Файл: Психологопедагогическое сопровождение детей с особымиобразовательными потребностями в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В каких случаях ПМПК рекомендует помощь педагога-асcистента
-
Категория: Публикации -
06.09.2021 -
1016
Согласно Методических рекомендаций «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особымиобразовательными потребностями в общеобразовательной школе», рекомендованных к использованию в общеобразовательных школах Департаментом дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан помощь педагога-ассистента рекомендуется учащимся с нарушениями общения и социального взаимодействия; нарушениями поведения, к которым относится:
-неспособность выполнять правила поведения на уроке: не может усидеть за партой, встает, ходит по классу; не выполняет требований учителя;
- трудности восприятия или понимания фронтальных инструкций и словесных объяснений учителя, когда требуется постоянная индивидуальная помощь и поддержка педагога для обеспечения понимания учеником того, что нужно делать;
- трудности самоорганизации и самоконтроля на уроке: обучающийся не может сам подготовиться к уроку, не включается в работу класса без помощи взрослого, не выполняет классных заданий;
- поведенческими и эмоциональными нарушениями: ученик говорит вслух, смеется без видимой причины, кричит, плачет, отвлекает детей и мешает работе класса, проявляет агрессию к одноклассникам, учителю.
Показания к оказанию помощи педагога-ассистента не сводятся к медицинскому диагнозу. При наличии вышеуказанных трудностей и нарушений поведения услуги педагога-ассистента могут рекомендоваться как детей с сохранным умственным развитием, так и с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта (в т.ч. синдромом Дауна), слуха, зрения речи. Педагог-ассистент рекомендуется ребенку не потому что у него нарушения интеллекта или речи, слуха и т.д., а потому, что он не может, в силу поведенческих проблем, самостоятельно учиться в условиях класса без индивидуальной поддержки. Помощь педагога-ассистента в общеобразовательной школе рекомендуется на постоянной или на временной основе - до формирования способности ученика учиться самостоятельно в классе.
Услуги педагога-ассистента оказываются только детям с особыми образовательными потребностями, обучающихся в общем классе с нормотипичными детьми. Для этого в штаты общеобразовательных школ введена должность педагога-ассистента.
Для учащихся с особыми образовательными потребностями, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ и специальных школ помощь педагога-ассистента не предусмотрена законодательством РК, в связи с тем, что в них созданы все специальные условия обучения для детей с ООП и которые отсутствуют в полном объеме в общеобразовательном классе.
К этим специальным условиям обучения специального класса или специальной школы относятся:
- меньшая наполняемость класса - (8-12 детей, тогда как в общеобразовательном классе - 30-40 детей);
- пролонгированные (замедленные) сроки обучения на уровнях начального (0-4 классы) и основного среднего образования (5-10 классы);
- специальные методы, приемы и средства обучения;
- технические и компенсаторные средства;
- среда жизнедеятельности;
- специально подготовленные учителя, имеющие дефектологическое образование, в отличие от учителя общеобразовательной школы, не имеющего специального педагогического образования);
- специальные предметы учебного плана, обеспечивающие компенсацию недостатков развития, формирование социальных, коммуникативных навыков;
- медицинские, социальные и иные услуги (оказываются в специальных школах).
При наличии таких специальных условий учитель- дефектолог специального класса или специальной школы обучая 8-12 детей по единой для всех специальной программе обучает детей с ООП без помощи педагога-ассистента.
Заведующая диагностико-консультативным отделом Ерсарина А.К.
ННПЦ РСИО, кандидат психологических наук