Файл: Практикум 9е издание, исправленное Издательство Михаила Рыбакова Москва 2017 Серия Порядок в бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

321
Глава 7. Внедрение. Управление изменениями
Невозможно научиться йоге, карате или отладке бизнеса по книге, даже самой лучшей.
Лично я, когда хочу в чем-то разобраться, нахожу Мастера и еду к нему учиться, каких бы трудностей мне это ни стоило (время, расстояние, деньги…). Передача самого важного всегда происходит в
живом контакте, из уст в уста.
А когда мне плохо, я иду к профессиональному психотерапевту. Хотя я и сам специ- алист в этой сфере, помочь себе и своим близким могу лишь отчасти
1
. Человек находится внутри своей проблемной ситуации, и нужен сторонний взгляд специалиста, чтобы помочь увидеть проблему и решить ее
2
. При этом за человека сделать это невозможно.
Если вам интересно и близко описанное в этой книге,
давайте знакомиться ближе.
Есть разные варианты:
Для начала – напишите на info@mrybakov.ru
, расскажите о своей компании и задачах.

Поговорим с вами по телефону.

Можно провести первичную консультацию по Skype.

Приходите на живой практикум длительностью один вечер или день, которые мы время от времени проводим
3

Параллельно можете изучать отзывы других бизнесменов, советоваться, узнавать рекомендации.
2. Бизнес-лагерь – погружение собственников и топов в методику.
После этого я рекомендую собственникам и топ-менеджерам пройти бизнес-лагерь
«Как навести порядок в бизнесе». По опыту наших клиентов, это сильно увеличивает вероятность успеха. Бизнес-лагерь – это 9-дневное практическое погружение в методику.
Участники глубоко прорабатывают задачи своих бизнесов. Помимо методической работы идет мощный обмен энергией между людьми. Это дает силы начать перемены и дойти до результатов. Ну и места мы выбираем красивые, насыщенные. Помимо занятий – море, солнце, дайвинг, кайт, йога и т. д. А душевную атмосферу люди помнят годами!
Бизнес-лагерь провожу лично я вместе с супругой и партнером Ольгой. В живом кон- такте нам удается помимо знаний и навыков передать между строк что-то очень важное.
3. Предварительная сессия с совладельцами.
Если у компании несколько собственников, важно чтобы у них была единая твердая позиция по отношению к изменениям. Мы часто встречаемся с противоречиями между партнерами по бизнесу. И если в таком состоянии «лебедь, рак и щука» они приезжают на сессию, команда начинает разрываться: кого из «родителей» поддержать.
Обычно мы проводим предварительную сессию на 1–2 дня со всеми владельцами. В том числе с теми, кто не участвует в оперативном управлении. Нужно, чтобы собственники договорились между собой, стали союзниками в отладке бизнеса.
Особая ситуация, когда бизнесом владеют родственники. Тут нужно работать еще более тонко. Ведь помимо деловых интересов их связывает еще и семейная история.
1
У каждого психолога есть свой психолог, у священника – духовник. Принцип везде один и тот же.
2
Альберт Эйнштейн: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла».
3
Анонсы – на сайте www.mrybakov.ru и в нашей email-рассылке.


322
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
4. Запуск наведения порядка в компании: стартовая стратегическая сессия с командой.
Теперь нужно запустить изменения в вашем бизнесе. Самое сложное – вовлечь команду.
Люди всегда сопротивляются новому, каким бы разумным и прогрессивным оно ни было.
Потому что неизвестность страшит. И даже если сейчас плохо, лучше так, чем неизвестно как.
Сессия
1
в компании нужна, чтобы:

Вовлечь людей в изменения. Чтобы они и правда захотели меняться, развивать бизнес.
Обычно самые махровые скептики становятся лучшими двигателями прогресса. Всех вовлечь получается не всегда, но процентов 80 (в среднем) переходят на сторону света

. Изначально для них сессия – это нечто среднее между тренингом-раз- влекухой и шоу «марсиане прилетели». Постепенно через практику проникаются.
Понимают, что все это не бла-бла, а действительно интересно и полезно как для них лично, так и для компании.

Обучить методике наведения порядка. Она ведь довольно простая. Но для боль- шинства людей находится за рамками их привычного мышления, взглядов на бизнес и на жизнь вообще. Причем это касается даже тех, у кого за плечами MBA, бизнес- тренинги и т. п. Нужно на практике сделать, прожить, понять.

Дать
опыт неформального и при этом конструктивного общения, сотрудничества.
Когда люди не просто спорят и конфликтуют, перекрикивая друг друга и пытаясь доказать, кто тут главный. А слушают и слышат. Обсуждают и договариваются, при- ходят к согласию. В нашем постсоветском обществе с этим очень туго. Когда люди привыкают к такому режиму работы, компания выходит на качественно новый уровень.

Организовать работу по наведению порядка в бизнесе после сессии. Это самое главное. Чтобы команда продолжила работать и без консультантов, самостоятельно.
Сессия – это ключевое событие в жизни компании. По значимости примерно такое же как решение отцов-основателей фирмы начать бизнес. На сессии команда и компания меняются.
Важно, чтобы в сессии
приняли участие: все владельцы бизнеса, топ-менеджеры, среднее звено, ключевые специалисты, неформальные лидеры (особенно старожилы – противники перемен), молодые перспективные специалисты.
Максимум
25 человек – если больше, группа движется очень медленно, буксует. Ми- нимум – примерно
10–12, иначе в группе не будет достаточно энергии. Для микробизнеса мы иногда проводим
сборные стратегические сессии: 3–4 неконкурирующие компании по несколько человек от каждой. В
холдингах и группах компаний начинаем с головной структуры и постепенно движемся в дочерние компании.
Сессия проходит
за городом в пансионате, участники ночуют там же. Если делать ее в городе (а тем более в офисе компании), эффективность снижается в разы.
Без грамотно проведенной сессии запустить изменения в бизнесе практически не-
возможно – слишком велика инерция коллектива, начиная с собственников. И методику самим полноценно осилить обычно не удается.
1
Не путайте
стратегическую сессию с семинарами, тренингами и т. д. Сессия – это отдельная, другая форма работы с управленческой командой компании, направленная на решение реальных задач бизнеса, вывод бизнеса и команды на новый уровень.


323
Глава 7. Внедрение. Управление изменениями
Часто попытки проводить изменения самостоятельно не просто приводят к провалу.
В команде накапливается негативное отношение к переменам и успешный опыт саботажа.
Повторно запустить изменения потом гораздо сложнее, порой невозможно.
Почему еще важно участвовать в бизнес-лагере и проводить сессии с командой. Пси- хологически человек устроен так, что для серьезных изменений нужно приложить со- ответствующие
усилия. Нужно значимое событие – желательно связанное с выходом за рамки привычного, затратами времени, сил и денег. Например, совместная осмысленная
(а не просто потусить на корпоративе) поездка команды в другой регион или страну.
В противном случае попытки изменить себя и компанию вскоре забываются.
Многие участники вашей команды поначалу будут
скептиками. Попытаются отпроситься у вас, заболеть, проколоть колесо у машины и т. д. – лишь бы не участвовать в сессии. Это нормально: так работает бессознательное сопротивление к изменениям. Все компании так или иначе проходят подобное.
Вы не можете отменить сей печальный эффект, но можете в той или иной мере его смяг- чить.
Настройте людей правильно. Искренне и при этом уверенно поговорите с командой, разъясните, зачем затеваете перемены. Предложите людям высказать сомнения и задать вопросы, ответьте на них. С ключевыми людьми встретьтесь с глазу на глаз.
Совладельцам и ближайшим топам полезно дать наши
книги. Остальным пока не нуж- но – это вредит дальнейшей работе: у людей появляется иллюзия понимания, это усиливает сопротивление.
Напишите на info@mrybakov.ru
– мы вышлем вам инструкцию, как готовиться к сессии, как подготовить команду.
Успех сессии во многом зависит от
ведущего. Он выполняет несколько ролей:

Эксперт в бизнес-технологиях.

Модератор – помогает команде эффективно работать, вести дискуссию, слышать друг друга, на соскакивать с важных тем, приходить к согласию и т. д.

Психолог. На сессиях нередко всплывают конфликты, сопротивление команды раз- ворачивается в полный рост. Нужна квалификация в психотерапии, чтобы с этим грамотно работать, проводить команду через шторма к солнцу.
При желании за несколько лет целенаправленного обучения и практики собственник бизнеса, руководители и ключевые сотрудники могут научиться проводить сессии. Однако на первые несколько сессий лучше пригласить
профессионального ведущего.
5. Самостоятельная работа команды.
Собственно, это самое главное. На сессии можно вовлечь команду, обучить людей, на- метить решения. Но основную работу делает ваша управленческая команда после сессии.
Именно там, в рабочих группах люди договариваются меду собой, как улучшить бизнес и повысить его эффективность, внедряют изменения.
Ценность этой работы для компании огромна. Ее результат – не только улучшения в архитектуре бизнеса. Но и новый уровень взаимодействия людей в команде, живость ума, включенность в бизнес и лояльность. Способность компании меняться, адаптируясь к внешней среде. В таком бизнесе приятно работать, для клиентов и партнеров он становится особо


