Файл: Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 слова является первой последующего. Клеточку для данной буквы желательно выделять цветом. Сложные, трудно разрешимые задания называют головоломками. Для слабого состава класса учитель может дать подсказывающие картинки. К словесным играм можно отнести такие, как
«Небылицы», «Где ошибся?» и т.п.
Некоторые словесные дидактические игры сопровождаются передачей эстафетной палочки (фигурки животного). Это приём регулирует темп игры и часто используется при проведении игр «Кто больше?», «Назови животных (насекомых, рыб, зверей, птиц, цветы)», начинающихся или имеющих в названии заданный звук. Выигрывает тот, кто назвал больше слов.
Дидактическая играимеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д.
Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации.
Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).
При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.

44
Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить.
Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, фантазию, творчество. Можно предложить детям поспорить на тему: «Кто главнее?» Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков, например команды «Зима» и «Лето».
Игра «Кто это?» при изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру «Изобрази животного». А ребята должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.
Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами
(стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный и т.д.).
Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.
Пример дидактических игр для урока окружающего мира.
Где растёт?
Дидактическая задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.
Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.
Деревья, кустарники, травы


45
Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.
Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Игровые действия: учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.
Домашние и дикие животные
Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.
Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» (Корова).
Назови детёнышей
Дидактическая задача: знать названия детёнышей домашних и диких животных.
Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.
Съедобное и несъедобное.

46
Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Времена года
Дидактическая задача: Формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
Оборудование: 4 набора больших картинок с изображением времён года и
4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).
Игровые действия: Класс делится на 4 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времён года.
Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.
Использование компьютерных технологии на уроках окружающего мира - мощное средство обучения, значительно повышающее эффективность и активизацию интереса учащихся. Компьютер помогает учителю организовать новую образовательную среду, в которой ученики являются равноправными участниками и создателями и осваивают необходимый им личностный опыт. При этом сами компьютеры и многие учебные компьютерные программы можно назвать универсальным средством обучения. В зависимости от дидактических целей начальной школы и
«Окружающего мира», как предмета, можно выделить несколько видов компьютерных программ:


47
Учебные – ориентированы на усвоение новых знаний, программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.
Контролируемые – предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программы представлен разнообразными проверочными заданиями.
Демонстрационные – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, аудио – видеофрагменты и т.д.)
Справочно-информационные, предназначены для вывода необходимой информации, возможно, с подключением к образовательным ресурсам интернета.
Мультимедийные учебники – это компьютерные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных выше видов программ.
Имитационные и моделирующие программы
Работа с компьютерными программами, по наблюдению, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения.
Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большому количеству ранее недоступной современной информации.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс

48 получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
1   2   3

2.3 Комплекс игр и развивающих заданий на уроках окружающего
мира
На уроках окружающего мира учитель показывает детям различные опыты. Содержание, представленное в учебнике, подсказывает, какие опыты целесообразно провести. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных веществ. Дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ и могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.).
Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.
Например, учитель предлагает провести опыты с песком и глиной.
Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики
(выделить их свойства).
Оборудование: стаканчики (из-под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.
Задания.

49 1) С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику, используя слова-опоры (они могут быть написаны на доске): комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.
2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги.
Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?
3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит учитель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?
4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:
«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».
5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки.
Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».
Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения.
На уроках окружающего мира часто используют самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать.


50
Приведу некоторые примеры загадок о природе.
Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).
На болоте росла, очень кислая была (клюква).
Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник). Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь). Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина). На дне реки лежит и усами шевелит (сом).
Загадки можно использовать для составления кроссворда. Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв? Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.
Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые «философские» задачи. Приведем несколько примеров. Учитывая уровень развития учеников, учитель может использовать «философские задачи» в разных классах.
С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый
(упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.
Дополни высказывания:

51 1. радио — ухо, а книга —
2. радость — свет, а горе —
3. труд — награда, а лень —
4. ночь — тишина, а день —
5. весна — рассвет, а осень —
Соедини линиями начало и конец пословиц.
1. береги платье снову, а… люби и саночки возить
2. ученье свет, а…… честь смолоду
3. любишь кататься…… неученье тьма
Соедини линиями название животного с соответствующим символом.
Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.
Соедини линиями слова противоположного значения.
Добрый трудолюбие справедливость трусость честность лживый правдивый несправедливость леность бесчестный смелость злой

52
Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа
«Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.
Тест «Человек и его здоровье»
1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль? а) подержать ногу в воде; б) помазать больное место йодом; в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.
(правильный ответ — в)
2. Отвар какой травы пьют при бессоннице? а) валерианы; б) одуванчика; в) полыни.
(правильный ответ — а)
Тест «Животные — живые существа, организмы».
1. Какая птица умело подражает голосам других птиц? а) кукушка; б) трясогузка; в) скворец.
(правильный ответ — в)
Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также используют на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование,