ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13506
Скачиваний: 50
206
3. Как менеджер, так и подчиненный должны заранее подготовить
повестку дня к встрече. Эта встреча направлена на развитие обеих сторон,
а не на оценку менеджером подчиненного.
4. Время встречи должно быть достаточно продолжительным (около
часа).
5. При проведении пробных встреч следует придерживаться принци-
пов поддерживающей коммуникации (как при определении задач, так и
при рассмотрении проблем межличностных отношений).
6. Любая встреча должна начинаться с рассмотрения выполнения ре-
шений, принятых в ходе предыдущих встреч.
7. Главные пункты повестки дня встречи могут быть такими:
управленческие и организационные проблемы;
организационные ценности и видение будущего;
обмен информацией;
проблемы межличностных отношений;
препятствия для развития;
освоение управленческих навыков;
личные потребности;
обратная связь по результатам работы;
личные дела и проблемы.
8. Похвала и одобрение связываются с решением проблем.
9. Встреча должна заканчиваться кратким повтором принятых реше-
ний.
Поведенческие рекомендации, приведенные ниже, позволят реализо-
вать на практике принципы поддерживающей коммуникации:
1. Следует отличать ситуации наставничества, в процессе которых
требуется давать указания и инструкции, чтобы помочь осуществить изме-
нения в поведении, от ситуаций консультирования, в процессе которых
требуется обеспечить понимание и определение сути проблемы и желае-
мых результатов.
2. Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем
личностно-ориентированные утверждения, то есть, обращайте больше
внимания на поступки и характеристики события, а не на лица.
3. Коммуникации должны быть гармоничными, они должны отобра-
жать ваши истинные чувства, а их выражение не должно вести к возникно-
вению деструктивных отношений. Ваши высказывания должны точно со-
ответствовать вашим реальным чувствам и мыслям.
4. Используйте описательные, а не оценочные высказывания. Объек-
тивно описывайте происшедшее, а также свою реакцию на события и их
последствия. Предлагайте приемлемые альтернативы.
5. Используйте такие утверждения, которые подтверждают значи-
мость и уникальность собеседника. Обеспечивайте свой вклад во взаимо-
отношения путем демонстрации собеседнику своего уважения к нему, гиб-
кости, непредвзятости и открытости новым идеям. Стремитесь не к доми-
207
нированию, не к прерыванию собеседника, а к равноправному двусторон-
нему обмену информацией. Определите области взаимного согласия или
позитивные характеристики собеседника прежде, чем говорить о возмож-
ных разногласиях или негативных характеристиках.
6. Старайтесь использовать конкретные, а не общие (или-или, черное-
белое) утверждения. Пытайтесь корректировать чужое поведение, делайте
особый акцент на вещах, подконтрольных вашему собеседнику, а не на тех
факторах, которые не могут быть изменены.
7. Используйте связные высказывания, то есть находящиеся в тесной
связи с тем, что говорилось ранее. Помните о том, что участники процесса
коммуникации должны находиться в равных условиях. Не делайте слиш-
ком долгих пауз. Направление и характер разговора должны контролиро-
ваться обеими сторонами. Учитывайте то, что говорилось другими.
8. Ваши утверждения должны отражать мнение автора, то есть носить
личный характер, добивайтесь того же и от партнера по беседе. Не заме-
няйте слово «я» безликим понятием «руководство».
9. Демонстрируйте поддерживающее слушание собеседника. Обеспе-
чивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального об-
щения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому
типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к кон-
сультированию. Чаще прибегайте к рефлексивным реакциям.
10. Используйте для наставничества и консультирования программу
персональных интервью с подчиненными, отвечающую основным прин-
ципам поддерживающей коммуникации. Стимулируйте персональное раз-
витие индивидуумов, за которых вы отвечаете.
БЛИЦ - ОПРОС
1. Что собой представляет поддерживающая коммуникация?
2. Какие принципы поддерживающей коммуникации Вы знаете?
3. Что собой представляет наставничество и в каких ситуациях не-
обходимо его использовать?
4. Что собой представляет консультирование? В каких ситуациях его
следует использовать?
5. С какими барьерами могут столкнуться менеджеры в процессе на-
ставничества и консультирования?
6. В чем заключается сущность «программы интервью с подчинен-
ными» как инструмента поддерживающей коммуникации?
7. Каким образом можно реализовать на практике принципы поддер-
живающей коммуникации?
208
4.5. Стратегия переговоров
Переговоры – неотъемлемая часть профессио-
нальной деятельности менеджера. Переговоры –
это процесс заключения сделки, в ходе которого две
или несколько сторон, имеющие различные интере-
сы, должны принять удовлетворяющие все стороны
решения и прийти к соглашению. Для того, чтобы
овладеть навыками эффективного видения перего-
воров, необходимо знать: основные элементы про-
цесса переговоров; факторы, влияющие на процесс переговоров; стратегию
и тактику переговоров.
Элементы процесса
переговоров
Основными элементами процесса переговоров являются:
Участие двух сторон.
Наличие конфликта интересов.
Добровольное участие сторон.
Наличие явных (материальных) и неявных разногласий.
