Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Сюжетно-ролевая игра как вид деятельности дошкольника).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Особенности развития сюжетно-ролевых игр в разные возрастные периоды
1.2 Игра как ведущий вид деятельности дошкольников
2.1 Связь сюжетно-ролевой игры с деятельностью детей
-Сегодня мы будем сочинять сказки. Вы – главные герои сказок. Вам в помощь я предлагаю схемы, на которых символами обозначены главные части сказки (воспитатель помогает вспомнить обозначение символами построение сказки).
-Вот начало ваших сказок: «Жил-был царь, и было у него много работников. Все они были умные, ловкие, сообразительные и умелые. Решил царь узнать, какая работа самая лучшая. Стали мастера свои знания и умения показывать. (Воспитатель дает образец сказки. Затем дети придумывают свои сказки, опираясь на схемы. Младший воспитатель записывает придуманные сказки детей).
-А дома вы к своим сказкам нарисуете картины. Ваши сказки и рисунки мы оформим в книжку «Мастер своего дела».
Каникулы.
План проведения недели игры «Путешествие в Играй-город – знакомимся с профессиями».
Старший воспитатель Соседова Л.А.
Цель. Развитие творческого потенциала дошкольников через игру. Обогатить игровые сюжеты детских игр, формировать морально-нравственные качества личности у детей в процессе игровой деятельности, создать положительный эмоциональный настрой у дошкольников, привлечь внимание родителей к проблемам детской игры.
День 1 Тема: «Великая стройка Играй-города».
- 1 младшая группа. Совместная деятельность: постройки из строительного материала и их обыгрывание с помощью сюжетных игрушек. Игры с машинами «Везем строительный материал на стройку». Самостоятельные игры детей (в одиночку или парами) с использованием игрушек «Кто в домике живет?».
- Младшие и средние группы.
Аппликация «Строим дом» из геометрических фигур.
Строительные игры «Строим дом, дом большой, и с крылечком и трубой» (разные виды конструкторов, использование схем), «Улица нашего города». Обыгрывание построек с мелкими игрушками.
- Старшие и подготовительные группы.
Работа с бумагой «Дворцы и замки». Выставка работ для родителей.
Конкурс построек из деревянного конструктора «Лучший город Земли». Награждение победителей, видеосъемка построек, показ видеофильма детям.
День 2 Тема: «Веселое путешествие» (сюжетно-ролевая игра).
- 1 младшая группа. Сюжетные игры в бытовом уголке: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Купаем куклу», «Катаем кукол на коляске и машине».
- Младшие группы. «Автобусное путешествие».
- Средние группы. «Зоопарк». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».
Самостоятельные сюжетные игры детей на прогулке «Самолет», «Водитель».
- Старшие группы. «Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Почта», «Строители» (игры детей по желанию, воспитатель предлагает игровой материал). Продолжение сюжетных игр на прогулке.
- Подготовительные группы. «Путешествие в Африку». Сюжетно-ролевая игра «Ателье», «Парикмахерская», «Заправочная станция», «Ремонтная мастерская» (игры детей по желанию, воспитатель предлагает игровой материал).
Продуктивные виды деятельности (нетрадиционное рисование, поделки из природного и бросового материала, оригами) по темам:
- Младшая группа – «Где мы были…»
- Средняя группа – «Кто живет в зоопарке».
- Старшая группа – «Морской пейзаж», «Подарки Морского царя».
- Подготовительная группа – «Африка в красках», «Сувенир из Африки».
- Выставки для родителей рисунков и поделок.
День 3. Тема: «Игротека».
- 1 младшая группа. Игры с водой «Наполни бутылочку», «Собери воду губкой», наблюдение за игрушками-забавами в воде. Игры на сенсорном столе «Катаем шары», шнуровки, игры с крупой.
- Младшая, средняя группы. Настольные дидактические игры: разрезные картинки, пазлы, кубики, лото, «Чудесный мешочек». Музыкальные игры.
Знакомство с народными игрушками: занятия «Танцующая глина», «Эх, полна, полна моя коробушка» стр.90, «На ярмарке игрушек».
Игры с водой соревновательного характера «Кто быстрее наполнит бутылочку», «Соревнование корабликов», «Тонет – не тонет».
- Старшая группа. Настольно-печатные игры, соревнования по шашкам между детьми и группами. Музыкально-ритмические игры.
- Подготовительная группа познавательно-развлекательная игра «Умники и умницы»
- Соревнования по шашкам между детьми и группами.
- Музыкальные игры.
День 4. Тема: «День подвижных народных игр».
- 1 младшая группа. Путешествия по спортивным дорожкам. Игры с пальчиками. Подвижные игры с бегом, прыжками.
- Младшая, средняя группы. Хороводные, подвижные народные игры. Игры с мячом.
Физкультурные досуги (участие родителей).
- Старшая, подготовительная группы – физкультурные досуги (участие родителей). (2 половина дня в течение надели).
Продуктивная деятельность. Изготовление вертушек для игр с ветром. Игры с ветром на прогулках.
День 5. Тема: «Театральная площадь».
1 младшая группа. Игры-забавы с заводными игрушками. Игры-инсценировки разными видами театров и сюжетными игрушками.
- Младшая, средняя группы. Показы воспитателями сказок с участием детей, обыгрывание фольклорного материала. «Концерт для кукол и игрушек» - рассказывание детьми стихов, исполнение песен. Игры в уголках ряжения.
- Старшая, подготовительная группы. Режиссерские игры, игры – драматизации, организация детских концертов.
- Показ спектакля детьми подготовительной группы детям средней группы.
- Показ спектакля детьми старшей группы детям младшей группы.
- Викторина (старшие группы) «Сказка в гости к нам пришла».
Конспект музыкальной сюжетно- ролевой игры.
Средняя группа
Тема: «Игрушки идут в гости».
Цель:1. Закреплять знания о домашнем животном (кошка) и её повадках.
2. Закрепить знания о профессии врача, умении пользоваться атрибутами по назначению.
3. Учить детей выполнять простые действия с куклой (причесывать, одевать)
4. Учить детей петь с музыкальным сопровождением (бодро, весело, ласково).
5. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Воспитывать аккуратность и опрятность.
Словарь: Сущ-ные: домик, кошка, петушок, врач, куколки.
Глаголы: мяукает, полечить, причесать, одеть.
Прилаг-ые: пушистая, ласковая, мягкая, грязные, чумазые, неряшливые, нарядные, чистые, причесанные.
Материал: мягкие игрушки: кошка, петушок, куклы, атрибуты для игры по теме «врач», музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание на домик.
Что это?
Дети: Домик.
Посмотрите, какой он красивый, раскрашенный, яркий.
- Интересно, кто в этом домике живёт?
А давайте посмотрим. В домике живут животные.
Какие вы узнаете сами. Хотите узнать? Иди Ваня постучи в домик.
(Ребёнок стучит, никто не отвечает).
Отгадайте загадку.
Мягкие лапки
В них цап-царапки
Мяу песенку поёт
Молоко пьёт.
Дети: Кошка.
Появляется.
Как кошка песенку поёт? (Мяу).
Кошка, какая? (Пушистая белая, мягкая, ласковая).
Устала кошка, давайте её покормим, да спать уложим:
Воспитатель: А чем мы её накормим? Что любит кошка?
Давайте споем песенку нашей кошке.
Песня «Киска к деткам подошла»
Возьмите тарелочку с молоком, покормите кошку.
Поела кошка. Теперь ее уложим спать.
А чтобы она быстрее уснула, мы споём колыбельную.
Русская народная песня обр. Метлова.
Котя, котенька, коток.
Котя серенький хвосток
Нужно быстро засыпать
Глазки крепко закрывать.
Баю, баю, баю, бай
Ты скорее засыпай
Тихонько положим в кроватку, пусть спит.
А мы посмотрим, кто еще в домике живет.
Р.Н.П. «КТО ПРОСНУЛСЯ РАНО»
Муз. Гришевича.
Кто проснулся рано…(петушок)
Поднял кверху красный…(гребешок)
Петушок кричит…(кукареку)
Кто еще лежит там на боку.
( Появляется петушок с перевязанным горлом)
Воспитатель обращает внимание на больное горло.
Петя-петушок, а что у тебя с горлышком?
Петушок кричит тихим криком «кукареку»
У меня температура, очень мне нужна микстура,
Порошки, таблетки, мятные конфетки.
В: Что надо сделать, чтобы выздоровел наш петушок.
Дети: Полечить.
В: Кто лечит? Чем лечит врач? (таблетками, микстурами, мазями, уколами).
Каждый из вас будет врачом и полечит петушка, берите инструменты, надевайте халаты.
Ксюша, что ты принесла? (Я петушку принесла градусник, я хочу смерить температуру)
Ваня: Я принес мазь, я смажу горлышко.
Вылечили мы петушка теперь он здоров.
Петушок: Дали мне микстуру и прошла температура.
Что за вой, что за рев,
Там не стадо ли коров?
Нет это не коровушки
Это куклы - рёвушки.
Ребята, как вы думаете, почему они ревут?
Дети: Потому что они грязные, чумазые, неряшливые, лохматые.
А что нужно сделать?
Дети: Сейчас мы будем хозяйками и приведем кукол в порядок: причешем, постираем, погладим.
Молодцы. Теперь наши куколки нарядные, чистые, причесанные.
Вы сегодня были заботливые, внимательные. Потрудились все на славу. Давайте потанцуем с нашими игрушками.
«РУССКАЯ ПЛЯСОВАЯ»
Хорошо, весело плясали. Теперь пойдем гулять и возьмем свои игрушки на прогулку.
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка . М., 1966. С.6. ↑
-
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. С.55. ↑
-
Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей / Под общ.ред. Т.Н. Дороновой. М., 2002. С.6. ↑
-
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990. С.21. ↑
-
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.С.34 ↑
-
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. СПб.: Детство-пресс, 2004. С.5-6. ↑
-
Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С.9. ↑
-
Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб.: Детство-пресс,2004. С.12. ↑
-
Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб.: Детство-пресс,2004. С.23. ↑
-
Там же, С.34. ↑
-
Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб.: Детство-пресс,2004. С.34-35. ↑
-
Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб.: Детство-пресс,2004.С.14. ↑
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка . М., 1966. С.56. ↑
-
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М., 1986. С.55. ↑
-
Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3 – 7 лет (на материале математики). М.: Педагогика, 1983. С.31. ↑
-
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 2009. С.78. ↑
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка . М., 1966. С.6. ↑