Файл: Практикум 9е издание, исправленное Издательство Михаила Рыбакова Москва 2017 Серия Порядок в бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25
Глава 1. Бизнес и его окружение
Структурировать предприятие, отлаживать его работу можно и позже, например
сейчас.
Хотя это сложнее: ребенка проще воспитывать, пока он «лежит поперек лавки».
Пример 10.
Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании: «Есть очень большая
категория собственников, которые просто попали “в струю”, “в тему”, начали
с чего-то маленького и потом “логично” росли вместе с рынком и бумом первого
десятилетия XXI века. Очень многие из них явно не проектировали свои бизнесы,
но четко реагировали на ситуацию и появлявшиеся возможности. Именно им
важно осознать, где они и что им теперь делать».
Практическое задание 3
Определите для себя, какие из трех вышеописанных ролей вы играете?
Каково примерное соотношение времени, которое вы на них тратите?
Насколько эффективно такое распределение времени?
Проверка: на сколько дней вы можете уехать в отпуск с выключенным телефоном?
1.1.3. Уровни зрелости бизнеса
Бизнес, как и человек, растет и развивается. Можно условно выделить следующие уровни зрелости (рис. 4):
1. Спонтанный бизнес
Компания держится на уникальных качествах и / или авторитарном управлении ее создателей. Но стоит им уехать в отпуск или уволиться ключевому сотруднику – и все идет наперекосяк. По мере роста бизнеса бардак усиливается.
(ООО «Рога и копыта»)
2. Четкая система
В бизнесе – порядок. Система выстроена и успешно работает.
Результаты предсказуемы и не зависят от человеческого фактора. Такой бизнес можно тиражировать и передавать в управление.
(McDonalds)
3. Живая,
саморазвивающаяся компания
Система продолжает работать четко и эффективно.
При этом в ней есть много точек роста и развития.
Процессы и продукты постоянно улучшаются, создаются новые. Компания удивляет клиентов новыми возможностями. Она двигает мир вперед.
(Google)
Рисунок 4. Уровни зрелости бизнеса
Пример 11.
Михаил Филиппов, учредитель и директор компании «ОфисМакс»,
Нижний Новгород: «В 1999 году, спустя три года непрерывного предпринима-
тельства, я решил уехать в отпуск. Тогда у меня работали три человека – по-
мощник-заместитель, кладовщик и водитель доставки. Уезжая, я пообещал заму %


26
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
от оборота плюс к его окладу. В результате по возвращении я узнал, что они
устроили аттракцион невиданной щедрости – тотальную распродажу, чтобы
сохранить и даже увеличить обороты. Сам виноват! Зама я, конечно, уволил».
Пример 12.
Сергей Трушкин, руководитель проекта VOLGOGRAD.RU: «Мы работа-
ем с рекламными агентствами Москвы, и как только у них меняется сотрудник,
ответственный за регионы, часто происходит процесс “И снова здравствуйте”.
Новичок месяц ходит вокруг нас, после чего выясняется, что мы уже лет пять
как сотрудничаем с его коллегой, с которым он делит стол».
Практическое задание 4
Ответьте себе предельно честно, на каком уровне находится ваш бизнес сейчас?
А к чему вы стремитесь?
Спонтанный бизнес можно сравнить с машиной, имеющей механическую коробку пере- дач. Системный – с «коробкой-автоматом». Вам на какой больше нравится ездить?
Далее мы рассмотрим, как
от спонтанного бизнеса (бардака) перейти на уровень си-
стемы
1
. От управления через «Вашу мать!» к качественной стабильной работе, результаты которой предсказуемы и встроены в саму систему. Именно это важно для большинства компаний на постсоветском пространстве.
Да, конечно, хотелось бы получить (от кого?) живую саморазвивающуюся компанию…
Но в реальности чтобы к ней прийти, нужно время и упорная, грамотная работа. Это увлекательный, но непростой
путь развития, который может пройти ваш бизнес. И вы – вместе с ним.
А лежит этот путь через уровень системы: по опыту, перепрыгнуть его невозможно
2
Пример 13.
Любовь Малютина, маркетинг-директор, группа Societe Generale –
Русфинанс Банк; консультант по маркетингу: «Последние несколько лет я рабо-
таю в проекте крупной международной компании, а консультирую средний и малый
бизнес. Основное отличие – большинство международных компаний начинают
новые направления бизнеса сразу не с 1-й и даже не со 2-й, а, скорее с 3-й стадии.
А каким же мощным должно быть убеждение собственника небольшой компании
развивать свой бизнес, чтобы тот смог дожить до 3-го уровня зрелости!»
Михаил Рыбаков. Да, это точно. Переход от бардака к порядку, как прави-
ло,
вызывает сильное сопротивление. В том числе и у самого собственника.
Это как начать делать зарядку по утрам. Или соблюдать распорядок дня.
ДА или НЕТ – зависит только от вас!
1
Впрочем, многие методики применимы и к более зрелым компаниям.
2
Как постепенно сделать свою компанию живой и саморазвивающейся – в книге «Бизнес-процессы, как их описать, отладить и внедрить. Практикум».


