Файл: Роберт ГловерХватит быть славным парнем!Проверенный способ добитьсяжелаемого в любви, сексе и жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2
Формирование славного парня
Я завершил прошлую главу вопросами: «Почему устранение или сокрытие каких-то своих особенностей и попытка стать другим выглядят разумными, несмотря на то, что для этого нет серьёзных причин? Почему люди пытаются изменить то, кто они есть?».
После многих лет изучения синдрома славного парня под всевозможными углами нашелся только один ответ, в котором есть смысл:
потому что для мальчика или мужчины кажется небезопасным или
неприемлемым быть тем, кто он есть. Стать славным парнем – просто способ пережить ситуации, в которых кажется небезопасным или неприемлемым оставаться самим собой. Более того, единственное, что может заставить ребенка или взрослого человека пожертвовать своей личностью, стараясь быть кем-то другим, это вера в то, что быть собой очень плохо или опасно.
Причина написания этой книги в том, что в те годы, когда формируется личность, все славные парни получали от своих семей и окружающего мира различные послания, говорящие им, что оставаться собой небезопасно, неприемлемо или нежелательно.
Как же славные парни получали эти послания и почему они отреагировали на них подобным образом? Ниже приводится краткое объяснение того, как семья и общество превращают прекрасных мальчиков в мужчин, которые верят, что они обязаны быть «хорошими», чтобы их любили.
Борьба со страхом быть оставленным
Люди наиболее впечатлительны в период с рождения до пяти лет. В
первые годы жизни ребенок сильнее всего подвержен влиянию окружения.
Именно в это время начинает формироваться его мироощущение.
Поскольку в этот период наибольшее влияние на ребенка оказывают родители и ближайшие родственники, с этого и стоит начать изучение синдрома славного парня.
Есть два важных факта, которые нам следует понять. Во-первых, когда дети рождаются на свет, они совершенно беспомощны. Правильное и своевременное удовлетворение их потребностей зависит от других.

Вследствие этой зависимости самый большой страх каждого ребенка – это страх быть оставленным. Для детей быть оставленными равносильно
смерти.
Во-вторых, дети эгоцентричны. Это значит, что они без всяких сомнений верят в то, что они – центр вселенной, и все в мире вращается вокруг них. И поэтому они убеждены, что они сами – причина всего, что с ними происходит.
Два этих фактора – страх быть оставленными и эгоцентричность –
создают очень мощную движущую силу. Всякий раз, когда ребенок
чувствует себя оставленным, он верит, что он сам – причина этого. Он ощущает себя заброшенным в следующих случаях:
• он голоден, но никто его не кормит;
• он плачет, но никто не берет его на руки;
• он одинок, и никто не обращает на него внимания;
• родители на него сердятся;
• родители его игнорируют;
• родители требуют от него невозможного;
• родители используют его для удовлетворения собственных потребностей;
• родители его ругают;
• родители его бьют;
• родителям он не нужен;
• родители оставляют его и не приходят вовремя.
Поскольку каждый ребенок рождается в неидеальном мире и в несовершенной семье, в его жизни случаются моменты, когда его оставляют. И хотя уверенность детей в том, что они самипричина
подобного болезненного переживания, это лишь неправильная
интерпретация их жизненного опыта, дети не способны понимать мир
иначе.
Отравляющий стыд
Случаи, когда ребенка оставляли одного, и эгоцентричное объяснение подобных переживаний создают уверенность у маленьких детей в том, что им нельзя быть самими собой. Они приходят к выводу, что с ними что-то
не так, раз важные для них люди их оставляют. Они не догадываются,
что причина заброшенности не в них самих, а в тех людях, которые должны видеть их потребности и удовлетворять их.
Эта наивная, эгоцентричная интерпретация происходящего приводит к

возникновению психологического состояния, которое я называю
отравляющий стыд. Отравляющий стыд – это вера в то, что человек по своей сути плох, испорчен, не похож на других или недостоин любви.
Отравляющий стыд – это не столько вера в то, что человек плохо поступает, сколько потаенная уверенность в том, что он сам плохой.
Механизмы выживания
В результате переживания заброшенности и неверной интерпретации таких случаев дети вырабатывают механизмы выживания, которые помогают им делать три очень важные вещи:
1. Они пытаются справиться с эмоциональной и физической болью от ощущения заброшенности.
2. Они стараются предотвратить повторение подобных событий.
3. Они скрывают свой отравляющий стыд (или осознание себя плохими) от себя и окружающих.
Дети находят множество изобретательных путей для достижения этих целей. Поскольку их проницательность, опыт и средства ограниченны,
данные механизмы часто неэффективны и иногда кажутся нелогичными.
Например, ребенок, которому одиноко, может плохо себя вести, чтобы гарантированно заслужить внимание родителей, пусть и негативное. И
хотя поведение, приводящее к неприятным или болезненным последствиям, иногда кажется нелогичным, последствия такого поведения порой представляются более желанными, чем одиночество и
заброшенность.
Попытка быть «хорошим» – попытка стать тем, кем, как ему кажется,
его хотят видеть другие, – это лишь один из множества возможных сценариев, который мальчик разыгрывает в результате ощущения заброшенности и отравляющего стыда.
Происхождение парадигмы славного парня
Когда я только начинал исследовать собственное мироощущение и поведение как славного парня, я не имел понятия, как сложить все кусочки вместе. Я верил, что вырос в очень хорошей семье и жил отличной жизнью. Когда я стал изучать других мужчин с подобными характеристиками, я встретил такое же непонимание причин своих эмоциональных и поведенческих склонностей.
Если спросить славных парней о детстве, они часто говорят, что
выросли в «идеальных», «отличных», «настоящих американских» семьях.
Тем не менее эти мужчины научились прятать свои недостатки и старались быть теми, кем, по их мнению, им следовало быть в глазах окружающих.
Все это показывает, что в какие-то моменты их детство было не таким уж идеальным.
Алан, Джейсон и Хосе – славные парни. У каждого из них были собственные детские переживания. В жизни каждого сценарий славного парня воспроизводился по-своему. Но вопреки всем различиям все трое пришли к выводу, что в детстве были недостаточно хороши. В результате отравляющего стыда каждый создал жизненную парадигму, которая включала в себя поиск одобрения окружающих и сокрытие своих недостатков. Все эти мужчины верили, что такие жизненные стратегии необходимы, чтобы иметь хоть какую-то надежду на то, чтобы быть любимыми, довольными жизнью и не иметь проблем.
Алан
Алан – старший из троих детей в семье матери-одиночки. Он гордится тем, что никогда не заставлял маму страдать. Ребенком он хорошо учился и занимался спортом. Он верил, что это выделит его среди братьев и вызовет гордость матери. Кроме того, он первый в семье, кто окончил колледж, –
по его убеждению, ещё один фактор, который делает его особенным.
Отец Алана, жестокий и страдающий алкоголизмом, ушёл из семьи,
когда Алану было семь. Еще в раннем детстве Алан решил стать полной противоположностью отцу. Поэтому он гордился своей терпеливостью,
щедростью и уравновешенностью. Алан изо всех сил старался никогда не сердиться и не быть таким требовательным, как его отец. Он был активистом в молодежной группе в церкви, не употреблял алкоголь и никогда не пробовал наркотики.
Мать Алана, христианка-фундаменталистка, состояла в секте, и Алан рос под проповеди о геенне огненной. Алан уверовал, что «грешно» иметь обычные мысли, побуждения и поведение. И хотя он всегда старался быть добрым христианином, он жил в постоянном страхе совершить ошибку и заслужить вечную кару.
Алан верил, что его мать – святая. Ради детей она была готова на все.
Она никогда их не критиковала. Нередко они с Аланом обсуждали
«плохие» поступки его отца.
Мама часто говорила Алану, что старалась вырастить сыновей непохожими на отца. Она хотела, чтобы они были щедрыми,

миролюбивыми и полными уважения к женщинам. Став взрослым, Алан поддерживает близкие отношения с матерью и делает всё возможное,
чтобы облегчить её жизнь.
