Файл: Самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выступления докладчик отвечает на вопросы слушателей, возникшие после презентации.

После проведения всех четырех этапов выставляется итоговая оценка.

Требования к формированию компьютерной презентации:

- компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;

- структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;

- каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;

- слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);

- необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);

- компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);

- время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.

Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:

- цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;

- выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;

- недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;

- речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;

- докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать;

- докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;

- после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).

Обучающийся в процессе выполнения имеет возможность получить консультацию преподавателя.

8. Решение задач.

Задача — это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи

— процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого

средств.

Алгоритм решения задач:

1. Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.


2. Повторно прочтите условие для того, чтобы чётко представить основной

вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые

можно вести поиски решения.

3. Произведите краткую запись условия задания.

4. Определите метод решения задания, составьте план решения.

5. Запишите основные понятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.

6. Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины

через заданные.

7. Проверьте правильность решения задания.

8. Произведите оценку реальности полученного решения.

9. Запишите ответ.

Задания для самостоятельной работы.
Тема 1. 1 Строение и функции клетки.

Задание №1:Составьте кроссворд по теме: «Химический состав клетки». (Минимум 15 слов).

Задание №2:Подготовьте презентацию с докладом по темам: «Органические вещества растительной клетки, доказательство их наличия в растении», «Клетка эукариотических организмов», «Вирусные заболевания».

Тема 1.2 Химическая организация клетки

Задание №1:Составьте таблицу: «Функции органоидов клетки»:

Органоиды клетки

Основные особенности строения

Функции в клетке

Для каких клеток характерны (растительных или животных)

Тема 1.3 Жизненный цикл клетки

Дайте определение понятию жизненный цикл клетки; амитоз; цитокинез

  1. Соотнесите процессы, набор генетического материала, с фазами митоза.




процессы, набор генетического материала, рисунок




Фаза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Хромосомы деспирализуются.

Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом.

Ядро увеличивается.

Вокруг хромосом формируется оболочка ядер дочерних клеток

 Происходит спирализация и утолщение двухроматидных хромосом.

Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

Ядрышки растворяются.

Веретено деления разрушается.

Центриоли расходятся к полюсам клетки.

Делятся центромеры хромосом и у каждой хроматиды появляется своя центромера.

Формируется веретено деления.

Нити веретена растаскивают за центромеры дочерние хромосомы к полюсам клетки.

Начинает растворяться ядерная оболочка.

2n2c

2n4c

4n4c

А

Б

Профаза

анафаза



Тема 2.1 Размножение и индивидуальное развитие организмов. Индивидуальное развитее организмов
Задание №1: Работа со справочной литературой по теме «Размножение». Написать конспект.

Задание №2:Подготовьте презентацию с докладом по теме: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».

Задание №3:Составьте таблицу: «Сравнение зародышей человека и животных».

Задание №4: Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. У каких организмов встречается бесполое размножение?

  2. Какие формы бесполого размножения вам известны? Приведите примеры.

  3. Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительской особью?

  4. Какие периоды выделяют в развитии половых клеток?

  5. Опишите развитие мужских половых клеток, женских половых клеток.

  6. Опишите, как протекает период созревания (мейоз) в процессе сперматогенеза, овогенеза?

  7. Укажите отличия мейоза от митоза.

Задание №5:Заполните таблицу: «Формы и способы размножения»

Вид

Формы размножения

Способы размножения

Инфузория-туфелька

Гидра пресноводная

Земляника лесная

Кукушкин лен

Гриб-трутовик

Малина обыкновенная

Пчела медоносная

Заяц-русак

Задание №6: Заполните таблицу: «Характеристика зародышевых листков»

Зародышевые листки

На какой стадии развития зародыша образуется

Какие ткани, органы образует

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Тема 3.1 Основные учения о наследственности и изменчивости

Задание №1:Подготовьте презентацию с докладом по темам: «Мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний»; «Биотехнология, ее достижения и перспективы развития».

Задание №2: Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Что изучает генетика?

  2. Сформулируйте законы Г. Менделя.

  3. Дайте определение аллельных генов. Объясните термины «гомозигота» и «гетерозигота».

  4. Что такое фенотип и генотип? Существует ли между ними связь?

  5. Какие формы изменчивости различал Ч. Дарвин?

  6. Сформулируйте закон гомологических рядов и покажите его биологическое значение.

Задание №3:Решите задачи:


  1. У гороха посевного красная окраска венчика (А) доминирует над белой (а), а высокий рост (В) – над карликовым (в). При скрещивании растения с красными цветками и высоким ростом с растением, которое имеет белые цветки и карликовый рост, получили 51 растение с красными цветками и высоким ростом, 50 – с красными цветками и карликовым ростом, 48 – с белыми цветками и высоким ростом и 46 – с белыми цветками и карликовым ростом. Определите генотипы родительских растений и их потомков. Объясните появление различных фенотипических классов.

  2. У мышей черная окраска шерсти доминирует над коричневой, длинные уши – над короткими. Гены наследуются независимо. Чёрный самец с короткими ушами скрещивается с коричневой длинноухой самкой. Все потомки чёрные с длинными ушами. Определите генотипы родителей и потомков (F1). Какова вероятность появления потомков (F2) с коричневой окраской и короткими ушами при скрещивании между собой полученных потомков (F1)? Составьте схему решения задачи.

  3. Кареглазая женщина с ямочками на щеках (дигетерозиготная) вышла замуж за мужчину с голубыми глазами (а) без ямочек на щеках (в). Определите генотипы родителей и соотношение фенотипов и генотипов возможных потомков. Составьте схему решения задачи.

Задание №4: Заполните таблицу: «Сравнение генетических понятий»

Понятия

Определения понятий

Организм

Гомозиготный

Гетерозиготный

Признак

Доминантный

Рецессивный

Гены

Аллельные

Неаллельные

Набор хромосом

Гаплоидный

Диплоидный

Фенотип

Генотип

Задание №5:Решите задачи:

  1. Фермер собрал семена львиного зева с растений, имевших белые и красные цветки. Растения он выращивал на двух соседних клумбах. Какой цвет фермер должен указать на пакетиках с семенами, если известно, что признаку окраски цветков львиного зева присуще явление неполного доминирования?

  2. Может ли таможенник пропустить пассажира с рыжей лисой, если запрещено способствовать вывозу из страны серебристых лис? Из школьного курса генетики он помнит, что фенотип лисы, в генотипе которой содержится хотя бы один доминантный ген окраски шерсти, – рыжий, а серебристая окраска проявляется только у рецессивных гомозигот.

  3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын, который желает составить родословную своей семьи.


Задание №6: Заполните таблицу: «Типы соотношения половых хромосом»

Организмы

Гаметы

Зиготы

Гетерогаметный пол

самки

самца

самки

самца

самки

самца

Человека

Х и Х

Х и У
Дрозофила

Х и Х

Х и У
Моль

Х и О

Х и Х
Птицы

Х и У

Х и Х
Бабочки

Х и У

Х и Х

Кузнечики

Х и Х

Х и О

Тема 3.2 Закономерности изменчивости

Задание №1: Заполните таблицу: «Генетические законы»

Генетические законы

Определение

Примеры

При какой форме взаимной локализации неаллельных генов осуществляется

Закон расщепления (1-й закон Менделя)

Закон независимости распределения генов (2-й закон Менделя)

Закон сцепления (закон Моргана)

Задание №2 : Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Что изучает селекция? Что такое порода, сорт, штамм

  2. Какие методы используются в селекционной работе?

  3. При каких условиях проявляется эффект гетерозиса?

  4. Расскажите о вкладе И.В. Мичурина.

  5. Что такое биотехнология?


Тема 3.3 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Тест

1.Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют

А) сортом Б) породой В) видом Г) родом

2. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, - это

А) вид Б) подвид В) порода Г) сорт

3. Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?

А) выращиванием растений на удобренных почвах

Б) вегетативным размножением с помощью отводков

В) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками

Г) выращиванием растений на бедных почвах.

4. Искусственный отбор способствует появлению:

А) многообразия сортов растений и пород животных Б) разнообразных видов растений

В) разнообразных видов животных Г) многообразия популяций растений и животных

5. При искусственном отборе формируются признаки, полезные:

А) человеку Б) виду В) биогеоценозу Г) породе

6. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:

А) закрепления желательных признаков Б) увеличения гетерозиготных форм

В) улучшения признаков Г) отбора наиболее продуктивных животных.