Файл: Тема Понятие, содержание и разновидности правового статуса человека в рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

- поступившему на военную службу - на срок его военной службы;

- являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи, переселяющихся совместно с ним в Российскую Федерацию;

- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

3) постоянно проживающие иностранные граждане. К данной категории относятся лица, получившие разрешение на постоянное проживание - вид на жительство. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину (или лицу без гражданства) в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Основные права и обязанности иностранных граждан обусловлены применением так называемого правового режима - установленного и контролируемого государством порядка приобретения и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей. Национальный режим определяют как уравнивание иностранных граждан в правах с гражданами, за исключением тех прав, которые присущи исключительно гражданам. Режим наибольшего благоприятствования применяется в отдельных зарубежных странах в результате заключения договора, по которому государство обязано относиться к гражданам своего партнера на тех же условиях, что и к гражданам своей страны. Специальный дипломатический режим - совокупность прав и условий, установленных законом или международным договором, когда отдельные права и обязанности закрепляются именно за иностранными гражданами.

В России действует национальный режим, причем его действие носит безусловный характер, т.е. он предоставляет иностранным гражданам права независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем отечественное законодательство предусматривает возможность ответных ограничений, так называемых реторсий.

Иностранный гражданин может быть подвергнут депортации, т.е. принудительной высылке из Российской Федерации в случае утраты или прекращения оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ. Это возможно, если иностранный гражданин:


- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их;

- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкое преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, и т.д.

Решение о выдворении принимается компетентными органами. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат выдворению в принудительном порядке.

В отношении ограничений прав иностранных граждан необходимо отметить следующее.

Любой иностранный гражданин не имеет права:

- находиться на муниципальной службе;

- замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

- быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

- быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

- быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом и др.

Таким образом, правовой статус иностранцев заметно отличается от статуса граждан России как по формальным, так и по содержательным аспектам.
4. Особенности реализации прав и свобод беженцем и вынужденным переселенцем.

Беженец - лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Тем самым беженец не является гражданином РФ,

находится вне страны своей гражданской принадлежности, покинул указанную страну по вполне обоснованным опасениям стать жертвой преследования, не может (не желает) пользоваться ее защитой вследствие таких опасений.

В отличие от беженца вынужденный переселенец - как правило, гражданин России, по аналогичным основаниям, за исключением гражданства, покинувший место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный переместиться в пределах РФ из одного субъекта РФ в другой.

Правовой статус беженцев (предоставляется на 3 года) отличается от правового статуса вынужденных переселенцев (предоставляется на 5 лет). Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Поэтому, учитывая, что национальный режим действует в отношении лишь определенных прав и обязанностей иностранцев, беженцы практически никогда не уравниваются в правах и обязанностях с вынужденными переселенцами. Существуют также отличия, связанные с порядком прибытия в Россию, оформления и т.д.

Тема 2. Гражданство РФ: понятие, содержание, основания приобретения, прекращения.

1.Понятие, принципы гражданства.

2. Основания и способы приобретения гражданства.

3. Основания и порядок прекращения гражданства.

4. Двойное гражданство.
1.Понятие, принципы гражданства.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Термин "гражданство" имеет три основных значения. Во-первых, под гражданством понимается одно из суверенных прав государства. Во-вторых, гражданство представляет собой публично-правовое состояние индивидов. В-третьих, гражданством именуют конституционно-правовой институт.

Принципы российского гражданства. К категории принципов российского гражданства относятся те основные положения (идеи), на которых базируется исследуемый правовой институт:

1. Принцип единого гражданства.

2. Принцип самостоятельности решения человека о состоянии гражданства. Его особенность заключается в способности личности самостоятельно решать вопросы гражданства при достижении 18 лет (ст. 60 Конституции РФ); в особом порядке проходит разрешение вопросов гражданства детей до 14 лет и от 14 до 18 лет, а также гражданства недееспособных лиц.


3. Принцип недопустимости лишения гражданства. Этот принцип состоит в несвязанности гражданства с ответственностью за правонарушения и означает невозможность лишения человека гражданства (ст. 6 Конституции РФ), какие бы противоправные деяния он ни совершил. Россия, в отличие от СССР, отказалась от института лишения гражданства. Запрет на лишение гражданства проистекает из двустороннего характера связи между гражданином и государством.

4. Принцип допущения двойного гражданства означает признание Россией юридических последствий, которые вытекают для нее из состояния граждан Российской Федерации в гражданстве иностранных государств, если такое состояние допускается законами или международными договорами. В отношении двойного гражданства СССР всегда стоял на позиции непризнания такового. Россия придерживается в этом вопросе иного взгляда, допуская наличие двойного гражданства, но лишь при определенных условиях.

5. Принцип сокращения числа лиц без гражданства означает, во-первых, создание государством условий и устранение препятствий для получения российского гражданства, чему способствует введение упрощенного порядка приобретения гражданства России. Во-вторых, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства, или введен запрет на выход из гражданства Российской Федерации, если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

6. Принцип равного гражданства. В рамках отношений гражданства принцип равного статуса людей независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени их состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

7. Принцип экстерриториальности гражданства означает сохранение гражданства за лицами, проживающими или пребывающими за пределами территории России. Таким образом, дополнительно прослеживается пространственная устойчивость гражданства.

8. Сохранение гражданства при изменении семейных отношений означает, что вступление в брак и расторжение брака, приобретение, изменение и утрата гражданства супруга не влияет на гражданство второго супруга. Гражданство детей регулируется законом особо.

9. Защита и покровительство РФ своих граждан за рубежом заключается в комплексе мер, направленных на обеспечение безопасности, и ответственном отношении России к своим гражданам независимо от их местонахождения.


Принципы российского гражданства выступают исходным началом института гражданства России, предопределяющим как основания его приобретения и прекращения, так и порядок рассмотрения вопросов гражданства.

2. Основания и способы приобретения гражданства.

Основания приобретения гражданства:

1) приобретение гражданства по рождению от лиц, имеющих определенное гражданство (право крови), либо на определенной территории (право почвы)

2) прием в гражданство по заявлению заинтересованного лица.

3) восстановление в гражданстве

4) иные основания, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве или международным договором

5) оптация – возможность выбора гражданства когда часть территории одного государства передается другому или когда на определенной территории появляется одно или несколько новых государств. В данных обстоятельствах может быть применен особый способ приобретения гражданства — признание гражданства нового государства для всех жителей данной территории с правом конкретных лиц отказаться от этого.

Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется в общем и упрощенном порядке.

В общем порядке в гражданство Российской Федерации принимаются лица, если они: 1) непрерывно проживают на территории России после получения вида на жительство в течение пяти лет 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства 5) владеют русским языком. Указанный срок может быть сокращен до одного года, если лицо имеет высокие достижения в науке, технике, культуре или обладает профессией, имеющий интерес для России; лицу предоставлено политическое убежище; лицо признано беженцем. Для определенной категории лиц могут быть сделаны все исключения. Речь идет о лицах, имеющих особые заслуги перед Россией. Они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации без соблюдения указанных условий.

В упрощенном порядке (без соблюдения срока проживания) иностранный гражданин или лицо без гражданства могут получить российское гражданство, если указанные лица: 1) родились на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР; 2) состояли в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; 3) являются нетрудоспособными, но имеют дееспособного ребенка, гражданина Российской Федерации старше 18 лет.