Файл: Удк 343. 2 На правах рукописи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
находящиеся в государственных фондах, формируемых путем обязательных страховых взносов.

3. На основе анализа положений Конституции РК, а также основываясь на позиции Л.Д. Воеводина, Л.И. Глухаревой, В.И. Крусса и Ф.М. Рудинского можно сделан вывод о наличии специальных (по отношению к иным основным правам и свободам) гарантий охраны конституционного права частной собственности, закрепление которых обусловлено особыми чертами данного права (как элемента экономических основ конституционного строя и одной из гарантий прав на свободу и достоинство личности), а также его объектами и содержанием. Их действие дополняется общими гарантиями прав и свобод человека и гражданина.

Установлено, что в состав гарантий конституционного права частной собственности входят следующие элементы:

а) общесоциальные гарантии (экономические, политические, социальные, идеологические условия, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод) – реально существовавшие на момент принятия Конституции РК и развивающиеся на современном этапе конституционные правоотношения общего характера, цели и основополагающие принципы правового регулирования данных отношений получили нормативное закрепление в качестве основ конституционного строя.

В условиях перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития среди экономических гарантий права частной собственности набольшее значение приобретает деятельность государства, направленная на обеспечение макроэкономической стабильности, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, обеспечение транспарентности финансового рынка, развитие рынка интеллектуальной собственности, снижение издержек «граждан и бизнеса» при оформлении прав на недвижимость. Политические гарантии представляют собой правовую политику направленная на обеспечение неприкосновенности частной собственности, устранение пробелов и коллизий в законодательстве и подзаконных актах, создающих возможности произвольного лишения имущества или ограничения права собственности. Социальные гарантии права частной собственности, в целом, тождественны гарантиям иных прав и свобод человека и гражданина и включают обеспечение равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализацию социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения, проведение политики, направленной на интеграцию мигрантов. К специальным идеологическим гарантиям права частной собственности относится повышение общественного статуса и значимости частной собственности;


б) юридические гарантии – закрепленные в Конституции РК, законодательстве, судебные и несудебные средства и технологии реализации, охраны и защиты конституционного права частной собственности;

в) организационные гарантии – организационно-управленческая деятельность (информационная, консультационная деятельность, предоставление государственных услуг, учет отдельных видов объектов права частной собственности и создание информационных баз данных), осуществляемая публичными институтами и непосредственно направленная на обеспечение беспрепятственной реализации права частной собственности (в первую очередь, правомочий по приобретению имущества, владению, пользованию и распоряжению им).

4. Исследование зарубежного опыта показывает, что в силу признания естественно-правового характера прав и свобод человека и гражданина сам факт конституционного закрепления права частной собственности предполагает обеспечение его реализации, охраны и защиты всем комплексом юридических гарантий основных прав и свобод, дополняемое в большинстве государств Европы и странах СНГ специальными нормами об охране права частной собственности законом, а также о неприкосновенности данного права.

Наличие в основных законах общих положений о гарантированности права частной собственности не исключает закрепление на конституционном уровне запрета лишения имущества, иначе как для общественной пользы, в случаях и порядке, установленных законом. Оптимальным представляется конституционное закрепление не только возмездного порядка изъятия имущества, но и возможности предварительного или последующего судебного контроля соответствующих решений органов публичной власти.

5. Юридические гарантии реализации конституционного права частной собственности представляют собой комплекс конституционно-правовых средств, обеспечивающих реализацию правомочий, входящих в содержание указанного конституционного права (возможностей приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им), а также обязанностей, вытекающих из социальной функции данного права. К ним относятся:

а) прямое действие Конституции РК и непосредственное действие права частной собственности, которые, однако, имеют ограничения – обеспечивают реализацию права частной собственности только в конституционных правоотношениях общего характера;

б) закрепление в законодательстве и законодательстве юридических фактов, с которыми связывается реализация правомочий, входящих в состав конституционного права частной собственности.



в) законодательная конкретизация пределов реализации конституционного права частной собственности – при условии, что устанавливающие их нормы соответствуют требованиям соразмерности конституционно значимым целям, справедливости, недвусмысленности и не приводят к утрате реального содержания данного права;

г) определение процедурных форм реализации конституционного права частной собственности в случае, если приобретение права частной собственности зависит от решения уполномоченных государственных органов (органов местного самоуправления). Процедуры приватизации государственного имущества (в т.ч., жилого фонда), отчуждения недвижимости, находящейся в государственной собственности субъектов собственности и арендуемой субъектами малого и среднего предпринимательства, предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, обеспечивают осуществление конституционного права частной собственности как одной из экономических основ конституционного строя, а также гарантий свободы и достоинства личности.

Установлено, что процедурные гарантии реализации конституционного права частной собственности дополняются стимулирующими гарантиями – в случае, если при этом обеспечиваются интересы государства (к примеру, развитие экономической и социальной инфраструктуры, входящих в Дальневосточный округ, или привлечение дополнительных инвестиций в экономику).

6. Юридические гарантии охраны конституционного права частной собственности определяются как система правовых средств, направленных на предупреждение его нарушения. Они объединяют общие гарантии, применяемые для охраны всех основных прав и свобод, а также специально установленные в Конституции РК и законодательстве механизмы предупреждения принятия публично-властных решений, ущемляющих указанное конституционное право.

К общим гарантиям прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающим охрану конституционного права частной собственности относятся:

а) юридическая ответственность – уголовная, административная, гражданско-правовая и конституционно-правовая. При том, статистические данные показывают недостаточность данного механизма для охраны права частной собственности;

б) предварительный контроль нормативных правовых актов и деятельности органов публичной власти и негосударственных субъектов, в числе которых:


- антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, осуществляемую органами юстиции, органами прокуратуры, с целью выявления коррупциогенных факторов;

- деятельность Уполномоченного при Президенте РК по защите прав предпринимателей, направленная на противодействие принятию органами государственной власти (органами местного самоуправления) нормативных правовых актов, ущемляющих право частной собственности предпринимателей, в том числе, участие в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Для повышения эффективности этой гарантии предлагается наделить Уполномоченного при Президенте РК полномочием участвовать в оценке фактического воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих право частной собственности;

- деятельность Уполномоченного по правам человека в РК, направленная на совершенствование законодательства о праве частной собственности и административной практики. Предлагается наделить Уполномоченного полномочиями давать заключения на проекты федеральных законов, затрагивающих конституционное право частной собственности, обращаться к Президенту РК с предложениями о приостановлении нормативных правовых актов органов исполнительной власти и отмене постановлений Правительства РК, нарушающих конституционное право частной собственности, а также к Правительству РК

– с целью отмены противоконституционных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

- государственная регистрация права частной собственности, представляющая собой предварительный контроль со стороны уполномоченных органов исполнительной власти за законностью действий субъектов по приобретению права частной собственности, а также принятие решения о его признании и подтверждении в отношении отдельных имущественных объектов.

Центром системы специальных гарантий охраны права частной собственности являются конституционные принципы использования предварительного или последующего судебного контроля за правомерностью принудительного изъятия имущества, а также предоставления справедливого возмещения в случае его изъятия для государственных нужд. Диссертантом установлено, что к специальным гарантиями охраны права частной собственности относятся:

а) конституционно-правовой институт национализации, определяющий основания и порядок изъятия имущества для государственных нужд. Отсутствие закона о национализации, отчасти восполняется законодательством, закрепляющим порядок изъятия отдельных видов имущества (земельных участков) для обеспечения конкретных государственных нужд. Несистемность
законодательного регулирования национализации, выражающаяся в отсутствии критериев отнесения к государственным нуждам потребностей, для удовлетворения которых осуществляется принудительное изъятие имущества, оснований изъятия движимого имущества и имущественных комплексов, в установлении в специализированных законах различных процедур принятия решения об изъятии имущества, а также порядка предоставления компенсации за него, с неизбежностью влечет за собой возможность нарушений конституционного права частной собственности, выражающихся в произвольном изъятии имущества у собственника;

б) конституционно-правовой институт реквизиции, определяющий основания и порядок изъятия имущества в чрезвычайных обстоятельствах – для обеспечения обороны страны, безопасности государства, а также жизни и здоровья значительного количества граждан. В данном случае установленный федеральными законам несудебный порядок изъятия имущества представляется соразмерным ограничением права частной собственности. Последующего судебного контроля законности как самого изъятия, так и определения порядка и размера возмещения). Вместе с тем, для минимизации судебных споров о размере компенсации представляется определить постановлением Правительства РК порядок возмещения убытков, причиненных гражданам и организациям в результате реквизиции имущества

в) публично-правовой институт конфискации, предусматривающий изъятие имущества в качестве меры ответственности за совершенное уголовное преступление, административный проступок, нарушение законодательства о противодействии коррупции.

7. Выявлены особенности юридических гарантий защиты конституционного права частной собственности (правовых механизмов, обеспечивающих восстановление указанного права в случае его нарушения, возможность его принудительной реализации, а также возмещение вреда, причиненного нарушением), среди которых центральное место занимает судебная защита, осуществляемая в порядке гражданского судопроизводства, а также административного судопроизводства по делам об оспаривании правоприменительных актов органов публичной власти. Несудебные механизмы защиты, представленные институтами, учрежденными Президентом РК для реализации его функции гаранта прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченным по правам человека в РК и уполномоченными по правам человека, прокуратурой, обеспечивают лишь выявление нарушений права частной собственности и возможность его добровольного восстановления, а потому, не являются достаточно эффективными.