Файл: Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53 аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.
Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
54
Заключение
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Современное общество нуждается в людях, способных гибко мыслить, иметь нестандартное мышление и действовать самостоятельно, поэтому и возникает необходимость в активизации мыслительной деятельности младших школьников. Поскольку очень важно научить ребёнка мыслить ещё в начальной школе, с первых дней обучения ребёнка нужно начинать прививать интерес и потребность в решении нестандартных ситуаций и логических задач. Успешность развития у школьников самостоятельного мышления зависит от того, насколько рациональна применяемая в процессе обучения организация познавательной деятельности, направленная на формирование умения самостоятельно анализировать и обобщать учебный материал. Для достижения наиболее значимого результата учитель должен активизировать мыслительный процесс, формировать нестандартное мышление. Проведенный анализ современной литературы демонстрирует широчайший спектр методов и приемов, используемых в организации системной работы по развитию мыслительной деятельности младших школьников.
Если учителю удаётся сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными – это повлечёт развитие и
55 укрепление познавательного интереса, что, в свою очередь, вызывает у ученика желание знать, поможет ребёнку поверить в себя, позволит учиться в полную силу своих способностей.
Знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя — совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным.
Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.
56
Список литературы
1. Акаева Н.Б. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников/ Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. -
2014.- № 2 (27). - С. 22-27.
2. Вахрушев А.А. Программа «Окружающий мир / А.А. Вахрушев, Д.Д.
Данилов [и др.] // Образовательная система «Школа 2100»: Примерная основная образовательная программа, книга 2: Программа отдельных предметов, курсов для начальной школы; под науч. ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения:1- 4 класс. –
М.: Вентана-Граф, 2005. – 240 с.
4. Гайсина Р.С., Хасанова Д.З. Роль дидактических игр на уроках ознакомления с окружающими миров// Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015.- С. 112-113.
5. Граник
Г.Г.,
Концевая
Л.А.
Психологические особенности самостоятельной работы школьников с учебником. /Отв. ред.
И.В. Дубровина, Б.С. Круглов Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. – М., 2012.
6. Гусейнова Н.Б. Дидактические игры для коррекции и развития психических процессов на уроках окружающего мира// В сборнике:
Актуальные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями материалы Регионального научно-практического семинара. - 2015. - С. 52-56.
57 7. Дергачева Л.М. Особенности развития познавательной активности учащихся в дидактической игре в процессе изучения дисциплины
«Окружающий мир»//
Вестник
Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2014.- № 3. - С. 33-37.
8. Дидактические методы, активизирующие процесс обучения (из опыта работы учителей гимназии Русско- Полянского района Омской области): Учебно-методическое пособие / Сост.: Ю.П. Дубенский, И.Г.
Тихоненко. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 131 с.
9. Ермачкова Ю.С. Методические основы нетрадиционных форм обучения природоведению как способ организации творческой деятельности младшего школьника в процессе изучения курса «Окружающий мир»//
Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-4. С.
105-113.
10. Згурская Т.В. Формирование познавательных потребностей младших школьников в практико-ориентированной деятельности// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 401.
11. Игнатьева
Г.А., Фефелова О.Е. Дидактические особенности современного учебного занятия в рамках ФГОС// сборник статей II
Международной научно-практической конференции. - 2018.- С. 313-
316.
12. Исаева Е.В. Интенсификация уроков природоведения. – М., 2011.
13. Карелина И.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 11.
14. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках «Окружающего мира»//
Начальное образование. – 2016.- № 2. - С. 18-26 15. Круглова Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование,
1996. – №8. – С.26-28.
58 16. Кулевич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальных классах. Издательство «Учитель»,2001г.
17. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания:
Методические рекомендации. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 32 с.
18. Лопатина М.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством дидактической игры на уроках окружающего мира// сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017.- С. 84-86.
19. Мамедова Л.В., Ладыженко О.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7. - С. 183-184.
20. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 2013.
21. Матвеева Л.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности младших школьников// Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3 (64). - С. 21-23.
22. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников. Начальная школа. –
2009. - №10. – С.18 − 20.
23. Мереминский А.В. Фенологические и экологические рассказы- загадки. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii- mir/fenologicheskie-i-ekologicheskie-rasskazy-zagadki
24. Морозова Е.Е., Полевая Е.И. Предметные уроки по природоведению. –
Саратов. Аквариус, 2011.
59 25. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения. –
Алматы, 2007.
26. Ненашева
О.Г. Развитие творческого потенциала на уроках окружающего мира через познавательную деятельность учащихся//
Вестник научных конференций. - 2015.- № 2-1 (2). - С. 121-124.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2000. – 757 с.
28. Павловская Н.К. Дидактические игры на уроках по окружающему миру или как развивать мотивацию? / В сборнике: Педагогика сегодня: проблемы и решения материалы
Международной научной конференции. - 2017.- С. 101-104.
29. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] //
Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г.
Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С.
113-116.
30. Селезнева Л. В. Творческие задания для развития творческого воображения и мышления на уроках окружающего мира // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 14. - С. 101-
105.
31. Серикова Л.А. Возрастные особенности как основание психолого –
педагогического сопровождения развития духовно-нравственной сферы младшего школьника// Образование и саморазвитие. - 2011. - № 4 (26). -
С. 173-178.
32. Смирнова О. М. Формирование у младших школьников умения работать с информацией при изучении курса «Окружающий мир».
Герценовские чтения. Начальное образование. – Спб: ООО ВВМ, - Т. 4.-
№2. -2013. - С. 223 – 225.
60 33. Смирнова О.М. Окружающий мир в начальной школе. Методические рекомендации для учителя [Текст] / О.М. Смирнова. – М.: ТЦ Сфера,
2007. – 112 с.
34. Смирнова О.М. Дифференциальный подход к младшим школьникам в изучении курса «окружающий мир» // Проблемы современной науки.
2013. - № 7-1. - С. 165-170.
35. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса// Завуч начальной школы, 2003. – № 3. – С.107-109.
36. Суровикина С.А. Дидактические задания, направленные на развитие мышления// Развитие мышления в процессе обучения физике. - 2014. -
№ 1 (1). - С. 11-18.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской
Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
38. Хубиева Ф.Р. Применение дидактических игр на уроках окружающего мира//
Сборник статей
Международной научно-практической конференции. Международный центр инновационных исследований
«Омега сайнс». - 2015. - С. 240-243.
39. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: Владос, 2000.
40. Чеснокова Л.В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов// Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 7. - С. 118-124.
41. Шадриков В.Д. Развитие способностей// Начальная школа, 2004 г. – № 5. – С. 6-12.
61 42. Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников// Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 25-29.
43. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Москва, 2009. – 329 с.