ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13507
Скачиваний: 50
196
Например, вы видите суть проблемы в низкой морали членов вашей
группы. Вы можете прибегнуть к некой аналогии или метафоре, характер
которой будет определяться ответами на вопросы:
а) решить эту проблему так же сложно, как вывернуть ржавый гвоздь;
б) у меня такое ощущение, что я попал в больницу;
в) такая атмосфера обычно царит после игры в раздевалке проиграв-
шей команды;
г) это совсем не похоже на хорошо отлаженный двигатель.
Метафоры и аналогии должны связывать то, в чем вы меньше уверены
(исходная проблема), с тем, в чем вы больше уверены (метафора). Анализ
метафоры или аналогии может позволить вам выявить новые аспекты про-
блемы.
При построении необходимо помнить следующее:
аналогия должна предполагать определенный момент действия или
движения (управление автомобилем, приготовление пищи и т.д.);
аналогия должна опираться на четкие, легко представляемые обра-
зы (мяч, магазин и т.д.);
события или ситуации должны быть хорошо известны вам (семья,
помещение и т.д.);
подобие не должно быть совсем банальным.
В синектике рекомендуется использовать четыре типа аналогий: пер-
сональные, прямые, символические, фантастические. Типы аналогий и их
описание представлены в табл. 4.14.
Таблица 4.14
Типы аналогий, используемых в синектике
Типы аналогий
Описание
Персональные
Отождествление индивида с проблемой («Если
бы я был проблемой, что бы я чувствовал, что бы
хотел, что могло бы удовлетворить меня?»)
Прямые
Попытка решить проблему, опираясь на некие
факты, технологии, опыт (Брюнель смог решить
проблему подводных конструкций, наблюдая за
движением корабельных червей в пробирке)
Символические
Сопоставление проблемы с некими символами,
образами (математическое моделирование про-
блемы или диаграммное представление динамики
процесса)
Фантастические
Ответ на вопрос «Как бы я решил эту проблему в
моих самых смелых мечтах?»
197
Конкретизация как метод определения проблемы предполагает мно-
жество способов расширения, видоизменения или замены данного опреде-
ления. Пытайтесь думать во множественном числе (не «Что это за пробле-
ма?», а «Что это за проблемы?»).
Второй метод развития определений включает использование списков
вопросов:
Что еще можно сказать по этому поводу?
Верно ли обратное?
Не является ли данный феномен частным случаем, признаком бо-
лее общей проблемы?
Кто видит эту проблему иначе?
Метод обратного определения проблемы предполагает переворот
проблемы с ног на голову, мышление в противоположном направлении
(например, «белый» – «черный»).
Методы увеличения числа альтернатив включают:
1) откладывание окончательного решения;
2) развитие существующих альтернатив;
3) комбинирование не сочетающихся признаков.
Метод откладывания окончательного решения предполагает ис-
пользование «мозговой атаки», разработанной Осборном. При проведении
«мозговых атак» следует руководствоваться следующими правилами:
1) в процессе генерации альтернатив не должна проводиться их оцен-
ка;
2) должны приниматься самые неожиданные и безумные идеи;
3) приоритетом должно быть количество идей, а не их качество;
4) участники атаки должны принимать активное участие в формиро-
вании или трансформации идей других людей.
Метод развития существующих альтернатив предполагает ис-
пользование техники разделения (разбиения) проблемы на ряд составляю-
щих. Например, попытайтесь в течение одной минуты найти новое приме-
нение теннисному шарику. Чем больше сфер применения вы можете най-
ти, тем выше гибкость вашего ума.
Метод комбинирования не сочетающихся признаков предусматри-
вает использование техники морфологического синтеза и техники реляци-
онного алгоритма.
Техника морфологического синтеза представляет собой процесс из
четырех этапов:
1) запись сути проблемы;
2) составление списка свойств, признаков проблемы;
3) запись возможных альтернатив признаков проблемы;
4) комбинирование альтернатив, каждого признака проблемы.
В табл. 4.15 представлена техника морфологического синтеза.