Взаимные уступки.
Рассмотрим каждый из этих элементов. Переговоры – это процесс, в
котором участвуют по крайней мере две стороны – два человека, две
группы, две организации. Переговоры могут быть трехсторонними, четы-
рехсторонними и т.д. Однако чаще всего ведутся двусторонние перегово-
ры. Между сторонами обязательно присутствует конфликт интересов
(конфликт предпочтений, конфликт интересов, спор за обладание ресурса-
ми). Переговоры – это добровольный процесс. Стороны сами решают,
принять предложение партнера или отвергнуть его. Стороны ведут перего-
воры для того, чтобы добиться укрепления своих позиций. Переговоры
всегда затрагивают два круга вопросов – явные (материальные) и неявные.
Явные вопросы – это существенные разногласия, которые составляют
суть конфликта интересов. Явные интересы являются сутью формулиров-
ки письменных контрактов (например, соглашение о цене, объемах, сроках
и способах доставки). Наявными вопросами, которые чаще всего носят
психологический оттенок, являются, например, желание выиграть, создать
прецедент, не отойти от принципов, соблюсти справедливость и т.д. Срыв
переговоров часто является результатом нечеткого определения круга не-
материальных вопросов. Поэтому планирование переговоров должно
включить два процесса: определение материальных интересов и нематери-
альных проблем. Переговоры всегда рассматриваются как процесс взаим-
ных уступок. Стороны заранее должны определить, на какие уступки
можно будет пойти, чтобы прийти к соглашению. Процесс взаимных усту-
Переговоры – это про-
цесс заключения сдел-
ки, в ходе которого две
или несколько сторон,
имеющие
различные
интересы, должны при-
нять удовлетворяющие
все стороны решения и
прийти к соглашению
209
пок (или процесс модификации исходной позиции и целей) является
«сердцем», сутью переговоров. Количество таких модификационных пози-
ций может быть разным. Чем их больше, тем больше времени занимает
процесс переговоров. Некоторые модификационные позиции можно пред-
видеть и заранее к ним подготовиться, некоторые могут быть полностью
непредсказуемыми.
Факторы, влияющие на
процесс переговоров
На процесс переговоров оказывают влияние следующие факторы:
1) природа и особенности информации;
2) наличие сторонников и их поддержка;
3) время и сроки;
4) легитимность (законность);
5) альтернативы;
6) личные качества участников и стиль ведения переговоров.
Эти факторы влияния представлены в табл. 4.18. Они могут сущест-
венно увеличить или уменьшить возможности участников переговоров
достичь своих целей. Сила влияния участников переговоров определяется
наличием факторов влияния – чем их больше, тем сильнее позиция.
Таблица 4.18
Факторы влияния участников переговоров
Позиция участников переговоров более сильная, если:
У них есть необходимая информация, они хорошо подготовлены.
У них есть полная поддержка организации или людей, которых они
представляют на переговорах.
От них не требуется обязательно заключить сделку к определенному
сроку.
Они могут рассчитывать на поддержку принятых в организации (или
данной сфере) норм, политики и процедур.
У них есть хорошие альтернативные возможности.
Они имеют репутацию настойчивых, жестких и честных специалистов
по ведению переговоров.
Позиция участников переговоров менее сильная, если:
Один или несколько перечисленных выше факторов действуют против
них.
Один или несколько перечисленных выше факторов благоприятствуют
оппоненту
210
Подготовка информации
Информация, которой располагают участники переговоров, должна
быть хорошо подготовлена и быть аргументированной. Аспекты информа-
ционной подготовки представлены в табл. 4.19.
Таблица 4.19
Аспекты информационной подготовки к переговорам
Аспекты
Характеристика
Определение ос-
новных проблем
Какие конкретные проблемы и вопросы будут обсуж-
даться во время переговоров?
Определение
целей
Чего я хочу достичь?
Каковы мои материальные цели?
Насколько они конкретны?
Каковы мои принципы?
Поиск
информации
Какие убедительные аргументы необходимы для дос-
тижения целей?
Какие факты и цифры мне понадобятся?
Где я могу найти эту информацию?
Какие модификации исходных позиций оппонента я
могу предвидеть?
Как я буду опровергать их аргументы?
Какие факты и цифры могут мне помочь для опро-
вержения аргументов?
Подготовка к па-
рированию попы-
ток опровержения
Когда я приведу опровергающие аргументы, что они
сделают в ответ?
Что я могу сделать, чтобы парировать их попытки
опровергнуть мои аргументы?
Формулирование
предложений
Каковы мои начальные требования и какова наша
цель?
Какие наши запросы будут восприниматься как ра-
зумные и обоснованные?
Насколько мы можем уступить другой стороне?
В какой ситуации лучше прервать переговоры и отка-
заться от сделки, чтобы избежать невыгодных согла-
шений?
Поиск информа-
ции об оппоненте
Каковы цели нашего оппонента?
Можно ли доверять нашему оппоненту?
Легко ли договориться с нашим оппонентом?
Склонен ли он к конкуренции, неуступчив или готов
сотрудничать?
Какую тактику он предпочитает?