяче-
ски пытайтесь раздвигать границы своего опыта.
5. Подсчитайте показатели вашей несовместимости с теми лицами, с
которыми вам приходится постоянно контактировать, и постарай-
тесь выявить зоны возможной несовместимости. При возникнове-
нии конфликтов используйте принципы поддерживающей комму-
никации и управления конфликтами.
6. Вы можете быть достаточно искренними при общении с близкими
вам людьми. Это позволит вам развеять возможные сомнения в от-
ношении тех или иных аспектов вашей личности.
7. Регулярно занимайтесь самоанализом. Заведите особый журнал.
Жизненная активность должна разумно сочетаться с самосовер-
шенствованием.
БЛИЦ - ОПРОС
1. В чем заключается сущность и содержание понятия «самооценка»?
2. Чем отличаются индивиды с высокой самооценкой от индивидов с
низкой самооценкой?
3. Почему люди боятся личного развития?
4. Как можно преодолеть барьеры самооценки?
5. В чем заключается сущность концепции предела чувствительно-
сти?
6. В чем заключается сущность самораскрытия?
7. Какие базовые аспекты самооценки вы знаете?
8. В чем заключается сущность понятия «ценности»?
9. Какие типы ценностей выделил М.Рокич? Как они характеризуют-
ся?
10. В чем заключается сущность модели зрелости системы ценностей
Кольберга?
192
11. Какие культурные ценности выявил Тромпенаарс?
12. В чем заключается сущность понятия «стиль познания»?
13. Опишите модель стилей познания и циклов обучения Д.Колба.
14. Какие стили познания выделил Д.Колб? Как они характеризуются?
15. Опишите модель учебного цикла Д.Колба.
16. В чем заключается сущность понятия «толерантность к неопреде-
ленности»?
17. В чем заключается сущность внутреннего (интернального) локуса
контроля?
18. В чем заключается сущность внешнего (экстернального) локуса
контроля?
19. Как характеризуются люди с высоким внутренним (интернальным)
локусом контроля?
20. В чем заключается сущность понятия «интерперсональная ориен-
тация»?
21. Какие интерперсональные потребности Вы знаете?
22. Каким образом можно проанализировать интерперсональную со-
вместимость?
23. Какие пути самоусовершенствования Вы знаете?
4.3. Навыки творческого решения проблем
Умение решать проблемы относится к числу базовых навыков менед-
жера. Именно в решении проблем состоит суть работы менеджера. Су-
ществует два подхода к решению проблем: аналитический и креативный
(творческий).
Аналитический подход к решению проблем дос-
таточно подробно изучается в учебном курсе «Ме-
неджмент», поэтому мы не будем его подробно рас-
сматривать. Напомним только, что модель аналитического (или рацио-
нального) решения проблем включает такие этапы, как определение про-
блемы, разработка альтернативных вариантов решений, оценка альтерна-
тивных решений и выбор оптимального варианта и, наконец, реализация
решения. В табл. 4.12 представлена модель аналитического решения про-
блем.
Таблица 4.12
Модель аналитического решения проблем
Этапы
Характеристики
1
2
1. Определение про-
блемы
Отделите факты от мнений.
Выявите основополагающие причины.
Привлеките всех владеющих информацией.
Подходы к решению
проблем:
Аналитический
Креативный
(творческий)
193
Продолж. табл. 4.12
1
2
Рассмотрите проблемы всесторонне.
Выявите нарушенные нормы, стандарты.
Определите, чья это проблема.
Избегите определения проблемы как най-
денного решения
2. Разработка альтер-
нативных решений
Отложите оценку альтернатив.
Удостоверьтесь, что все вовлеченные люди
генерируют альтернативы.
Определите альтернативы, которые соответ-
ствуют поставленным целям.
Установите как краткосрочные, так и долго-
срочные альтернативы.
Свяжите одну альтернативу с другими.
Установите альтернативы, которые действи-
тельно решают проблему
3. Оценки альтерна-
тивных решений и вы-
бор решения
Оценивайте относительно критериев опти-
мальности.
Оценивайте решения системно.
Соотносите решение с конечными целями.
Определите как основной, так и дополни-
тельные эффекты.
