Файл: Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 организации входящих в него упражнений. Формы выполнения упражнений могут быть различными. Они могут быть индивидуальными и групповыми; их выполнение может быть рассчитано на 5–10 минут
(кратковременные), на целый урок (практикум). Они могут быть заданы на дом, для самостоятельного выполнения, иметь характер проектной, исследовательской работы.
Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.
Так, например, применение на уроке игровых дидактических заданий делает процесс обучения более интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.
Дидактическая игра имеет множество возможностей активного включения в учебный процесс обучающегося, что и является основой развития познавательной активности.
Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов, применяемых для повышения эффективности учебного процесса. С помощью дидактических игр учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними. Именно в условиях игровой деятельности, в условиях непредсказуемости, неопределённости обучающиеся вовлекаются в игру сначала по самым разнообразным личностным мотивам, а затем всё больше начинают втягиваться в логику игровой деятельности за счёт собственных деятельностных мотивов. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Дидактические игры дают прекрасную возможность для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную
23 деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов, природоведческих терминов и понятий. У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается настойчивость, усидчивость.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.
Цель игры − сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для обучающихся. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Помогает активизировать учебный процесс и развивает познавательный интерес использование занимательного материала на уроках. Форма занимательных дидактических упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор
«подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Эти задания не только помогают в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывают желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такие задания можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.
24
Одним из способов развития познавательного интереса младших школьников является проектно-исследовательская деятельность, т. к. она способствует развитию умения самовыражения, развитию речи, творческих способностей, развитию самостоятельности и ответственности, приобретению знаний, умений и навыков. Учитель при этом занимает позицию консультанта, развивает самостоятельность мышления в ученике, поддерживает доброжелательный микроклимат.
Необходимо предлагать различные, интересные темы проектов, вопросы, проблемы, не навязывая свою точку зрения, предоставляя свободу выбора и в то же время, организуя работу, как отдельных учеников, так и всего класса.
На уроках «Окружающего мира» для изучения нового материала, а также для проверки домашнего задания можно использовать дидактические задания для самостоятельной работы по подготовке рефератов, докладов, презентаций, которые расширяет кругозор учащихся и позволяет освоить механизм самостоятельного получения знаний.
Особую значимость для развития познавательного интереса и формирования учебных умений младших школьников имеют задания по выполнению исследовательских проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся
(индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определённого времени.
Непременным условием организации исследовательско
- проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах реализации проекта. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.
Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько
25 направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям. Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с мультимедийными источниками, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей. Таким образом, повышается познавательная активность учащихся.
Использование заданий для самостоятельной работына уроках также служит средством активизации познавательной деятельности. Для этого можно использовать различные приёмы и ситуации, в которых учащиеся защищают своё мнение, приводя доказательства, задают вопросы, выясняя непонятное, помогают другим учащимся при затруднении, ищут несколько решений, осуществляют самопроверку, анализ действий.
Развитие самостоятельной деятельностиобучающихся приводит к тому, что ученик из слушателя преобразуется в активного участника, а учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Одним из путей активизации интереса младших школьников является использование творческих заданий, которые дети выполняют с большим удовольствием. Например, на уроке окружающего мира при изучении сезонных изменений в природе ученики могут выполнить такое задание: прослушав описание осени в стихотворении С. Аксакова («...
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса...»), представить, какими красками можно нарисовать картину по этому стихотворению: небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.
Дидактические игры бывают простые (загадки, ребусы, кроссворды) и сложные, которые требуют большего времени, чем простые, для их проведения.
26
В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока.
Например: 1. «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке.
В опрокинутом колодце туч косматых хоровод. Днём туда заходит Солнце, ночью Месяц проплывёт. Тема урока: «Что у нас над головой?»
2. «Разгадав ребус, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке.»
Москва (Тема урока: «Что мы знаем о Москве?»)
3. «Убрав лишние буквы, вы узнаете тему нашего урока» (тема урока: «Кто такие птицы?»)
4. «Расшифровав запись, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке»
(Тема урока: Тундра)
5. «Расставьте карточки по возрастанию – и сможете прочитать тему урока» (Тема урока: Озёра)
6. «Прочитайте тему урока» (тема урока: Африка)
27
В процессе объяснения нового материала так же можно использовать дидактические игры, загадывать загадки. Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления.
Известно, что повторенное воспроизведение учебного материала снижает интерес к предмету, если проводится в форме только чтения статьи учебника и последующей беседы. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Например, при обобщении часто используется кроссворд, в котором вспомнятся и уточнятся географические понятия. При прохождении темы «Арктика» можно использовать следующий кроссворд.
Вопросы. 1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбой. 2.Близкий родственник тюленя. 3.Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал. 4. На них очень любит поохотиться белый медведь. 5. Самое распространённое растение полярных районов. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы. Ответы. 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень.5.
Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.
Интересны для детей различные лото и их модификации: «С какой ветки детки?», «Узнай силуэт». «Ботаническое лото», «Домино» и д.р.
Настольные игры для индивидуальной и групповой работы: «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Парные картинки». Так же можно использовать игру «Стрелки» - модификация игры «Закончи
28 предложение». Детям предлагается найти и восстановить всю цепочку вопросов и ответов по теме.
Суть игры в том, что на первой стрелке написано начало предложения, а конец предложения написан на другой стрелке, на ней же написано начало следующего предложения.
Дидактические игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Игра «Четвёртый лишний» развивает мышление, позволяет в занимательной форме закрепить знание географических понятий. При закреплении пройденного материала часто используются различные
«Графические диктанты» и «Тесты», с помощью которых за короткий промежуток времени можно определить уровень усвоения полученных знаний.
При изучении темы «Зона пустынь» можно провести «Графический диктант», в котором зачитываются предложения, на которые можно дать ответы «да» или «нет». Если ребёнок согласен с предложением, то ставит дугу, а если не согласен, то ставит прочерк.
Занимательность такого рода составляет исходный момент формирования познавательного интереса к урокам окружающего мира, оживляет и активизирует учащихся. Таким образом, каждое понятие лишь тогда закрепляется в сознании ученика, когда оно часто встречается в разнообразных связях, является предметом самостоятельной практической деятельности, способствует становлению познавательной активности учащегося.
Рассмотрим ещё один пример применения дидактических игр на уроках «Окружающий мир».
29
Для проверки усвоения классом темы «В царстве грибов» можно предложить следующую игру, которая позволит при минимальной затрате времени проверить усвоение темы у всего класса.
Название игры: «Съедобное – несъедобное». Время проведения: 5 минут.
Содержание игры: сейчас мы проверим, как вы запомнили съедобные и несъедобные грибы. Я буду показывать вам карточки с изображением грибов и называть их, если это гриб съедобный, то вы хлопаете в ладоши, а если несъедобный, то поднимаете вверх левую руку.
При изучении темы «Охрана растений» можно предложить детям, составить правила поведения на природе и нарисовать к ним условные знаки. Совместное детское творчество не только положительно отразится на запоминании материала, но и принесёт массу удовольствия.
Название игры: «Осторожно – растения!».
Время проведения: 15–20 минут.
Содержание игры: на сегодняшнем уроке мы с вами уже многое узнали о том, как и зачем их нужно охранять растения, а теперь предлагаю вам сформулировать правила по охране растений и нарисовать к ним условные знаки. Для этого у каждой команды есть листы бумаги и цветные карандаши (разделение на команды осуществляется заранее).
Не менее интересна для учащихся работа с предметными картинками.
Использовать их в игре можно при изучении темы «Кто что ест».
Использование наглядности позволяет на долгое время закрепить в памяти детей цепи питания.
Название игры: «Кто что ест».
Время: 5 минут.
Содержание игры: сегодня на уроке мы с вами узнали, что все живые существа связаны между собой в цепи питания. Я предлагаю вам поработать в парах. Каждая парта получит картинки, из которых нужно
30 составить цепь питания. После того, как все закончат работы, вам нужно будет объяснить, почему вы составили цепь питания именно так.
Возможность использования дидактических игр на уроках бесконечно широка, но не следует забывать, что их основная цель не развлекательная, а обучающая.
31
Глава 2.
Активизация познавательного интереса учащихся на уроках
окружающего мира: от теории к практике
2.1
Приемы активизации познавательного интереса учащихся на уроках
окружающего мира
Проблема приемов активизации познавательного интереса учащихся – одна из актуальных в современном обучении. Важным условием совершенствования педагогической деятельности учителя является активизация мыслительной деятельности школьников, которая достигается в определенной мере посредством соответствующих приемов обучения.
Необходимым условием полноценного усвоения знаний является опора на активную мыслительную деятельность учащихся, направленная на переработку усваиваемого материала. В связи с этим в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности учеников на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов создает условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания. Рассмотрим основные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках
«Окружающего мира» и постараемся разобраться в них.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации интереса ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации, то есть – это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
32
Ни учитель, ни книга, не может дать нового применения прежних знаний оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это – поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.
Задачи проблемного обучения:
1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
2) усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
В методике проблемного обучения осуществляется система действий, состоящая из 4 этапов деятельности:
1) увидеть, найти проблему (требует усилий);
2) сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления);
3) поиск вариантов решения (не меньше 3);
4) синтез рационального (оптимальный вариант решения);
Урок остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).