27
Глава 1. Бизнес и его окружение
Показательный пример привел Игорь Жуков-Дуккарт в п. 7.1 «Оценка удовлет-
воренности клиентов».
1.1.4. Эффективность бизнеса. Идеальный бизнес
Я думаю, вы согласитесь с тем, что в большинстве случаев свой бизнес доставляет немало хлопот. И, по сути, нам как владельцам
нужен не сам бизнес, а его результаты
1
Давайте рассмотрим понятие «эффективность». Это очень затасканное слово, однако само понятие – ключевое.
Определение:
Эффективность = Результат / Затраты
Как я уже говорил, результаты не только денежные. Как правило, компании надо не толь- ко денег заработать, но еще и клиентов новых привлечь, сделать их постоянными, укрепить свою репутацию, освоить новые технологии и пр. А собственнику, руководителям и рядовым сотрудникам – получить удовольствие от работы
2
Затраты – это деньги, время, силы, нервы и т. д.
Повышение эффективности бизнеса – одна из важнейших задач его владельца.
То есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах.
Замечу, что повышение эффективности бизнеса по-настоящему важно только его
собственнику. Наемному персоналу до нее, как правило, дела нет
3
. Более того, часто
руководители среднего звена сознательно наращивают количество подчиненных со-
трудников, бюджеты своих подразделений. Это позволяет им усилить свою власть
и повысить статус в коллективе, лучше достигать личные цели.
Сравнив несколько конкурирующих компаний по их эффективности (например, прибыль,
деленная на количество сотрудников или на вложенный капитал), можно определить, какой из них управляют более грамотно.
«В среднем доходы российских банков на одного сотрудника составили $ 154 тыс.
В европейских банках соответствующий показатель оказался значительно выше –
$ 419 тыс.
Самые высокие доходы на одного сотрудника получены в крупных банках, чуть
меньше – в крупнейших. Уровень доходов на одного сотрудника в средних банках более
чем в два раза ниже, чем в остальных.
Разница показателей прибыли на одного сотрудника в российских и европейских
банках еще выше – $ 15 и $ 81 тыс. соответственно.
1
Это относится не только к бизнесу, но вообще ко всему.
2
Я глубоко убежден, что ощущение счастья – это компас для человека, индикатор того, что он живет правильно.
3
Это можно исправить. Подробнее – в п. 6.10.9 «Истоки мотивации. Нематериальная мотивация», а так- же в книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум».


28
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
Соотношение прибыли и доходов в разных банках в целом совпадает: в более крупных
банках выше и доходы, и прибыль»
1
.
Получается интересная вещь:
Идеальная компания – это та, которой нет,
при этом она достигает необходимых результатов
2
.
Неужели это возможно? В принципе – да. Подробнее мы рассмотрим это в п. 9.2 «Аут- сорсинг и специализация»
3
Эта книга посвящена в основном тому, как упорядочить традиционный бизнес. Однако и в том случае, если вы решите активно использовать аутсорсинг, без наведения порядка не обойтись: вы не сможете передать внешнему подрядчику те функции, в которых царит хаос.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Практическое задание 5
Сравните свою компанию по эффективности с несколькими конкурентами.
Как правило, информации по конкурентам в свободном доступе нет, однако по‑
лучить ее можно: открытые источники, ваши продавцы, общие клиенты, их со‑
трудники и т. д.
Кто лучше? По итогам сравнения что вы решили сделать?
Интересно бывает сравнить свою компанию и с мировыми лидерами отрасли.
Пример 14.
Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании: «Собственники
и топ-менеджеры часто упускают из виду такой мощнейший ресурс получения
информации, как
собеседования рекрутера с кандидатами
4
. На собеседовании
при приеме на работу человек может рассказать гораздо больше о компаниях,
в которых он работал или еще продолжает работать, чем при любых других
обстоятельствах. Рекрутеры зачастую знают о конкурентах гораздо больше,
чем маркетологи-аналитики, но вот только их никто не спрашивает и не ста-
вит задачу по получению конкретной информации. А зря…»
5
1
Источник: Как оценить эффективность управления персоналом. На примере сравнения показателей рос- сийских банков. http://www.hrm.ru/db/hrm/AA9FFEDDDB77411AC32570040032E767/category.html
2
Определение навеяно ТРИЗ: Теорией решения изобретательских задач. Это четкая система для решения нестандартных технических задач, созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером (www.altshuller.ru).
Хотя ТРИЗ предназначен для решения технических задач, ТРИЗовский образ мышления в бизнесе очень помогает.
3
Аутсóрсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) – передача организацией определённых бизнес-про- цессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соот- ветствующей области (определение из Wikipedia).
4
См. п. 6.4.4 «Как отбирать будем?».
5
См. п. 8.3 «Бенчмаркинг».

29
Глава 1. Бизнес и его окружение
У нас всегда есть выбор – вложить в бизнес
мозги или деньги. Первое – эффективнее.
Второе – проще.
Что выбираете вы?
Вот зарисовка из книги известного рационализатора Г. Эмерсона «12 принципов производительности»
1
, написанной им в 1911 году. Книга актуальна и по сей день. Я про- чел ее уже после написания своей, перед самой сдачей рукописи в издательство. И не мог не добавить цитаты из нее – так близки мне мысли, написанные почти век назад.
«Талантливый председатель правления трансконтинентальной железной дороги
оказался в большом затруднении в связи с разливом реки, которая размыла полотно,
проходившее по склону холма. Высококвалифицированные инженеры советовали ото-
двинуть полотно в сторону, что обошлось бы в
800 тысяч долларов. Председатель
вызвал подрядчика и дорожного мастера-ирландца. Они спешно выехали на место
происшествия в личном вагоне председателя правления и целый день бродили там,
изучая местность.
По их совету и плану было выполнено несколько канав, которые и отвели воду
в сторону. Все работы обошлись в
800 долларов. И увенчались полнейшим успехом».
1.1.5. Эффективный собственник
Мы обсудили эффективность бизнеса. Это важно: как я сказал выше, бизнес – инстру- мент для решения задач собственника. Означает ли это, что бизнес может быть игрушкой в его руках, а собственник, как истинный барин, может творить с бизнесом, что хочет?
Конечно, может. Только бизнес у такого собственника долго не живет. И уж во всяком случае не является эффективным.
Владелец имеет на бизнес максимальное влияние, по- этому именно он –
основной источник рисков. Особенно владелец незрелый, бестолковый.
Помню одну небольшую семейную компанию, где один из собственников (жена) имел
привычку время от времени без предупреждения изымать деньги из сейфа. Их финансовый
директор уволился после того, как накануне выплаты квартальных налогов она забрала
около 20 000 долларов на то, чтобы отправить свою собачку лечиться в Австралию.
Возникает понятие «эффективный собственник». Как им стать?
Во-первых, понять, чем данный
бизнес является для вас.

Делом всей жизни.

Источником прибыли.

Активом на продажу.

Независимым рабочим местом (просто чтобы «на дядю» не работать).

Вашей игрушкой.

Способом самоутвердиться и проявить свою власть.

Или как?
Берусь утверждать, что действительно успешными могут быть только первые три варианта, особенно первый. Если бизнес дело всей жизни, то и строить его вы будете
1
Гаррингтон Эмерсон. «Двенадцать принципов производительности».