Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Идеалистическая концепция в социологии полагает, что вся история делается выдающимися людьми – Цезарем, Кромвелем, Наполеоном и др.

К.Маркс впервые дал научное объяснение роли личности в историческом процессе. Люди действуют не в одиночку, а массами, в частности, классами. В движениях народов, масс всегда возникает потребность в таких людях, которые бы возглавляли эти движения. И такие люди находятся. Встав во главе движения, личность оказывает определенное влияние на ход исторических событий: она может их замедлить или ускорить. Как полагал Плеханов, чтобы встать во главе масс, талант человек должен более других соответствовать общественным нуждам эпохи и существующий общественный строй не должен преграждать дорогу талантливой личности. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Часто создается «оптический обман» о всесилии личности, что она изменяет законы общества. В тоталитарном обществе может возникать культ личности, когда обожествляется вождь, лидер типа Гитлера, Сталина.

В оценке роли личности большую роль играет ее свобода – способность выбирать цели и пути их достижения. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека. Многие волюнтаристы не считались с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм, напротив, не оставляет свободы выбора у человека, утверждает предопределенность жизни человека и его поступков, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли действием динамических законов.

Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, сам человек – это существо творчески деятельное. Но само содержание свободы менялось в разные исторические эпохи. В первобытном обществе человек был несвободным – он был зависимым от природы и от рода. Диалектическая постановка проблемы свободы и необходимости была выражена Б.Спинозой: «Свобода как познанная необходимость». Экзистенциализм понимает свободу как вечную сущность человека вне связи с внешней необходимостью. Диалектический материализм понимает свободу как осознание необходимости и принятия решения со знанием дела, с учетом объективной ситуации и сознательного выбора. Категория свободы обнаруживает свои грани в разных сторонах бытия: политической, экономической, религиозной, духовной, нравственной и т.д.

С незапамятных времен человека занимал вопрос о смысле жизни: для чего живет человек? Французский экзистенциалист А.Камю вопрос о том, стоит или жить, вопрос о самоубийстве считал основным вопросом философии. Действительность абсурдна, трагична, разорвана и жизнь не имеет смысла, она подобна труду Сизифа – считал он.


Среди многих подходов к проблеме смысла жизни можно выделить три главных: смысл жизни в самой жизни, смысл жизни за пределами жизни, смысл жизни созидается самим субъектом. Для первого подхода характерно религиозное истолкование жизни. Смысл жизни – в служении Богу и жизнь тем ценнее, чем человек ближе к Богу. Второй подход видит смысл жизни в служении светлому будущему, создании справедливого счастливого общества. Третий подход полагает, что жизнь не имеет раз и навсегда заданного смысла, мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно придаем ей смысл, выбираем свою человеческую сущность. Так считают экзистенциалисты.

Смысл жизни человека состоит в его развитии как самоцели, в его самореализации. Смысл жизни может быть найден на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Для определения смысла жизни надо обладать мудростью и знакомством с опытом всего человечества.

Для раскрытия смысла жизни необходимо использовать такие категории, как жизнь, смерть, свобода, судьба, время и вечность (см. схему, предложенную Л.Н.Коганом).


смысл жизни




вечность





жизнь




свобода




время





смерть




судьба


Жизнь, по Гегелю, состоит в отделении себя от общего потока жизней. Сущность жизни он видел в самосознании. Энгельс определял жизнь как способ существования белковых тел. Человек живет в двух мирах – материальном и духовном. В жизни каждого человека много драм и трагедий, а конец ее неизбежен. Поэтому много высказываний о жизни негативных: жизнь – это страдание (Будда, Шопенгауэр), сон, бездна зла, суета, дым, пепел, иллюзия. Человек осознает краткость своей жизни и неизбежность смерти. Последняя означает конец жизни, но значение ее не только в этом, Социальный смысл смерти заключается в том, что человек ощущает ценность жизни, ее быстротечность. Кроме того, смерть освобождает дорогу новому поколению.



Смысл смерти не в медицине, а в социальных проблемах. Люди не любят говорить о смерти, хотя многие философы высказывали о ней разные мнения. Например, Эпикур писал, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.

Человек – существо творческое, свободное. Свобода состоит в том, что он ставит себе цели: ближайшие, ситуационные, стратегические, смысложизненные. Свободен человек и тогда, когда выбирает различные свободы и средства достижения цели. Многие люди, боясь ответственности, отказываются от свободы, предпочитая жить «как все».

Противоположная свободе категория – это судьба, которая действует там, где нет свободы, где некие силы определяют жизнь человека. Эти силы не обязательно божественные, они могут иметь социальную или природную сущность.

Судьба может проявляться в следующих моментах.

  1. Это история, общий ход исторического развития, который захватывает каждого человека (война, революция).

  2. Конкретные социальные обстоятельства жизни человека.

  3. Состояние здоровья, которое не зависит от человека.

  4. Случайность, ее нельзя предвидеть и планировать.

Человек бессилен перед судьбой, только герой противостоит ей, что часто приводит его к гибели. Если свобода способствует развитию индивидуальности, то судьба уравнивает всех людей.

Время – самый страшный враг человека, ибо каждая секунда приближает его к старости, к смерти. Оно не зависит от человека, как и судьба. Человек живет одновременно в четырех видах времени: физическом, социальном, биологическом психологическом. Время ведет к разрушению жизни, оно уносит царства, империи, народы и людей.

Противостоит времени вечность. Она означает непреходящее в жизни. Вечность в человеческой жизни связана с культурой, в которой сохраняются достижения прошлых поколений. В культуре различают три пласта. Первый, тонкий пласт – вечные ценности мировой культуры, второй пласт – национальные ценности культуры и третий – преходящие ценности культуры.

Выделяют несколько видов перехода в вечность, т.е. бессмертия. Первый вид – в генах потомства, в детях, внуках и правнуках. Второй вид бессмертия – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Третий вид бессмертия – упование на «растворение» тела и духа, умершего во Вселенной. Четвертый вид бессмертия связан с результатами жизненного творчества человека. Научные открытия, гениальные произведения литературы и искусства, великие победы – все это оставляет имя человека в памяти потомков.


Рассмотренные проблемы могут помочь каждому человеку в осознании и выработке смысла своей, собственной жизни.

Тема 14. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
Человечество как субъект истории. Глобальные проблемы и их типология. Пути решения глобальных проблем.

Человечество существует реально и объективно, и можно говорить о его единстве и всеобщности. Во-первых, сегодня налицо чисто пространственное проявление единства и постоянное его усиление. Во-вторых, единство человечества на любых этапах его бытия определено единством его биологической организации. Мы – дети Земли, часть ее биосферы, у нас однородны генетические основы, морфологические признаки, антропные постоянные. В-третьих, люди едины социально, вышли из единого корня, всех нас роднит субстанция труда, сходность жизнедеятельности. В-четвертых, люди едины интеллектуально, сущность разума одна и та же у всех народов и индивидов.

Различные культуры на Земле взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно нарастает, в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества.

Нынешний этап общественного развития весьма противоречив. С одной стороны, быстрый социальный и научно-технический прогресс, громадный рост производительных сил; с другой стороны, нарастающее загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и рост социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей.

Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологическая, демографическая, войны и мира, продовольственная, сырьевая, энергетическая). Эти проблемы имеют следующие особенности: планетарный, общемировой характер; угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; нуждаются в неотложных и эффективных решениях; требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов; требуют своего рассмотрения сквозь призму общечеловеческих интересов.

Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности