Файл: Удк 343. 2 На правах рукописи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Развитие информированности у граждан о наличии конституционных прав и свобод, а также консультации по вопросам деятельности центральных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления;

  • Оказание консультации гражданам касательно вопросов о методах и формах воплощения конституционного права частной собственности, включающая в себя земельные участки, недвижимость и объекты интеллектуальной собственности;

  • Оказание услуг, результатом которого выступает передача имущества, являющимися государственной собственностью, но переходящей в собственность граждан;

  • А также любая иная организационная деятельность, содействующая реализации субъективных прав и законных интересов в силу разнонаправленности и всеобщего разнообразия.

Юридические гарантии правам частной собственности, представленные судебными и несудебными механизмами, технологиями реализации, охраны и защиты имущественных прав личности.

Необходимо осознавать тот факт, что практически одна треть в содержании Главы II Конституции РК включает в себя нормы, закрепляющие юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. Содержащиеся в главе с правами и свободами личности общие юридические гарантии прав и свобод составляют основы правового статуса личности в Республике Казахстан (ст. 10-36 Конституции РК)

Данные конституционные гарантии прав и свобод являют собой юридические средства и механизмы, установленных в ратифицированных РК международных договорах, Конституции РК, в законах и иных НПА, являющихся частью конституционного законодательства. Итогом данных данного функционирования этих правовых средств и работающий механизм, необходимый для экономических, правовых, политических и других условий, имеющих важную роль для воплощения прав и свобод, признанных косвенными гарантиями. [34]

В соответствии со словами, сказанными выше, то часть гарантий права собственности получило собственное закрепление именно в Конституции РК. Например, согласно ст. 6 Конституции РК в Казахстане равным образом признаются и защищаются равным образом частная и государственная формы собственности. Данное положение возлагает конституционно-правовую обязанность создать систему юридических условий и средств, обязано обеспечить беспрепятственную реализацию права частной собственности, обеспечив равные в сравнении с субъектами частной собственной и государственной.


Право частной собственности и ее юридические гарантии с долей условностей можно разделить на гарантию реализации, гарантии охраны и защиты.

Одним из сложных и долгих процессов в конституционно-правовых отношениях является реализация норм Конституции РК, в том числе её положений в конституционном праве о частной собственности, также стоит упомянуть про принятие эффективного законодательства, развивающего её положения о праве частной собственности.

Если мы воспользуемся выводами теории права, то сумеем определить реализацию конституционного права частной собственности как воплощение и реализацию в жизнь норм Конституции РК, которые закрепляют данное право путем поведения субъектов правоотношений, включающих в себя граждан, государство, определенные государственные органы и должностные лица.

Гарантии реализации права частной собственности должны быть обязательно закреплены в законодательства, который определяет основания возникновения и реализацию каждого конституционного права. К таким видам законодательства, являясь основным законом после Конституции, относится Гражданское законодательство, включая и другие законы.

Можно обратиться к словам Г.А. Гаджиева, который считал, что нормы статей Конституции РК необходимо принимать в лице принятия государство на себя обязанности, в первую очередь, по обеспечению реализации права частной собственности, исполняемая «... прежде всего, путем принятия законов». Необходимо заметить, что отношения собственности могут регулироваться и выступать объектом как для гражданского, так и для конституционного, налогового и административного законодательства. Нормы конституции закрепляют самый фундамент имущественных отношений, полномочия органов в вопросе их регулирования, методы, средства и формы защиты вещных прав.

Как происходит регулирование имущественных отношений? Происходит через публично-правовые нормы путем субординации, как у иных аналогичных отношений в частном праве происходит путем координации юридического равенства, дозволительных мер. [35]

Конституционные нормативные акты имеют основы имущественных отношений в стране, полномочия государственных органов в регулировании этих отношений, средства и формы защиты вещных прав. Надзор над имущественными отношениями с помощью публично-правовых норм происходит за счет субординации, а насчет регулирования схожих отношений в цивилистике проходит путем координации, правового равноправия, дозволительных мер. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Совета, «... конституционная обязанность государства охранять право частной собственности не ограничивается деятельностью по законодательному регулированию...» в защите данного конституционного права.



В теории государства и права определение охраны свобода и права граждан в правовом смысле традиционно определяется как «... позитивное, статическое состояние норм права, задействованных в отношении на ограждение осуществления субъективных прав и законных интересов людей от возможных нарушений». Также, полагалось, что защита прав граждан работает вне правоотношений, так как до нарушения обыденных норм права находятся в позитивном состоянии, начало защиты прав считается совершение определенных нарушений. Защита прав, таким образом, означает за собой влияние на регулирование общественных отношений, сконцентрированные на противодействие деяниям, неприемлемые именно с точки зрения, как субъекта, так и правительства. Как отмечает Н.И. Матузов, защита права субъекта или охраняемого нормативными правовыми актами интереса производятся всё время, а отстаиваются только тогда, когда права нарушаются. [36]

Также стоит отметить правильную позицию профессора Н.В. Витрука, который был убежден, что защита свобод и прав субъекта и гражданина полагает собой совокупность «... действий юридической защиты при случаях нарушения требований диспозиции правовых норм и реализации мер юридической ответственности», реализуемых в процессе юрисдикции дел компетентных органов и должностных лиц. Он делал акцент на том, что ущемление свобод и прав субъекта и гражданина возможно на любой стадии их производства, поэтому на любой стадии нужна и их охрана.

