Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) семейное предпринимательство и простое товарищество - если остался один или не осталось ни одного участника совместного предпринимательства, а также при разделе имущества в связи с расторжением брака.
1.2 Критерии разделения оснований возникновения права собственности
Основания приобретения права собственности и иных вещных прав регулируется Гражданским Кодексом и иными нормативно-правовыми актами. В частности, в главах 13 и 14 Гражданского Кодекса Республики Казахстан содержатся общие положения и предусмотрены некоторые специальные основания (способы) приобретения права собственности и иных вещных прав. Однако, следует иметь ввиду, что в указанных главах, во-первых, не установлены все возможные основания приобретения вещных прав, и во-вторых, не всеми предусмотренными способами могут быть приобретены все вещные права. В частности, глава 13 не содержит исчерпывающего перечня приобретения права собственности [16]. Существуют и такие основания приобретения права собственности и иных вещных прав, как нормативно-правовой акт, трансформация права из одного вида в другой на основании нормативно-правового акта.
Трансформация как способ приобретения права собственности и других вещных прав предусмотрена ст. 192 Указа о земле. В частности, в пункте 1 установлено, что граждане, которым до вступления в силу Указа о земле земельные участки для личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дана, дачного строительства были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения землей, с даты вступления в силу данного Указа становиться собственниками земельного участка. Пунктом 4 данной статьи предусматривается трансформация права пожизненного наследуемого владения землей, ранее предоставленного для ведения крестьянского хозяйства, в права постоянного землепользования [17].
Со времен римского права и по настоящее время все способы приобретения права собственности разделяются на первоначальные и производные. Но в статье 235 Гражданского Кодекса понятие «способ» (действие или система действий, применяемые при осуществлении чего-нибудь) не употребляется. Право собственности может быть приобретено в силу юридических фактов, с которыми Закон связывает его возникновение. Эти юридические факты именуются основаниями.
Что же касается критерия разграничения первоначальных и производных оснований приобретения права собственности, то в одних случаях считают критерием волю, а в других – правопреемство, которому отдается предпочтение.
В дореволюционной русской юридической литературе встречается критическое отношение к традиционному делению способов приобретения права собственности. Так Д. И. Майер отмечает, что «разделение способов приобретения права собственности на первоначальные и производные не имеет никакого практического интереса; с понятием о первоначальном и производном приобретении права собственности наше право не связывает никаких юридических – определений. Само разделение оказывается праздным, излишним, даже вредным, потому что различие в юридических определениях, а если этого нет, то различие ведет только к ошибочному представлению» [18].
В основе такого отношения Д. И. Майера к первоначальным и производным способам лежат критерии, которые положены автором в основу такой классификации: «Первоначальными или непосредственными, - пишет он, - считаются те, которыми устанавливаются право собственности на вещь бесхозяйной, то есть не состоящей в чьей –либо собственности; производными или посредственными – те, которыми приобретается право собственности на вещи, состоящие в чьей - либо собственности …»
В современной литературе также высказывалось мнение о том, что наше законодательство практически отошло от соблюдения классического принципа римского права, что «никто не может передать другому большее права, чем то, которое имеет сам» и, по сути, не связывает каких-либо юридических последствий с делением способов приобретения права собственности на первоначальные и производные. В связи с чем, все способы приобретения этого права предлагается разделить на общие и специальные.
Нам представляется, что деление оснований приобретения права собственности на первоначальные и производные не утратило своего теоретического и практического значения и в основу такой классификации должны быть положены следующие критерии. Если права последующего правообладателя могут возникнуть только при наличии соответствующего права у предшествующего правообладателя, способ приобретения права собственности следует признать производным. В указанном случае действительность титула отчуждателя (собственника или иного правообладателя). Если права возникают на объекты, которые не были в чьей-либо собственности или независимо от наличия права у предшествующего владельца, способ приобретения права собственности необходимо отнести к первоначальным.
Указанное деление, отмечает Т.Ф. Шершеневич, имеет то юридическое значение, что при производном способе приобретения объем права обуславливается правом прежнего собственника, чего нет первоначальном способе, а дальнейшее следствие производный способ вызывает необходимость проверки прав всех прежних собственников, что представляется излишним при первоначальном способе.
Кроме того, действительность производного способа приобретения права собственности определяется действительностью права предыдущего собственника и основанием возникновения права у последующего. При первоначальном способе действительность права определяется только способом приобретения права. В частности, при купле-продаже права у приобретателя и при действительности самого договора купли-продажи. При приобретательной давности права опираются только на способ приобретения прав и не зависят от прав предшествующего собственника. В связи с изложенным, купля-продажа относится к производным, а приобретательная давность к первоначальным основаниям возникновения права собственности [19].
Волевой фактор в способах (основаниях) возникновения права собственности и иных вещных прав также имеет теоретическое и практическое значение. Так, например, при переходе прав по договору с собственником отсутствие воли последнего на передачу имущества в собственность приобретателя может стать основаниям для признания договора недействительным. Но волевой фактор, считаю, не является обязательным условием правопреемства при переходе вещного права от одного лица к другому. Например, национализация всего носит принудительный характер и осуществляется независимо от воли правообладателя. Однако в одних случаях на нового собственника не возлагалась обязанность по уплате долгов владельца национализируемого имущества, а в других случаях такие долги переходили к новому собственнику.
Правопреемство имеет место, как при первоначальных, так и при производных способах. В связи с этим данный критерий не может быть положен в основу рассматриваемой классификации. Главное необходимо установить зависимость возникновения права у приобретателя от наличия передаваемого права у предшествующего обладателя.
Исхода из вышеизложенного, все договорные способы, наследования, переход права при реорганизации юридического лица, реквизиция, конфискация, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных и исторических ценностей относятся к производным способам. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, бесхозяйные вещи, самовольную постройку, находку, клад, в связи с приобретательной давностью, национализацию обращение в собственность общедоступных для сбора либо добычи вещей необходимо отнести к первоначальным способам.
Сборным, на мой взгляд, является однозначное отнесение переработки к первоначальным или производным способам. При переработке, поскольку иное не предусмотрено договором, права на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Однако, если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, то право собственности на новую вещь, приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.
В первом случае права собственником материала только в том случае, когда подтверждаются его права на материал. Соответственно, обременение прав на материал они должны переходить и на вновь изготовленную вещь, если иное не установлено законодательными актами или соответствующим договором (о залоге, об аренде и т.д.).
В тех случаях, когда право собственности на переработанную вещь признается за изготовителем, действительность его прав опирается только на свое правовое основание и не зависит от действительности прав собственника материалов [20].
Из изложенного вытекает, что в первом случае переработку следует отнести к производным способам приобретения вещных прав, во втором – к первоначальным способам приобретения права собственности.
Деление способов (оснований) возникновения права собственности и иных вещных прав на общие и специальные также, на мой взгляд, имеет право на существование, поскольку, например, национализация является основанием возникновения только государственной собственности, в то время как приватизация в различных формах всего является основанием возникновения права частной собственности. Таким образом, национализация и приватизацию можно признать специальными способами возникновения права собственности. Другие способы, такие, например, как сделки, наследование, относятся к общим способам.
Прежде чем мы приступим к изучению каждого из оснований возникновения права собственности в отдельности и раскроем их особенности, необходимо установить момент возникновения такого права, который имеет важное значение при имущественных спорах.
1.3 Первоначальные основания возникновения права собственности
К первой группе оснований возникновения права собственности относятся юридические факты, по которым отсутствует правопреемство. Это значит, что либо вещь, вообще появляется впервые (например, построено здание), либо предшествующим собственником право утрачено, либо собственник не известен и в установленном порядке не обнаружен, и, соответственно, возникающее право собственности не опирается на право предшественника. Например, на обнаруженный клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть обнаружен либо утратил на них право, право собственности возникает, как правило, у лица, которому принадлежит земельный участок, строение и иное имущество, где клад обнаружен, и лица, нашедшего его, в равных долях, если их соглашением не установлено иное [20].
Исходя из изложенного, первоначальными считаются те требования, при которых вещь ранее не существовала и право собственности на нее возникло впервые, либо (если вещь существовала) это право возникло на нее независимо от права предшествующего собственника. Поэтому к первоначальным основаниям следует относить: приобретение права собственности на вновь изготовленную или созданную вещь (п.1 ст. 235,ст. 236 ГК РК); переработку (ст.237 ГК РК); приобретательную давность (ст. 240 ГК РК); обращение в собственность общедоступных для сбора либо добычи вещей (ст.241 ГК РК); бесхозяйные вещи (ст. 242 ГК РК); самовольную постройку (ст. 244 ГК РК); находку (ст.245 ГК РК); безнадзорных животных (ст. 246 ГК РК); приобретение имущества, изъятого у собственника (ст.248 ГК РК); клад (ст. 247 ГК РК).
Теперь рассмотрим каждое из вышеуказанных оснований в отдельности.
1. Приобретение права собственности на вновь изготовленную или созданную вещь. Право собственности возникает на вещь, которой раньше не было. Ее собственником становится тот, кто изготовил или создал ее для себя, если иное не предусмотрено договором или законодательством. Вновь изготовленная или созданная вещь может быть как движимым, так и недвижимым имуществом. Согласно статье 236 Гражданского Кодекса, право собственности на вновь строящиеся здания, сооружения, иные имущественные комплексы, а также иное вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента завершения создания этого имущество. Если законодательными актами или договором предусмотрена приемка законченных строительных объектов, то создание соответствующего имущества считается завершенным с момента такой приемки. Право собственности на такие объекты возникает с момента регистрации права в соответствующих органах. Регистрация прав на вновь создаваемое недвижимое имущество осуществляется при представлении правообладателем (или уполномоченным представителем) правоустанавливающих документов на объект строительства. В регистрирующий орган в качестве такого документа предоставляется акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, подписанного уполномоченными органами.
При регистрации прав на здания, строения и сооружения возникает вопрос о том, является ли государственная регистрация прав на земельный участок обязательным условием регистрации прав на возведенные здания, строения. Такое решение вопроса соответствовало бы нормам, закрепленным в ст. 118 Гражданского Кодекса, в ст. 2 и п.2 ст. 3 Указа о государственной регистрации на недвижимого имущества. Однако, это правило неприменимо в отношении земельных участков, права на которые возникли до введения системы обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии со статьей 122 Указа о земле, после вступления его в силу трансформируются права, предусмотренные в нем. Их регистрации в настоящее время не требуется. Например, в соответствии с п. 1указанной статьи, граждане РК, которым ранее земельные участки были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения для личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, с момента вступления в законную силу Указа о земле становятся частными собственниками. Для некоторых землепользователей устанавливается обязанность переоформить права на земельные участки, предоставленные до вступления в силу Указа. В частности, гражданами и негосударственными юридическими лицами, которыми не выкуплено право постоянного пользования земельными участками, предоставленными для застройки или застроенными производственными и другими объектами, прочно связанными с землей, земельные участки выкупаются в собственность или переоформляются во временное краткосрочное или долгосрочное землепользование на условиях аренды до выкупа в собственность [21].