Файл: 2. Рекомендации по совершенствованию формирования местных бюджетов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Рекомендации по совершенствованию формирования местных бюджетов в современных условиях

2.1 Проблемы формирования местных бюджетов

2.2 Мероприятия по совершенствованию формирования местных бюджетов

    1. Экономический эффект от предложенных мероприятий



2.1 Проблемы формирования местных бюджетов

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет свой собственный местный бюджет, который призван обеспечить решение вопросов местного значения.

Местные бюджеты являются неотъемлемым элементом структуры бюджетной системы РФ, одним из трех уровней бюджета (федеральным, региональным, местным), которая неоднократно изменялась.

Местные бюджеты были сформированы спустя пять лет в результате реформы, начатой в 2003 году в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Муниципальные образования реализуют бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Так, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета. Данная норма установлена пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В ходе формирования бюджета необходимо руководствоваться определенными принципами.

Принцип самостоятельности бюджетов гарантирует самостоятельность местных бюджетов и закрепляет право и обязанность самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, а также осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с НК РФ налоги, доходы от которых подлежат зачислению в местные бюджеты, определять формы и направления расходования бюджетных средств.

К доходным источникам местного бюджета относят собственные доходы муниципальных образований (налоговые и неналоговые доходы), а также безвозмездные поступления от вышестоящего уровня бюджета (на территории Республики Тыва вышестоящим уровнем бюджета является республиканский бюджет Республики Тыва).


Финансовые органы муниципальных образований ведут реестры источников доходов местных бюджетов. Перечень источников доходов местных бюджетов – это свод федеральных, региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений, которые являются источниками формирования доходов местных бюджетов. В перечне указываются правовые основания их возникновения, порядок расчета (размеры, ставки, льготы) и иные характеристики источников доходов местных бюджетов. Реестр источников доходов представляет собой свод информации о доходах бюджета по источникам доходов бюджетов, формируемой в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета. Реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном местной администрацией.

Во-первых, одной из проблем в ходе формирования местного бюджета является ограниченность полномочий муниципального образования по администрированию доходов, что напрямую влияет на то в каком объеме дотаций из вышестоящего бюджета будет нуждаться муниципальное образование для полного исполнения полномочий муниципального уровня.

Так, главой 9 БК РФ определены доходы местных бюджетов. В соответствии со статьей 61.1 БК РФ к местным налогам относят земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые поступают в бюджет муниципального образования по нормативу 100 процентов, то есть в полном объеме.

При этом прогнозируемое поступление местных налогов напрямую зависит от количества налогоплательщиков, имеющих собственность на территории данного муниципального образования. То есть местный бюджет напрямую зависит также от численности населения муниципального образования.
Таблица 4 - Соотношение объема бюджета Чаа-Хольского кожууна в сравнении с муниципальными образованиями Республики Тыва

№ п/п

Наименование

Объем бюджета за 2022 год, тыс. руб.

Доля бюджета МО в общем объеме бюджета, тыс. руб.

Общая численность населения по состоянию на 01.01.2022, чел.

в том числе

Объем бюджета кожууна на 1 чел.,тыс. руб.

городское население, чел.

сельское население, чел.

