Файл: Московский государственный строительный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).

2.3 Функциональная программа музея.

1. Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу, деятельности музеев, определяют структуру, состав и площадь помещений. (табл. 1 , 2).

2. При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов.

Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.

2.4 Состав основного фонда.

В основной фонд входят:

- подлинные документальные и вещественные материалы, имеющие историческое значение (обмундирование, снаряжение, личные вещи, документы и т. п.);

- историко-бытовые и технические коллекции, отдельные предметы, характеризующие развитие производства, общественные отношения (орудия труда, образцы продукции промышленности, образцы видов сырья и т. п.);

- мемориальные комплексы и отдельные предметы, относящиеся к важнейшим историческим событиям, а также характеризующие жизнь и деятельность активных участников исторических событий, ветеранов, творческих деятелей науки и культуры;

- подлинные письменные и печатные документы;

- книги старопечатные, произведения художественной литературы с автографами авторов;

-фотографические материалы (оригинальные негативы и фотоотпечатки, отражающие факты, события, явления общественной жизни, представляющие интерес как произведения искусства или имеющие какие-либо другие примечательные особенности);

- произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура).

2.5 Формирование коллекций.

Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев.

Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 1-2%. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ.


2.6 Паспортизация школьных музеев.

Основным нормативным актом, устанавливающим основные правила организации и деятельности школьного музея является « Положение о музее образовательного учреждения».

Паспортизация школьных музеев – официальная регистрация музеев образовательных учреждений (школьных музеев). Осуществляется комиссией по паспортизации, создаваемой учреждениями образования (обычно – центрами и станциями детско-юношеского туризма и краеведения). В комиссию обязательно включается сотрудник государственного музея.

Основные критерии, по которым музею вручается паспорт и свидетельство музея:

- коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений;

- экспозиция, размещенная в приспособленном помещении;

- актив из числа обучающихся и педагогов, ведущий работу в музее;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

2.7 Хранение. Основные правила хранения музейных предметов.

Хранение музейных предметов – первостепенная задача музея. Это создание таких условий, которые способны обеспечить безопасность использования музейных коллекций, и прежде всего безопасность музейных экспонатов от вандализма, хищений и пожаров.

В идеальном случае музей должен иметь отдельные помещения для экспозиции и фондохранилища. Однако, учитывая проблемы с помещениями в школах, следует признать, что создание фондохранилища здесь практически невозможно.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.

Рассмотрим основные требования к экспозиционному помещению. Экспозиция должна располагаться в отдельном помещении (не в рекреации), иметь экспозиционное оборудование, соответствующее всем требованиям. Помещение для экспонирования необходимо защитить от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков. Все окна должны быть снабжены шторами (жалюзи). На окнах должны быть решетки. При искусственном освещении применяются лампы накаливания, использование люминесцентных ламп не рекомендуется. Но за последние десятилетия мировые стандарты по освещению музеев шагнули вперед, и сегодня активно для этих целей применяются светодиоды. Дверь должна быть металлическая, если нет возможности поставить металлическую дверь, можно использовать крепкую, добротную деревянную дверь с хорошим замком. В помещении необходимо производить влажную уборку, проветривание и чистку экспонатов и витрин.



Все материалы, хранящиеся в музее, разделяются для учёта на ряд однородных групп. Это облегчит работу по учёту и хранению, наблюдение за сохранностью экспонатов. Можно выделить, учитывая материал изготовления, следующие основные группы:

- материал на бумажной основе (документы, книги, фотографии, рисунки и т. п.);

- изделия из металла (предметы домашнего обихода и т. п.);

- ткани и одежда;

- изделия из дерева и кожи;

- керамика и стекло;

- естественнонаучные коллекции;

- произведения живописи.

Большое значение для сохранности имеет хранительское и экспозиционное оборудование. Самое простое оборудование для этих целей в школьном музее - стеллажи и закрывающиеся шкафы. На стеллажах размещают предметы, которые не боятся пыли и света: керамика, стекло, изделия из металла и т. п. Для лучшей сохранности музейных памятников рекомендуется закрывать стеллажи шторами или полиэтиленовой пленкой. Все остальные предметы, в том числе документы и фотографии, лучше хранить в закрытых шкафах. Шкафы, стеллажи, полки рекомендуется пронумеровать, что позволит сделать соответствующие «топографические» отметки в инвентарной книге и каталожной карточке и будет способствовать быстрому поиску нужного предмета.

У каждого шкафа и стеллажа размещается небольшой планшет с топографической описью того, что там находится. На коробках и в папках, помещенных в шкафах и на стеллажах, пишут инвентарные номера находящихся в них материалов.

Книги обычно хранятся закрытыми в вертикальном положении, корешками наружу. Документы, листовки, литографии, рисунки, картины нужно хранить в папках с клапанами. В папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспарту, сделанного из плотной белой бумаги или картона. К внутренней стороне нижней половины листа прикрепляется на лапках гравюра, рисунок, литография, редкая рукопись. В верхней половине листа делается вырез на 0,5-1,0 см меньше, чем размер художественного произведения или документа. Нижняя половина паспарту предохраняет оборотную сторону художественного произведения, а толщина бумаги или картона защищает лицевую сторону от соприкосновения с другими экспонатами.

Для хранения марок, открыток, этикеток требуются специальные альбомы (кляссеры) и папки.

