Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В к конституционно-правовым гарантиям защиты права частной собственности можно было бы отнести деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан, судов субъектов Республики по проверке конституционности нормативных правовых актов, ущемляющих данное конституционное право указанных в определенных разделах Конституции Охрана конституционного права частной собственности может быть определена как система взаимосвязанных мер, осуществляемых государственными органами (органами местного самоуправления) направленных на предупреждение нарушений указанного конституционного права, на устранение их причин и способствующих нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод. Изложенное позволяет определить юридические гарантии основных прав и свобод как совокупность предусмотренных нормами Конституции РК, а также основанного на них законодательства, юридических средств (механизмов и технологий), направленных на предупреждение нарушений конституционного права частной собственности. [39]
Защита конституционного права частной собственности предполагает принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления данного права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.
Юридические гарантии защиты конституционного права частной собственности на основании положений, сформулированных ранее, можно определить как совокупность юридических механизмов, обеспечивающих пресечение нарушений данного права, а также их восстановление в случае нарушения путем принудительной реализации или возмещения вреда, причиненного таким нарушением.
Традиционной гарантией защиты права частной собственности в Республики Казахстан является судебная защита, а наиболее часто используемыми механизмами судебной защиты права частной собственности являются вещно-правовые иски - предъявляемые в суд внедоговорные требования собственника о защите его существующего права на индивидуально-определенную вещь, в случае если право собственности непосредственно нарушено конкретным лицом - виндикационный и негаторный иски в порядке главы 15 ГК РК, а также иски об освобождении имущества от наложения ареста или исключения из описи и о признании права собственности, который признается судебной практикой, но не получил законодательного закрепления. Порядок их рассмотрения устанавливается Подразделом II «Исковое производство» ГПК РК. Результатом рассмотрения иска в суде в этом случае является решение суда о принудительном для нарушителя восстановлении права частной собственности – о возврате собственнику имущества или возмещении его стоимости, об устранении препятствий во владении, пользовании или распоряжении имуществом, о признании прав собственника на конкретный имущественный объект (в том числе, об обязании осуществить государственную регистрацию права на недвижимое имущество).
2 СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
2.1 Юридические гарантии реализации конституционного права собственности в Республике Казахстан
Особенность реализации конституционных прав и свобод (в том числе, конституционного права частной собственности) заключается в том, что поскольку Конституция РК является актом прямого действия, а права и свободы (в том числе, право частной собственности) действуют непосредственно (ст. , то и индивид как субъект конституционных правоотношений постоянно пользуется теми благами, которые закреплены в Конституции – единолично или совместно с другими субъектами владеет имуществом, принадлежащим на праве собственности, использует его для личных нужд. Зачастую, гражданину (объединению граждан) не следует предпринимать активных усилий для достижения результатов, предусмотренных конституционными нормами о праве частной собственности, поскольку осуществление данного выражается в определенном фактическом состоянии субъекта (собственника имущества), который непрерывно пользуется благами в виде принадлежащего ему имущества.
В юридической литературе этот способ реализации конституционного права (в том числе, права частной собственности) именуется непосредственным использованием, которое осуществляется в рамках общих конституционных правоотношений. В.И. Крусс, развивая указанный вывод, определяет непосредственное использование благами, предоставленными конституционными правами как «конституционное правопользование», понимая под ним «практическое, соответствующим образом осознаваемое и представленное, предполагающее надлежащую объективную оценку, восприятие и опосредование пользования каждым человеком основными правами и свободами для целей обретения и усвоения тех конституционных благ, которые он сам полагает для себя необходимыми.
Следует согласиться с В.И. Круссом в вопросе о возможности непосредственного пользования как способа реализации конституционного права частной собственности в том виде, в каком оно закреплено в ст. 26 Конституции РК. Он справедливо полагает, что указанная конституционная норма включает полную содержательную характеристику конституционного права частной собственности, в том числе, «... определение оснований и порядка его возникновения, а также объем его охраны».
Заметим, что юридическая гарантия непосредственной реализации права частной собственности устанавливают высшую юридическую силу и прямое действие как конституционных норм в целом, так и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Такой механизм реализации конституционных норм можно определить как непосредственное применение конституционных норм, определяя его как одну из разновидностей прямого действия Конституции РК [40].
