Файл: Конституционноправовой статус Президента Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48
публичном порицании,
снижение авторитета Президента в сознании людей, которые его избрали.
Кроме того, действие юридической ответственности на этом не заканчивается. После отрешения Президента РФ, его действия будут квалифицированы в соответствии с Уголовным Кодексом РФ и к нему будут уже применяться санкции уголовного законодательства.
Логично, что даже сам факт отрешения Президента РФ или даже появления повода для выдвижения обвинения Президенту РФ уже будет нести в себе элементы негативного воздействия на его положение и статус в обществе, поскольку уже общества (населения) уже будет сформирована негативная оценка по отношению к Президенту и, соответственно, его рейтинг будет падать. Кстати, точно также карательная функция будет проявляться и в других случаях, когда должностное лицо публично отстраняют или, происходит отзыв депутат Государственной Думы РФ.
Известен единственный пример из российской практики, когда 15 мая
1999 года Государственной Думой РФ была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б. Н. Ельцина. [57].
Раздел 3 Конституции США предусматривает более упрощенную процедуру отрешения главы государства от должности (импичмента). Так, эта процедура начинается с того, что юридический комитет Палаты представителей (или специально созванный комитет) формулирует статьи обвинения и предъявляет их всей Палате. Далее происходит голосование, и если хотя бы одна из статей набирает большинство голосов, президент считается подвергнутым импичменту (то есть обвиненным, но пока не отстраненным). После этого материалы направляются в Сенат — верхнюю палату американского парламента.
Сенат проводит аналог судебного процесса под контролем главного судьи Верховного суда. Чтобы отстранить президента, нужно, чтобы 2/3 сенаторов согласились с обвинением [11].
49
Упрощенной данная форма считается не из-за количества стадий (по сравнению с российской процедурой импичмента, у американской четыре стадии), а из-за меньшего количества задействованных в данной процедуре органов, их всего два - Палаты представителей и Сенат.
«В РФ в перспективе можно поставить вопрос о создании кодифицированного закона о конституционно-правовой ответственности, но для этого российское законодательство должно созреть, пройдя определенные этапы» [23, c. 92] - пишет Н. М. Колосова.
Соглашаясь с вышесказанным, Г. А. Василевич отмечает, что единый специализированный закон более основательно позволял решать вопросы конституционно-правовой ответственности, который мог бы не только
«вобрать» в себя уже имеющиеся положения, содержащиеся в различных национальных актах, но и пойти дальше - комплексно решить вопросы, связанные с такой ответственностью, целью которой является обеспечение оптимального функционирования государственного механизма, наиболее безболезненное устранение сбоев в нем, совершенствование системы сдержек и противовесов, эффективное обеспечение основных прав и свобод граждан и исполнения ими, а также должностным лицами возложенных на них обязанностей [9].
Правовед Л. А. Окуньков, признавая сложность процедуры отрешения
Президента от занимаемой должности и ответственность данного решения, пишет, что в данной процедуре недопустимы легкость и упрощенность [36, c.
54].
Думается, что неоднозначные мнения различных авторов обоснованы.
С одной стороны, процедура импичмента, закрепленная в действующей
Конституции, действительно сложна по причине многих факторов, будь то отсутствия у представительного органа специальных процессуальных полномочий или субъективное отношение судей КС РФ и ВС РФ к
Президенту ввиду того, что назначаются судьи на эту должность по
50 представлению Президента РФ и за распределение материальных благ так же ответственен.
Вышеизложенное убеждает нас в необходимости совершенствования как оснований отрешения Президента от должности, так и процедуры привлечения его к конституционно-правовой ответственности. Считается необходимым, тщательно проанализировав законодательство, упростить процесс отрешения от должности Президента в РФ, разработать механизм его реализации и четко закрепить все это в соответствующем законодательстве.
Проведенный анализ показывает, что существуют определенные отличия в реализации конституционной ответственности президента в разных государствах. Однако везде данный процесс сопряжен с определенными условиями и реализация ответственности главы государства происходит в более сложном порядке, чем реализация юридической ответственности в отношении простого гражданина. Изучение зарубежного опыта института юридической ответственности президента представляет значительный интерес, оно позволяет по-новому взглянуть на аналогичные нормы российского законодательства, возможно, позволит внести в них определенные изменения и устовершенствования.
1 2 3 4 5
2.3 Гарантии деятельности Президента РФ
Поскольку глава государства избирается гражданами РФ и является постоянно действующим органом государственной власти, исполнение полномочий Президента не должно прерываться.
Ввиду чего Президенту, как гаранту Конституции и суверенитета
России предоставляется круг определенных благ (гарантий), которые обеспечивают постоянность его деятельности и непрерывность осуществления возложенных на него полномочий.
51
В числе гарантий деятельности Президента учеными выделяются следующие группы: правовые, организационные, материальные, социальные гарантии и гарантии неприкосновенности [21, c. 30].
Под правовыми гарантиями
Президента следует понимать, закрепленные в Конституции общие полномочия президента, а именно:
− выступать как глава государства;
− являться гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
− обеспечивать защиту суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
− обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
−
Определять основные направления внутренней и внешней политики государства
−
Представлять Россию на международной арене.
Среди организационных гарантий можно назвать:
−
Формирует Правительство;
− имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
− правомочен прекратить досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Правительства;
− представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
− утверждает военную доктрину;
− формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской
Федерации;
− назначает и освобождает высшее командование Вооруженных
Сил Российской Федерации;
− назначает и отзывает дипломатических представителей.
