Файл: Содержание Введение Понятие общества. Сферы общественной жизни Понятия индивид и личность. Формирование личности Социализация личности Социальный статус личности,.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сторонники гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.
Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как «дремлющие», «отсроченные» качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут проявиться в тот или иной период в определенных социальных, возрастных и других условиях.
В человеческом обществе немало людей, частично или полностью выпадающих из-под его влияния, не получивших в процессе своего формирования его развивающих импульсов. В результате – недоразвитие соответствующих личностных качеств. Неумение логически или абстрактно мыслить, недостаток фантазии, отсутствие интереса к культуре означают, что у данной личности в детстве не было достаточного детского и взрослого окружения, что ребенок не доиграл со сверстниками, не получил требуемых ответов от взрослых.
В случае недостаточного уровня общения, недогрузки процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных проявлений может
наблюдаться процесс, обратный развитию, формированию, – деградация личности.
От недостатка, хронической нехватки мыслительной, логической деятельности может развиться умственная деградация.
Еще страшнее – моральная деградация – отсутствие нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания.
Вот почему так опасно развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкают к насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к страданиям, развивается моральная деградация общества. Преодолеть моральную деградацию общества очень трудно. Необходим целый комплекс мер по реабилитации людей, занимавшихся и подвергшихся насилию, улучшение социальных условий жизни, развитие образования, культуры, совершенствование системы воспитания подрастающего поколения, общая гуманизация отношений.
Формирование личности, полагает американский социолог Джордж Мид, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.
Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно. На этой стадии (до полутора-двух лет) они
стремятся делать то и так, что и как делает его мать, отец, старшие братья и сестры. Поэтому они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными предметами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра). Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых.
Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Поэтому эту стадию Дж. Мид назвал также стадией ролевых игр.
Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам – все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации (положения партнеров, противников и т. д.). Структура сформировавшийся личности (по Дж. Миду) состоит из двух компонентов: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» – это отклик личности на других людей и общество в целом. «Я – меня» – это объект самосознания, самопонимания, рефлексия на оценки других.
Американский социолог Чальз Кули считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий – интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч.Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя (самосознание. – Б. И.), представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях человек как бы отражается в представлениях о нем других людей как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:
-представление о том, как другие видят меня;
-представление о том, как другие оценивают меня;
-ощущение «Я» как ответ представления оценки меня.
По представлениям Зигмунда Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:
Ид («Оно») – является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности;
Эго («Я») – сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности;
Суперэго («сверх-Я») – оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.
Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента:
биофизическое «Я» и психосоциальное «Я», состоящие, в свою очередь из биологического («био-Я»), физиологического («фи-зио-Я»), психологического («психо-Я») и социального («социо-Я») компонентов (таблица 1).
Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.
Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.
Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность – это ощущение индивидуальности личности или принадлежности её к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.
Социальный контроль (стыд) – оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.
Индивидуальный контроль (совесть) – внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда – внешнего, общественного контролера).
Таблица 1. Структура личности
Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с лидером (властью), изменяет свое поведение.
Действие этих механизмов мы рассмотрели в теориях Дж. Мида, Ч. Кули и З. Фрейда, их взаимодействие порождает и развивает процесс формирования личности.
Имитация и идентификация – позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный (стыд) и внутренний контроль (совесть) – негативные, сдерживающие механизмы, действующие как запреты.
Итак, мы выяснили, что в отличие от индивида как природного существа в обществе действуют личности, сформировавшиеся в результате взаимодействия природных и социальных сил.
-
Социализация личности
Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.
Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. личность общество ценность социализация
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус – это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры
Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – все это и есть внешние проявления процесса социализации.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем:
-социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;
-социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;
-формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.
Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделяются три типа социализации:
дотрудовая (детство, школа, вуз);
трудовая (работа на производстве);
послетрудовая (на пенсии).
Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно раскрывала сущность социализации в детстве и неадекватно рассматривала положение пенсионеров.
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода:
первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности;
вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.
Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.
Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.
Национальные различия, национальные ценности и нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности.
Рассмотрим для сравнения американские и российские национальные ценности (табл. 2). Понятно, что, испытав одни и те же процессы социализации, но впитывая, приобщаясь к разным нормам и ценностям, американцы и россияне приобретают разные черты личности. Впрочем, следует отметить влияние реформ и общего направления развития российского общества на изменение базовых национальных ценностей и черт национального характера, которые берут свое начало еще в чертах русской общины в сторону сближения их с более рациональными характеристиками развитых постиндустриальных обществ.