В теории права под прямым действием Конституции РК понимается ее способность быть реальным регулятором общественных отношений вне зависимости от их конкретизации нормами закона, иных нормативных правовых актов, а также посредничества правоприменительных органов. Прямое действие норм Конституции не предполагает дополнительного принятия каких-либо правовых актов или осуществления специальных мер. Конституционные нормы непосредственно воздействуют на общественные отношения. Субъект правоотношений в данном случае напрямую применяет, соблюдает, исполняет, использует конституционные нормы, осуществление которых зависит от его волеизъявления. При этом, В.О. Лучин подчеркивает, что следует различать главные, принципиальные положения конституции, которые действуют непосредственно и в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах; установления, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, общих принципов организации и деятельности государственных органов, имеющие общерегулирующий характер, и установления, определяющие компетенцию и порядок деятельности этих органов, которые являются нормами конкретного регулирующего действия. [41]
С этой точки зрения прямое применение конституционных положений о праве частной собственности можно определить как применение положений ст. 26 Конституции как самостоятельно, так и в совокупности с нормами других законов, иных нормативных правовых актов, конкретизирующих их положения при обосновании и вынесении решений компетентными органами государственной власти или органов местного самоуправления, признающих право частной собственности индивидов на конкретные имущественные объекты, определяющих конкретные способы реализации данного права. В этой связи, представляется необоснованным предложение И.В. Галкина о принятии с целью повышения эффективности реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина «... специального закона, регламентирующего правовое регулирование прямого действия норм конституции». Как ниже замечает он «... даже самый совершенный с точки зрения юридической техники документ не является гарантией от пренебрежительного отношения публично-властных институтов к правам конкретного человека и гражданина», а потому, гарантии обеспечения реализации конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (в том числе, права частной собственности), относятся к числу духовных (идеологических) условий осуществления государственной власти или местного самоуправления.
Для осуществления иных правомочий, входящих в состав указанного конституционного права (в частности, совершения активных действий по приобретению имущества, распоряжению им), индивид прибегает к иным формам реализации права – использованию, исполнению и соблюдению, а также вступает в правоотношения с органами публичной власти как один из участников правоприменительной деятельности.
В процессе реализации конституционного права частной собственности человек и гражданин (коллектив) вступают во взаимодействие с иными субъектами – как государственными органами (органами местного самоуправления), так и иными негосударственными субъектами конституционного права. В этой связи реализация конституционного права частной собственности требует четкого правового закрепления не только правого статуса человека и гражданина как субъекта данного конституционного права, но и соответствующих обязанностей контрагентов по реализации и обеспечению. [42]
В большинстве случаев для реализации конституционного права и частной собственности необходимо установить юридическую форму его реализации прав и свобод, установить перечень юридических фактов (юридических составов), с которыми связывается его реализация; уточнить содержание конституционного права применительно к правоотношениям конкретного вида, определить пределы (границы) прав и обязанностей субъектов права. В ряде случаев субъект конституционного права частной собственности самостоятельно определяет порядок его осуществления, организует свою деятельность и деятельность иных участников правоотношений. Такую форму реализации конституционного права частной собственности условно можно назвать инициативной.
Н.В. Витрук к юридическим гарантиям реализации прав, свобод и обязанностей личности относит:
а) установление юридических фактов, с которыми связывается их реализация;
б) конкретизацию в законодательстве пределов (границ) прав и обязанностей;
в) определение процессуально- процедурных форм реализации прав, свобод и обязанностей, законных интересов;
г) меры поощрения и льготы для стимулирования эффективной их реализации.
Аналогичные юридические гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина предлагают О.Н. Бондарь и И.Н. Плотникова, которые относят к ним:
а) детализацию конституционного права или свободы, определяемую ими как «установление объема основного права человека и гражданина, содержания всех терминов, использующихся при формулировании данного права, нормативное урегулирование всех способов его осуществления, необходимых ограничений данного права, гарантий его реализации и защиты)»;
б) закреплению оснований и процедуры совершения возможных правомерных действий субъектом по приобретению конституционного права и его осуществлению;
в) установлению обязанностей государственных органов, необходимых для реализации конституционного права или свободы.
Для реализации конституционного права частной собственности необходимо, чтобы нормы отраслевого законодательства указывали на юридические факты, с которыми связан их переход в стадию непосредственного пользования. Отсутствие закрепления в законе юридических фактов (юридического состава) делает невозможной реализацию конституционного права (в части приобретения права частной собственности на имущество, осуществления правомочий по распоряжению имуществом) [43].
Основания возникновения и прекращения права частной собственности, регулирование иных вопросов закрепляется в гражданском законодательстве, где право собственности является главным вещным правом. В Гражданском кодексе Республики Казахстан устанавливаются так называемые «правила игры» участников гражданского оборота и положения о собственности закрепляются во втором разделе первой части ГК РК, который содержит семь глав (не включая положений о праве хозяйственного ведения и оперативного управления). Заметим, что п. 1 ст. 3 ГК РК весьма расплывчато определяет роль Конституции РК в регулировании отношений, складывающихся между лицами в процессе осуществления конституционного права частной собственности, указывая лишь на то, что «...в соответствии с Конституцией РК гражданское законодательство находится в ведении», при этом, ст. 9 ГК РК указывает на возможность «неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону». [44]
Заметим, что в сфере права собственности законодателю, необходимо взвешивать и соотносить, с одной стороны, баланс прав частного собственника (частных интересов), и публичных интересов (интересов общества и государства) – с другой стороны. Соблюдение такого баланса относится к одному из факторов, влияющих на утверждение в обществе представлений о правовом и социальном государстве, и, как следствие, детерминирует в обществе уважение к частной собственности.
При этом, субъект Республике Казахстан, устанавливая в законодательстве дополнительные возможности реализации конституционного права частной собственности должен обеспечивать их реальность и соответствие объективным потребностям общественной жизни