324
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
привлекательным. В него притягиваются правильные сотрудники
1
. Именно так компания становится
живой, саморазвивающейся.
Цель порядочного консультанта – помочь компании грамотно запустить эту работу, вывести на устойчивое саморазвитие. Чтобы дальше команда могла двигаться без внешней помощи. Консультантов в будущем можно привлекать – для каких-то новых задач.
6. Поддерживающие сессии по мере необходимости.
По опыту, чтобы раскрутить маховик изменений помимо стартовой сессии нужно про- вести еще несколько поддерживающих. Зачастую хватает 2–3, но иногда нужно и больше: если исходная ситуация в компании и команде непростая. Также чем крупнее компания, тем сложнее ей сменить траекторию движения – велика инерция, много уровней власти, сложные процессы, формальная и неформальная структура коллектива.
Здесь важно избегать двух
крайностей:

Завершать проект изменений и сотрудничество с консультантами, когда компания еще не готова развиваться самостоятельно. Это примерно как недоученный ино- странный язык или недолеченный грипп с осложнениями.

Но и впадать в зависимость от консультантов – не стóит. Зачем вам годами «ходить на костылях»?
Наш принцип –
минимально необходимое вмешательство в жизнь компании, минимум консалтинговых дней и часов. Как учат психотерапевтов: «Не навязывайте клиентам свои потребности!»
Каковы
цели поддерживающих сессий?

Посмотреть, что команда наработала за время после прошлой сессии. Проверить грамотность применения методик, помочь увидеть и исправить ошибки.

Проработать новые методические блоки.

Наметить следующие цели в развитии компании и пути их достижения.

Поднять мотивацию команды, которая всегда постепенно затухает из-за текучки, всевозможных трудностей и накладок. На сессии мы помогаем разобраться с негати- вом, вычерпать его до дна. Проработать сопротивление, разобраться с конфликтами и кризисами. После этого энтузиазм в людях начинает расти с новой силой.

Помочь команде выйти на новый уровень взаимопонимания и сотрудничества.
Мы рекомендуем проводить поддерживающие сессии примерно
раз в три месяца.
Чаще – нет смысла. Если реже – изменения постепенно заглохнут, запустить их повторно будет гораздо сложнее.
Между сессиями возможна
поддержка по Skype, но не стоит пытаться подменить ей сессию. Заочно мы можем помочь по какими-то узким вопросам, но большинство задач решаются только в живой работе с командой.
7. Индивидуальная поддержка ключевых людей.
Основная ответственность за бизнес лежит на плечах собственников и топов. Они – дви- гатели прогресса, они же зачастую становятся главным препятствием в развитии организации.
1
См. главу 6 «Персонал».


325
Глава 7. Внедрение. Управление изменениями
Бизнес – их отражение. И если у них внутри есть те или иные блоки (а у кого их нет?), если стиль управления остается прежним, то как ни пытайся изменить компанию, ключе- вые люди будут бессознательно возвращать ее в привычное русло. А сотрудники всегда берут пример с шефа.
Поэтому если владелец хочет изменить свой бизнес,
меняться нужно в первую очередь
ему самому. Затем – ближайшим руководителям.
Но легко сказать – меняться. Если бы было так просто измениться усилием воли, мы с вами жили бы в сказке. И уж эта книга точно была бы не нужна. Но все это – «мир по имени КАК БЫ».
А в реальности меняться очень
нелегко. Вспомните, как вы или ваши друзья пытались начать бегать по утрам, бросали курить или есть на ночь.
К счастью, есть способы помочь внутренним изменениям. Сделать их не то чтобы про- стыми, но хотя бы реальными. Мы работаем с первыми лицами в двух форматах.

Коучинг позволяет определить цели, спланировать их достижение и получить под- держку на этом пути. Отработать управленческие и жизненные навыки: от самоор- ганизации до постановки задач и контроля сотрудников.

Психологическое консультирование и психотерапия позволяют заглянуть в себя глуб- же. Разобраться со своими внутренними мотивами, противоречиями и конфликтами.
Вернуть в свою жизнь краски, радость и смысл бытия. Не получить готовые ответы извне, а обнаружить свои собственные. Консультирование работает больше на уровне ума, терапия – с бессознательными установками человека, которые в основном идут из глубокого детства и от предков.
Я убедился на личном опыте и в работе с клиентами: любому человеку, который в жизни хочет большего, чем копать канавы, полезно
хотя бы год поработать с хорошим психологом или психотерапевтом (обычно раз в неделю по часу). Жизнь меняется в лучшую сторону.
И бизнес – как ее важная часть.
* * *
Меня часто спрашивают,
сколько времени нужно, чтобы навести порядок в бизнесе.
Я думаю, что вы уже знаете ответ: это зависит от вас, от команды, от компании
1
. У самых талантливых и упорных – очень хорошие результаты за
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   51