1

2

3

4

5

5.1

5.2

6

1

г. Кызыл

6 902 127,0

27,0

123 260

123 260




56,0

2

Кызылский кожуун

2 229 646,6

8,7

33 952

19 958

13 994

65,7

3

Дзун-Хемчикский кожуун

1 794 919,0

7,0

20 388

9 529

10 859

88,0

4

Улуг-Хемский кожуун

1 607 114,0

6,3

19 644

11 347

8 297

81,8

5

Каа-Хемский кожуун

1 233 345,0

4,8

11 847

-

11 847

104,1

6

Барун-Хемчикский кожуун

1 204 609,8

4,7

12 493

-

12 493

96,4

7

Тандинский кожуун

1 151 654,1

4,5

15 151

-

15 151

76,0

8

Пий-Хемский кожуун

1 023 121,9

4,0

10 121

4 853

5 268

101,1

9

г. Ак-Довурак

1 002 239,8

3,9

13 640

13 640




73,5

10

Бай-Тайгинский кожуун

987 418,5

3,9

10 586

-

10 586

93,3

11

Тес-Хемский кожуун

925 344,2

3,6

8 656

-

8 656

106,9


Окончание таблицы4

12

Сут-Хольский кожуун

895 300,4

3,5

8 108

-

8 108

110,4

13

Тоджинский кожуун

836 468,0

3,3

6 814

-

6 814

122,8

14

Чеди-Хольский кожуун

766 530,1

3,0

8 142

-

8 142

94,1

15

Овюрский кожуун

758 222,6

3,0

7 016

-

7 016

108,1

16

Эрзинский кожуун

753 375,0

2,9

8 376

-

8 376

89,9

17

Монгун-Тайгинский кожуун

714 640,6

2,8

6 159

-

6 159

116,0

18

Чаа-Хольский кожуун

537 479,2

2,1

6 215

-

6 215

86,5

19

Тере-Хольский кожуун

259 043,5

1,0

2 041

-

2 041

126,9

Х

Итого

25 582 599,4

100,0

332 609

182 587

150 022

76,9


Так, Чаа-Хольский кожуун занимает 18 место (из 19) по объему бюджета. При этом объем бюджета на 1 человека, приходящийся в 2022 году, составляет 86,5 тыс. рублей (14 место из 19), что больше на 9,6 тыс. рублей или на 12,5%.

В связи с тем, что земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами, то соответственно полномочия по установлению ставки по данным налогам принадлежат муниципальному образованию и устанавливаются соответствующим решением или постановлением.

То есть местной администрацией может быть принято решение по увеличению собственных доходов муниципального образования в рамках, возложенных в соответствии с действующим законодательством полномочий.


Отмечаем, что управленческие решения по изменению ставок по налогам должны быть приняты не только с точки зрения увеличения собственных доходов местного бюджета, но также с учетом оказываемого социального эффекта, то есть необоснованное повышение ставок по налогам приведет к негативному отклику со стороны населения муниципального образования.

Повышение ставок по налогам вне зависимости от уровня бюджета необходимо как минимум после проведения анализа сравнения ставок в сравнении со ставками, установленными другими муниципальные образованиями региона, либо в случае установления ставок на уровне региона (например, ставок по транспортному налогу) необходимо сравнение по ставкам, установленным по регионам одного округа (например, при сравниваются ставки, установленные на территории Республики Тыва, со ставками, установленными регионами Сибирского федерального округа).

При этом на территории Чаа-Хольского кожууна большая часть жителей занята в бюджетной сфере, а значит, что большая часть администрируемых доходов – НДФЛ (составляет 81,8 % утвержденных налоговых доходов или 77,8 % утвержденных собственных доходов Чаа-Хольского кожууна за 2023 год).
Таблица 5 - Доля НДФЛ в общем объеме собственных доходов, налоговых доходов в сравнении по годам, тыс. руб.

Наименование

Факт 2021

Факт 2022

План 2023

План 2024

План 2025

Налоговые и неналоговые доходы

25 961,6

32 026,7

30 867,2

34 449,0

37 878,0

Налоговые доходы

24 669,1

30 276,1

29 369,2

32 885,0

36 198,0

НДФЛ

20 063,3

24 802,9

24 012,0

27 278,0

30 383,0

Доля НДФЛ в общем объеме налоговых и неналоговых доходов

77,3

77,4

77,8

79,2

80,2

Доля НДФЛ в общем объеме налоговых доходов

81,3

81,9

81,8

82,9

83,9



При этом для местных бюджетов необходимо увеличение поступлений НДФЛ за счет других плательщиков: субъектов малого и среднего предпринимательства.

Анализ количества субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность на территории муниципального района, на протяжении ряда лет свидетельствует об отрицательной динамике этого показателя. Причинами являются изменения законодательства, влияющие на объем обязательных платежей, а также отсутствие контроля со стороны соответствующих структур за деятельностью субъектов предпринимательства.

Особенностью развития малого и среднего бизнеса является то, что сосредоточены субъекты предпринимательства в основном в районном центре и слабо развиты в прочих населенных пунктах района.

Из сфер деятельности, не достаточно развитых на территории Чаа-Хольского кожууна, можно выделить:

- ремонт бытовой техники;

- агротуризм, экотуризм;

- услуги активного отдыха (охоты, рыбалки);

- услуги, предоставляемые населению;

-изготовление сувениров и изделий из дерева и металла, ремесла (услуги газосварщика, токаря, кузнеца);

- услуги в сфере ЖКХ.

Во-вторых, в связи с особенностями администрирования доходных источников и плохо развитой экономикой в муниципальных образованиях, образуется проблема нехватки бюджетной обеспеченности в связи с низким поступлением собственных доходов.

Низкая бюджетная обеспеченность приводит к тому, что местным бюджетам на исполнение муниципальных полномочий направляются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов направляются на поддержку мер по обеспечению финансовых возможностей органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по решению вопросов местного значения.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением).

При этом расчет дотаций по каждому муниципальному образованию в Республике Тыва осуществляется Министерством финансов Республики Тыва на основании порядка и методик распределения соответствующих дотаций без непосредственного участия самого муниципального образования, которому распределяются средства на очередной финансовый год и плановый период.