Файл: Реферат Философия Византии Содержание Введение Глава1 Философия в Византии(ivxvвека).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И существует зло по воле Провидения для того, чтобы этим же сотворенным существам сделать так, чтобы зло пошло им на пользу. Человек создан свободным, поэтому Провидение не может вести нас против нашей воли к нравственному совершенству. Поэтому и зло существует для того, чтобы человек пришел к нравственному совершенству по своей доброй воле.
Итак, делает окончательный вывод Дионисий Ареопагит, зла нет в сущем, зла нет нигде, и возникает оно в силу оскудения добра. Демоны и люди желают не блага, а несущего, на самом деле это даже желанием назвать нельзя, а только лишь извращением желания .Потому что всякое существо, будучи сотворено Богом, стремится и желает только лишь своего Творца.
4. Изречения Псевдо-Дионисия:
Псевдо-Дионисий пишет: «Хотя зло является уничтожением существования, тем не менее, оно не выпадает из бытия. Разве разрушение одного не является становлением другого? Итак, зло существует и участвует в полноте вселенной». С одной стороны, "фон" этого рассуждения явно плотиновский, но, с другой стороны, в нем нет и никакого противоречия христианским догматам: Дионисий парадоксально утверждает, что зло – благодаря Промыслу - может иметь и благие последствия. Впрочем, это еще не объяснение. Объяснение же Дионисия, по-своему великолепное, хотя и стоящее особняком в святоотеческой литературе, состоит в следующем: Бог есть такое изобилие благости, что попускает даже собственное отрицание (лишение). Дионисий пишет: «Чрезмерное величие мощи Блага выражается в том, что и лишенные его и само лишение в какой-то степени могут в Нем участвовать...Зло содержится участием в Благе, и Благо лишением Самого Себя уделяет ему бытие».
У Псевдо-Дионисия: «Мир сей, получив бытие от истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает ее следы».
В дальнейшем работы Дионисия Ареопагита в восточной Церкви стали популярны благодаря, главным образом, Максиму Исповеднику, а в западной Европе основным пропагандистом стал Иоанн Скотт Эриугена.
Заключение
Византийская богословская и аскетическая литература во многом определила склад древнерусской духовной культуры. Она оказала влияние и на формирование философии народов Кавказа и Закавказья, входивших частично в состав Византийского государства.
В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция; именно византийские богословы усваивают и сохраняют все богатство мысли греческих философов. Самым развитым и влиятельным философским направлением поздней античности, последние представители которого жили в Византии, был неоплатонизм.
Не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывались византийскими мыслителями в одинаковой степени. Так, в том, что касалось общих вопросов естествознания, космологии, астрономии, физики и в большой мере также математики, византийская наука ограничивалась преимущественно изучением и интерпретацией античных теорий. Зато в тех областях знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы создавали оригинальные учения. В т. н. «тринитарных спорах» (спорах о единстве Бога в трех Лицах) разрабатывалась философская онтология, или учение о бытии; в спорах христологических– антропология и психология, учение о человеческой личности, о душе и теле; позднее (в VIII IX веках) в иконоборческих спорах разрабатывалось учение об образе и символе.
Византийская богословская и аскетическая литература во многом определила склад древнерусской духовной культуры. Она оказала влияние и на формирование философии народов Кавказа и Закавказья, входивших частично в состав Византийского государства.
Использованная литература
Гусев. Д.А. История философии. – М.: Эксмо, 2004 г. – 448 с.
Мареев С.Н., Мареева Е. В. История философии. – М.: Академический проект, 2004.- 880 с.
2. Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск. гос. ун-и им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2002. - 609 с. - ISBN 5-902171-99-7
3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.
4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. : Гардарики, 2004. - 736 с. - (Disciplinae). - Имен. указ.: с. 731-733. - ISBN 5-8297-0098-7
5. Философия [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова, ч. 1, История философии. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1998. - 376 с. - ISBN 5-7975-0120-1
1. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.
2. История философии. Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
4. Культурология. XX век. Антология.- М.: Юрист, 1995