Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идеалистическая концепция в социологии полагает, что вся история делается выдающимися людьми – Цезарем, Кромвелем, Наполеоном и др.
К.Маркс впервые дал научное объяснение роли личности в историческом процессе. Люди действуют не в одиночку, а массами, в частности, классами. В движениях народов, масс всегда возникает потребность в таких людях, которые бы возглавляли эти движения. И такие люди находятся. Встав во главе движения, личность оказывает определенное влияние на ход исторических событий: она может их замедлить или ускорить. Как полагал Плеханов, чтобы встать во главе масс, талант человек должен более других соответствовать общественным нуждам эпохи и существующий общественный строй не должен преграждать дорогу талантливой личности. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Часто создается «оптический обман» о всесилии личности, что она изменяет законы общества. В тоталитарном обществе может возникать культ личности, когда обожествляется вождь, лидер типа Гитлера, Сталина.
В оценке роли личности большую роль играет ее свобода – способность выбирать цели и пути их достижения. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека. Многие волюнтаристы не считались с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.
Фатализм, напротив, не оставляет свободы выбора у человека, утверждает предопределенность жизни человека и его поступков, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли действием динамических законов.
Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, сам человек – это существо творчески деятельное. Но само содержание свободы менялось в разные исторические эпохи. В первобытном обществе человек был несвободным – он был зависимым от природы и от рода. Диалектическая постановка проблемы свободы и необходимости была выражена Б.Спинозой: «Свобода как познанная необходимость». Экзистенциализм понимает свободу как вечную сущность человека вне связи с внешней необходимостью. Диалектический материализм понимает свободу как осознание необходимости и принятия решения со знанием дела, с учетом объективной ситуации и сознательного выбора. Категория свободы обнаруживает свои грани в разных сторонах бытия: политической, экономической, религиозной, духовной, нравственной и т.д.
С незапамятных времен человека занимал вопрос о смысле жизни: для чего живет человек? Французский экзистенциалист А.Камю вопрос о том, стоит или жить, вопрос о самоубийстве считал основным вопросом философии. Действительность абсурдна, трагична, разорвана и жизнь не имеет смысла, она подобна труду Сизифа – считал он.
Среди многих подходов к проблеме смысла жизни можно выделить три главных: смысл жизни в самой жизни, смысл жизни за пределами жизни, смысл жизни созидается самим субъектом. Для первого подхода характерно религиозное истолкование жизни. Смысл жизни – в служении Богу и жизнь тем ценнее, чем человек ближе к Богу. Второй подход видит смысл жизни в служении светлому будущему, создании справедливого счастливого общества. Третий подход полагает, что жизнь не имеет раз и навсегда заданного смысла, мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно придаем ей смысл, выбираем свою человеческую сущность. Так считают экзистенциалисты.
Смысл жизни человека состоит в его развитии как самоцели, в его самореализации. Смысл жизни может быть найден на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Для определения смысла жизни надо обладать мудростью и знакомством с опытом всего человечества.
Для раскрытия смысла жизни необходимо использовать такие категории, как жизнь, смерть, свобода, судьба, время и вечность (см. схему, предложенную Л.Н.Коганом).
смысл жизни |
вечность | | жизнь | | свобода |
время | | смерть | | судьба |
Жизнь, по Гегелю, состоит в отделении себя от общего потока жизней. Сущность жизни он видел в самосознании. Энгельс определял жизнь как способ существования белковых тел. Человек живет в двух мирах – материальном и духовном. В жизни каждого человека много драм и трагедий, а конец ее неизбежен. Поэтому много высказываний о жизни негативных: жизнь – это страдание (Будда, Шопенгауэр), сон, бездна зла, суета, дым, пепел, иллюзия. Человек осознает краткость своей жизни и неизбежность смерти. Последняя означает конец жизни, но значение ее не только в этом, Социальный смысл смерти заключается в том, что человек ощущает ценность жизни, ее быстротечность. Кроме того, смерть освобождает дорогу новому поколению.
Смысл смерти не в медицине, а в социальных проблемах. Люди не любят говорить о смерти, хотя многие философы высказывали о ней разные мнения. Например, Эпикур писал, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
Человек – существо творческое, свободное. Свобода состоит в том, что он ставит себе цели: ближайшие, ситуационные, стратегические, смысложизненные. Свободен человек и тогда, когда выбирает различные свободы и средства достижения цели. Многие люди, боясь ответственности, отказываются от свободы, предпочитая жить «как все».
Противоположная свободе категория – это судьба, которая действует там, где нет свободы, где некие силы определяют жизнь человека. Эти силы не обязательно божественные, они могут иметь социальную или природную сущность.
Судьба может проявляться в следующих моментах.
-
Это история, общий ход исторического развития, который захватывает каждого человека (война, революция). -
Конкретные социальные обстоятельства жизни человека. -
Состояние здоровья, которое не зависит от человека. -
Случайность, ее нельзя предвидеть и планировать.
Человек бессилен перед судьбой, только герой противостоит ей, что часто приводит его к гибели. Если свобода способствует развитию индивидуальности, то судьба уравнивает всех людей.
Время – самый страшный враг человека, ибо каждая секунда приближает его к старости, к смерти. Оно не зависит от человека, как и судьба. Человек живет одновременно в четырех видах времени: физическом, социальном, биологическом психологическом. Время ведет к разрушению жизни, оно уносит царства, империи, народы и людей.
Противостоит времени вечность. Она означает непреходящее в жизни. Вечность в человеческой жизни связана с культурой, в которой сохраняются достижения прошлых поколений. В культуре различают три пласта. Первый, тонкий пласт – вечные ценности мировой культуры, второй пласт – национальные ценности культуры и третий – преходящие ценности культуры.
Выделяют несколько видов перехода в вечность, т.е. бессмертия. Первый вид – в генах потомства, в детях, внуках и правнуках. Второй вид бессмертия – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Третий вид бессмертия – упование на «растворение» тела и духа, умершего во Вселенной. Четвертый вид бессмертия связан с результатами жизненного творчества человека. Научные открытия, гениальные произведения литературы и искусства, великие победы – все это оставляет имя человека в памяти потомков.
Рассмотренные проблемы могут помочь каждому человеку в осознании и выработке смысла своей, собственной жизни.
Тема 14. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
Человечество как субъект истории. Глобальные проблемы и их типология. Пути решения глобальных проблем.
Человечество существует реально и объективно, и можно говорить о его единстве и всеобщности. Во-первых, сегодня налицо чисто пространственное проявление единства и постоянное его усиление. Во-вторых, единство человечества на любых этапах его бытия определено единством его биологической организации. Мы – дети Земли, часть ее биосферы, у нас однородны генетические основы, морфологические признаки, антропные постоянные. В-третьих, люди едины социально, вышли из единого корня, всех нас роднит субстанция труда, сходность жизнедеятельности. В-четвертых, люди едины интеллектуально, сущность разума одна и та же у всех народов и индивидов.
Различные культуры на Земле взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно нарастает, в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества.
Нынешний этап общественного развития весьма противоречив. С одной стороны, быстрый социальный и научно-технический прогресс, громадный рост производительных сил; с другой стороны, нарастающее загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и рост социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей.
Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологическая, демографическая, войны и мира, продовольственная, сырьевая, энергетическая). Эти проблемы имеют следующие особенности: планетарный, общемировой характер; угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; нуждаются в неотложных и эффективных решениях; требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов; требуют своего рассмотрения сквозь призму общечеловеческих интересов.
Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности