Файл: Удк 343. 2 На правах рукописи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так и материальным и финансовым возможностям; их системность, т.е. непротиворечие гарантиям реализации права частной собственности, установленным в федеральном законодательстве, а также отсутствие коллизий и противоречий между самими региональными гарантиями; стабильность их действия. [45]

Статья 235 ГК РК закрепляет следующие основания приобретения права частой собственности:

а) приобретение права собственности производителем вещи, которое затем конкретизируется применительно к различным видам имущества – вновь создаваемому недвижимому имуществу (ст. 236); самовольной постройке, при этом Конституционный Совет однозначно указывает, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство, а лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем, а потому не является субъектом конституционного права частной собственности, не наделено правомочиями; вещи созданной в процессе переработки (ст. 237); обращению в собственность общедоступных для сбора вещей; [46]

б) приобретение права собственности на основании договора купли- продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Упоминая право собственности на природные ресурсы стоит подметить то, что право частной собственности на подобные объекты ограничены Конституцией РК и иными нормативно-правовыми актами, так как данные положения рассматриваемы с провозглашенной в преамбуле целью об обеспечении нынешнего и будущих поколений и обязанностью каждого беречь природу, бережно относясь к природным богатствам, что является полным воплощением принципом приоритета публичных интересов в сфере охраны окружающей среды.[47]

Данные позиции полностью определяют право государство в запрете законодательством реализацию права собственности в отношении природных объектов, сузив правомочия по распоряжению природными объектами и ограничив их гражданско-правовой оборот, возложив данное право на государственные органы, а также определив ответственность за их выполнение.

Благодаря вышесказанному, нам позволено более широко сформулировать следующие принципы ограничения конституционного права частной собственности:


  • Данный принцип должен рассматривать с соразмерности ограничения, предполагающей возложение обязательств на собственников. Необходимо понимать, что подобное ограничение существует исключительно для общественных и государственных интересов, что предполагает под собой установление ограничений, направленных на решение задач государственного управления. Для законодателя возникает первоочередная задача по определению баланса интереса и потребности для индивида, в наличии которого право частной собственности на определение имущества, так и других других лиц, заинтересованных в ограничении права собственности;

  • Возникает необходимость дифференцированности на справедливое ограничение права частной собственности, который не допускал ущемления в сфере гарантированных прав и свобод у одной стороны, умаления возможностей в пользу другой;

  • Регулирование отношений необходимо выстроить таким образом, что имели место быть правовая определенность, недвусмысленность, ясность нормативного регулирования, то-есть наличие у субъекта четкого представления о последствиях, которые могут повлечь так или иначе действий, связанные с различными правомочиям, находящегося в имуществе;

  • Данные ограничения не должны утрачивать само содержание права частной собственности, не посягая на его существо права.

Зачем устанавливаются ограничения в сфере права частной собственности?

Во-первых, обеспечить реализацию функции собственности

Во-вторых, обеспечить её неприкосновенность, в случае если они недвусмысленные, соразмерны и направлены на обеспечение поставленной цели.

Определение процедуры реализации права частной собственности необходимо, например, в том случае, если индивид при его реализации тесно взаимодействует с государственными органами, а если данное осуществление определенного права зависимо от действий уполномоченных государственных органов, то необходимо их взаимодействие в границах конкретного правоотношения.

Данная процедура предполагает собой форму реализацию в качестве их порядка. В НПА установлены алгоритмы процесса реализации конституционных прав и свобод, поведение как субъекта, процедуру, включая содержание действий уполномоченных на то органов, чьи полномочия должны быть направлены на достижение цели точного и полного использование права. Данная процедура имеет в себе также и правоприменительную функцию уполномоченных на то государственных органов, должностных лиц и гос.служащих. Зачем это необходимо? Необходимо для наиболее гарантированного исполнения юридических обязанностей, дополняющие указанные выше правомочия, дополнительно обеспечивая контроль за верностью их осуществления [48].



Сам факт применения является официальным признанием конституционного права частной собственности в стадию реальной реализации. А правоприменительная деятельность при этом всегда включает в себя определенный порядок процессуальных форм.

Процедурные формы реализации конституционного права должна являться комфортной для всех субъектов конституционного права частной собственности, представляя из себя гарантированность реализации. В следствии чего одной из ведущих направлений развития гарантий воплощения конституционного права должна являться улучшение процедурных гарантий, являя на свет более удобные, эффективные и не сложные формы реализации.
2.2 Юридические гарантии защиты права частной собственности в Республике Казахстан
Что собой представляют гарантии защиты конституционного права частной собственности? Это, в первую очередь, закрепленные Конституцией РК средства, представляющие собой механизмы, обеспечивающие восстановление нарушенного права, возмещение вреда, реализации нарушенного права. Также стоит учитывать, что наша Конституция не просто устанавливает общую обязанность для государства в защите прав и свобод, но и гарантирует защиту прав и свобод государством, например, право судебного обжалования и действий государственных служащих. Вышеперечисленные положения используются для регулирования всех главных прав и свобод человека и гражданина, также стоит упоминать специальную систему гарантий [49].

Самой бытовой защитой является гарантия судебной защиты. Её определяют как институт, закрепляющий собой механизм принудительного осуществления прав и свобод человека и гражданина посредством системы судебного аппарата.

Основной гарантией права граждан на собственность является возможность защиты такого права в суде.

Под защитой права собственности и иных вещных прав понимается применение правовых средств для устранения или предотвращения нарушения этих прав. По законодательству защита права собственности и иных вещных прав осуществляется судом, арбитражным или третейским судом на основе соответствующих правовых гарантий Право на защиту имеет как собственник имущества, так и лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. При этом такое лицо имеет право на защиту своего владения также против собственника.


Защита вещных прав носит абсолютный характер, поскольку любое вещное право защищается со стороны неопределенного круга лиц, а в определенных случаях - и со стороны собственника имущества.

То есть праву (вещному) одного лица соответствует пассивная обязанность неопределенного числа всех прочих лиц воздерживаться от его нарушения. В абсолютном вещном правоотношении обязанность пассивных субъектов имеет отрицательный характер: они обязаны воздерживаться, во-первых, от пользования вещами, которые принадлежат на праве собственности (или на каком-либо ином вещном праве) другим лицам, и, во-вторых, от любых действий, нарушающих (или могущих нарушить) чужое вещное право.

В цивилистической литературе гражданско-правовые средства (способы) защиты вещных прав принято подразделять на несколько относительно самостоятельных групп: общие и специальные, вещно-правовые и обязательственно-правовые и др. При этом гражданско-правовые способы защиты должны использоваться наряду с иными способами (уголовно-правовыми, административно-правовыми и пр.).

Наиболее распространенным является деление гражданско-правовых способов защиты вещных прав на общие и специальные. При этом к общим способам защиты права собственности и ограниченных вещных прав относятся такие, как: неприменение судом противоречащего закону акта государственного органа, нарушающего вещные права; иск о признании права собственности или иного вещного права; другие способы, которые могут быть применены при нарушении любых гражданских прав.

Специальные способы защиты права собственности и ограниченных вещных прав охватывают, во-первых, классические вещно-правовые способы защиты (виндикационный и негаторный иски), во-вторых, другие гражданско-правовые способы защиты вещных прав (иск об освобождении имущества из-под ареста; иск об исключении имущества из описи; требование о признании недействительным ненормативного акта, нарушающего вещное право; требование о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, их должностными лицами).

Выделяют в литературе и третью группу способов защиты права собственности и иных вещных прав, называя среди них нормы о признании сделок недействительными и о защите имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими или объявленными умершими, в случае их явки (ст. ст. 28, 31 ГК РК) .

Судопроизводство – форма процессуальных отношений, являющихся универсальным и эффективным способом для восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, обеспеченного принудительной реализацией.


Рассматривать судебную защиту необходимо как самое известное миру гарантии главных прав и свобод личности, что связывает действие нормы прав и свобод с существованием судебного механизма.

С точки зрения ученых – специалистов в области конституционного судебного процесса судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяется как совокупность процессуальных действий, предпринимаемых в рамках процедуры судопроизводства и направленных на защиту имущества граждан и других лиц от противоправных действий или бездействия. При этом, судебная защита, как установлено в ст. 75 Конституции РК, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [50].

Гарантированность судебной защиты конституционного права частной собственности основывается на принадлежности функции правосудия только суду. Невозможность осуществления правосудия не может быть восполнено иными видами государственной деятельности, присущими иным органам государственной власти. Следует согласиться с позицией В.С. Шевцова о том, что никакой иной орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, а с другой - на суд не может быть возложено выполнение каких бы то ни было функций, не согласующихся с его положением органа правосудия.

Судебный порядок рассмотрения и разрешения конфликтов по вопросам реализации конституционного права частной собственности между гражданами, а также между гражданами и институтами публичной власти (в том числе, государством как социальным институтом), восстановление указанного конституционного права, нарушенного преступными и иными противоправными посягательствами в условиях законности, беспристрастности и независимости судей, равноправия и состязательности сторон, обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь и защиту при отсутствии ограничений в праве обращения за судебной защитой формирует наиболее надежную процедуру обеспечения правовой защищенности указанного основного права личности, укрепления законности и правопорядка. Возможность беспрепятственного использования судебной защиты своих прав и свобод каждым, кто находится под юрисдикцией Республики Казахстан, является признаком демократического правового государства.

Судебная система Республики Казахстан по смыслу Конституционного закона «О судебной системе и статусе суде Республики Казахстан» может быть определена как совокупность имеющих различную компетенцию органов государственной власти, осуществляющих исключительные государственно- властные полномочия (судебную власть) посредством отправления правосудия.