Джейсон
Джейсон, о котором мы говорили в первой главе, верит, что вырос в отличной семье. На самом же деле и отец, и мать использовали детей для удовлетворения собственных потребностей. Хотя детство видится
Джейсону «идеальным», оно таковым не было.
Джейсон верит, что его родители совершенны. Он рассказывает, что они были строгими и заботливыми. Его ограждали от мира, и он был сексуально наивен. Джейсон признает, что, возможно, родители чересчур его ограничивали.
Отец Джейсона строго контролировал семью. Джейсон рассказал, что отец до сих пор не спускает с него глаз. Джейсон получил долю в хиропрактическом бизнесе своего отца, который всё ещё говорит ему,
какой дом нужно купить, какую машину водить и в какую церковь ходить.
Свою мать Джейсон описывает как «прекрасную любящую женщину».
Он рассказывает, что она всегда была близка с детьми. Не имея друзей, она находила в детях компанию и подтверждение своей ценности.
При этом Джейсон не помнит особенных проявлений чувств между родителями. Он не может представить, чтобы они занимались сексом, и не вполне понимает, как им удалось родить троих детей. И хотя они делали многое для детей, он не помнит, чтобы они выходили в свет или ездили вдвоем отдыхать.
Став взрослым, Джейсон постарался достичь образа совершенства,
нарисованного его родителями. Все его поступки должны выглядеть хорошо: он выглядит хорошим мужем, хорошим отцом, хорошим христианином и хорошим профессионалом. Но, несмотря на все усилия, по сравнению со своими родителями он всегда чувствует себя недостойным и испорченным.
Хосе
Будучи успешным бизнес-консультантом, Хосе боится близких отношений. Хосе получил отличное образование, а его карьера связана со стрессами и сильным напряжением. Он физически активен, а отдых в его понимании выглядит как стокилометровый веломарафон или альпинизм.

Он подавляет свой гнев и старается не говорить ничего, что может кого-то расстроить. Ему нравится все держать под контролем, и он осознает, что одобрение других доставляет ему особенное удовольствие.
Хосе нравятся зависимые женщины. Он находит интересным тот факт,
что привлекает жертв инцеста. Нынешние отношения он сохраняет, потому что беспокоился о финансовом положении своей девушки. Он боится, что если бросит её, она не справится одна.
Хосе открыто признает, что родился в неблагополучной семье. Он был вторым из семерых детей в бедной семье. В четырнадцать лет он начал опекать своих младших братьев и сестёр. Он считал, что его роль –
оберегать их от царившего в семье жуткого хаоса.
Отец казался Хосе злым, властным и жестоким. Он был взрывоопасен и требователен к мальчикам и сексуально навязчив с девочками.
Мать Хосе страдала маниакальной депрессией. Ее настроение резко менялось, и бывали непростые периоды лечения. В маниакальной фазе дом сиял чистотой, она говорила о развлечениях и крутила разрушительные романы на стороне. Будучи в депрессии, она завешивала окна, дома был бардак, и она угрожала самоубийством. В возрасте пятнадцати лет Хосе пришлось взломать дверь и отобрать у матери заряженный пистолет. Она грозила убить себя, когда все семеро детей в панике стояли под дверью. По словам Хосе, это было типичным развитием событий в его семье.
Хосе всю жизнь прилагает все силы, чтобы отличаться от родителей.
Семья его боготворит, и именно к нему обращаются за помощью в случае проблем. Его роль – создавать из хаоса порядок. Его работа консультанта заключается в том, чтобы создавать из хаоса порядок. Его роль в отношениях также связана с устранением хаоса. Сценарий его жизни требует хаоса, потому что вне хаоса он остается без работы.
Хосе видит свой дар в природном интеллекте, рабочей этике и возможности решать проблемы. Именно эти факторы, как ему кажется,
позволили ему вырваться из неблагополучной семьи и стать самостоятельным. Без них, по его признанию, он бы кончил так же, как его родители, братья и сёстры.
Детское развитие – основы
У каждого из этих мужчин, Алана, Джейсона и Хосе, было собственное детство, однако у всех выработался схожий жизненный сценарий. Каждый по-своему уверовал в то, что с ним не все в порядке и выживание зависит от того, сумеет ли он стать кем-то иным. Чтобы стало яснее, как

совершенно разные условия взросления привели к созданию схожих жизненных парадигм, полезно вспомнить принципы детского развития,
описанные ранее в этой главе.
1. Дети рождаются совершенно беспомощными.
2. Самый большой страх ребенка – страх быть оставленным.
3. Дети эгоцентричны.
4. Дети переживают множество ситуаций, когда их потребности не удовлетворяются достаточно быстро, и они чувствуют себя оставленными.
5. Когда ребенок чувствует себя оставленным, он считает причиной этого себя самого.
6. Неправильная и наивная трактовка этого опыта создает отравляющий стыд – веру ребенка в то, что он «плохой».
7. Дети вырабатывают механизмы выживания, которые должны помочь им переносить подобные случаи заброшенности, предотвратить их повторение и спрятать свои изъяны от себя и окружающих.
8. Данные механизмы выживания основаны на беспомощности и наивном восприятии себя в окружающем мире.
Из идеальных мальчиков – в славных парней
Принципы, приведенные выше, могут быть применены к детским переживаниям Алана, Джейсона, Хосе и любого другого славного парня,
описанного в этой книге. Превращение из идеального мальчика в славного парня обычно происходит в три этапа: заброшенность, возникновение
отравляющего стыда и формирование механизмов выживания.
Заброшенность
Как и все славные парни, Алан, Джейсон и Хосе сталкивались с разнообразными случаями заброшенности.
Родители Алана и Хосе были злыми и критичными и давали сыновьям понять, что быть самим собой – плохо.
Алан боготворил свою мать, но та не вмешивалась, когда отец на него срывался. Из этого следовало, что он недостоин защиты.
Алан пришёл к убеждению, что должен отличаться от отца, дабы в нём видели хорошего мужчину, а мать его любила.
Алан и Джейсон были инструментами самореализации собственных родителей. Их ценили за «правильное» поведение и то, что они не создают проблем. Это давало мальчикам понять, что они достойны любви, только
когда оправдывают ожидания родителей.
Поскольку Джейсон верил, что его родители «совершенны», он всегда чувствовал своё несовершенство и несоответствие их уровню.
Родители Хосе не могли дать ему поддержки, заботы или примера.
Следовательно, он значил для них очень мало, почти ничего.
Алан и Джейсон выросли в строгих религиозных традициях, что усиливало необходимость быть идеальным и безгрешным. Неудача означала бы вечное наказание.
Хосе верил, что будет полезным для общества человеком, только если станет отличаться от своей ненормальной семьи.
Все трое, Алан, Джейсон и Хосе, верили, что чужие потребности важнее их собственных, – обычное дело в семьях славных парней.
И все это – определенная форма заброшенности: каждый подобный опыт давал мальчикам понять, что им нельзя быть самими собой.
Стыд
Не важно, ругали их, оставляли, стыдили, использовали,
контролировали или игнорировали, все славные парни усвоили одну вещь:
быть собой опасно.
Подобное порой открыто высказывается родителями, которых не беспокоит благополучие своих детей. Некоторые послания доносятся и косвенно – заботливыми родителями, которые слишком молоды или заняты, чтобы обеспечить ребенку благоприятную атмосферу. Иногда дети усваивают это и сами – волей обстоятельств, не поддающихся контролю.
В каждом случае ребенок верит, что эти события или обстоятельства относятся лично к нему. Он верит, что в нём есть что-то, что привело к таким событиям. Используя детскую логику, он приходит к выводу:
«Наверняка что-то со мной не так, потому что
____________________________».
Впишите в пропуск:
• …когда я плачу, никто не приходит.
• …мама так на меня смотрит.
• …отец ушел и не вернулся.
• …мама должна всё за меня делать.
• …отец на меня кричит.
• …в отличие от своих родителей я не идеален.