Документы и фотографии сначала прикрепляют на лист картона, размер которого должен равняться размеру документа. Крепление делается из полоски бумаги или ткани размером 2x4 см, сложенного вдвое. Одна половинка этой полоски приклеивается к картону у верхнего края, другая - у нижнего края по диагонали, в тех местах, где будут находиться уголки прикрепляемого документа или фотографии. Можно приобрести готовые уголки для прикрепления фотографий и использовать их. Картон прикрепляется к стенду и сверху накладывается стекло, прижимающее фотографии или документы к стенду. Современные методики предлагают множество других способов экспонирования документов и фотографий. Так, можно использовать два стекла, между которыми располагаются фотографии или документы, или вместо подлинных фотографий и документов можно использовать цветные и черно-белые ксерокопии, фотокопии. Тогда копии документа могут быть приклеены к стенду, и защита стеклом не является обязательной в фондах музея остается подлинный документ. Нужно помнить, что любое ксерокопирование или сканирование документа разрушает его структуру и приводит к необратимым последствиям. Современные технологии предлагают много способов копирования документа, и, если в фондах музея находятся редкие ценные документы, то для копирования этих документов лучше обратиться к специалистам курирующего или профильного государственного музея. При экспонировании подлинных произведений живописи необходимо для защиты от пыли и механических повреждений окантовать их под стекло в паспарту.


Фотоотпечатки, негативы нужно помещать в конверты из чёрной бумаги и хранить вертикально в коробках. На наружной стороне конверта нужно записать данные о предмете.

Монеты и медали хранятся в бумажных пакетиках, которые вкладываются в коробки с разделителями. На пакетике пишутся краткие данные о монете или медали. В школьных музеях разрешается хранение только тех медалей и орденов, которые после смерти награждённого были оставлены семье на вечное хранение и переданы в дар музею. Передача орденов и медалей в школьные музеи при жизни награжденного недопустима.

Предметы из драгоценных металлов (золота, платины, серебра) хранить в школьных музеях не разрешается. Все материалы из драгоценных металлов подлежат передаче в государственный музей. Исключение составляют мелкие серебряные монеты.

Хранение нарезного огнестрельного оружия любого вида, даже приведенного в боевую негодность, запрещается.

Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, тканей, фотографий и т. п.) применяются дополнительные меры предохранения шторы, занавески на витринах и стендах. Музейные предметы требуют особого температурно-влажностного режима. Помещения для экспозиции и хранилища должны быть сухими и вентилируемыми, температура воздуха вних должна быть в пределах +15-+28 градусов. Пределы относительной влажности -50-60%. Искусственно воздух увлажняется при помощи ванночек с водой.

Если постоянное экспонирование музейного предмета в экспозиции становится угрозой для его сохранности, то следует подлинник заменить копией или муляжом, а сам памятник поместить в хранилище.

Основные правила хранения музейных предметов на экспозиции и в фондах.

При оформлении экспозиции не следует забывать ряд правил и рекомендаций.

1. Для оформления экспозиции не рекомендуется применять шерстяные ткани, недопустимы прокладки из резины и окраска оборудования казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород.

2. Произведения графики и старые фотографии должны экспонироваться под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина (не рекомендуется мелованная бумага). Рекомендуется ватман, полуватман, белый картон.

3. При окантовке графики не рекомендуется использовать фанеру и доски без бумажных прокладок. Лист графики должен быть прикрыт по краям не менее чем на 5 мм. Для монтажа произведений, выполненных пастелью, углем, мягкими карандашами, запрещается использование оргстекла.


4. В залах с естественным освещением наиболее ценные и чувствительные к воздействию света предметы (акварели, документы) закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой прокладке либо темной плотной тканью.

5. Музейные предметы на бумажной основе крепятся при помощи бумажных шарниров (лапок). Для лапок следует применять белую писчую бумагу. Лапки – это небольшие полоски бумаги (примерно 3х1 см), сложенные вдвое. Одной половиной они приклеиваются по углам и серединам сторон экспоната (документа, фотографии), другая смазывается клеем ПВА и прикладывается к монтируемой плоскости (стенду, паспарту, альбому). При приклеивании части лапки на подлинник используется клей декстрин. Для школьных музеев рекомендуется использовать клейстер. Его варят из муки и воды или крахмала и воды.

6. Одежду в экспозиции и хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются ватой или полосками ткани и обшиваются тканью. Одежду экспонировать лучше всего на манекене либо конструкции, приближенной к манекену.

7. Экспонировать знамена, флаги необходимо в развернутом виде, таким образом, чтобы не было сгибов ткани. Хранить их следует в свернутом виде и зачехленными.

8. Общая продолжительность экспонирования всех видов бумажных материалов должна составлять не более 6 месяцев в году, старых фотографий не более года.

В постоянной экспозиции наиболее ценные экспонаты необходимо заменять копиями.

Категорически запрещается:

1. При наклеивании лапок и монтаже применять какие-либо виды клея, кроме вышеперечисленных, использовать клейкую ленту (скотч).

2. Прикалывать музейные предметы кнопками, иголками и прибивать гвоздями. Помимо механических повреждений (разрывов ткани и бумаги) это легко приводит к появлению ржавчины.

3. Занимать авторские поля и обрезать их.

4. Наклеивать музейные предметы сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля музейного предмета.

5. Склеивать листы книг, брошюр, документов друг с другом без лапок.

6. При креплении экспонатов накладывать их один на другой.

7. Прикреплять этикетаж непосредственно на экспонаты. Не рекомендуется помещать в экспозицию документы с угасающим текстом.

8. Запрещается самостоятельно производить реставрацию музейных предметов.