52
Администрацию
Президента; как государственный орган, сформированный непосредственно Президентом, который обеспечивает его деятельность и осуществляет контроль за исполнением решений Президента; можно выделить как организационную гарантию президента отдельно.
Администрация в целях обеспечения деятельности Президента осуществляет следующие функции:
− в порядке законодательной инициативы организует подготовку законопроектов для внесения их Президентов в Госдуму;
− осуществляет подготовку, согласование и представление
Президенту проектов указов, распоряжений, поручений и обращений
Президента;
− осуществляет обнародование подписанных
Президентом нормативно-правовых актов;
− осуществляет подготовку материалов для ежегодных посланий
Федеральному Собранию РФ;
− контроль за исполнением федеральных законов; и далее в соответствии с п. 5 Указа Президента «Об утверждении Положения об
Администрации Президента Российской Федерации» [49].
Материальные гарантии очевидно заключаются в материальном обеспечении Президента всеми необходимыми для работы материалами, а именно:
− предоставление места работы;
− предоставление места для проживания ему и его семье;
− предоставление служебного транспорта.
Таким образом, государство полностью принимает на себя материальное обеспечение Президента РФ. Конкретные расходы на его содержание предусматриваются в федеральном законе о бюджете на очередной финансовый год. Отдельно устанавливается денежное вознаграждение Президента РФ, которое он закрепляет своим указом [50].
53
Это связано с тем, что он не может осуществлять иную деятельность за вознаграждение. Как и в отношении иных должностных лиц, Президенту РФ разрешается совмещать работу лишь с некоей творческой деятельностью.
Что касается иного вознаграждения, то все его виды строго определены законом.
Социальными гарантиями являются меры по обеспечению социальных прав Президента РФ. Несмотря на всю важность и сложность работы
Президента РФ, он не может быть лишен социальных прав, предоставленных всем гражданам России. В первую очередь это право на отдых. Оно законом не регламентируется в отношении Президента, вследствие чего предполагается общая регламентация ст. 37 Конституции. Среди иных прав следует назвать право на получение бесплатного медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения. Сейчас оно также законодательно в отношении Президента не закреплено, а предусмотрено только для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Отдельно уделяется внимание неприкосновенности Президента, как основной гарантией его деятельности (ст. 91 Конституции).
В действующем законодательстве не существует понятия неприкосновенности
Президента.
Ввиду чего предполагается руководствоваться аналогией неприкосновенности депутатов Госдумы и членов Совета Федерации РФ [46]. Президент и члены его семьи не могут привлекаться к юридической ответственности, к ним не могут применяться меры государственного принуждения (нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу либо личному досмотру). Неприкосновенность
Президента не ограничена личностей его и его семьи, неприкосновенность распространяется на занимаемые Президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку, т.е. не могут быть задействованы должностными лицами или органами, осуществляющими
54 административное или уголовное преследование, в административном или уголовном процессе.
К главе государства не может применятся физическое или психическое воздействия, которое может повилять на его действия и решения. С.А.
Авакьян пишет: «Его неприкосновенность означает, что «никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия»
[3, c. 32].
Президенту со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме перечисленных в ст. 4 ФЗ «О государственной охране» мер. Президент в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока полномочий Президента государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его
[54].
Государственная охрана предоставляется на основе следующих мер:
− предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;
− осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;
− проведения охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;
− поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах (ст. 4 наст. ФЗ).
55
Буквальное толкование вышесказанного позволяет говорить не о закреплении такой гарантии в Конституции, а в отраслевых нормах российского права.
В отношении гарантий Президента принят лишь ФЗ «О гарантиях
Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» [51]. И то, как видно из названия, он урегулировал вопрос гарантий для бывших Президентов (экс-Президентов), которые, по сути, уже утратили конституционно-правовой статус
Президента.
Из целей ст. 1 наст. ФЗ «устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи».
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением его полномочий. Однако он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
Гарантии деятельности Президента РФ – важный элемент его конституционно-правового статуса, наравне с полномочиями, вступлением в должность, функциями и всем кругом прав, обязанностей и ответственности, предусмотренными законодательством РФ.
Однако, несмотря на это, они прямо не закреплены в законе, а выводятся лишь на основе методов анализа и аналогии закона. В связи с
56 этим, необходимо законодательное закрепление и регулирование указанных гарантий, путем включения их в комплексный нормативно-правовой акт.
Глава государства - официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.
Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах
Конституционная модель Президента в РФ самобытна и не вписывается в традиционные схемы государственной власти. Ее своеобразие объясняется особенностями исторического развития, культуры, геополитического положения нашей страны. Свою специфику имеет система взаимоотношений
Президента РФ и Федерального Собрания, которая неоднократно подвергалась всестороннему анализу. Полномочия главы государства в области законодательной власти довольно объемны, но основополагающим во взаимодействии федерального представительного органа и Президента РФ является участие последнего в законодательном процессе.
Президент также фактически возглавляет исполнительную ветвь власти, решая вопрос о должности Премьер-министра.
Широкое влияние оказывает Президент РФ на судебную власть, выдвигая кандидатуры на должность судей, обращаясь в суды и осуществляя помилование.
Президент РФ также является Верховным Главнокомандующим ВС
РФ, обеспечивая подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляя всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, который соответствует уровню угроз национальной безопасности страны.
Таким образом, нужно сказать, что объём полномочий Президента РФ в системе разделения властей настолько велик, что говорить о системе