• …я не могу сделать маму счастливой.
Подобные детские переживания заставляют мальчиков верить в

следующую формулу: «Я достаточно хорош и любим только в том
случае, если ____________________________».
Впишите в пропуск:
• …я не такой, как отец.
• …я нужен маме.
• …я не совершаю ошибок.
• …я получаю хорошие оценки.
• …я счастлив.
• …я не похож на брата.
• …я не создаю проблем.
• …я радую маму и папу.
Механизмы выживания
В результате детских переживаний заброшенности и неправильной интерпретации этих событий все славные парни выработали защитные механизмы, которые позволяют им делать три очень важные вещи:
1. Справиться с ужасом и болью от своей заброшенности.
2. Предотвратить повторные переживания такого рода.
3. Скрыть отравляющий стыд от себя и окружающих.
Для славных парней эти механизмы выживания приняли форму следующей жизненной парадигмы:
Если я буду прятать свои недостатки и стану тем, кем меня хотят видеть другие,
то я буду любим, мои потребности будут удовлетворены, а жизнь станет беспроблемной.
Именно эта парадигма, сформировавшаяся в детстве, управляет всеми действиями взрослых славных парней. И хотя она базируется на неверной интерпретации событий детства, это единственная «карта дорог»,
имеющаяся у таких мужчин. Славные парни доверяют этой карте и убеждены: если они будут ей следовать, то обязательно прибудут к своей цели – спокойной и счастливой жизни. И хотя подобный жизненный
сценарий совершенно неэффективен, славные парни прикладывают
множество усилий, делая всё то же, но надеясь на иные результаты.
Два типа славных парней
Механизмы выживания, которые создаются славными парнями для борьбы с ощущением заброшенности и отравляющим стыдом, обычно
проявляются одним из двух способов. В первом случае славный парень чрезмерно уверен в том, что он «плохой», и считает, что он худший человек на земле. Я называю это «такой плохой» славный парень.
«Такой плохой» славный парень уверен: все видят, насколько он плох.
Он может привести конкретные примеры из детства, юности и взрослой жизни, которые подтверждают подобные убеждения. Он расскажет о разбитых окнах и случаях, когда его пороли в детстве. Он поведает, какие у него были нелады с законом и как мама плакала, когда он был подростком.
Он расскажет, как курил, пил, употреблял наркотики и куролесил, будучи взрослым. Он убеждён, что его единственный шанс заслужить хотя бы жалкое подобие счастья – скрывать свою врожденную испорченность. Он не верит, что на его «славность» кто-то купится, но не считает, что у него есть выбор.
Второй тип – «такой хороший» славный парень. Он справляется со своим отравляющим стыдом, подавляя убеждение в собственной бесполезности. Он верит, что он – один из самых хороших парней, каких вам доведется встретить. Если он и осознает свои недостатки, то считает их несерьёзными и легко исправимыми. В детстве он никому не доставлял неудобств. Будучи подростком, он всё делал хорошо. Во взрослой жизни он следует всем правилам до последней запятой. Этот славный парень загнал убеждение в том, что он не слишком-то хорош, в компактный герметичный контейнер внутри своего подсознания. Он маскирует свой отравляющий стыд верой в то, что хорошие поступки делают его хорошим человеком.
И хотя эти два типа славных парней могут отличаться в плане осознания своего отравляющего стыда, оба опираются на одну и ту же жизненную парадигму. Все славные парни верят, что они не хороши сами по себе, и поэтому им следует спрятать свои изъяны и стать теми, кем их хотят видеть окружающие.
Я разделяю эти два типа славных парней, чтобы помочь им увидеть данные отклонения. Ни тот, ни другой не такие плохие и не такие хорошие,
какими себя считают. Славные парни обоих типов – просто израненные души, следующие системе убеждений, основанной на неверных представлениях о событиях детства.
Освобождение. Упражнение № 3
Невозможно перечислить все факторы, которые заставляют детей прятать свои недостатки и искать одобрения окружающих. Я не считаю,
что славному парню будет просто найти каждое переживание, которое