198
Таблица 4.15
Техника морфологического синтеза
ШАГ 1. Постановка проблемы: оператор каждый день задерживается с
приятелем в кафе
ШАГ 2. Основные атрибуты проблемы
Период
времени
Исходное
время
Место
С кем
Частота
Больше часа
12
пополудни
Кафе
С друзьями
Ежедневно
ШАГ 3. Альтернативные атрибуты
Период
времени
Исходное
время
Место
С кем
Частота
30 минут
11:00
Офис
С коллегами
Еженедельно
90 минут
11:30
Конференц-зал С директором
Два раза в
неделю
45 минут
12:30
Ресторан
С менеджера-
ми
Через день
ШАГ 4. Сочетание атрибутов:
1. 30-минутный ланч один раз в неделю с 12:30 (конференц-зал, с ди-
ректором)
2. 90-минутный ланч с 11-30 два раза в неделю (конференц-зал, вместе
с коллегами)
3. 45-минутный ланч с 11:00 через день (кафе, вместе с менеджерами)
4. 30-минутный ланч с 12:00 в одиночку через день (офис)
Техника реляционного алгоритма состоит в использовании опреде-
ленных соединительных слов, которые выявляют взаимозависимость двух
рассматриваемых атрибутов (элементов) проблемы. Ниже представлен
список слов такого рода:
около
за
после
рядом
напротив
или
вне
между
и
как
при
над
вокруг
до
так как
прежде
среди
но
так
тогда
хотя
посредством
под
для
из
через
до тех пор, пока
к
если
в
возле
не
ниже
выше
когда
теперь
от
с
на
где
в то время, как
вместе
199
Для иллюстрации этого метода, предположим, что вы столкнулись со
следующей проблемой: ваши клиенты недовольны предоставляемым им
уровнем обслуживания. Клиенты и уровень обслуживания – вот два ос-
новных элемента данной проблемы. Они связаны элементом «недовольны».
Используя технику реляционного алгоритма, мы производим подбор иных
связующих слов и пытаемся отыскивать какие-то варианты решения про-
блем. Рассмотрите следующие взаимосвязи, в которых использованы иные
связующие слова.
Клиенты среди обслуживания (то есть, клиенты непосредственно
взаимодействуют с обслуживающим персоналом).
Клиенты как обслуживание (то есть, одни клиенты обслуживают
других).
Клиенты и обслуживание (то есть, клиенты и обслуживающий пер-
сонал работают совместно).
Клиенты до обслуживания (то есть, исследование фокус-групп кли-
ентов способствует повышению уровня обслуживания).
Обслуживание рядом с клиентами (то есть, приближение обслужи-
вающего персонала к клиентам).
Обслуживание до клиентов (то есть, подготовка к индивидуально-
му обслуживанию клиентов до их прибытия).
Обслуживание посредством клиентов (то есть, использование кли-
ентов для осуществления дополнительного обслуживания).
Обслуживание, когда клиентам удобно (то есть, обслуживание кли-
ентов в то время, когда они этого хотят).
Различные варианты связи двух элементов данной проблемы позво-
ляют находить новые возможности для решения проблемы.
Ниже приводятся рекомендации по использованию различных мето-
дик решения проблем:
1) находите время для релаксации;
2) найдите такое место, где вам никто не мешает думать;
3) обсудите свои идеи с другими людьми;
4) предложите другим людям поделиться своими соображениями,
имеющими отношение к данной проблеме;
5) больше времени уделяйте чтению;
6) защищайте себя от «душителей новых идей».
На рис. 4.7 представлена модель процесса аналитического и творче-
ского решения проблем.
200
Рис. 4.7. Модель аналитического и творческого решения проблем
Ниже представлены поведенческие рекомендации, способствующие
развитию творческих способностей:
1. Руководствуйтесь четырехэтапной процедурой решения простых
задач, представленной в табл. 4.12. Не пропускайте ни одного шага и не
изменяйте их последовательности (определение проблемы, поиск альтер-
нативных решений, оценка альтернатив, выбор и реализация оптимального
решения).
2. Если вы столкнетесь со сложной или комплексной проблемой, вам
следует прежде всего преодолеть свои концептуальные блоки, сознательно
используя следующую мысленную деятельность:
Оценка проблемы:
Предсказуем ли исход?
Владеете ли вы достаточным объемом инфор-
мации?
Осознаете ли вы связь средств и целей?
Ограничения
Проблемы определения
Проблемы поиска альтернатив
Проблемы оценки и выбора
Проблемы реализации
Концептуальные блоки
Постоянство
Приверженность
Ограниченность
Самодовольство
Рациональное решение
проблем
1. Определение проблемы
2. Выработка альтернативных ре-
шений
3. Оценка и выработка альтерна-
тив
4. Реализация и развитие решения
Творческое решение проблем
1. Методы расширения числа опре-
делений
Представить неизвестное извест-
ным, а известное – неизвестным
Конкретизировать определение
Дать обратное определение
2. Для увеличения количества аль-
тернатив
Откладывание
окончательного
решения
Развитие существующих альтер-
натив
Комбинирование несочетающих-
ся признаков