Файл: Страховые пенсии по старости проблемы правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 17329

Скачиваний: 134

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частью 4 ФЗ-400 закреплено, что Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Поэтому постановления Правительства РФ занимают особое место в системе законодательства о социальных пенсиях.

Среди действующих ныне постановлений Правительства, регламентирующих отношения, связанные с предметом регулирования ФЗ-400, можно назвать следующие:

- постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (принято во исполнение ч. 4 ст. 14, действует с 1 января 2015 г.);

- постановление Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости";

- постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение";

- постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях";

- постановление Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 284 "Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей".

В целях единообразного применения ФЗ-400 при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения.

В качестве примера приведем Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению". Названный Приказ разъясняет положения части 6 статьи 21 ФЗ-400, определяет документы, необходимые для установления страховой пенсии (доли страховой пенсии по старости).


В части 5 статьи 2 ФЗ-400 содержится ссылка еще на два федеральных закона, которые следует отнести к системе законодательства РФ о страховых пенсиях.

Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируется ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Ряд норм ФЗ-400 прямо отсылает к названному закону, среди них:

часть 2 статьи 5, предусматривающая в отдельных случаях, предусмотренных ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право лица на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии;

часть 3 статьи 9, устанавливающая право инвалида, не имеющего страхового стажа на социальную пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

часть 11 статьи 10, говорящая о том, что социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначается в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I применяется к рассматриваемым правоотношениям в части назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Закон распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей.

Часть 6 статьи 2 ФЗ-400 позволяет включить в систему законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях отдельные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и акты организаций, если они регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций.



Вопросы пенсионного обеспечения довольно остро стоят в нашей стране, такой вывод мы можем сделать, наблюдая за постоянно меняющимся законодательством в этой сфере. До настоящего времени происходили и происходят изменения пенсионной системы Российской Федерации, но возвращаясь к недавним нововведениям, хотелось бы поподробнее рассмотреть реформу 2013-2015 гг., которая установила не только новый порядок формирования пенсионных прав, но и определила новый способ расчета страховой пенсии.

При написании данной работы также была проанализирована судебная практика по данной категории дел. Изучая решения, было выяснено, что чаще всего за защитой обращаются граждане, достигшие пенсионного возраста, и получившие отказ в назначении страховой пенсии по старости из-за недостатка страхового стажа и ИПК.

Например, в гражданском деле № 2 - 709/201723 по иску Полещука к Управлению Пенсионного фонда РФ об оспаривании решения по назначению страховой пенсии по старости. В данном деле истец оспаривает отказ Управления пенсионного фонда в назначении положенного ему социального обеспечения по закону. Гражданину было отказано решением компетентного органа ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Документами был подтвержден страховой стаж равный 7 годам 9 месяцам и 11 дням, суммарный ИПК был равен 8,011, и не соответствовал установленным 9.

Управлением пенсионного фонда не были включены в страховой и общий трудовой стаж определенные периоды работы, подтвержденные документально, но оформленные не по правилам, установленным законом. Поэтому истец обратился в суд, так как посчитал, что неточности в оформлении документов не дают оснований для лишения его права на пенсионное обеспечение. Также как и отсутствие каких-либо сведений не должно являться основанием для отказа в зачете в пенсионный стаж определенных периодов работы, т.к. правильность и своевременность их отражений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика и страхователя, а не работника. Поэтому суд, удовлетворяет иск, ссылаясь на полноту всех доказательств, представленных истцом.

Это одно из многочисленных судебных решений, который также подтверждает наши выводы о слабой работе переходных положений к новому закону, связанных с установлением страхового стажа и вычислением ИПК, а также наличием проблем в законодательном регулировании оформления трудовой документации. Анализ судебной практики по данной категории дел, позволил выявить, что управления
пенсионного фонда РФ отказывают гражданам, ссылаясь на недостаточное количество страхового стажа, неверное оформление трудовой документации (архивные справки, трудовые книжки), либо на отсутствие положенного ИПК, который напрямую зависит от заработной платы. Исходя из последнего, можно сказать о высокой степени взаимосвязи трудовых и социально-страховых правоотношений, т.к. трудовые правоотношения имеют непосредственное отношение не только к возникновению права на определенный вид социально – страхового обеспечения, но и на его размер.

Глава 2. Досрочные страховые пенсии по старости

2.1 Досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми условиями труда


Пенсионная система России, несмотря на более чем двадцатилетнюю реформу, крайне нестабильна и противоречива. Причина этого видится в попытке приспособить изжившую себя систему государственного пенсионного обеспечения к новым социально-экономическим условиям. Проводимые реформы носили во многом ситуативный характер, что не позволило построить устойчивую и адекватную современным реалиям систему обязательного пенсионного страхования. В целом характеризуя работу, проведенную в рамках реформ, можно констатировать ее хоть и существенный, но лишь подготовительный характер, направленный на создание условий для применения страховых механизмов в сфере пенсионного обеспечения. При этом остался нерешенным целый ряд проблем. Среди них и одна из самых острых - проблема широкого распространения досрочных пенсий, назначаемых в связи с особыми, опасными или вредными условиями труда, а также по медико-биологическим и природноклиматическим основаниям24. Как представляется, досрочное пенсионное обеспечение как категория правовой и социальной науки и практики - это материальное обеспечение, предоставляемое до достижения общеустановленного пенсионного возраста, основаниями которого служат: работа, выполняемая в особых условиях труда, в определенных должностях, выполнение работы в особых климатических условиях, а также социальные условия и состояние здоровья граждан. С учетом различий в приобретенных правах на досрочную страховую пенсию.

Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы выделяются три категории застрахованных лиц, в отношении которых используются нормативные положения о досрочных пенсиях:

  • лица, имеющие «полный» стаж на соответствующих видах работ (специальный стаж);

  • лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие право на досрочную пенсию;

  • лица, не имеющие специального стажа25

. В частности, указывается, что «сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих "полный" для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее - специальный стаж).