Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13507

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

196 

Например,  вы  видите  суть  проблемы  в  низкой  морали  членов  вашей 

группы.  Вы  можете  прибегнуть  к  некой  аналогии  или  метафоре,  характер 
которой будет определяться ответами на вопросы:  

а) решить эту проблему так же сложно, как вывернуть ржавый гвоздь; 
б) у меня такое ощущение, что я попал в больницу; 
в)  такая  атмосфера  обычно  царит  после  игры  в  раздевалке  проиграв-

шей команды; 

г) это совсем не похоже на хорошо отлаженный двигатель. 
Метафоры и аналогии должны связывать то, в чем вы меньше уверены 

(исходная проблема), с тем, в чем вы больше  уверены (метафора). Анализ 
метафоры или аналогии может позволить вам выявить новые аспекты про-
блемы.  

При построении необходимо помнить следующее: 
  аналогия должна предполагать определенный момент действия или 

движения (управление автомобилем, приготовление пищи и т.д.); 

  аналогия должна  опираться на четкие, легко представляемые обра-

зы (мяч, магазин и т.д.); 

  события  или  ситуации  должны  быть  хорошо  известны  вам  (семья, 

помещение и т.д.); 

  подобие не должно быть совсем банальным. 
В синектике рекомендуется использовать четыре  типа аналогий: пер-

сональные,  прямые,  символические,  фантастические.  Типы  аналогий  и  их 
описание представлены в табл. 4.14. 

 

Таблица 4.14 

Типы аналогий, используемых в синектике 

Типы аналогий 

Описание 

Персональные 

Отождествление  индивида    с  проблемой  («Если 
бы я был проблемой, что бы я чувствовал, что бы 
хотел, что могло бы удовлетворить меня?») 

Прямые 

Попытка  решить  проблему,  опираясь  на  некие 
факты,  технологии,  опыт  (Брюнель  смог  решить 
проблему  подводных  конструкций,  наблюдая  за 
движением корабельных червей в пробирке) 

Символические 

Сопоставление  проблемы  с  некими  символами, 
образами  (математическое  моделирование  про-
блемы или диаграммное представление динамики 
процесса) 

Фантастические 

Ответ на вопрос «Как бы я решил эту  проблему в 
моих самых смелых мечтах?» 

 


background image

 

 

197 

Конкретизация как метод  определения проблемы предполагает мно-

жество способов расширения, видоизменения или замены данного опреде-
ления. Пытайтесь думать во множественном числе (не «Что это за пробле-
ма?», а «Что это за проблемы?»). 

Второй метод развития определений включает использование списков 

вопросов:  

  Что еще можно сказать по этому поводу? 
  Верно ли обратное? 
  Не  является  ли  данный  феномен  частным  случаем,  признаком  бо-

лее общей проблемы? 

  Кто видит эту проблему иначе? 
Метод  обратного  определения  проблемы  предполагает  переворот 

проблемы  с  ног  на  голову,  мышление  в  противоположном  направлении 
(например, «белый» – «черный»). 

Методы увеличения числа альтернатив включают: 
1) откладывание окончательного решения; 
2) развитие существующих альтернатив; 
3) комбинирование  не сочетающихся признаков. 
Метод  откладывания  окончательного  решения  предполагает  ис-

пользование «мозговой атаки», разработанной Осборном. При проведении 
«мозговых атак» следует руководствоваться следующими правилами: 

1) в процессе генерации альтернатив не должна проводиться их оцен-

ка; 

2) должны приниматься самые неожиданные и безумные идеи; 
3) приоритетом должно быть количество идей, а не их качество; 
4) участники  атаки  должны  принимать  активное  участие  в  формиро-

вании или трансформации идей других людей. 

Метод  развития  существующих  альтернатив  предполагает    ис-

пользование  техники разделения (разбиения) проблемы на  ряд составляю-
щих. Например, попытайтесь в течение одной минуты  найти новое приме-
нение  теннисному  шарику.  Чем  больше  сфер  применения  вы  можете  най-
ти, тем выше гибкость вашего ума. 

Метод  комбинирования  не  сочетающихся  признаков  предусматри-

вает использование техники морфологического синтеза и  техники реляци-
онного алгоритма. 

Техника  морфологического  синтеза  представляет  собой  процесс  из 

четырех этапов: 

1) запись сути проблемы; 
2) составление списка свойств, признаков проблемы; 
3) запись возможных альтернатив признаков проблемы; 
4) комбинирование альтернатив, каждого признака проблемы. 
В табл. 4.15 представлена техника морфологического синтеза. 


background image

 

 

198 

Таблица 4.15 

Техника морфологического синтеза 

ШАГ 1. Постановка проблемы: оператор каждый день задерживается с 

приятелем в кафе 

ШАГ 2. Основные атрибуты проблемы 

Период 

времени 

Исходное 

время 

Место 

С кем 

Частота 

Больше часа 

12 

пополудни 

Кафе 

С друзьями 

Ежедневно 

ШАГ 3. Альтернативные атрибуты 

Период 

времени 

Исходное 

время 

Место 

С кем 

Частота 

30 минут 

11:00 

Офис 

С коллегами 

Еженедельно 

90 минут 

11:30 

Конференц-зал  С директором 

Два раза в   
неделю 

45 минут 

12:30 

Ресторан 

С менеджера-
ми 

Через день 

ШАГ 4. Сочетание атрибутов: 

1.  30-минутный ланч один раз в неделю с 12:30 (конференц-зал, с ди-

ректором) 

2.  90-минутный ланч с 11-30 два раза в неделю (конференц-зал, вместе 

с коллегами) 

3.  45-минутный ланч с 11:00 через день (кафе, вместе с менеджерами) 
4.  30-минутный ланч с 12:00 в одиночку через день (офис) 

 

Техника  реляционного  алгоритма  состоит  в  использовании  опреде-

ленных соединительных слов, которые  выявляют  взаимозависимость двух 
рассматриваемых  атрибутов  (элементов)  проблемы.  Ниже  представлен 
список слов такого рода: 

около 

за 

после 

рядом 

напротив 

или 

вне 

между 

и 

как 

при 

над 

вокруг 

до 

так как 

прежде 

среди 

но 

так 

тогда 

хотя 

посредством 

под 

для 

из 

через 

до тех пор, пока 

к 

если 

в 

возле 

не 

ниже 

выше 

когда 

теперь 

от 

с 

на 

где 

в то время, как 

вместе 


background image

 

 

199 

Для иллюстрации этого метода, предположим, что вы столкнулись со 

следующей  проблемой:  ваши  клиенты  недовольны  предоставляемым  им 
уровнем  обслуживания.  Клиенты  и  уровень  обслуживания  –  вот  два  ос-
новных элемента данной проблемы. Они связаны элементом «недовольны». 
Используя технику реляционного алгоритма, мы производим подбор иных 
связующих  слов  и  пытаемся  отыскивать  какие-то  варианты  решения  про-
блем. Рассмотрите следующие взаимосвязи, в которых использованы иные 
связующие слова. 

  Клиенты  среди  обслуживания  (то  есть,  клиенты  непосредственно 

взаимодействуют с обслуживающим персоналом). 

  Клиенты  как  обслуживание  (то  есть,  одни  клиенты  обслуживают 

других). 

  Клиенты и обслуживание (то есть, клиенты и обслуживающий пер-

сонал работают совместно). 

  Клиенты до обслуживания (то есть, исследование фокус-групп кли-

ентов способствует повышению уровня обслуживания). 

  Обслуживание рядом с клиентами (то есть, приближение обслужи-

вающего персонала к клиентам). 

  Обслуживание  до  клиентов  (то  есть,  подготовка  к  индивидуально-

му обслуживанию клиентов до их прибытия). 

  Обслуживание посредством клиентов (то есть, использование кли-

ентов для осуществления дополнительного обслуживания). 

  Обслуживание, когда клиентам удобно (то есть, обслуживание кли-

ентов в то время, когда они этого хотят). 

Различные  варианты  связи  двух  элементов  данной  проблемы  позво-

ляют находить новые возможности для решения проблемы. 

Ниже  приводятся  рекомендации  по  использованию  различных  мето-

дик решения проблем: 

1) находите время для релаксации; 

2) найдите такое место, где вам никто не мешает думать; 
3) обсудите свои идеи с другими людьми; 
4) предложите другим людям поделиться своими соображениями, 

имеющими отношение к данной проблеме; 

5) больше времени уделяйте чтению; 
6) защищайте себя от «душителей новых идей». 

На рис. 4.7 представлена модель процесса аналитического и творче-

ского решения проблем. 


background image

 

 

200 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4.7. Модель аналитического и творческого решения проблем 

 

Ниже  представлены  поведенческие  рекомендации,  способствующие 

развитию творческих способностей: 

1.  Руководствуйтесь  четырехэтапной  процедурой  решения  простых 

задач,  представленной  в  табл.  4.12.  Не  пропускайте  ни  одного  шага  и  не 
изменяйте  их    последовательности  (определение  проблемы,  поиск  альтер-
нативных решений, оценка альтернатив, выбор и реализация оптимального 
решения). 

2.  Если вы столкнетесь со сложной или комплексной проблемой, вам 

следует прежде всего преодолеть свои концептуальные блоки, сознательно 
используя следующую мысленную деятельность: 

Оценка проблемы: 

 Предсказуем ли исход? 
 Владеете  ли  вы  достаточным  объемом  инфор-

мации? 

 Осознаете ли вы связь средств и целей? 

Ограничения 

 Проблемы определения 
 Проблемы поиска альтернатив 
 Проблемы оценки и выбора 
 Проблемы реализации 

Концептуальные блоки 

 Постоянство 
 Приверженность 
 Ограниченность 
 Самодовольство 

Рациональное решение  

проблем 

1.  Определение проблемы 
2.  Выработка  альтернативных  ре-

шений 

3.  Оценка  и  выработка  альтерна-

тив 

4.  Реализация и развитие решения 

Творческое решение проблем 

1.  Методы  расширения  числа  опре-
делений 

 Представить  неизвестное  извест-

ным, а известное – неизвестным 

 Конкретизировать определение 
 Дать обратное определение 

2.  Для  увеличения  количества  аль-
тернатив 

 Откладывание 

окончательного 

решения 

 Развитие  существующих  альтер-

натив 

 Комбинирование  несочетающих-

ся признаков