Четко сформулируйте выбранный вариант
решения
4. Реализация решения
Реализуйте решения в нужное время и в за-
данной последовательности.
Обеспечьте возможности обратной связи.
Заручитесь поддержкой заинтересованных
сторон.
Создайте надежную систему мониторинга.
Оцените эффект от решения проблемы
Однако некоторые проблемы невозможно решить с помощью анали-
тического метода по следующим причинам: новизна проблемы, отсутствие
необходимой и достоверной информации, отсутствие очевидных причин-
но-следственных связей. В этом случае к решению подобных проблем не-
обходимо подходить творчески.
Факторы, препятствующие
креативному решению проблем
Не все люди умеют решать проблемы творчески. Решая проблемы,
люди создают определенные концептуальные блоки, которые носят инди-
видуальный характер. Концептуальные блоки являются отражением осо-
бенностей мыслительных процессов и постоянно формируются у всех лю-
дей. Перечень концептуальных блоков приведен в табл. 4.13.
194
Таблица 4.13
Концептуальные блоки, препятствующие творческому решению проблем
Блоки
Характеристика
1. Постоянство
Вертикальное (однонаправлен-
ное) мышление.
Единственность языка мышле-
ния
Однозначное, безвариантное опре-
деление проблемы.
Использование всего одного языка
для определения сути проблемы и ее
решения
2. Приверженность
Стереотипизация, обусловлен-
ная прошлым опытом.
Игнорирование общности
Текущие проблемы воспринимаются
как вариации прошлых проблем.
Неумение видеть общее в элементах,
которые поначалу кажутся разными
3. Ограниченность
Разграничения фигуры (пред-
мета) и фона.
Искусственные ограничения
Неспособность отделять неуместную
информацию или находить необхо-
димую.
Нежелание задавать вопросы
4. Самодовольство
Отсутствие пытливости
Нежелание думать
Нежелание задавать вопросы.
Склонность к деятельности вместо
умственной работы
Эти блоки сужают видение проблемы, ограничивают число возмож-
ных решений и препятствуют выбору оптимального. Наличие многих этих
концептуальных блоков не осознается, и человек ощущает их наличие при
столкновении с проблемой.
Методы разрушения
концептуальных блоков
Концептуальные блоки невозможно преодолеть мгновенно, поскольку
все они являются следствием многолетних привычек. Преодоление этих
блоков («разблокирование мышления») требует длительной практики при-
менения различных форм мышления. Творческое решение проблем явля-
ется навыком, поддающимся развитию. Процесс творческого решения
проблем включает четыре стадии:
1) подготовительная стадия, которая включает сбор информации,
определение проблемы, генерирование альтернативных решений и провер-
ку информации;
195
2) инкубационная стадия – поиск решения путем неосознанной мен-
тальной активности мозга;
3) озарение – возникновение инсайта, прозрения, после чего творче-
ское решение формулируется и озвучивается;
4) верификация – проверка найденного решения путем соотнесения
его с неким стандартом приемлемости.
Рассмотрим две группы методов разрушения концептуальных блоков:
1) методы совершенствования определения проблем;
2) методы выработки альтернативных решений.
Методы совершенствования определения проблем включают три
группы методов:
1) представление неизвестного известным, а известного – неизвест-
ным (синектика);
2) конкретизация определений;
3) обратное определение проблемы;
Синектический процесс заключается в определении чего-то вам не-
известного в терминах чего-то известного и наоборот. Анализ известного и
его приложение к неизвестному может породить озарение и открыть но-
вые перспективы. Синектический процесс основан на использовании ана-
логий и метафор. Синектический процесс представлен на рис. 4.6.
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 3.
Шаг 4.
Рис. 4.6. Синектический процесс
Дайте определение проблемы (сделайте неизвестное извест-
ным). Ответьте на вопрос: «Что это мне напоминает?»
Трансформируйте полученное определение путем его искаже-
ния (сделайте известное неизвестным). Ответьте на вопрос:
«Что я при этом испытываю?»
Отложите первоначальное определение проблемы и исследуй-
те аналогию и метафору. Ответьте на вопрос: «На что это по-
хоже?»
Приложите результаты анализа к проблеме, чтобы посмотреть,
не возникло ли озарение. Ответьте на вопрос: «На что это не
похоже?»