Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере магазина «Юничел»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях укрепляющихся рыночных отношений быстрыми темпами развивается сфера услуг и повышается насыщенность товарного рынка, в первую очередь торговля.

Торговля имеет две основных задачи, это содействие производителю в быстрой реализации произведенной им продукции и содействие потребителю в удовлетворении его потребностей.

Главными чертами розничной торговли продуктами питания является устойчивый спрос, прямая связь с уровнем жизни населения и широкий ассортиментный ряд.

Таким образом, актуальность темы работы обосновывается потребностями современного рынка в новых способах удовлетворения потребностей покупателей при помощи рационального формирования ассортимента.

Целью данной работы является проведение анализа ассортимента, современного состояния и перспектив развития потребностей рынка кожаной обуви.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

  • изучить ассортимент товара как инструмент торговой политики;
  • рассмотреть факторы, формирующие структуру торгового ассортимента;
  • провести анализ ассортимента кожаной обуви;
  • описать современное состояние рынка кожаной обуви;
  • охарактеризовать ассортимент кожаной обуви магазина в г.Мурманске.

Объектом исследования в работе служит обувной магазин в г. Мурманске. Предметом исследования выступает торговый ассортимент.

Теоретической и методической основой послужили труды таких российских исследователей как: С.А. Вилкова, Н.С. Моисеенко, Т.И. Чалых и др. Кроме того, при написании работы использовались публикации в периодической печати, а также в сети Интернет.

В работе применялись общие методы исследования – описательный метод, методы сравнительного статистического и экономического анализа, которые помогли раскрыть тему курсовой работы и достичь поставленной цели.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы торгового ассортимента

    1. 1.1 Ассортимент товара как инструмент торговой политики


Эффективность деятельности любого предприятия принято оценивать по  прибыли, которую организация получает в процессе реализации производимой продукции или предоставляемой услуги. Прибыль  предприятия зависти от множества факторов, например: характер предпочтений покупателей и уровень спроса на товар, объем  продаж имеющегося ассортимента, уровень конкуренции на рынке, напрямую зависит от спроса на рынке на данный товар или услугу.  Для того, чтобы товар или услуга  были конкурентоспособными и имели спрос на рынке, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений, в основе которых лежит товарная политика.

Желток Н.С., Плаксина Г.Н. и Мудрогелов Д.М. раскрывают понятие «Товарная политика» как маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением системы мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию характеристик товара, которые удовлетворяют ту или иную потребность и делают его постоянно ценным для потребителя.

Существует 2 точки зрения для рассмотрения товарной политики:

– производственная (фокусирование на конкретном предмете торговли, определение сроков его производства);

–  коммерческая (как продавать произведенный товар, чтобы наилучшим способом поддержать маркетинговую стратегию предприятия).

Следует отметить, что для получения более точной характеристики товарной политики необходимо исследовать и производственную, и коммерческую товарную политику. Рассмотрение только одного критерия не даст желаемых результатов.

Разработка и эффективное проведение товарной политики должны основываться на хорошем знании рынков  и реальных возможностей предприятия (денежных, материальных ресурсов, производственных мощностей, технологического обеспечения).

Таким образом, для эффективного проведения товарной политики необходимо комплексное решение поставленных задач. Более того, для обеспечения эффективной работы предприятия, его товарная политика должна включать в себя такие инструменты, как: сегментирование, позиционирование, формирование ассортимента и «товарного портфеля».

 Принимая решение о производстве, необходимо определить состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, т.е. ее ассортимент. Существует множество формулировок данного определения, однако все они перекликаются между собой, имея одинаковый смысл. Ниже приведены некоторые из них.

По мнению Золотова,  ассортимент товаров представляет собой группу товаров, скоординированных по данному  признаку или их совокупности.


«Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом», - считает Г. С. Тютюшкина [13, С. 93].

Таким образом, можно сделать вывод, что ассортимент - это совокупность товаров, объединенных по какому-либо критерию.

Следует отметить, что ассортимент товаров делятся на промышленный и торговый ассортимент. К тому же, первый преобразуется во второй путем подсортировки.

Промышленный ассортимент товаров (недопустимо: «производственный ассортимент») представляет собой ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.

В повседневной жизни  мы чаще сталкиваемся с торговым ассортиментом. Приходя в магазин, супермаркет или в любую другую торговую сеть, на витрине мы может наблюдать множество аналогичных товаров, которые в совокупности представляют собой торговый ассортимент.

Обобщая вышеприведенный материал, можно сделать вывод, что ассортимент предполагает группировку товаров, в то время как товарная номенклатура подразумевает перечисление всех существующих товаров и их подвидов.

Не менее важно разграничивать понятия укрупненного и развернутого ассортимента. С данной классификацией можно столкнуться редко, однако степень ее важности от этого нисколько не меняется. К числу укрупненного ассортимента принято относить деление товаров на категории, классификации широкого смысла. А в классификацию развернутого ассортимента обычно включают деление на мелкие, скрупулезные подвиды товаров.