Поэтому, если нарушение конституционного права частной собственности происходит тем, что издания нормативных правовых актов, несоразмерно их ограничивающего, то защита таких прав происходит посредством отмены такого акта, то есть путем использования восстановительной правовой ответственности. Если конституционное право собственности ущемляются правоприменительным и другими решениями или действием, бездействием органов, представляющих государственную власть что может выражаться в отказе в признании права, истечением сроков рассмотрения дела, при отказе выполнения требования акта применения нормы права, нарушении сроков и др., то должны применяться меры защиты. Также, как тот же сам факт закрепления мер конституционно-правовой и иных других видов правовой ответственности, так и целый комплекс иных правовых мер.

Н.М. Рудяков предполагал, что в общем виде защита права показывается формой властного отношения правительства к правонарушениям, их причинам, а также другим отрицающими противоправными явлениями в целях обеспечения работы нормативных правовых норм. Стоит отметить, тесную позицию занимал и Л.Д. Воеводин, который подтверждал, что защита прав субъектов и гражданина - это «работа, направленная на выявление препятствий реализации обязанностей и прав, на борьбу. с невыполнением обязанностей и превышением правами, предупреждением нарушений прав и обязанностей». [37]


Вызывает особый интерес позиция А.В. Стремоухова, который утверждает, что защита конституционных прав субъекта и гражданина, также означает конституционные права частной собственности, относится к правоприменительной области и имеет такую цель преградить от правонарушения конкретно к конституционно право личности. Это значит то, что мера защиты естественных свобод и прав могут иметься не только в правовых, но и в других социальных сферах, и осуществляться с помощью правовых, деятельности органов компетентной государственной власти и местной власти, а также общественных организаций.

Отметим то, что применительно к конституционному праву, собственности неправовые гарантии могут давать право на осуществления и могут быть представлены, к примеру, народным контролем над процедурой приватизации имущества, созданием деятельности независящей адекватных оценок приватизируемого объекта. Но, на данный момент они пока не усовершенствования и явно нехватки для предотвращения возможных конфликтов между правительством, гражданином и субъектом, появление которых весьма возможно в процессе работе конституционного права частной собственности. [38]

В связи с этим, защита прав и свобод гражданина (включая конституционное право частной собственности) имеет особое объект и значимость - она нацелена на находку нарушений соответствующего основного права, их предупреждение, а также на привлечение к ответственности нарушителей. Защита конституционного права частной собственности имеет властный характер, то есть непосредственно взаимосвязано с использованием правительственного принуждения как необходимость внешнего давления государственной власти на сознание и волю людей конституционных и иных отношений, в которых работает право частной собственности, направленного на приведение их поведения в соответствие с конституционными правоотношениями даже несмотря на их взгляды, интересам и воле. Защита конституционного права частной собственности имеет правовой характер, в том числе, процедурно-процессуальную форму, что обусловлено ее властным характером и необходимостью применения мер государственного принуждения. Как говорил Н.В. Витрук, для принятия решения о применении или неприменении правовых мер давлением которых предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному выполнению. Их невыполнение может навлечь признание решения неконституционным и незаконным, а также иные плохими последствиями для уполномоченного лица, допустившего нарушение. Следует заметить те обстоятельства, что защиту конституционного права частной собственности, в том или ином месте, осуществляют все уполномоченные органы власти. Вместе с тем, из текста конституции Республики Казахстан можно сделать вывод об особой важной роли судопроизводства как органа, осуществляющего надзор изъятие имущества у гражданина конституционного права частной собственности. Итогом использования мер защиты должна иметь беспрепятственная работа конституционного права частной собственности на различные объекты. [38]


В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РК, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. Не стоит понимать данное положение буквально, в том смысле, что в Республика Казахстан должна принять специальный закон об защите права частной собственности. Как указывает Конституционный совет Республики Казахстан, правовую основу защиту права частной собственности образуют, в первую очередь, статьи Конституции РК : согласно ч. 1 ст. 12 в Казахстане признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 1 ст. 26, право частной собственности защищаются законом. Указанные положения Конституции РК, как указал Конституционный Совет, «...обеспечивают сохранность и защиту частной собственности, а также неприкосновенность».

Защита конституционных прав частной собственности могут быть определены как система связанных мер, работающими государственными органами направленных на уведомление правонарушений, указанных конституционного права, на предотвращение их причин и помогающих обыденному процессу работу личностью своих свобод и прав. Сказанное могут определить правовые гарантии основных свобод и прав как взаимосвязанных предусмотренных законами Конституции РК, а также основанный на казахстанское законодательство, правовых средств направленные на уведомление нарушений конституционного права частной собственности.

Защита конституционных прав частной собственности полагает принудительный способ осуществления данного права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.

Правовые гарантии защиты конституционного права частной собственности основанные положения, сформулированые ранее можно считать, как совокупность правовых механизмов, делающих пресечение нарушений данного права, а также их восстановление в случае нарушения путем принудительной реализации или возмещения вреда, причиненного таким нарушением.

Обыденной гарантией защиты права собственности в Республике Казахстан является судебная защита, а обычно используются механизмами судебной защиты права собственности являются вещно-правовые иски – предъявлемый в соответственные органы. Также иски об освобождении имущества от наложенных арестов или некоторыми исключениями из описи, о признании права собственности, который признается судебной практикой, но не получившего законодательного закрепления. Порядок их рассмотрения устанавливается Гражданским Процессуальным кодексом в соответствии со статьями. Результатом рассмотрения иска в суде в этом случае является решение суда о принудительном для правонарушителя восстановлении права частной собственности – о полном возврате собственности лицу или возмещение имущества, об устранении препятствий во владении, пользовании или распоряжении имуществом, о признании прав собственника на конкретный имущественный объект).