Файл: Страховые пенсии по старости проблемы правового регулирования.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 17325
Скачиваний: 134
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и условия назначения страховой пенсии по старости.
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости
Глава 2. Досрочные страховые пенсии по старости
2.1 Досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
повлиявшие на исход дела, могут быть устранены судом апелляционной инстанции35. Следовательно, как ранее действовавшее законодательство, так и действующее законодательство, предусматривало и предусматривает возможность включения периодов работы в подсчет специального стажа как ранее действовавшее законодательство, так и действующее законодательство, предусматривало и предусматривает возможность включения периодов работы в подсчет специального стажа как работу, предусмотренную Списком № 2, только в тех случаях, если эта работа выполнялась в течение полного рабочего дня.
Поэтому можно сделать вывод, что все периоды специального стажа должны быть в обязательном порядке, законно и фактически подтверждены и официально оформлены. Соглашаясь с мнением Е.Н. Башириной, можно указать, что пенсии, назначаемые в связи с работой во вредных, тяжелых, особых и других условиях труда, действительно закреплены в подпунктах 1 - 15 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"36. Согласно указанным подпунктам 1 - 15 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсии в связи с работой во вредных, тяжелых, особых и других условиях труда, назначаются с учетом определенных оснований и условий: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В частности, как указано в Определении № 4-КГ16-62, пенсионное обеспечение бортпроводников, являющихся специалистами, которые входят в состав экипажа гражданской авиации, осуществляется в соответствии с правилами подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 48 января 2015 г. - п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а также в соответствии со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217)37.
При определении стажа на соответствующих видах работ, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 (ред. от 05.12.2018) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Согласно статистики существует значительные проблемы в нарушении пенсионного законодательства в Алтайском крае пенсионными органами. По отношению к 359 делам об оспаривании законности решений об отказе в досрочном назначении пенсии, рассмотренных судами края в 2017-2018 гг., основную массу составили:
Количество споров о назначении трудовой пенсии по иным основаниям, в частности, в связи с работой граждан в плавсоставах на судах речного флота и т.д. является незначительным. Результаты обобщения судебной практики показали, что большинство представленных дел рассмотрены судами края с вынесением судебных решений по существу спора. Так, по 702 делам в сфере пенсионных споров из 721 судами были постановлены решения. В ряде случаев исковые заявления граждан были оставлены судами без рассмотрения по мотивам неявки сторон в судебное заседание либо производство по делу было прекращено. Количество таких дел соответственно составило 12 и 10 дел. Следует отметить, что копии определения судей об оставлении исковых заявлений без рассмотрения не всегда направлялись участвующим в деле лицам, что способствовало нарушению сроков рассмотрения гражданских дел.
Изучение и анализ представленных на обобщение гражданских дел, показал, что по 602 делам судами выносились решения об удовлетворении требований пенсионеров об оспаривании решений об отказе в назначении пенсий на льготных условиях, что составляет 83,5%.
По 57 делам судами выносились решения о частичном удовлетворении исковых требований, что составляет около 8%. По 43 делам судами были постановлены решения об отказе в удовлетворении иска, что составило около 6%.
Таким образом, следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев находило свое подтверждение несоответствие требованиям законодательству решений территориальных органов пенсионного обеспечения об отказе гражданам в досрочном назначении пенсии в связи с особыми условиями труда.
Удержание из пенсии является одним из способов возврата переплаченных денежных средств. В зависимости от обстоятельств сумма ежемесячного удержания и порядок удержания может быть различным, но выплачивать все равно необходимо38.
Должник в установленные законом сроки решает, будет ли он выплачивать, или же из его пенсии будут удерживать денежные средства, пока он полностью не погасит долг. Взыскание производится через Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, в Самарской области это приволжский федеральный округ.
Удержание из пенсии – это принудительная мера невыплаты гражданином присужденных ему к уплате денежных сумм в добровольном порядке39.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из пенсии производится по трем основаниям:
Первое основание – это удержание на основе исполнительных документов.
В статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229 – ФЗ установлен перечень исполнительных документов, на основании которых могут осуществляться удержания из пенсий, к ним отнесены:
«- исполнительные листы; - судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
- постановления судебного пристава- исполнителя; - акты, документы иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом».
Таким образом, принудительное исполнение наложенного на должника взыскания – это и есть добровольный порядок исполнения данного взыскания. То есть, если исполнительный лист оказывается в Пенсионном фонде Российской Федерации и это означает, что гражданин по собственной воле не признал себя должником. Если орган все- таки получил исполнительный документ, то орган на данном основании и в обязательном порядке может удерживать у должника пенсию40.
Второе основание – на основании решения органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, в случаях излишне выплаченных пенсионеру выплат, в связи с нарушением обстоятельства в срочном порядке сообщить органу, осуществляющий пенсионное обеспечение
Поэтому можно сделать вывод, что все периоды специального стажа должны быть в обязательном порядке, законно и фактически подтверждены и официально оформлены. Соглашаясь с мнением Е.Н. Башириной, можно указать, что пенсии, назначаемые в связи с работой во вредных, тяжелых, особых и других условиях труда, действительно закреплены в подпунктах 1 - 15 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"36. Согласно указанным подпунктам 1 - 15 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсии в связи с работой во вредных, тяжелых, особых и других условиях труда, назначаются с учетом определенных оснований и условий: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
-
женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет; -
женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; -
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, 46 гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; -
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; -
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; -
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; -
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; -
лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - 47 горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет; -
мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности; -
мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; -
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В частности, как указано в Определении № 4-КГ16-62, пенсионное обеспечение бортпроводников, являющихся специалистами, которые входят в состав экипажа гражданской авиации, осуществляется в соответствии с правилами подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 48 января 2015 г. - п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а также в соответствии со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217)37.
При определении стажа на соответствующих видах работ, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 (ред. от 05.12.2018) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
-
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и 49 должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.; -
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.; -
при досрочном назначении страховой пенсии по старости женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью: Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 г. № 130 "Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет"; список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по 50 старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1021 "Об утверждении списка производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г.; -
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, - список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет"; и т.д.
Согласно статистики существует значительные проблемы в нарушении пенсионного законодательства в Алтайском крае пенсионными органами. По отношению к 359 делам об оспаривании законности решений об отказе в досрочном назначении пенсии, рассмотренных судами края в 2017-2018 гг., основную массу составили:
-
дела по искам о досрочном назначении пенсии в связи с работой с вредными условиями или особыми видами профессиональной деятельности 53 дела или 14,8%, -
дела по искам об оспаривании законности решений об отказе в досрочном назначении пенсии в связи с работой в тяжелых условиях - 221 дело или 61,5%, -
дела по искам об оспаривании законности решений об отказе в досрочном назначении пенсий иным лицам - 29 дел или 8%.
Количество споров о назначении трудовой пенсии по иным основаниям, в частности, в связи с работой граждан в плавсоставах на судах речного флота и т.д. является незначительным. Результаты обобщения судебной практики показали, что большинство представленных дел рассмотрены судами края с вынесением судебных решений по существу спора. Так, по 702 делам в сфере пенсионных споров из 721 судами были постановлены решения. В ряде случаев исковые заявления граждан были оставлены судами без рассмотрения по мотивам неявки сторон в судебное заседание либо производство по делу было прекращено. Количество таких дел соответственно составило 12 и 10 дел. Следует отметить, что копии определения судей об оставлении исковых заявлений без рассмотрения не всегда направлялись участвующим в деле лицам, что способствовало нарушению сроков рассмотрения гражданских дел.
Изучение и анализ представленных на обобщение гражданских дел, показал, что по 602 делам судами выносились решения об удовлетворении требований пенсионеров об оспаривании решений об отказе в назначении пенсий на льготных условиях, что составляет 83,5%.
По 57 делам судами выносились решения о частичном удовлетворении исковых требований, что составляет около 8%. По 43 делам судами были постановлены решения об отказе в удовлетворении иска, что составило около 6%.
Таким образом, следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев находило свое подтверждение несоответствие требованиям законодательству решений территориальных органов пенсионного обеспечения об отказе гражданам в досрочном назначении пенсии в связи с особыми условиями труда.
2.2. Удержание из страховой пенсии по старости.
Удержание из пенсии является одним из способов возврата переплаченных денежных средств. В зависимости от обстоятельств сумма ежемесячного удержания и порядок удержания может быть различным, но выплачивать все равно необходимо38.
Должник в установленные законом сроки решает, будет ли он выплачивать, или же из его пенсии будут удерживать денежные средства, пока он полностью не погасит долг. Взыскание производится через Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, в Самарской области это приволжский федеральный округ.
Удержание из пенсии – это принудительная мера невыплаты гражданином присужденных ему к уплате денежных сумм в добровольном порядке39.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из пенсии производится по трем основаниям:
Первое основание – это удержание на основе исполнительных документов.
В статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229 – ФЗ установлен перечень исполнительных документов, на основании которых могут осуществляться удержания из пенсий, к ним отнесены:
«- исполнительные листы; - судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
- постановления судебного пристава- исполнителя; - акты, документы иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом».
Таким образом, принудительное исполнение наложенного на должника взыскания – это и есть добровольный порядок исполнения данного взыскания. То есть, если исполнительный лист оказывается в Пенсионном фонде Российской Федерации и это означает, что гражданин по собственной воле не признал себя должником. Если орган все- таки получил исполнительный документ, то орган на данном основании и в обязательном порядке может удерживать у должника пенсию40.
Второе основание – на основании решения органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, в случаях излишне выплаченных пенсионеру выплат, в связи с нарушением обстоятельства в срочном порядке сообщить органу, осуществляющий пенсионное обеспечение