Ассортимент также можно сортировать по следующим направлениям:

  • групповой ассортимент. Данное понятие объединяет в себе объединение крупных совокупностей товаров, названных группой. Такая классификация имеет обобщенный характер. Например, предприятие производит одежду для детей и взрослых или сеть магазинов реализует продовольственные и непродовольственные товары.
  • под значением видового ассортимента понимается классификация товаров, находящихся в определенной группе. К примеру, предприятие производит молочную продукцию следующих видов:  сырки, творог, кефир, биойогурт, молоко и сметана.
  • понятие внутривидового ассортимента определяет подразделение каждого участника в конкретной группе товаров. Если продолжить рассматривать пример о молочной продукции, то творог может быть обезжиренным или с различными процентами жирности: 1%, 5%, 9% и т.д. [8, С. 92].

Еще на стадии возникновения предприятия формируется ассортимент и в процессе деятельности организации он подвергается изменениям ввиду различных причин. К числу самых распространенных можно отнести появления инновационных товаров у конкурентов и на основе собственных исследований и разработок, по причине выявления наличия убыточных товаров, ассортимента непостоянного или сезонного спроса, в соответствии с изменениями предпочтений потребителей под влиянием постоянно изменяющейся моды.


Все имеющиеся в экономической литературе трактовки данного понятия схожи между собой, синонимично заменяя некоторые фразы из формулировки.

Таким образом, реализация комплекса мероприятий, предполагающих процесс создания оптимального, желаемого ассортимента для предприятия в соответствии с поставленными целями, можно назвать формированием ассортимента.

Далее рассмотрим перечень базовых параметров, с помощью которых можно охарактеризовать исследуемый ассортимент, а также применить в качестве действия как инструмент формирования ассортимента:

  • широта ассортимента. Данное понятие подразумевает под собой комплексность числа товарных блоков. Например, средства транспортировки: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и т.д.;
  • глубиной ассортимента принято называть группировку множества подвидов определенной совокупности товаров в зависимости от существующего спроса. В качестве примера можно рассмотреть кроссовки как товар для разных потребителей: кроссовки для футболистов с шипами, кроссовки для бега, кроссовки для повседневной носки, кроссовки для плохих климатических условий с утепленной стелькой;
  • под длиной или насыщенностью товарного ассортимента обычно понимают число товарных групп в совокупности;
  • полнота ассортимента. Идея данного параметра включает в себя материальное  присутствие определенного товара, относящегося к исследуемой торговой группе;
  • гармоничность ассортимента - степень непротиворечивости или схожести товаров в группах и группах между собой внутри ассортимента по показателю удовлетворенности существующего спроса;
  • устойчивость ассортимента непосредственно связана с предыдущим показателем - полнотой. Однако ее особенность заключается в непрерывном или бесперебойном наличии товара в выделенном сегменте.

Известно, что ассортимент не может лидировать по всем показателям одновременно. Даже если у торговой сети такие параметры, как ширина, глубина и длинна будут лидировать по сравнению с ассортиментом конкурента, то с полнотой и устойчивостью могут возникнуть проблемы. К сожалению, на наличие товаров в витрине влияет множество факторов и чем масштабнее торговая сеть, тем сложнее держать под контролем сложившуюся ситуацию. В истории любой организации всегда найдутся случаи форс-мажоров, из-за которых товар отсутствовал на прилавке. К числу таких примеров можно отнести недобросовестного поставщика, нехватка материалов для производства товара по причине нерационального распределения ресурсов, неправильные условия хранения готовой продукции  и многое другое.


1.2 Факторы, формирующие структуру торгового ассортимента

Формирование ассортимента товаров постоянно во всех звеньях – от производства до потребления, оно связано с определенным предприятием и определяется его ассортиментной политикой. При формировании ассортимента используют различные принципы: потребительский, функциональный, сбытовой, ценовой.

Влияющие основные факторы на формирование ассортимента – это спрос и рентабельность, а также сырьевая база, материально-техническая база, достижения научно-технического прогресса, специализация торгового предприятия, каналы распределения товаров, стимулирование сбыта.

Ассортимент товаров формируется из двух этапов. Первый этап определяет перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. Втором этап определяет количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию [5, С.43].

Для формирования ассортимента существует ряд приемом, учитывающих взаимовлияние разных товаров друг на друга. Расположение рядом взаимодополняющих товаров очень выгодно, например, чипсы и пиво или приправы и мясо. Это позволяет добиваться большего оборота одних товаров благодаря другим. Здесь необходимо разработать карту прямой прибыльности тех или иных товаров исходя из занимаемой ими площади. Также большое влияние оказывают уровень цен, упаковка и размещение.

В большинство магазинах в настоящее время за каждой категории товаров закрепляется менеджер, который следить и занимается закупкой. На основании полученных данных от менеджеров определяются стабильные, перспективные и не имеющие будущего группы товаров. Для упрощения работы и оптимального соотношения различных групп существует АВС-анализ, матрица БКГ. Они позволяют наглядно ранжирование любых ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль или продажи, благодаря этому можно правильно расставить приоритеты деятельности предприятия.

Таким образом, формирование ассортимента в розничной торговой сети является важной составляющей самого торгового предприятия. Регулирование перечисленных выше факторов составляет управление ассортиментом и позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса.